Жертвоприношение Авраама

Авраам стал славен тем, что в сердце своем заклал уже сына, хотя не заклал его на самом деле…
Преподобный Ефрем Сирин

                В ветхозаветные времена грех и идолопоклонничество распространялись по земле как духовная эпидемия, и чтобы сохранить оазис истинной веры и Богопочитания посреди пустыни языческих лжеучений, Господь избрал еврейский народ, получивший сове имя от Евера – одного из потомков Сима. На страницах Ветхого Завета еврейский народ – Израиль, определяется как единственный носитель веры в истинного Бога, хотя мы знаем, что и в других народах оставались праведные и благочестивые люди, имеющее возвышенную душу и правую веру – например Иов, но еврейский народ был избран с особой целью – от колена Иудина и дома Давидова должен был произойти Мессия. Бог избрал еврейский народ для служения всему человечеству – чтобы все люди не стали язычниками и идолопоклонниками, и пришедший на землю Иисус Христос нашел бы Себе учеников – апостолов, нашел бы слушающих Его слово и претворяющих Его заповеди в жизнь – нашел бы тех, кто уверовали в Него и возвестили бы благую весть всем народам. Избрание еврейского народа было не привилегией, а служением – уникальной исторической миссией, о чем возвещали пророки, призывавшие свой народ через покаяние, смирение и верность Богу быть достойными своего призвания. Назначение еврейского народа не узконациональное, а всемирное и всечеловеческое, но во времена земной жизни Христа Спасителя многие иудеи считали свое избранничество привилегией и воспринимали свою миссию в узко национальных интересах, они не поняли, что им надлежало свидетельствовать о Христе всему миру и отвергли Мессию, ибо жаждали увидеть в Нем земного властителя – великого царя – премудрого Соломона и Александра Македонского в одном лице, который бы вернул Израилю величие, сокрушил Римскую империю с ее железными легионами и возвысил иудеев над всеми народа земли. Величайшая трагедия иудеев заключается в отречении от Сына Бога Живого – Иисуса Христа, а суд синедриона над Мессией и вынесенный Ему смертный приговор – это приговор национальной гордыни Израиля, жертвой которого стал иудейский народ, лишившийся храма и земной отчизны, рассеянный по миру и испивший горькую чашу страданий и унижений. Избрание еврейского народа достигает кульминации в лице праведника Авраама, после которого  вся история Ветхого Завета – это история еврейского народа –  потомков Авраама, но надо помнить, что Библия написана для всех народов, и в те времена, когда Бог вел Авраама, Исаака и Иакова, говорил с Моисеем и Давидом, воздвиг  Израильское царство и освятил храм – Он думал о всем человечестве, и не случайно на страницах пророческих книг мы находим слова пророков, чьими устами Бог предрекал, что наступит время, когда и язычники обратятся к Богу Израилеву, свидетельствуя, что цель избрания еврейского народа – приуготовление всего мира к пришествию Христа Богочеловека и к апостольской проповеди Новозаветной Церкви.
                В книгах Ветхого Завета Сам Господь говорит, что Он – Бог Авраама, Исаака и Иакова, а Авраам является отцов всех верующих в истинного и единого Бога, он жил в Уре Халдейском – столице древнего Шумерского государства, расположенном между реками Тигр и Евфрат, и по своему происхождение принадлежал к элите, у него были многочисленные стада и материальные блага, он был знатен, богат и мог подняться на самую вершину шумеро-аккадского царства и вести в Уре спокойную и безмятежную жизнь, но Господь воззвал к Аврааму и велел Своему избраннику выйти из Ура и пойти в Землю Обетованную – оставить «сытое счастье» и житейское благополучие, довериться Богу и исполнить Его святую волю. Во времена Авраама идолопоклонничество начало завоевывать мир и покорять сердца людей, некоторые представители аккадского племени еще хранили веру в единого Бога, она продолжала теплиться в потомках Сима, к роду которого принадлежал и сам Авраам. В книге Бытия рассказывается, что Авраам был мужественным, мудрым и благочестивым человеком, он – храбрый воин – когда пять царей напали на город Содом, в котором жил его племянник Лот, и захватили Лота в плен, то Авраам вооружил слуг своих и вместе с ними догнал пятерых царей и разбил их в битве, чтобы освободить племянника. Благочестивый патриарх Авраам – великий молитвенник с милующим сердцем, когда он узнал о том, что жителям Содом грозит гибель за их нечестие, то молился Бога о том, чтобы Он пощадил город, если там найдутся праведники, веруя, что Бог справедлив и милосерден, а Суд Его – безупречен, по великому смирению почитая себя прахом и пеплом пред лицом Владыки неба и земли. Мелхиседек – царь Салимский и священник Бога Всевышнего, вынес вино и хлеб, и благословил Авраама, сказав: «благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». В мистическом и символическом смысле царь и священник Мелхиседек – один из ветхозаветных прообразов Иисуса Христа – Спасителя мира, Небесного Архиерея и Царя неба и земли, хлеб и вино – прообраз таинства Евхаристии, а благословение Авраама Млхиседеком знаменует благословение от Самого Бога. По пламенной вере своей Авраам удостоился великой чести – он говорил с Богом в молитвах и Богом говорил с ним как с избранником Своим, и приоткрыл через явление трех Странников ветхозаветному мужу у дубравы в Мамре великую и неизъяснимую тайну Святой Троицы, запечатленную в красках на знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица», увидев которую наш русский Леонардо да Винчи – выдающийся философ, ученый, поэт и священник Павел Флоренский воскликнул: «Если есть «Троица» Андрея Рублева, значит, существует Бог». Когда Бог явился Аврааму и повелел ему оставить Ур Халдейский и все имение свое и ступать в землю, о которой он ничего не знал и никогда не слышал, то Авраам доверился Богу и исполнил волю Вседержителя, ибо он не только верил в Бога, но и верил Богу – любил Творца своего, живя до пришествия Иисуса Христа имел христианскую систему ценностей и почитал все земные сокровища за горсть праха в сравнении с Богом. Благочестивый Авраам – это великий ветхозаветный праведник и христианин до Христа, он не прельщался мирскими сокровищами и благами, но жаждал встречи с Богом, и когда голос Божий воззвал к нему, то Авраам, не задумываясь, откликнулся на зов Господень и исполнил волю Всевышнего, не требуя от Бога никаких объяснений и гарантий. В Библии человек определяется как существо религиозное, а вера в Бога рассматривается как оправдание бытия человека, она – антроподицея, высшая ступень и смысл его существования, ее обретение – неизъяснимое таинство, ибо без веры невозможно спастись, она – основа праведности и фундамент благочестивой жизни. Сам Господь вменил веру Авраама в праведность.
                Тайна величия Авраама – сила его веры и любовь к Богу, он не мог жить без Бога и был беззаветно предан Творцу своему, он имел обещание Божие – стать отцом множества народа и иметь великое потомство, столь же многочисленное как звезды на небе. В духовном и символическом смысле – звезды, сверкающие на небе как драгоценные камни – алмазы, и освещающие путь странниками и мореходам, обозначают духовных потомков Авраама – всех верующих в истинного Бога и живущих по Его заповедям, это – истинные христиане и святые, являющиеся славой Церкви, они – драгоценны в очах Всевышнего и унаследуют Царство Небесное, они освещают наш мир своими молитвами и указывают нам верный путь к спасению своей праведной жизнью, они равночестны Ангелам и будут прославлены на небесах. Авраам поверил Богу и соблюдал слово Его, он стал странником и пришел в землю, где он – чужак, живущий в шатре, явив свою свободу от цепей мирской привязанности и верность Богу, готовность исполнять волю Его, это знаменует и то, что все мы странники, а наше отечество – на небесах, шатер – прообраз Церкви, где Бог обитает с людьми. В течение долгих лет  Авраам ожидал и не роптал на Бога, веруя, что Господь премудр и благ, каждое слово Его – вечная истина, и нет ничего невозможного для Всемогущего. С  тайной и пламенной мольбой Авраам каждодневно взывал к Богу, помня, что у него должен родиться наследник, от которого по обещанию Божьему произойдет великий народ. В Священном Писании сказано, что Авраам был женат, но не имел детей – в древности это отзывалось мукой в сердцах людей, ибо они понимали, что оборвется их род и потомки их не прославят Бога и не увидят Мессию. В таинственном видении Аврааму было сказано от Бога – «не бойся, Авраам, Я – твой щит, награда твоя весьма велика», на что изумленный Авраам с грустью сказал – «Владыка Господи! что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным…», и Господь возвестил Аврааму, что она станет родоначальником множества народов, с которыми Господь поставит Завет Свой. Авраам верил Богу и хранил надежду в сердце своем, для него Слово Божие – Откровение – величайшая и неоспоримая истина, и за верность Господь дал ему сына, нареченного Исааком, что означает – «смех», потому что жена Авраама – Сара, узнав, что ждет ребенка в преклонном возрасте, рассмеялась в сердце своем, не веря от счастья этому неожиданному чуду и долгожданной милости Божьей. В книге Бытия сказано, что когда столетний старец Авраам узнал, что у него родится сын, то он тоже рассмеялся от радости, с изумлением вопросив Бога: «Неужели от столетнего будет сын и девяностолетняя Сара родит его?», а всемогущий Господь уверил Авраама в том, что у него родится сын и будет наречен Исаак, и с ним и потомками его будет поставлен Завет.
                У столетнего старца Авраама родился долгожданный, единственный и любимый сын – Исаак, которому обрадованный отец хочет передать весь свой жизненный и духовный опыт, а самое главное – рассказать о Боге. Авраама ждал зрелости своего сына, но когда Исааку исполнилось четырнадцать лет, Господь сказал Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в земле Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). На протяжении всей земной жизни Господь испытывал Авраама – проверял его веру, надежду и то, насколько он любит Бога – готов ли Авраам всецело довериться Творцу своему и возлюбить Его всем сердцем и душой – возлюбить Бога больше всех даров Его – в том числе и единственного сына – Исаака. Много лет Авраам ждал рождения своего единственного сына, а когда Исаак родился, то сердце старца исполнилось несказанной радостью – он с любовью заботился о ребенке своем и видел как Исаак рос, он возлюбил сына своего больше жизни, но Господь воззвал к Аврааму и сказал ему: Я даровал тебе единственного и долгожданного сына – Исаака, он – источник радости и счастья для твоего сердца, пришел час и ты должен отдать его Мне – принести Исаака в жертву Богу твоему». В книге Бытия не сказано, что происходило в тот страшный момент в душе Авраама – все думы и переживания ветхозаветного патриарха остались тайной, ибо уста его хранили молчание, а молчание – тайна будущего века, только вечность откроет ее. Авраам не воззвал к Богу с горестной молитвой и упреком: «Что Ты говоришь, Господи? Всю жизнь свою я был верен Тебе и почитал себя прахом и пеплом перед лицом Твоим. Во всех испытаниях я верил в благость Твою и во дни старости моей, как я стал увядшим цветком, ты исполнил обещание Твое и у меня родился ребенок – возлюбленный и долгожданный сын мой – Исаак, о котором Ты сказал мне, что в Исааке наречется мне семя. Все сердцем возлюбил я сына своего и не чаял души в Исааке, ибо он – дороже жизни для меня, в нем – мое счастье и в нем моя радость, он – исполнение обетования Твоего и надежды моих очей, и Ты велишь, чтобы я – ветхий старец, проживший более ста лет, повел сына своего на гору и принес его в жертву – заклал для Тебя?». Ни на одно мгновение Авраам не усомнился в Боге и не стал спорить с Всевышним, он понимал, что ребенок – это дар Божий, а всемогущий Бог абсолютно свободен – Он волен забрать Свой дар, а потому печать молчания легла на уста Авраама – сердце его разрывалось от скорби и ужаса, но вопреки всему он верил в благость Бога и в смирении принял волю Вседержителя, ибо молчание – знак согласия. Ветхозаветный праведник Авраам – избранник Божий и выразитель библейского миросозерцания, он со священным трепетом и молитвенным изумлением ощущает тайну и чудо жизни, воспринимает жизнь как дар Божий – жизнь даруется каждому человеку от Бога, Всемогущий – Властелин жизни и смерти, наша жизнь и ее блага, здоровье и житейское благополучие, земное благоденствие, мудрость и таланты – это дары Божии, но нам надо научиться любить Бога больше всех Его даров, любить Его бескорыстно и жертвенно, принимать от Него не только дары, но и скорби и испытания, попущенные нам для нашего духовного возрастания и совершенствования. Когда совершается Божественная Литургия и хлеб и вино, принесенные на престол, освящаются Святым Духом и становятся пречистым Телом и святой Кровью Христа Спасителя, то в  этот священный, страшный и благословенный момент священник, вознося эти дары к Богу, говорит: «Твоя от Твоих, Тебе приносящий, за всех и за вся», то есть «все, что Ты, Господи, по великой милости Твоей даровал нам – веру, надежду и любовь, честь молиться в храме, весь этот мир с его красотами, тайнами и чудесами, всю нашу жизнь – все мы приносим в дар Тебе».
                С древнейших времен, описанных пророком Моисеем, Авраам стал ветхозаветным символом беспрекословного послушания Божественной воле и доверия Богу. В книге Бытия рассказывается, что Авраам встал рано утром, взял с собой двух отроков и сына своего – Исаака, наколол дров для всесожжения, оседлал осла и отправился на гору, которую показал ему Господь. На третий день странствия, Авраам возвел очи свои и увидел место жертвоприношения, избранное Богом, и, дойдя до подножия горы, он сказал двум отрокам: «останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын мой пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт.22:5). Это – пророческие слова и слова неугасимой веры, пылающей в сердце Авраама, ибо Господь дал обетование ему, что от сына его – Исаака, произойдут народы, цари и пророки,  а потому Авраам и сказал двум отрокам, что он принесет жертву Богу и вернется обратно с сыном своим. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что в тот момент Святой Дух сошел на Авраама и он произнес пророчество о том, что Исаак, которого он должен был принести в жертву Богу, останется жив и не умрет. По толкованию преподобного Ефрема Сирина, Авраама всецело доверял Богу и знал, что у Всемогущего не останется бессильным ни одно слово, он исповедовал веру в любовь и милосердие Вседержителя и надеялся, что Всевышний воскресит из мертвых принесенного в жертву Исаака. «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Быт.22:1-24). В духовном и символическом смысле жертвоприношение Авраама – это прообраз голгофской жертвы: три дня странствий – прообраз трех лет проповеди Иисуса Христа, предваряющей Его страдание и смерть на Голгофе, два отрока, остающиеся у подножья горы символизируют закон Моисеев и пророки, приуготовляющие мир к пришествию Мессии, но не способные спасти нас и возвести на вершину святости и духовного совершенства, ибо единственный Спаситель – это Христос, Авраам есть образ Бога Отца, отдающего Своего возлюбленного Единородного Сына – Иисуса Христа, чтобы всякий верующий в Него не погиб, а обрел жизнь вечную, Исаак, несущий дрова на гору – прообраз Самого Христа Спасителя, несущего Крест на Голгофу и восходящего на крестные страдания и смерть ради нашего спасения. Обращаясь к своему отцу, Исаак спросил –  «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?», а Авраам, чье сердце разрывалось от боли и утешалось лишь верой и надеждой на милость Божью, ответил сыну своему – «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения». Когда читаешь библейскую историю о жертвоприношении Авраама, то не знаешь чем больше изумляться – тому, как Авраам доверяет Богу, не колеблется и не сомневается в благости Творца, или смирению и кротости Исаака и тому, как он доверяет отцу своему. Ветхозаветный праведник Исаак – прообраз Иисуса Христа, Агнца Божьего, он восходит на гору с дровами – и Христос взошел на Голгофу, неся Крест, он – молодой, красивый и сильный юноша, покорившийся отцу своему – ветхому старцу Аврааму, добровольно возлегший на жертвенник и не сопротивляющийся даже тогда, когда Авраам занес над ним сверкающий нож – готовый принять из рук отца своего все – даже смерть, и Христос Богочеловек добровольно восходит на Крест – вселенский жертвенник, принимает волю Отца Своего Небесного – Ветхого днями – предвечного Бога, что открылось нам в Гефсиманской молитве, будучи Всемогущим, по предвечному Божественному естеству Своему, Христос уничижает Себя и приносит Себя в жертву за грехи всего мира и во имя спасения всего человечества. В книге Бытия сказано, что Авраам и Исаак восходили на гору вместе, они – прообразуют Бога Отца и Сына Бога Живого – Иисуса Христа в момент голгофской жертвы, а их неразлучность означает следующее: в страшный час крестной смерти, когда распятый Сын Человеческий возопил – «Боже Мой! Боже Мой! зачем Ты оставил Меня?» (Мф.27:46), Христос принял в Свое сердце вселенскую муку – всю скорбь людей от времен Адамовых до последней дней мира, но Сам Он не разлучился ни с Отцом, ни с Духом Святым ни по предвечному Божеству Своему, ни по человеческому естеству, воспринятому через великое и чудно таинство Боговоплощения от пречистой Девы Марии, ибо Святая Троица едина и нераздельна, и два естества и две воли – божественная и человеческая – соединились в Личности Христа Богочеловека неслиянно, нераздельно, неизменно и неразлучно, Он возопил к небесам от лица всего страждущего человечества, приняв на Себя все наши муки и скорби, доходящие у нас до отчаяния и кораблекрушения веры, но Сам Христос и в час голгофских страданий оставался совершенным Богом и совершенным человеком, высочайшим Идеалом, воплощенной Верой, Надеждой и Любовью.
                Если в духовном и мистическом смысле Исаак прообраз Иисуса Христа, в историческом – христианин до Христа, то в нравственном аспекте он – образец для всех верующих, благочестивый человек в страшный час, грозящий ему смертью, готовый без ропота, возмущения и страха принять все из рук Божиих – полностью вверяющий себя Богу, символ – жертвенности и послушания, самоотречения и доверия Всевышнему. Ветхозаветный патриарх Авраам – блестящий педагог и воспитатель, он воспитал Исаака личным примером благочестивой жизни и всецелого доверия Богу, готовностью отдать жизнь за Творца и быть готовым ради Него на все, и если бы все родители были подобны Аврааму и являли всей своей жизнью образец послушания Богу, то, возможно, и дети не были бы дерзкими по отношению к родителям своим, но с малых лет усваивали образ праведной жизни и истинное Богопочитание. В Библии сказано: «и простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт.22:10). На закате земных дней Господь послал Аврааму самое трудное, почти неисполнимое испытание – Авраам должен был принести в жертву возлюбленного сына своего – Исаака, которого он любил больше всего на свете, и с разрывающимся от боли сердцем Авраам без колебаний решился исполнить волю Божью, ибо он любил Бога больше всего – сильнее, чем своего сына, он абсолютно доверял Богу – был верующим в полноценном и истинном смысле этого слова, он знал, чувствовал и верил, что Бог всеблаг и никогда не причинит человеку зла, что все, что исходит от Бога – свято и несет нам благо. В тот самый страшный момент, когда Авраам занес над Исааком жертвенный нож и готов был  принести в жертву своего возлюбленного сына, явился Ангел Господень и сказал от лица Божиего: «Авраам, не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что Ты боишься Бога и не пожалеешь сына твоего, единственного Твоего, для Меня» (Бы.22:12). Всеведущий и премудрый Господь, знающий все от вечности, ведал о том, что Авраам выдержит испытание, но Он повелел принести в жертву Исаака, чтобы Авраам всем сердцем утвердился в Боге и засвидетельствовал верность свою пред лицом всех веков и миров – небесных, земных и преисподних, Господь показал Ангелам и демонам, что люди достойны спасения, они могут верить и любить – жертвенной и бескорыстно, Вседержитель знал как Авраам сильно любит Его, но через испытание сила веры, надежды и любви Авраама была явлена всему миру, он стал отцом всех верующих в Бога и великим учителем веры и праведности, наконец, через жертвоприношение Авраама Всевышний приоткрыл людям тайну Голгофы – крестной жертвы Сына Божиего, необходимой для нашего спасения. Символично, что том месте, где Авраам занес нож над Исааком, со временем будет построен Храм Соломонов, а рядом с этим местом будет принесена голгофская жертва – самое страшное жертвоприношение, совершенное Иисусом Христом ради искупления грехов рода человеческого. Библейский рассказ о жертвоприношении Авраама возвещает, что истинному Богу не нужны кровавые человеческие жертвы – Богу Авраама, Исаака и Иакова нужна наша вера, нерушимая и крепкая как адамант, и любящее сердце человека, всецело преданного Богу и ставшего «рыцарем веры».
                Когда Авраам возвел очи свои к небесам, то обнаружил, что позади стоит овен, запутавшийся в чаще своими рогами – его Авраам принес в жертву вместо Исаака. Авраам был покорен Богу и заклал Исаака в сердце своем, жертвоприношение свершилось в сокровенной глубине его души. Кровь Исаака не пролилась – он остался жив, а место его занял овен, символизирующий и прообразующий собой Агнца Божиего – Иисуса Христа, предвечного Бога Слова, сошедшего с небес через Святую Деву Марию как через затворенные врата – воплотившегося и вочеловечившегося, чтобы совершить искупительную жертву на Голгофе. По великой премудрости Своей Господь от вечности предвидел, что если Адам и Ева падут в грех, то для спасения человечества потребуется священная, страшная и совершенная жертва Сына Божиего – акт Божественной любви и милосердия, а жертвоприношение Авраама и смирение Исаака – это подвиг веры и знак ответной любви людей к Богу, свидетельство того, что люди достойны спасения и способны ответить на любовь Божию – воспринять душеспасительные плоды искупительной жертвы Христа Спасителя. По рассуждению богослова Владимира Лосского, Бог велит Аврааму принести в жертву обетованного наследника – Исаака, явить безусловное послушание и подвиг веры вне всякой логики, а когда в последний момент Исаак заменяется овном, то приоткрывается тайна Божественного Агнца – пришествия в мир Иисуса Христа, ибо «может ли Господь не отдать Собственного Сына Своего, когда человек отдал своего?». По богословскому замечанию преподобного Григория Паламы, в страшный момент жертвоприношения Авраам стал виновником нашего спасения – он заклал в сердце своем Исаака, который добровольно лег на жертвенник, прообразуя Христа Искупителя, тем самым показав, что люди могут пожертвовать всем ради Бога и «побуждая» Бога жертвовать самым дорогим ради человечества – Своим Единородным Сыном. Ветхозаветный патриарх Авраам – избранник Божий и отец всех верующих, и если мы хотим быть истинными христианами – наследниками Авраама и духовными потомками его, «солью земли» и «светом миру» – оберегать мир от нравственного и разложения и быть светочами веры, надежды и любви в сгущающейся тьме мира сего, к чему призывал Христос в Своей Нагорной проповеди, то каждый из нас должен научиться доверить Богу и верить Творцу своему. Как Авраам возвел на гору возлюбленного сына своего – Исаака, дабы принести в жертву Богу, так каждый из нас должен сделать жизнь свою духовным восхождением к Богу и быть готовым принести в жертву Всевышнему самое ценное и дорогое – не страшиться скорбей, испытаний и смерти, а бояться одного Бога – бояться оскорбить Творца и навеки разлучиться с Ним, осознать, что все, что мы имеем – дары Божии, и если потребуется, то отречься от всего – даже от самого дорогого во имя Бога, ведь наивысшая ценность, идеал и святыня для христианского сердца – это Сам Господь.


Рецензии