Изгнание Адама из Рая

Веруем, что первый человек, сотворенный Богом,
пал в Раю в то время, когда преслушал заповедь Божию,
последовав коварному совету змия.
Православное исповедание

                В начале Великого Поста – в Прощеное воскресенье Церковь вспоминает о первой и главной трагедии в истории человечества – о грехопадении Адама и его изгнании из Рая. Грехопадение Адама ознаменовало падение всего человечества в его лице, это –  страшная катастрофа, ввергнувшая весь видимый мир во власть зла, тления и смерти. Это – одно из ключевых и самых важных событий библейской истории, отвечающее на вопрос – почему прекрасный и великолепный мир, созданный Богом, ныне лежит во зле – утопает в крови и слезах, отчего человек не может найти счастье и на земле нет справедливости и так редка любовь, и зачем нам нужен Христос Спаситель и Его крестная жертва? Библейский сюжет об изгнании Адама из Рая напоминает нам, что спасение невозможно без покаяния, которое должно сопровождать христианина на всех путях его жизни и особенно в судьбоносный час его смерти. В первом стихе книги Бытия написано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Небо – это духовный мир, населяемый Ангелами – бесплотными духами, воинством, служителями и вестниками Божьими, было создано мгновенно всемогущим Творцом, а  материальный мир был сотворен в несколько этапов, ознаменованных днями творения. В библейском сюжете о днях творения святые отцы Церкви находили откровение о премудрости Божьей и о замысле Творца – идею восхождения от низшего к высшему. На шестой день сотворения космоса Господь создал человека – венец творения и царя всего видимого мира. В Священном Писании рассказывается, что прежде чем сотворить человека по образу и подобию Своему Божественные Ипостаси Святой Троицы совещались между Собой. Это – Предвечный Совет Святой Троицы, предварял сотворение человека – небывалого создания, ибо всезрящий и всеведущий Господь от взора Которого не может ничего скрыться и Который от вечности знает все, объемля совершенной мыслью Своей прошлое настоящее и будущее, предвидел, что как свободная и разумная личность, Адам может пасть и нарушить заповедь Божью – утратить райское блаженство и обречь себя на погибель, а потому для спасения наших прародителей – Адама и Евы, каждого из нас и всего рода человеческого понадобится крестная жертва Сына Божиего, открывающая нам путь в Царство Небесное. Преподобный Иоанн Дамаскин пояснял, что по великой премудрости Своей Бог предвидел грехопадение Адама и избрал путь спасения через жертвенную любовь, но само грехопадение первых людей свершилось не по воле Творца, а по Его попущению – по свободной воле Адама и Евы, ведь «Бог все знает, но не все предопределяет. Ибо Он заранее знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходило зло, но не принуждает насильно к добру». Митрополит Иларион Алфеев в своей книге «Таинство веры» замечает, что предвидение Божье не было роком, предопределяющим судьбу Адама – первым людям не было предписано согрешить, устоять в верности к Богу или поддаться дьявольскому искушению –  это зависело от их свободной воли, вместе с тем «Божье предвидение ничуть не освобождает нас от ответственности за грех», но «милосердие Бога так велико, что Он изъявляет изначальную готовность принести в жертву Самого Себя, чтобы искупить человечество от последствий греха». По толкованию святого Григория Нисского: «Устроению же человека предшествует совет, и Художником... предызображается будущее создание: каким оно должно быть, какого первообраза должноносить в себе подобие, для чего оно будет и что сделает после сотворения, и над чем ему господствовать - все это предусматривало Слово, чтобы человек принял достоинство, которое выше его бытия, приобрел власть над существами прежде, нежели сам пришел в бытие. Ибо сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:6)... Какое чудо! Устрояется солнце, и никакого не предшествует совета, также и небо, хотя нет ничего равного ему в сотворенном (мире)... К одному только устроению человека Творец приступает как бы с рассмотрительностью, чтобы... его образ уподобить некоей первообразной красоте».
                Если мы раскроем восьмой Псалом царя и пророка Давида, то увидим, что тайна человека вызывала у него изумление: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его». (Пс. 8:5-7). В Библии открывается великая тайна о сотворении человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Человек был сотворен по образу и подобию Божиему, таинственный и прекрасный образ Божий в нас – это бессмертный дух, разум и самосознание, свободная воля и творческие таланты, совесть и дар слова, царственное достоинство и умение любить. По изъяснению преподобного Макария Египетского, Бог сотворил душу «по образу добродетели Духа, вложив в нее законы добродетелей, рассудительность, знание, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа». Святые отцы Церкви различали образ и подобие Божие: образ –  это данность, то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – это задание, то, что предстояло достичь через верность Богу и добродетельную жизнь. По слову святого Григория Нисского, высшая цель христианской жизни есть уподобление Богу. По великой любви Своей и высокому замыслу Бог создал человека свободной и самоопределяющейся личностью, ведь только через свободу можно верить и любить, творить и молиться, восходить к духовному совершенству и уподобляться Творцу. Богослов Владимир Лосский особенно акцентировал внимание на то, что «свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее произведение Бога и шедевр Творца», в свободе заключено духовное первородство и достоинство человека как личности, способность быть самим собой, определять самого себя и властвовать над собой – возвышаться над социокультурной и природной средой, над исторической эпохой и ее веяниями, над своим темпераментом и характером, над своим естеством. Люди и Ангелы есть личные существа, они – вершина Божьего искусства, каждый из них является самобытной и уникальной личностью, обладающей свободой выбора и самоопределения даже по отношению к всемогущему Богу. Старец Иоанн Крестьянкин писал о свободе как о неотъемлемом достоянии каждого человека: «Свободу человека никто отнять не может, даже и Творец его». По христианскому вероучению Бог всемогущ – для Него нет ничего невозможного, но Он никогда не отнимет свободу у Ангелов и людей, ибо настолько велика Всевышнего любовь к Его созданиям – в особенно к тем, на которых отпечатлен образ Господень и которые призваны к высочайшему совершенству и святости. Когда первозданный Адам давал именам всем живым созданиям – зверям и птицам, то он не только проник в тайну Божьего замысла о них – постигал логосы творения, и выразил языком их сокровенную сущность – сделал свое слово их словесной иконой, но он еще и вступил с ними в личные взаимоотношения – возлюбил их всем сердцем своим, воспламенился любовью ко всему тварному миру. В книге Бытия рассказывается, что Бог сотворил мужчину и женщину – Адама и Еву, чтобы человек не был замкнутой и эгоцентричной монадой, но научился святой, небесной и духовной любви – научился любить Бога и ближнего как самого себя. По толкованию святых отцов Церкви, библейский сюжет сотворения Евы из ребра Адама имеет глубочайший символический, мистический и нравственный смысл: Бог навел на Адама сон и из ребра – самого близкой кости к сердцу, сотворил Еву – жену Адама и прекрасную даму его сердца, и Адам признал ее «единосущной» себе – она кость от кости и плоть от плоти его. По образному разъяснению архимандрита Рафаила Карелина: «Если бы Ева была сотворена, как Ангел, из ничего или, как Адам, из земли, то человечество имело бы два начала: оно было бы не единством, а сложением, соединением; у человека не было бы одного начала, одного представителя. А теперь началом человечества является Адам, как некий источник, в котором потенциально заключаются все люди, которые будут жить на земле до скончания мира, источник, изливающий неиссякающую струю воды – поколение за поколением. Поэтому благословение, данное Адаму, распространяется на весь человеческий род. Но и то страшное потрясение, то греховное падение, та духовная деформация, которые испытала личность Адама, также переходят как некая болезнь на все человечество».
                По выражению преподобного Максима Исповедника, человек есть ипостась двух миров – духовного и материального, он – живое звено, связующее небо и землю. Господь сотворил тело человека из горсти праха земного – материи, сделав его микрокосмом и причастником вселенной, и вдохнул в него дыхание Божественных уст, сделав причастником горних сфер. Как замечает Анастасий Синаит: «Сотворив Адама по образу и подобию Своему, Бог через вдуновение вложил в него благодать, просвещение и луч Всесвятого Духа». Святые отцы Церкви понимали под выражением «дыхание жизни» – Сам Святой Дух и Его благодать, следовательно, с самого момента сотворения человек возвышался над флорой и фауной земного мира и был причастен Богу. Епископ Диоклийский Каллист подчеркивал, что «согласно православному мировоззрению, Бог создал два уровня тварных вещей: во-первых, «ноэтический», духовный или умственный уровень, и во-вторых, материальный или телесный. На первом уровне Бог создал ангелов, которые не имеют материального тела. На втором уровне Он создал физический мир – галактики, звезды и планеты, с различными видами минералов, растительной и животной жизни. Человек, и только человек, существует одновременно на двух уровнях. Благодаря своему духу или духовному уму он причастен ноэтической области и является «общником Ангелов»; благодаря своему телу и душе он движется, чувствует и мыслит, ест и пьет... Наша человеческая природа, таким образом, более сложна, чем ангельская, и наделена большим потенциалом. Рассматриваемый в этой перспективе, человек не ниже, но выше Ангелов... Человек стоит в сердцевине Божьего творения. Будучи причастным как духовной, так и материальной области, он есть образ или зеркало всего творения, imago mundi, «малая вселенная» или микрокосмос. Все сотворенное имеет в нем место встречи... Святой Ириней сказал: «Слава Божия есть живой человек». Человеческая личность составляет центр и венец Божьего творения». В христианстве человек есть уникальная личность, созданная по образу и подобию Божиему, являющаяся иконой Творца, он обладает двойственным естеством – духовным и физическим, ведь у него есть душа и тело. По определению святителя Афанасия Великого: «Душа есть сущность умная, бестелесная, бесстрастная, бессмертная». Если величайшие эллинские мыслители – Платон и Плотин полагали, что тело есть могильная плита и темница для души, то христианство возвещает о том, что, как и душа, тело – произведение Божьего творчества, оно – драгоценная оправа и инструмент души, а у первозданных людей – у Адама и Евы до их грехопадения тела были нетленными, прекрасными и сияющими, облаченными в ризу света. Человек – это дух, облаченный в плоть, он – неизъяснимая Божья тайна, небесное и земное создание в одном лице, на него возложена величайшая миссия – интеграция всего видимого мира – целой вселенной, и ее соединение с невидимым и духовным миром. Архимандрит Киприан Керн полагал, что дар творчества – это духовная  способность, уподобляющая человека Богу Творцу, человеку заповедано «возделывать» сад – трудиться и творить, но если Бог творил из ничего, то человек использует в своем творчестве материю, в то же время творчество возвышает человека над материальным миром  и освобождает его, ибо и молитва – это творческий акт. Высочайшая миссия первозданного Адама – одухотворить вселенную и преобразить весь космос через священнослужение Богу и духовное восхождение к высшему совершенству – обожение, ибо весь видимый мир должен был ста величественным храмом Божиим, человек – иереем, его сердце – алтарем, а жизнь – богослужением. По тонкому наблюдению святителя Василия Великого, хоть Ангелы сотворены по образу и подобию Божиему, как и люди, но они – служители Божии, а первозданный человек не только «имел начальство по подобию Ангелов» и «по своей жизни был подобен Архангелам», но и был сердцем всего сотворенного мира и царем вселенной, он обладал царским достоинством и величием, как тень Бога на земле, Его священнослужитель и пророк. Господь дает Адаму во владение всю землю – всю вселенную, весь видимый мир, ведь человек является ипостасью и представителем космоса пред лицом Божиим, а значит, на человеке лежит нравственная ответственность за состояние мира и его судьбу. Апостол Павел подчеркивал, что именно по вине падшего человека все земное творение покорилось суете – смерти и тлению, но оно с надеждой ожидает откровение сынов Божиих – часа избавления от страданий и смерти и духовного преображения вселенной, когда окончится история мира и совершится Суд Божий, и все верные Богу люди станут прославленными сынами Божиими по благодати. С филигранной богословской точностью и ясностью Владимир Лосский писал, что «человек для вселенной есть ее упование благодати и соединения с Богом; но в нем также – опасность поражения и утраты», человек – это связующее звено между Божеством и космосом, он – логос вселенной, высказывающийся от лица всего мира, а высказывание его может быть как молитвой, так и проклятьем, как литургическим возгласом, так и богохульством. По рассуждению архимандрита Софрония, свобода – величайший дар, делающий человека образом Бога Творца, но в свободе изначально заключена как возможность богоуподоблениия и обожения, так и возможность греха и отпадения от Бога, а потому создавая человека как свободную личность, Господь шел на определенный риск: «Создание чего-либо – всегда рискованное предприятие, и создание Богом человека по Своему образу и Своему подобию включало определенную степень риска... Предоставление человеку богоподобной свободы открывало возможность в какой-либо форме противостоять предопределению. Человек вполне свободен определить себя негативно по отношению к Богу – вплоть до конфликта с Ним».
                В Библии рассказывается, что жизнь Адама и Евы была счастливой и блаженной, Господь ввел первозданных людей в райский сад, который Он «насадил в Эдеме, на востоке» (Быт. 2:8). Человек есть венец Божьего творчества, он – царь природы, поэтому все звери, птицы и стихии были покорны Адаму, он обладал великой мудростью и силой. По слову преподобного Макария Египетского, первозданный человек был неуязвим для всех стихий: «Господь поставил человека князем века сего и владыкой видимого. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил». Святитель Иоанн Златоуст обращал внимание на то, что Адам и Ева пребывали в непрестанном Богообщении, сияющая слава Божий осеняла их и их тела сияли, облаченные в свет как в царскую ризу, их души были чисты и непорочны как белые лилии Назарета, они властвовали над сердцем и помыслами своими и жили блаженной и святой жизнью. Человек был создан по образу Божиему, он – Логос в миниатюре, он имел в себе Дух Божий и был научен Им, обладал даром слова и нарек всех зверей и птиц – познал смысл их бытия и запечатлел в слове сокровенный логос каждого существа. Размышляя о том, что такое имя, митрополит Филарет Московский есть сущность вещи, заключенное в слове, вербальное выражение осмысленного бытия и откровение о тайне творения. По высокому Божьему замыслу человек призван быть царем, священником и пророком всего видимого мира, он единственный из всех созданий вселенной имеет разум и дар слова, он способен словесно восхвалять Бога и возносить молитвы от лица всего космоса. В книге Бытия рассказывается, что Адам вкушал от Древа Жизни, дарующего бессмертие и вечную жизнь – был причастником Божественной Жизни, но Господь дал ему заповедь не вкушать плодов от древа познания добра и зла. По изъяснению преподобного Иоанна Дамаскина, древо познания добра и зла называлось так не случайно – через него должно было решиться изберет ли Адам добро или зло, должно определиться отношение человека к Богу – гармония и синергия человеческой воли с Божественной волей через послушание или диссонанс и отпадение человека от Бога через своеволие. Святитель Иоанн Златоуст полагал, что Господь дал эту заповедь Адаму не только как испытание веры и пробный камень любви, но и как возможность совершенствоваться в послушании Богу и самоотречении. По святоотеческой экзегетике стихи Библии имеют не только буквальный и исторический, но и духовный, символический смысл, открывающий новые глубины смысла и горизонты. Святитель Григорий Богослов пояснял, что два древа были насажены Богом в райском саду – Эдеме: одно – Древо Жизни, символизирующее Богообщение и непрестанную молитву, ибо истинная жизнь – это общение к Богу и приобщение к Его вечной Божественной Жизни; иное – древо познания добра и зла, оно – символ высшего созерцания и Боговидения. По мысли святителя Григория Богослова, первозданный Адам был сотворен Богом чистым и невинным, ему предстоял путь духовного восхождения – от тварного совершенства к нетварному Божественному Совершенству – обожению через Богообщение и верность Богу, но Адам дерзко возжелал взойти на высшую ступень мудрости и похитить тайну Боговидения для того, чтобы стать богом без истинного Бога – обрести независимость от Творца и стать властителем бытия, самому определять, что есть добро и зло, отвергнув нравственный закон Господень.     Библейский рассказ о грехопадении раскрывает духовные и метафизические истоки трагизма человеческой истории и катастрофического состояния нашего мира, лежащего во зле, и открывает нам тайну возникновения зла в видимом мире – зло вошло в мир не по святой воле Бога, а по вине человека, который предпочел довериться дьяволу, а не Богу, захотел сам стать богом и отверг Создателя. Преподобный Иоанн Лествичник был убежден, что гордыня – матерь всех зол, она превратила прекрасных Ангелов в ужасающих и коварных демонов, она посеяла разор на небесах и омыла землю реками крови и слез, она – причина грехопадения Адама: «Где случилось грехопадение, там прежде поселилась гордость. Наказание гордому –  падение, досадитель же – демон... От одной этой страсти без всякой другой дьявол ниспал с неба». Рассуждая о тайне греха Адамова, архимандрит Рафаил Карелин писал: «Библейское повествование о нарушении Адамом воли Божией является повествованием о повторении греха сатаны. Сатана, залюбовавшись своей тварной, ангельской красотой, решил, что он – как Бог, что он равен Богу. Адаму райское древо представлялось неким талисманом, насильственно овладев которым, он хотел стать сразу же, тотчас же властителем всего мира и своего собственного бытия. Поэтому грех Адама также был грехом не человеческой слабости, а грехом богоборчества». Выдающийся православный богослов Владимир Лосский поясняет, что «корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь зависимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только земной мир, и потому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся на небесах, продолжается на земле, потому что Ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед Ангелами падшими».
                В Библии написано, что в грехопадении Адама принимал участие змей-искуситель – Люцифер, «великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий вселенную», о котором говорится в Апокалипсисе и который был Светоносцем – величайшим из Ангелов, но возжелал стать выше Бога и отпал от любви Божьей, увлек за собой треть Небесных Сил и сделался врагом истины и добра. В книге Бытия Люцифер именуется змеем, змей – символ низкой натуры дьявола, его хитрости и коварства, изощренности во зле, змей ползает, а не летает – это утрата ангельских крыльев – устремленности к Богу, змей опутывает своими кольцами жертву – дьявол опутал семью кольцами смертных грехов все человечество, яд змея смертельно опасен, это – символ греха, ложь и клевета, исходящие из уст сатаны. По разъяснению преподобного Иоанна Дамаскина, дьявол вступил в беседу с Евой и через нее искусил Адама «ложной надеждой на обожение», первозданные люди не смогли распознать дьявольского обмана, ибо змеиная речь оказалась самой страшной ложью – полуправдой. Человек создан по образу и подобию Божиему, в нем изначально заложена жажда высшего совершенства и обожения, но обожение невозможно без Бога и верности Богу. Люцифер предстал в образе змей перед Евой, чтобы искусить ее – посеять семена сомнения в правде Божьей – «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1), выставить Творца перед людьми суровым Властителем, не желающим даровать человеку совершенство. По слову преподобного Симеона Нового Богослова, люди доверились не Богу, а дьяволу, они возжелали быть как боги через грех – обожиться неправедным путем, Люцифер стал их властителем дум и гением-вдохновителем – инфернальным мусагетом, и они нарушили заповедь Божью – вкусили запретный плод, что являлось признаком величайшей гордости и стремления сделаться равным Богу вопреки Его воле: «Эосфор, а вслед за ним и Адам, один будучи Ангелом, а другой – человеком, вышли из своего естества и, возгордившись перед своим Творцом, сами захотели стать богами». Тайна грехопадения Адама – это тайна аксиологического характера, для христианина наивысшая ценность – это Сам Бог, Он выше всех даров Своих, поэтому человек призван любить Бога бескорыстно, но когда Адам и Ева возжелал вкусить запретный плод с древа познания добра и зла вопреки воле Вседержителя, у них появилась ценность вне Бога, запретный плод показался им «хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным» (Быт. 3:6) – вся иерархия ценностей рухнула, на первом месте оказался не Бога, а  предмет моего вожделения. На протяжении всей истории из века в век, из поколения в поколение человечество повторяет ошибку Адама –  прельщается ложными ценностями и забывает истинную ценность – верность Богу. Запретный плод не дал человеку счастья, а нарушение воли Божьей печально сказалось на первых людях, они ощутили свою наготу – духовную нищету, им стало стыдно и страшно и они попытались скрыться от Бога. По объяснению святителя Иоанна Златоуста, первозданные люди были облачены в самое дивное и прекрасное одеяние – в ризу Божественного Света – благодать Святого Духа, их тела сияли, подобно солнцу, но когда они нарушили волю Божью, то утратили благодать Божию – погас свет и они увидели наготу свою. По богословскому замечанию преподобного Ефрема Сирина, «Адам и Ева по вкушении плодов древа узнали добро и зло, но и до вкушения знали они добро по опыту, а зле только слышали – после же вкушения произошло противоположное: о добром они стали только слышать, злое же испытывать на деле, потому что Бог отнял у них славу, которого они были облечены, и овладели ими печали, которые прежде не касались их». Жгучее чувство стыда охватило Адама и Еву после того как они нарушили заповедь Божью, в их сердцах погасла любовь к Богу, а их ум – помрачился и они захотели скрыться от вездесущего Бога – найти место, где Бога нет, ибо Бог перестал быть святыней их сердец, смыслом и целью их жизни, а стал мыслиться как грозный, суровый, карающий и неумолимый Судия. Если до грехопадения Адам был наделен великой мудростью, он называл всех птиц и животных, разгадывая логосы творения, весь мир был для него открытой книгой, то бегство Адама от Бога после грехопадения – знак утраты мудрости и помрачения ума, ибо падший человек начал мыслить в категориях материального мира о Боге, Который есть всесовершенный Дух и вечная Любовь.
                В книге Бытия рассказывается, что после грехопадения Адама Бог вышел «на поиск» человека, по великой и неизреченной любви Своей, как Небесный Странник из Апокалипсиса, Он не оставил Свои падшие создания, но «ходил между деревьями Рая» – таинственно присутствовал в земном мире, и звал Адама – «Где ты?». По толкованию святых отцов Церкви, «хождение» Бога по Раю – прообраз о Христе Богочеловеке – воплотившемся Боге Слове и Добром Пастыре, вышедшем искать заблудившуюся овцу. Бог все видит и знает, Он всемогущ и мог бы воззвать с небес громовым голосом и потрясти основания земли, но Он любит Адама и Еву и не хочет быть их Судьей, Он взывает к их сердцам и хочет побудить их к покаянию, напоминает им об утраченном блаженстве и зовет их к Себе тихой и кроткой речью. Если бы Адам раскаялся в грехе и взмолился Богу о прощении, то в тот же миг был бы прощен, но вместо покаяния Адам произносит апологию падшего человека – речь самооправдания и обвиняет во всем свою жену – Еву и ее Творца – Самого Бога – «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12), а Ева обвиняет во всем змея – падшего Ангела, но никто из них не раскаялся и не очистил сердце свое покаянием, поэтому Господь изгоняет их из Эдема. Размышляя о том, почему Господь изгнал Адама и Еву из Рая, архимандрит Рафаил Карелин писал о том, что это – дело не только Божьего правосудия, но и любви: «Изгнание Адама из рая было проявлением любви Бога к праотцам. Адам потерял внутренний рай, присутствие Бога не радовало, а мучило его. Если бы Адам находился в раю, то сам рай стал бы для него вечным, неиссякающим мучением, вечным напоминанием о том, что он потерял. Он еще мучительнее чувствовал бы потерю благодати Божией. Здесь – ключ к разрешению одного вопроса: почему Господь допускает существование ада? Почему Господь не простит и не возьмет всех грешников снова в Царство Небесное? Именно потому, что если бы Господь взял человека, внутренне неспособного к Богообщению, в Царство Света и Благодати, то этот человек оказался бы подобен тому, кто находится возле берега реки и не может пить из нее воду. Он мучился бы еще больше, еще страшнее. И поэтому некоторые из богословов говорят о том, что адские муки – это последняя милость Божия грешнику, чтобы он в физических страданиях забылся от самых ужасных, самых страшных – духовных мук». Заповедь Божья о том, чтобы не вкушать плод с древа познания добра и зла, была дана Адаму «как некое испытание и проба, упражнение послушания и непослушания человека». Как свободной личности человеку дается право выбора между добром и злом, право самоопределения по отношению к Богу, избрание добра вело к достижению наивысшей цели существования – уподоблению Богу и обожению, Вечному Завету с Творцом и приобщению ко всей неисчерпаемый и неизмеримой полноте Божественной Жизни, в то время как избрание зла вело к отпадению от Бога – источника жизни, свободы, мудрости и блаженства, а, следовательно, к смерти, страданию, неразумию и рабству у греха и лукавого князя мира сего – дьявола.  Преподобный Макарий Египетский писал о горестных последствиях грехопадения: «когда пал Адам и умер для Бога, Творец скорбел о нем: Ангелы, все силы, небо, земля и все твари оплакивали смерть и падение его. Ибо твари видели, что тот, кто дан им в царя, стал рабом противной и лукавой силы. Итак, тьмой, горькой и лукавой тьмой он облек душу свою, потому что воцарился над ним князь тьмы. Он-то и был тот израненный разбойниками и ставший полумертвым, когда шел из Иерусалима в Иерихон (Лк. 10:30). И Лазарь, которого воскресил Господь, этот Лазарь, исполненный великого зловония, так что никто не мог приблизиться к гробу его, был образом Адама, принявшего в душу свою великое зловоние и наполнившегося чернотой и тьмой. Но ты, когда слышишь об Адаме, об избитом разбойниками, о Лазаре, не позволяй своему уму блуждать как бы по горам, но заключись внутри души твоей, потому что ты носишь те же раны, то же зловоние, ту же тьму. Все мы – сыны этого омраченного рода... Такой неисцелимой раной мы ранены, что одному Господу возможно исцелить ее. Посему-то и пришел Он сам, ибо никто из ветхозаветных праведников, ни самый закон, ни пророки не могли исцелить эту рану».  До грехопадения Адам жил в Раю и Рай пребывал в его сердце – там царил Бог, душа Адамова была соединена с Богом верой, надеждой и любовью, а тело его – облачено в светоносную ризу благодати Святого Духа, а после грехопадения он лишился райского блаженства и вся природа его исказилась: дух его перестал устремляться к Богу, попал во власть душевных страстей, душа – покорилась плоти, а тело утратило первоначальную нетленность и облеклось в кожаные ризы – в грубую, косную и вещественную плоть. Давая заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, господь предостерег Адама: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Со дня грехопадения в жизнь человека вошли болезни, страдания и смерть, падший и нераскаянный человек не мог более вкушать от Древа Жизни – причащаться Божественной Жизни, он стал смертным. Существует два вида смерти: духовная смерть есть разлучение души с Богом, духовно Адам умер в день согрешения и изгнания; физическая смерть – разлучение души и тела, с ней Адам впервые столкнулся, когда пережил смерть своего сына – Авеля, убитого братом его – Каином. В тот момент Адам горько заплакал, осознав, что в духовном и мистическом смысле стал причиной всех будущих страданий человечества – всей крови и всех слез, что как всемирный потоп зальют землю. По церковному Преданию, вместе с Адамом молился Архангел Уриил – Архистратиг мудрости и любви к Богу, которого можно считать Ангелом-Хранителем первого человека.
                Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что после грехопадения изменился весь видимый мир – рухнула изначальная гармонии и извратилось Божье творение, стихии стали смертоносны, а звери – враждебны к человеку, в поте лица люди должны были теперь добывать хлеб, все земные создания стали тленными и смертными, а Ада и Ева горько возрыдали увидев плоды греха: «Они плакали, рыдали, били себя по голове, оплакивая свое прежнее жестокосердие, и делали они это не один, не два и не десять дней, но... всю свою жизнь. Ибо как можно было не плакать, вспоминая... этого кроткого Владыку, эту неизреченную сладость Рая, эту неописуемую красоту тех цветов, эту беззаботную и беструдную жизнь, это восхождение и нисхождение к ним Ангелов?». После грехопадения земля была проклята – на ней начинает произрастать разная сорная трава, появляются тернии, волчцы, насекомые и паразиты, она становится местом изгнания и пустыней скитаний, а Адам – бывший царь этой земли, оказавшийся недостойным своего царского призвания, изгоняется из Эдема и становится странником, лишенным благодати Божьей. Накануне Великого Поста святая Церковь вспоминает Адамово изгнание и поет на богослужении «Адам был изгнан из рая через снедь; поэтому, сидя напротив него, он рыдал, восклицая умилительным голосом: горе мне! как пострадал я, жалкий! я преступил одну заповедь Владыки и лишился всех благ! О рай святейший, насажденный ради меня... я уже не буду наслаждаться твоей сладостью и уже не увижу Господа Бога моего и Создателя, ибо пойду в землю, из которой был взят».  Преподобный Силуан Афонский писал, что изгнанный из Рая, Адам плакал великим плачем о том, что разлучился с Богом, утратил свое царское достоинство и обрек весь мир и все земные создания на страдания, болезни и смерть: Адам « в Раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал... Не так жалел он о красоте Рая, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу. Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение... Горько рыдал Адам, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать?.. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему...». «Велика была скорбь Адама по изгнании из Рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море, и понять ее может только тот, чья душа познала Господа...». Прежде, чем Адам и Ева были изгнаны из Рая, Бог изрек пророчество в словах, обращенной к змею – Люциферу, о том, что «семя жены» поразит дьявола, это – весть о грядущем Мессии, ставшая отрадой и источником надежды для падших людей, это – благовестие о том, что на землю явится Христос Богочеловек, непорочно зачатый и рожденный от Святого Духа и Пречистой Девы Марии, и через Его искупительную жертву и Воскресение будет сокрушена власть дьявола и держава смерти – ниспровергнут Ад и разорваны узы смерти: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).  Православная Церковь воспоминает Адамово изгнание накануне Великого Поста, чтобы настроить души людей на покаяние, ибо без покаяния невозможно спастись, оно сокрушает сердце и очищает душу, изменяет ум и обращает его к Богу в молитве, укрепляет волю и дает силы изменить жизнь – отринуть путь греха и погибели. На земле мы все – странники, наша истинная отчизна – на небесах, в Царстве Небесном, мы тоскуем и ищем наше потерянное отечество, а покаяние – это единственный путь от земли к небесам, единственный путь, ведущий падшего человека к Богу. На протяжении веков и тысячелетий плач Адамов возносится к небу – тоскующий и безутешный Адам зовет Бога и плачет в лице каждого человека – каждого сына и каждой дочери, а милосердный Господь не отнял от нас Своей вечной, совершенной и неизменной любви, чудесно явленной в Лице Сына Божиего – Иисуса Христа, искупившего грехи мира на Голгофе, победившего смерть и Ад, чтобы освободить нас от власти дьявола и вечного проклятья, даровать каждому из нас возможность спасения. Преподобный Силуан Афонский писал, что в лице ветхого Адама мы все потеряли земной Рай, являясь потомками его, но Своей жертвенной любовью на Кресте Новый Адам – наш всемогущий Господь и Спаситель, воплотившийся и вочеловечившийся Бог Слово и Сын Бога Живого, дарует нам иной Рай – лучше и прекраснее прежнего, этот Рай – на небесах, где сияет предвечный свет Святой Троицы и обитают Ангелы и святые, а восхождение туда совершается по тропе покаяния и любви.


Рецензии