Пятидесятница

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняя, Сокровище благих и
жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Молитва Святому Духу

                День Пятидесятницы – это день сошествия Святого Духа на апостолов и образования Новозаветной Церкви на земле, соединенной с Небесной Церковью, это – начало новой духовной эры в истории человечества и вселенной, это – не только день рождения Церкви, но и тайна ее бытия, ибо Церковь есть непрекращающаяся Пятидесятница – излияние благодати Святого Духа и освящение верующих во Христа через молитву и аскезу, через таинства и Божественную Литургию, через праведную жизнь, духовное делание и Богопознание. По слову преподобного Иустина Поповича: «День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил. Все в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо – Святая Пятидесятница – при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым – в Церкви и Церковь Духом Святым – в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос – Глава и Тело Церкви; Дух Святой – душа Церкви. С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви – в основание Тела Христова, совершив воплощение… Вообще говоря, каждое святое таинство и каждая святая добродетель – это малый День Святого Духа: Дух Святой через них сходит на нас и в нас. И причем сходит истинно и действительно: всеми Своими Божественными энергиями; Он – «богатство Божества», Он – «благодати пучина», Он – благодать и жизнь всякого творения». Тайна Вселенской Церкви, ее таинств, богослужений и священнослужителей – в Святом Духе, что ясно видно в первых и самых совершенных Божиих служителях – в святых пророках, через которых говорил Дух Божий, и в апостолах, на которых сошел и в которых пребывал Святой Дух, ниспосланный Небесным Отцом по ходатайству Иисуса Христа, сделав их истинными служителями Божиими и благовестниками Его Слова. В день Пятидесятницы в мир возникла Новозаветная Церковь, основанная на тайне Божественного домостроительства, она – виноградная лоза Христова проросшая в нашем земном мире, столп и утверждение Божественной Истины, новый Ноев Ковчег спасения и невеста Христова. Христос – Небесный Архиерей и истинный Глава святой Церкви, а Святой Дух – животворит и освящает ее, наполняет Церковь благодатью и преображает всех верующих во Христа в истинных служителей Божиих и провозвестников Истины – христиан. В Священном Писании сказано, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3), мы знаем, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия и Богочеловек «по Духу, Который Он дал нам «(1Ин.3:24), ибо Святой Дух есть Дух Премудрости, Истины и Откровения, и только если человек осеняется свыше Святым Духом, проницающим все глубины Божии, то он познает единого Бога в трех Лицах – Святую Троицу, и исполняется Божественной Премудростью, бесконечной превосходящей всю ученость мудрецов мира сего от времен Адамовых до последних дней нашего мира. В Новом Завете провозглашается, что никто не мог бы постичь тайну Христа Богочеловека и тайну Святой Троицы, если бы Святой Дух – Дух Откровения и Истины не открыл бы Церкви и человечеству через пророков и апостолов боговдохновенные истины веры, запечатленные в Книге Книг – Библии, превышающие познавательные силы нашего рассудка и возвышающиеся над нашим мышлением и бытием, как небо возвышается над землей. С православной точки зрения вера – это великое и священное таинство, свершающееся между Богом и человеком, она – синергитична, вера есть не только личное избрание и заветное убеждение человека, но и сверхъестественный дар Божий – принятие Иисуса Христа как истинного Сына Божиего и единственного Спасителя мира, вера в Святую Троицу и исповедание всех догматов в Церкви невозможно для нас без содействия Святого Духа, ведущего нас в Церковь – хранительницу, толковательницу и проповедницу Слова Божиего,  которую не в силах одолеть гонения, клевета, смерть и сам Ад, и о которой Сам Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата Ада не одолеют ее» (Мф.16:18).  По глубокомысленному рассуждению архимандрита Рафаила Карелина, день Пятидесятницы стал «вечным водоразделом между христианской Церковью, Церковью благодатной, полной Божественных сил и энергий, и другими религиями мира, где тени и осколки истины, но нет Христа и Духа, Света и Жизни. Пятидесятница проложила глубокую пропасть между мистикой Православной Церкви и экстазами древних и новых дионисийских культов. Пятидесятница стала непроходимой границей между Божественным Откровением, хранимым в живом организме Церкви, и плоским рационализмом религиозных богостроителей, софиологов и реформаторов с их бессильным и мертвящим интеллектуализмом, а также воздушными замками, которые строят религиозные пиетисты и фантасты. Древние и новые теософы говорят, что христианство – лишь один из многих путей к Богу. Но Христос сказал: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). В других религиях есть захватывающие мистерии, феерический блеск мысли, призрак неких высот и глубин, в них даже можно найти изречения, вербально схожие с евангельскими (чаще всего – заимствованные из Евангелия), но там нет Христа – Божественного Логоса и Духа Святого – Божественной Силы».
                В основе нашего спасения лежит искупительная жертва Иисуса Христа и освящающая благодать Святого Духа. Святитель Григорий Нисский писал: «То, что спасает нас, есть животворящая сила, которой мы веруем под именем Отца и Сына и Святого Духа. Но неспособные к восприятию сей истины вполне, вследствие приключившейся им от душевного глада слабости… приучаются взирать на единое Божество, и в едином Божестве уразумевают единую только силу Отца… Затем… открывается чрез Евангелие и Единородный Сын. После сего предлагается нам совершенная пища для нашего естества – Дух Святой». До искупительной жертвы Сына Божиего, Его крестной смерти на Голгофе и Воскресения никто из нас – из представителей рода человеческого и потомков Адама – не мог спастись и унаследовать Царство Небесное и жизнь вечную, ибо на естестве человеческом лежала печать греха и из живущих на земле не было никого безгрешного, все мы были нечисты в очах Всевышнего – руки наши осквернены беззаконием, сердце – страстями, а уста – ложью. Но по безмерной и неизреченной любви Своей Небесный Отец отдал Своего Единородного Сына, и Единый Безгрешный – Иисус Христос, добровольно принес Себя в жертву и взошел на Крест ради нашего спасения как пречистый Искупитель и Праведник за неправедных. По слову митрополита Филарета Московского, мы искуплены страшной и дорогой ценой – святой кровью Христа Спасителя, Он – абсолютно святой и безгрешный Богочеловек, страдавший и принявший смерть на Голгофе ради всех нас, а Его добровольное страдание – это не только полное исполнение Божественного правосудия, но и акт милосердия к нам –  величайший подвиг жертвенной любви. Боговдохновенный проповедник, тайнозритель и апостол Павел благовествовал, что Христос – Небесный Первосвященник и Жертва умилостивления в одном лице, Его крестной смертью мы освобождаемся от осуждения за наши грехи, Он есть Агнец Божий, Который взял на Себя грех мира, через Него мы получили благодать и по ходатайству Его Святой Дух сошел на учеников Иисусовых и сделал их апостолами – истинными вестниками Слова Божиего всем народам земли. В пророческих книгах Ветхого Завета Сам Господь Бог устами пророков Своих свидетельствовал о том, что наше духовное возрождение возможно только через уста пророков: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26–27). Накануне Своих крестных страданий, Христос Сам обещал пришествие Утешителя ученикам Своим: «лучше для вас, чтоб Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин.16:7).  На страницах Евангелия рассказывается как Христос пророчествовал ученикам Своим о сошествии Святого Духа, открывал великую и священную тайну Его Божества и то, что Святой Дух завершит дело спасения – образует Церковь и  будет свидетельствовать о распятом и воскресшем Христе Богочеловеке: «Когда же придет Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (И.15:26). «Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину…» (Ин.16:13). «Я умолю Отца, и даст вам иного Утешителя,  пребудет с вами вовек,  Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16–17). Христос называет Святой Дух – Утешителем, ведь все люди больше всего на свете жаждут счастья, но ищут его  там, где счастья нет – в удовлетворении страстей – иногда грубых и чувственных, иногда – утонченных, в славе и богатстве, во власти и чувственных наслаждениях, в общественной деятельности и уединении, в художественном творчестве и научном познании, в философии и искусствах, но всюду душа ощущает пустоту и горечь разочарования, ибо истинное и вечное счастье человека заключено в Боге и таинстве Богообщения. Бог создал человека для вечной радости и небесного блаженства, но с печального дня грехопадения Адама весь материальный мир лежит во зле – утопает в крови и слезах, смерть и тление воцарились на земле и нигде падший человек не может обрести счастья. Величайший ветхозаветный царь и мудрец Соломон, построивший грандиозный храм истинному Богу в Иерусалиме, обладавший огромными познаниями и философской мудростью, имевший богатство и власть, славу – имя его знали и почитали на Востоке, услаждавший слух пением и музыкой, любивший гулять в садах и окруженный тысячью прекрасных женщин, на закате земной жизни с грустью признавался в книге Екклесиаста, что все мирские блага – лишь суета сует и томление духа, а разлука с Богом – самая страшная мука, ибо только в Боге человек обретает истинную свободу и вечное счастье, покой души и смысл жизни. В своем религиозно-лирическом шедевре – в «Исповеди» Августин Блаженный предостерегал, что только всемогущий, премудрый и всеблагой Бог, воззвавший мир из небытия и создавший человека, может наполнить Собой бездну его сердца и даровать ему нездешний мир и покой. В таинственных и пророческих стихах Апокалипсиса и в посланиях апостола Павла сказано, что Божественный Утешитель отрет слезы скорбящих и утешит страждущих, они забудут о земных печалях и скорбях, ибо Святой Дух есть величайшее Сокровище святых подвижников и Ангелов-небожителей, а Царство Небесное есть мир, праведность, радость и покой в Святом Духе.
                После крестной смерти на Голгофы и воскресения из мертвых – в момент Вознесения Господнего, Христос дал наставление ученикам Своим: «оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24:49). Эти пророческие слова возносящегося Иисуса Христа сбылись в святой день Пятидесятницы. На пятидесятый день после Воскресения Христа Спасителя апостолы собрались для соборной молитвы в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух в огненных языках. В переводе на русский язык слово «Сион» означает «сторожевая башня» – с трех сторон Иерусалим окружен горами, а Сион возвышается над ними. В древности на вершине Сиона стала крепость, охранявшая вдох в город, а во времена земной жизни Иисуса Христа гора Сиона находилась уже в городской черте и на ее склонах расположились террасы улиц и каскады каменных лестниц. В третий час дня по иудейскому времяисчислению – в девять часов утра по нашему – Пресвятая Богородица, жены-мироносицы и все ученики Иисусовы пребывали в Сионской горнице и усердно молились Всевышнему. Во время апостольской молитвы над Сионской горницей внезапно сделался шум с неба, словно пронесшийся через всю вселенную и Дух Святой в разделяющихся огненных языках сошел на каждого из них и они исполнились благодати и заговорили на всех языках. Когда ветхозаветный пророк и законодатель Моисей – духовный вождь еврейского народа, восходил на Синайскую гору, чтобы беседовать с Богом, то лицо его озарилось славой Всевышнего и воссияло так ярко, что народ не мог смотреть на боговидца и просил покрыть его покрывалом. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на учеников Христовых в шумном порыве ветра – знак всемогущества Божиего и того, что Дух Святой есть истинный Бог – «в вихре и в буре шествие Господа» (Наум.1:3), в сиянии небесного света – вечной славы Господней, в огненных языках не опаляющих, ибо Бог есть Огонь с небес обещал низвести Сам Христос – так совершилось крещение огнем и Святым Духом и возникла Новозаветная Церковь. В момент сошествия Святого Духа Сионская горница стала прообразом первого православного храма, а община учеников Христа – Вселенской Церковью не по количеству ее членов – их было всего сто двадцать человек, а по своему Божественному предназначению и неисчерпаемому духовному потенциалу. В беседе на Святую Пятидесятницу святой Григорий Палама благовествовал: «В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба и наполнил дом, где находились Апостолы, делая его духовной купелью и этим исполняя оное обетование Спасителя, которое, возносясь, Он им изрек: Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех (Деян.1:5). Но и то наименование, которое Он им дал, засвидетельствовал Он этим как справедливое: ибо силою сего шума с неба Апостолы, действительно, стали сынами громовыми … Явившись в виде огненных языков, Дух Святой показывает, что Он вполне сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем язык... Седе же на едином коемждо их, и исполнишася еси Духа Свята: ибо и разделившись согласно различным силам и энергиям Своим, Дух Святой весь присутствует в каждой Своей энергии и через каждую действует , будучи нераздельно разделяем и полностью даваем в, по образу солнечного луча». В мистическом и онтологическом смысле день Пятидесятницы – день основания Новозаветной Церкви и откровение ее тайны – не количество членов и не внешние  атрибуты, а таинственное присутствие Святого Духа и верность Христу делают христианскую общину Вселенской Церковью, ибо Церковь – это мистическое Тело Христово, столп и утверждение Божественной Истины, она – носительница вечных истин и хранительница даров Святого Духа, ее тайна – благодать Божия, соединяющая людей и Ангелов в единую духовную семью, объемлющая творения Божии в единстве их веры, надежды и любви. В духовно-эстетическом и эсхатологическом смысле день Пятидесятницы – это пророчество о ново небе и новой земле, о преображении всего видимого мира, Дух Святой сошел на апостолов в видимых огненных языках, что знаменует собой начало духовного преображения вселенной и жизни будущего века. Размышляя об эсхатологическом аспекте сошествия Святого Духа в Сионскую горницу, святитель Афанасий Великий писал: святой день Пятидесятницы указывает на будущий век – вечную жизнь в Царстве Небесном, заранее являя «радость и вечный покой, уготованные на небе всем истинно верующим во Христа Иисуса, Господа нашего». В экзистенциальном смысле сошествие Святого Духа – это таинственная сила и чудо Божие, преображающее весь внутренний мир человека – делающее его христианином, все самое святое, возвышенное и прекрасное – дары Святого Духа, ибо Дух Божий сошел на верующих, чтобы каждый из них мог облечься во Христа и стать христоликой личность. В историческом смысле сошествие Святого Духа – это не только неоспоримая тайна и истина внутренней жизни, но и величественная Теофания – Богоявление, ставшее днем рождения Новозаветной Церкви.
                Символично, что день сошествия Святого Духа совпал с ветхозаветной Пятидесятницей, знаменующей  собой принесение первых колосьев пшеницы в Иерусалимский храм. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского плена и начало свободной жизни в союзе с Богом. Новозаветная Пятидесятница – это день сошествия Святого Духа на учеников Христовых, собравшихся в Сионской горнице, она ознаменовала освобождение верующих во Христа Богочеловека от власти дьявола и была началом новой жизни во Христе и  благодатного союза с Богом – Вечного Завета. У древних иудеев существовал красивый обычай, именуемый праздником кущей – в честь воспоминания о сорокалетнем странствовании народа в пустыне. По священному обычаю иудеи украшали дома свои цветами и травами, а за городом устраивались кущи – шатры из ветвей, вспоминая стояние иудейского народа у подножья горы Синай, на которую взошел пророк Моисей, чтобы беседовать с Богом, говорящим в громах и молниях, и обрести Скрижаль Завета с десятью заповедями – величайшую святыню ветхозаветной Церкви. Во времена земной жизни Христа Спасителя Скрижалей Завета уже не было во Святая Святых Иерусалимского храма, ибо во времена нашествия вавилонской армии с царем Навуходоносором, осадившем Иерусалим, а затем разрушавшим храм Соломонов, пророк Иеремия, знавший о падении города и разрушении храма, вместе с учениками своими тайно вынес Ковчег Завета из храма и спрятал его в пещере, заложив вход камнями. Существует церковное Предание, что пророк Иеремия зажег перед Ковчегом Завета лампаду, которая горит неугасимым пламенем, символизируя неугасимость веры и неодолимость святой Церкви, а также Церковь исповедует и пророчествует, что в конце всемирной истории Ковчег Завета – это великая святыня и духовное сокровище вновь будет обретено, впрочем, ныне и присно и во веки веков мы имеем даже более великую Святыню – Самого Христа Спасителя. День Пятидесятницы знаменует собой единство двух Заветов – Ветхого и Нового, ибо все Священное Писание боговдохновенно, в центре Библии стоит чудесная и таинственная Личность Христа Богочеловека, а ветхозаветные пророки и новозаветные апостолы были вдохновенны одним Святым Духом. В день Пятидесятницы Новозаветная Церковь вспоминает о пророке Моисее и Синайском законодательстве, но она же благовествует Ходатае Нового Завета – Иисусе Христе, пришедшем не нарушить Закон, данный на Синае, а исполнить и объяснить, вместе с тем, с сошествием Святого Духа начинается новая духовная эра в истории Церкви и мира – это эра свободы и благодати. По премудрому рассуждению святителя Иоанна Златоуста: «По Ветхому Завету в день Пятидесятницы был преподан закон, по новой же благодати – было дано наитие Святого Духа; в этот день Моисей принял скрижали закона, в этот же день сонм Апостолов принял сошествие Святого Духа. На Синае Бог был зрим, как огонь; и Дух Святой, явившись Апостолам, – явился в виде огня, разделяющегося на огненные языки. Не делится Дух Святой по Своему естеству, но разделяет Свои действия, Свои энергии, Свои силы, Свои дары. Не делится Дух Святой, но разделяет дарования, как об этом свидетельствует святой Апостол (1Кор.12:11). Являет Себя же Дух Святой в виде огненных языков. Почему языков? Потому что Апостолам подобало всю вселенную наполнить проповедью, в которой должен был действовать Дух Святой. Почему огненных? Потому что терние язычества было по всей вселенной, и Спаситель посылает огненные языки, сжигающие это терние язычества». «Вознесение Господа на небо служит как бы залогом сошествия Святого Духа. Принявшим Иисуса надлежало принять и наитие Святого Духа, чтобы учение богопознания шествовало по самому совершенному пути. Восприняв человеческую природу и свойственный людям образ, Господь Иисус приготовил людей к принятию Святого Духа». «И Дух Святой сошел, когда наше естество вознеслось на небо, или, лучше сказать, на царский престол». «Дарование Святого Духа было величайшим всех чудес, и все прочие только для этого и были устроены».
                Священный обычай  украшать храмы и дома ветвями в день Пятидесятницы свято хранится  в Православной Церкви, ибо в иконографии зеленый цвет – это символ духовного обновления жизни и надежды, цвет Святого Духа – животворящего Бога Освятителя и Утешителя. Святитель Димитрий Ростовский подчеркивал, что «святая Церковь не имеет обычая приносить в храмы зеленых деревьев ни в какие другие праздники, кроме Сошествия Святого Духа. Этим она дает понять, что Дух Святой сходит только на тех, которые так же процветают в добродетели, как деревья в листьях, согласно словам Псаломника: Праведник яко финикс процветет (Пс.91:13). Сам Христос Спаситель наш увещает нас, говоря: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23). На того же, кто пребывает во грехах, не сходит Дух Святой, поелику Самим Богом нам сказано: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт.6:3)… Благодаря сошествию Святого Духа святая Церковь, мать наша, подобно дереву расцвела различными листьями, то есть разными ликами праведников, как то: девственниками, учителями, мучениками, исповедниками, преподобными и пустынниками, о чем уже давно пророчествовал Осия: Процветет яко цвет, и прострет корение свое яко дубрава, и будет яко маслина плодовита (14:6–7)». Во время богослужения в день Пятидесятницы мы держим в руках цветы, напоминающие огненные языки Святого Духа и ниспосланную Им свыше благодать, указующую своим разнообразием на многоразличность даров Божиих. По поэтическому изречению святителя Кирилла Иерусалимского: «Один источник орошает целый сад, один и тот же дождь в целом мире, но делается он белым в лилии, червленым в розе, пурпуровым в фиалках и гиацинтах, различным и разноцветным во всяких видах растений... Так и Дух Святой, единый, единовидный и нераздельный, разделяет благодать каждому якоже хощет (1Кор.12:11). И как сухое дерево, прияв в себя воду, дает отпрыски, так и грешная душа, чрез покаяние сподобившись Святого Духа, приносить грозды правды. Едино видный Дух, Божиим мановением и о имени Христовом, производит многие добродетели: У одного язык употребляет на слово мудрости, у другого просвещает душу пророчеством, иному дает силу прогонять бесов, а иному сообщает дар истолкования священных писаний. В ином укрепляет целомудрие, иного учит подаянию милостыни, одного учит поститься и подвизаться, другого учит пренебрегать телесным, а иного приготовляет к мученичеству, в других другое производит, но Сам в Себе неразличен». Размышляя о великой и неизъяснимой тайне Святого Духа, откровенного и дарованного Вселенской Церкви в день Пятидесятницы, святой Григорий Палама благовествовал, что Его дары, проникающие и созидающие всю жизнь Православной Церкви, – несметны, таинственны, священны и безмерны, а потому каждый христианин – приемник даров Святого Духа, призван исповедовать Его Божественность: «Нераздельный Дух Святой, уделяется в Церкви каждому по мере его роста и каждому творению по его достоинству. И однако же в каждом Своем деле, в каждой Своей силе и в каждой Своей энергии присутствует весь Он, один и Тот же Дух Отца и Сына, и в Нем и через Него – вся Святая Троица. Итак, вечен и нетварен Дух Святой по Своей природе, вечна и нетварна и та Его сила и благодать, которая, нераздельно разделяясь, даруется святым. Поэтому называющий эту Святотроичную силу и энергию тварью уничижает и отвергает Духа Святого». В день Пятидесятницы христиане украшают храмы зеленью и цветами вспоминая не только Сионскую горницу, где среди молящихся, с верой и надеждой ожидающих сошествия Святого Духа, царствовали мир, единодушие и братская любовь, и не только безмолвный Синай, куда восходил пророк Моисей для того, чтобы услышать глас Божий и обрести Скрижаль Завета, но и кущу Авраамову – вспоминая откровение тайны Пресвятой Троицы в Ветхом Завете Аврааму – в лице трех путников, которых ветхозаветный патриарх принял и угостил у Мамврийской дубравы, где стояла его куща. В день Пятидесятницы каждый православный храм украшается зелеными ветвями и благоухающими цветами, символически обозначая и мистически являя Синай – призывая нас к восхождению и Богообщению, Сионскую горницу – призывая нас стать храмами Святого Духа и принять дары Его, зеленую кущу Авраамову – призывающую нас верить и исповедовать Святую Троицу, ибо исповедание сверхразумного, непостижимого и священного догмата о Святой Троицы – знамя и отличительный знак истинных христиан.
                Без веры в Святую Троицу нельзя быть членом Церкви и называться христианином, ведь догмат о Святой Троице – это Святая Святых христианской веры, тайна всех тайн, ее нельзя объяснить словами и понять разумом, но можно принять сердцем – уверовать, этот догмат – адамантово основание, непоколебимая и нерушимая основа, на которой воздвигнута Новозаветная Церковь во всеми ее таинствами и богослужениями, этикой и сотериологией, эсхатологией и догматикой. С молитвенным изумлением и серафическим трепетом и любовью созерцая тайну Святой Троицы, святитель Григорий Богослов изрек краткое исповедание веры в единого Бога в трех Лицах: «Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа. Его даю тебе на всю жизнь товарищем и заступником – единое Божество и единую Силу, Которая обретается в Трех единично и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях или естествах, не возрастает или не умаляется чрез прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба. Оно есть Трех бесконечных бесконечная соестественность, где и Каждый умосозерцаемый Сам по Себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в Каждом личного свойства; и Три, умопредставляемые вместе, – также Бог: первое по причине единосущия, второе по причине единоначалия. Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю Сие целым; Оно наполняет мое зрение, а больше убегает от взора. Не могу объять Его величие, чтоб к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу Единое Светило, не умея разделить или измерить соединенного Света». Во все века истории – со дня Пятидесятницы и до конца времен – Церковь жила, живет и будет жить верой в Святую Троицу, догмат о Святой Троицы она хранила во дни самых страшных гонений и скорбей, эту священную тайну веры она являла в священнодействиях  и воспевала в славословиях, молитвах и песнопениях. В литургической жизни Православной Церкви и ее соборном сознании день Пятидесятницы исповедуется и величается днем Святой Троицы, ибо сошествием Святого Духа на апостолов открылась тайна участия всех трех Лиц единого Божества в домостроительстве спасения человеческого рода,  и христиане возносят хвалу «Всесвятому и Животворящему и Всесильному Духу, Единому от Троицы Богу, единочестному и единосущному и единоспавному со Отцем и Сыном». С херувимской зоркостью святитель Василий Великий писал, что в Библии ясно возвещается о Святой Троице и Божественности Святого Духа – мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, Дух Господень проницает глубины Божества, дарует дары и открывает тайны, Он – бездна силы и мудрости, пучина любви и благодати, всеведущий, всемогущий и благой Господь Бог, совечный и равночестный Отцу и Сыну, ибо каждое Лицо единой и нераздельной Святой Троицы – свято и совершенно по естеству Своему, Дух Божий по ипостасному бытию предвечно исходит от Отца и есть Дух Истины и Откровения, вместе  с тем, Он – Дух Христов, ниспосылаемый в мир через Сына и неразлучный со Христом Спасителем: «Пришествие Христово! И Дух предшествует. Явление во плоти! И Дух неотлучен. Действия сил, дарование исцелений – от Духа Святого. Бесы изгоняются Духом Божиим; дьявол приведен в бездействие – в соприсутствии Духа;  искупление грехов – по благодати Духа… Присвоение нас Богу – через Духа. Воскресение из мертвых – действием Духа». В Священном Писании Святой Дух – это третья Ипостась Святой Троицы, Он – Божественная Личность и всецело Бог, единосущный, совечный и равновеликий Отцу и Сыну, угодное Ему – угодное Богу, а солгать Святому Духу – солгать Всевышнему, Он – источник святости и жизни, животворящий и всесильный Бог Освятитель, просвещающий и освящающий всех живущих во Христе, Он – Податель жизни и душа Церкви – мистического Тела Христова, без Него святая Церковь не могла бы возникнуть и существовать, как Отец и Его Ипостасная Премудрость и Сила – Божественный Логос, Он – Творец и Хранитель вселенной, научающий нас жить духовной жизнью. В великолепных «Божественных Гимнах» преподобный Симеон Новый Богослов молитвенно воспевает и прославляет апофатический образ Святого Духа – самого сокровенного и таинственного Лица Святой Троицы: «Прииди, Свет истинный; прииди, Жизнь вечная; прииди, сокровенная Тайна; прииди, Сокровище безымянное; прииди, Благо неизреченное; приди, Лицо непостижимое; приди, непрестанное Радование! Прииди, Свет невечерний; прииди, приити, всех хотящих спастись истинна Надежда. Прииди, мертвых Воскресение; приди; Могучий, все делающий изменяющий одним хотением; приди, невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый Бог. Прииди, пребывающий неподвижным и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, во аде лежащим, - Ты, превыше небес пребывающий… Приди венок неувядающий, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная душа моя, приди, Единый, ко мне – приди, дыхание и жизнь моя, утешение смиренной души моей».
                В Новом Завете провозглашается, что небесная и святая евангельская любовь изливается в наши сердца силой Святого Духа – Он возрождает нас и научат величайшей любви к Богу и к людям, ко всему сотворенному миру, без Него и Его благодати невозможно спастись и научиться любить евангельской любовью, обрести совершенство и обожиться. В ветхозаветные времена Святой Дух говорил через пророков, а в новозаветные времена – через апостолов и святых подвижников Церкви, от Него – Откровение и Истина, Он – Жизнь и Свет, просвещающий мир и научающий почитать Святую Троицу, Он – самовластный, всесильный и всеблагой Дух Премудрости и Любви, Небесный Огонь, очищающий нас от скверны греховной и собирающий в единую Церковь всех верующих во Христа, одухотворяя и освящая их верой, добродетелью, молитвами и таинствами. По вероучению Православной Церкви по своему предвечному ипостасному бытию Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца, ибо Отец есть «единый источник Божества», от Него предвечно рождается Сын и исходит Святой Дух, а по миссии в сотворенном мире – Сын ниспосылается Небесным Отцом и добровольно нисходит в мир и воплощается – рождается по человеческому естеству от Святого Духа и Пречистой Девы, а Святой Дух нисходит на апостолов в Сионскою горницу через Сына – по ходатайству Христа Богочеловека, принесшего Себя ради нашего спасения в жертву на Голгофе, Воскресшего и Вознесшегося – совершившего искупление грехов рода человеческого и приуготовившего нас к восприятию Святого Духа, сходящего в мир и наполняющего Своим таинственным присутствием Церковь. Богослов Владимир Лосский писал, что в пневматическом и сотериологическом аспекте дело Христа Спасителя неразрывно связано с миссией Святого Духа, ибо Сам Христос пророчески говорил о дне сошествии Святого Духа в огненных языках: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк.12:49). Христос вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Небесного Отца и ниспослать Святой Дух – Божественного Утешителя: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7). С апостольской мудростью и рассудительностью, преподобный Симеон Новый Богослов писал, что сошествием Своим в огненных языках Святой Дух открыл величайшую тайну Триединого Божества, Он возвестил, что все мирские дела принадлежат земле, а она – сгорит во вселенском огне Страшного Суда, что в Царство Небесное не войдет ничто нечистое и оскверненное грехом, а потому – спасутся те, кто исповедует Христа Богочеловека – Агнца Божиего, пришедшего омыть нас Своей святой кровью, что высшее назначение наше – быть совершенными как Отец наш Небесный и достичь святости, что невозможно без животворящей и освящающей благодати Святого Духа – Он дарует нам свыше силы исполнять заповеди Христовы и жить праведной жизнью, Он очищает наши души и творит чудеса по вере нашей, Он наполняет душу тихой радостью и нездешним покоем, Он дает нам познать Бога и открывает тайны Божии, а «знание сих тайн – достояние тех людей, ум которых каждодневно просвещается Духом Святым за чистоту их душ, – тех, которым Духом Святым дано слово знания и слово мудрости: людей, хранящих совесть и страх Божий – любовью, миром, благостью, милосердием, воздержанием и верою».
                По вероучению Православной Церкви, Святой Дух – это сокровенное и непознаваемое Лицо Святой Троицы, Он осеняет людей в Церкви небесным огнем и неизреченным светом – благодатью, делает их «причастниками Божеского естества», возвышает души и, по слову пророка Исайи и апостола Павла, дарует Свои дары верующим на служение Богу. Рассуждая о смысле жизни человека и тайне спасения, преподобный Максим Исповедник писал о том, что праведная жизнь – это соработничество человека с Богом, Святой Дух – хранитель Церкви, дарует Свои дары верующим – каждый получает дар по мере веры и ради служения Богу, очищения от грехов и восхождения в Царство Небесное, оно – радость, мир и праведность во Святом Духе, а хула на Святой Дух, не прощающаяся на Суде Господнем, – это неверием и безбожие: «Как человек Христос – Глава Церкви, а как Бог, имея по естеству Духа Святого, дарует Церкви силы Духа Святого. Бог Слово, соделавшись человеком, совершает всецелое спасение; при посредстве человеческого дарует Он нам свойственное Ему по природе, ради чего и стал Он человеком». «Божественные дары Духа Святого каждый получает по мере своей веры». «Каждому по мере его веры дается проявление Духа Святого. Человек соразмерно своей вере приемлет силу Святого Духа. Мера этой силы соответствует исполнению Господних заповедей. Точно так же и любовь подается соразмерно вере. Равно как и всякий дар Духа Святого вручается за соблюдение заповедей». «Каждый из нас по мере своей веры являет силу Святого Духа. Божественные блага разделяются по мере веры каждого. Благодать подается каждому по мере его веры». «Очищение душ, которое достойные совершают добрыми делами, бывает Духом Святым. Через это достойным даруется обожение». «За ревностное подвизание в добродетелях Дух Святой дарует очищение ума от страстей». «Дух Святой ткет хитон добродетелей». «Слова в молитве Отче наш...: Да приидет Царствие Твое  – означают: да приидет Дух Святой». «Хула на Святого Духа – это неверие и безбожие; и это именно то, что не прощается ни на этом, ни на том свете». Апостол Павел возвещал, что все духовные дары – от Святого Духа, по Своей премудрой и благой Божественной Воле Он раздает дары христианам и каждый из нас обретает свое предназначение в Церкви: «Каждому дается дар Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, наделяя каждого особо, как Ему угодно» (1Кор.12:7–11). Бог поставил в Церкви «одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями» (Еф.4:11–12); «иным дал силы чудодейственные, а также дары исцелений, помощи, управления, разные языки» (1Кор.12:28). По наставлению преподобного Исаака Сирина: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими». Апостол Павел благовествует, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор.12:7), что все дары Святого Духа – душеполезны и приносят пользу человеку на земле и на небе, одному дается Духом слово мудрости, ибо Дух Святой проницает все глубины Божии, где сокрыты все сокровища премудрости и ведения; иному – дар исцеления недугов духовных и телесных, ибо Бог благ и хочет спасти всех нас, исцелить от дьявольской язвы греха и смерти и привести в Царство Небесное; третьему – Господь ниспосылает дар чудотворения, в которых является миру сила всемогущего Бога, властвующего над небом и землей, жизнью и смертью; четвертым – дар пророчества, ибо по премудрости Своей Господь от вечности все знает и совершенным образом ведает прошлое, настоящее и будущее, и по премудрому Божественному Промыслу дар пророчества подается от Бога праведным людям, движимыми и вдохновляемым Святым Духом, Который через их уста возвещает волю Вседержителя народам земли; пятым – дан дар различения духов – способность различить зло от добра, свет от тьмы, истину от самой тонкой и искусной лжи, ибо из Священного Писания, церковного Предания и самой жизни, мы знаем, что демон может «принимать вид Ангела света» (2Кор.11:14) и обольщать людей, тайна зла загадочна и лукава – зло искусно выдает себя за добро, а поэтому дар различения духов необходим в Православной Церкви, чтобы с херувимской зоркостью и ревностью хранить в чистоте православную веры и победоносно одолевать Словом Божиим великое множество искусных богоборцев и лжепророков, всех лжеучителей и ересиархов.
В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на учеников Христовых и укрепил их силой Божьей, даровал ведение Божественных тайн и вдохнул в них мужество и стойкость для их апостольского служения, ниспослал им знание всех языков, чтобы они проповедовали Евангелие всем народам земли. Апостол Павел писал, что знание разных языков – это один из даров Святого Духа, которым Бог Освятитель возвестил и засвидетельствовал Свое присутствие в Церкви. По толкованию Августина Блаженного, когда Святой Дух сошел на апостолов в огненных языках, то даровал им знание всех языках – Вселенская Церковь говорит всеми языками, чтобы собрать все народы земли воедино и обратить их к Богу. В Ветхом Завете рассказывается о том, как  в древние времена люди в своей люциферианской гордыне возжелали возвести Вавилонскую башню до неба – они бросились вызов Богу и небесам, а Господь смешал языки, чтобы разрушить их взаимопонимание и единство во зле, пресечь козни вавилонского богоборчества. Библейский рассказ о крушении Вавилонской башни и смешении языков открывает тайну возникновения разных языков. По великой премудрости Своей Господь избрал Израиль – оазис истинного Богопочитания среди пустыни язычества с их почитанием идолов, еврейский народ, знавший и почитавший единого истинного Бога и откуда должен был явиться Мессия – Иисус Христос, Чье пришествие в мир приуготовлялось проповедью ветхозаветных пророков. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов и даровал им знание всех языков, чтобы через апостольскую проповедь Церковь соединила разобщенное человечество и собрала бы всех верующих людей от всех народов земли, ведь в Церкви «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). По толкованию преподобного Иустина Поповича: «Разные языки появились на земле со времени вавилонского богоборчества. Дух Святой – Объединитель и Истолкователь этих языков: единое благовестие спасения возвещает Он на разных языках, соединяя тем самым всех людей и все народы в Господе Иисусе Христе и Его Евангелии. Молитвенная мысль Церкви богомудро свидетельствует нам об этом в кондаке Святой Пятидесятницы. Дар разных языков отображает всю безграничную любовь Трисолнечного Господа ко всем людям из всех народов – дабы никто не остался во тьме невежества, неведения Бога, язычества». Христос есть духовное солнце Божественной Истины, а апостолы – Его лучи, просвещающие мир, они стали исповедниками веры Церкви, которую не одолеют и вратами Ада, и проповедниками Евангелия, несущими благую весть во все концы вселенной, чтобы соединить разноязычные народы единой верой, соборной молитвой и таинствами. С глубоким раздумьем вглядываясь в историю древней Церкви, архимандрит Рафаил Карелин писал о том, что апостольская проповедь была великим чудом, неизъяснимой тайной и необъяснимым явлением в истории нашего мира, ибо галилейские рыбаки стали проповедниками Слова Божиего и благовестниками Евангелия, бросив вызов всему языческому и иудейскому миру, не страшась мученичества и смерти: «Если бы Христос избрал Себе в ученики мудрецов и философов, интеллектуалов эллинистического и иудейского мира, то можно было бы предположить, что они своей личной гениальностью, блестящим красноречием и философской оснащенностью распространили и утвердили христианство среди народов мира. Но это были простые рыбаки, земледельцы и ремесленники, ничем не выделяющиеся из своей среды. Не их проповеднические дарования, а Божественная сила властно влекла сердца людей к учению Христа. Против христианской Церкви стояла боевым станом Римская империя. Ее блестящие интеллектуальные силы, языческие религии и оккультные системы с их захватывающими мистериями, мощный и гибкий административный аппарат, несокрушимые римские легионы – весь идолопоклоннический мир объединил свои силы в борьбе с Церковью, обрушился на нее всей своей тяжестью, зажег пламя гонений на христиан на трех континентах, напоил землю Империи, словно дождем, мученической кровью и пал, смертельно раненный в этой битве. Церковь одержала духовную победу и вышла из кровавых гонений еще более светлой, еще более сияющей своей духовной красотой. Апостолы, укрепленные Духом Святым, донесли Евангелие, то есть благую весть, до «пределов земли» – самых отдаленных стран и областей античного мира. Они основывали христианские общины, рукополагали епископов и пресвитеров, следили с материнской заботой и отцовской строгостью за жизнью новоутвержденных Церквей, как будто носили их в своем сердце. Апостольская проповедь пронеслась, точно на крыльях, над раскаленными песками Сахары, над снегами Скифии, достигла на Западе угрюмых скал Альбиона, а на Востоке – плоскогорий Аравии и островов Индийского океана. Апостолы свидетельствовали об истине своего благовестия явлениями силы Божией и дивной любовью, а завершали подвиг жизни мученичеством – свидетельством, написанным кровью». В Священном Писании сказано, что человек есть существо словесное – созданное по образу и подобию Бога, создавшего мир Словом. Тайна речи имеет Божественное происхождение, истолкование языков – дар Святого Духа, ибо сойдя в огненных языках на учеников Христовых – на сто двадцать человек, исповедующих веру во Христа и представляющих Вселенскую Церковь, Господь вдохновил их всех на апостольскую проповедь, чтобы ни один народ и ни один человек не остался вне Божьей силы и премудрости, которая спасает от греха, смерти и дьявола, и чтобы на каждом языке Бог изрек Свое Слово, ибо  ни один язык не отвергнут Всевышним – каждый язык должен быть освящен и воцерковлен, на каждом языке должно прозвучать святое Евангелие.
                С апостольских времен проповедь Церкви произносится в силе и премудрости Божьей, а «не в убедительных словах человеческой мудрости» или логических доказательствах мирской философии – от натурфилософов, Сократа и Платона, стоиков и Плотина, до Канта, Гегеля, Шопенгауэра и экзистенциалистов, ибо мирская философия есть философия по преданию человеческому, по стихиям мира сего, а вероучение Церкви – философия по Христу, высочайшая и небесная философия Святого Духа, ее исповедуют пророки и апостолы, мученики и исповедники, которых преподобный Макарий Египетский назвал – «философами Святого Духа». По разъяснению преподобного Иустина Поповича, «обитающая в них Божественная премудрость созидает из них таких философов. Что составляет их философию? – Воспринятое и опытно пережитое Евангелие. Ибо Святое Евангелие – это и есть философия Святого Духа. Жительствуя по Святому Евангелию в подвиге святых таинств и святых добродетелей, человек последовательно наполняется Божественной премудростью. Когда же он всецело начнет по нему жить – делается философом Святого Духа… В чем разница между мудростью мира сего и премудростью Божией? В следующем: мудрость мира сего – людская, тленная, смертная; в мире сем она и зарождается, и умирает, и исчезает; а Божия премудрость – вся от Бога, вся нетленна, бессмертна, вечна; ею живет Сам Бог и все святые Божии Ангелы. До вочеловечения Бога Слова сия премудрость была сокровенна в тайне Трисолнечного Божества; с вочеловечением же Бога Слова она нисходит в наш земной мир и открывает себя святым. Поэтому святой Апостол благовествует: «Мудрость же мы проповедуем... но мудрость не века сего... но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей». Господь Иисус Христос – это и есть Божия премудрость и наша слава». Когда Святой Дух сошел на апостолов, они исполнились духовной мудростью и своим вдохновенным словом стали привлекать к вере не только простой народ, но даже ученейших философов и знатных людей, их проникнутое благодатью слово проникало в самые огрубевшие сердца, располагая и побуждая грешников к покаянию и нравственному исправлению, гордых – к смирению, малодушных – к усердию, невежественных – к познанию Истины, ожесточенных – к милосердию и прощению обид. По слову преподобного Максима Исповедника, в единой, святой и апостольской Церкви все человечество обретает духовное единство по воле Небесного Отца во Христе силой Святого Духа – через таинства крещения и миропомазания люди становятся членами Церкви – мистического Тела Христова, в Церкви преодолеваются все различия – расовые, языковые, социальные, на всех напечатлевается образ единого Божества и свыше даруются силы для миролюбия, дружбы и братской любви, ибо в церковной жизни нет места раздорам, но есть соборность – единомыслие и единодушие во Христе. По вдохновенному исповеданию святителя Иоанна Златоуста: «Бог даровал нам самое величайшее благо: не небо, не землю, не море, но то, что драгоценнее всего этого: людей соделал Он Ангелами, сынами Божиими, братьями Христовыми, Какое же это благо? Дух Святой... При этом сила любви Божией открылась особенно в том, что даровал нам Бог это благо не исподволь и не мало-помалу, но сразу же излил весь источник благ, и причем прежде наших подвигов». «Упование есть причина всех благ. Подается же оно от Духа Святого. Но подается оно Им, если и мы сделаем нечто с нашей стороны. А это «нечто» и есть вера. Упованием и верой мы и привлечем Духа Святого. И придя – сохранит Он все блага. Как наша жизнь поддерживается пищей и пища созидает жизнь, так если есть у нас добрые дела, то будем иметь мы и Духа Святого; а если имеем Духа Святого, то будут у нас и добрые дела. И наоборот: если не имеем добрых дел, то Дух Святой улетает от нас; а если лишимся Духа Святого, то будем хромы и на добрые дела». «Нужна не только вера, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа Святого, данного нам однажды. Дух Святой для нас – все и вся... Силою Духа Святого Владыка Христос творит знамения и чудеса через святых Апостолов. Одним словом, все, о чем Апостолы благовествуют, все делаемое ими и все их чудеса – все это производит Христос, все это производит Дух Святой».
                По вероучению Православной Церкви без благодати Святого Духа не может быть духовной жизни и спасения, ибо Сам Христос Спаситель сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3:5). Святые отцы Церкви учили, что первый дар Святого Духа – видение своих грехов, ибо тот, кто увидел грехи свои и сокрушился сердцем своим, тот отвратился от зла и возвращается к Богу. В Библии сказано, что Святой Дух обличает нас в грехе, чтобы мы могли покаяться, дарует христианину твердую веру и надежду на Бога, любовь к Богу, ближним  врагам. В Ветхом Завете не было заповеди о любви к врагам, ибо не искупленное крестной жертвой Сына Божиего и не возрожденное благодатью Святого Духа человечество не могло исполнить ее, она – знамя Нового Завета и алмазный стержень христианской жизни. Только благодать Святого Духа дарует созерцание – научает видеть в ближних таинственный и сияющий образ Божий в человеке, его вечную и духовную красоту, столь драгоценную в очах Господних. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что два закона властвуют над человеческим существом –  закон греха и закон Святого Духа; грех ведет человека к смерти, но по неизреченному человеколюбию Своего вочеловечения, Господь Иисус Христос ввел Святого Духа и священный закон Его, действующий от Отца через Сына в Духе Святом, освободив нас от закона греха: «Закон Духа – это Сам Святой Дух, Ибо подобно тому как апостол Павел наименовал грех законом греха, так и Святого Духа называет законом Духа... Закон Духа освободил нас от закона греха и смерти...  Благодать Духа, умертвив грех, сделала легкой борьбу с грехом. Все устрояется, все совершается от Отца через Сына в Духе Святом». «Благодать Святого Духа, через веру во Христа, даровала нам двойную свободу: упразднила мучительное владычество греха и свергла тиранию смерти». «Те, кто всецело подчинил себя Духу Святому, – и мыслят, и творят все духовное». «Имеющий в себе Духа Святого имеет в себе Самого Христа. Невозможно Христу не пребывать там, где обитает Дух Святой. Где находится одно из Лиц Пресвятой Троицы, там присутствует и вся Святая Троица: ибо Она Сама в Себе неразделима и теснейшим образом соединена». Христос сказал: «Всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Страсти – это оковы, приковывающие человека к суетным и бренным вещам земного мира, грех лишает душу свободы и делает ее узницей, и благодать Святого Духа дарует человеку истинную свободу и силы жить духовной жизнью. В Новом Завете возвещается, что истинная свобода – это свобода во Христе и дар Святого Духа, ибо «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17). Это – высшая свобода от греха и свобода для святой и духовной жизни – новой жизни во Христе, та духовная свобода, «которую даровал нам Христос», чтобы мы стояли в ней и не подвергайтесь игу рабства – греху, ибо мы созданы по образу и подобию Божиему и высшая цель нашей жизни и наша высшая свобода – в бесконечном богоуподоблении, в уподоблении Христу, Который сияет пред нашим сознанием как вечный Божественный Идеал. Многие люди всю жизнь проводят в постоянной суете, забыв о Боге и духовных нуждах души, не поднимая очей к сияющему великолепию звездного неба, не раскрывая Евангелие, не задумываясь о жизни и смерти, о вечности и Страшном Суде, не приходя в храм и не молясь Всевышнему, они живут муравьиной жизнью – они бегут в погоне за материальным благополучием и заполняют зияющую пустоту души – чувственными наслаждениями, развлечениями и страстями, занятием наукой и искусством, но сердце их не чувствует истинной радости и ощущает неудовлетворенностью жизнью, ибо человек создан для высшего – для Бога, и не обретет счастья без Бога. В Новом Завете Бог Освятитель именуется Утешителем, ибо только благодать Святого Духа дарует человеку истинный мир и неизреченную радость. Мятущаяся душа подобна волнующемуся море, но когда ее касается Божественная благодать, то она успокаивается и, как зеркальная гладь безмятежного моря словно алмазное зеркало отражает в себе небеса – необъятное голубое небо с ослепительными лучами солнца днем, бескрайнюю бездну вселенной с ее сверкающими звездами и созвездьями ночью, так и душа отражает в себе славу и величие Бога – Творца всего сущего и Властителя неба и земли. По слову преподобного Силуана Афонского: «С благодатью Божией легко жить, все делается хорошо, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по прекрасному саду, в котором живет Господь». Самый важный знак присутствия Святого Духа в жизни человека – это сокрушение сердца и искреннее покаяние в грехах, праведная жизнь и умение прощать обидчиков своих, стойкость в скорбях и испытаниях и милующее сердце. По изречению богомудрого апостола Павла, возвышенные и прекрасные плоды Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). В таинственных стихах Псалтыря провозглашается, что душа человека без Бога – бесплодная пустыня: «Душа моя, как бесплодная земля, стремится к Тебе» (Пс.142:6). Человек без Бога не может сотворить ничего доброго, но благодать Святого Духа очищает душу человека и наставляет его совесть, просвещает ум и укрепляет веру, направляет волю к добру и согревает сердце любовью к Богу и ближним, устремляет его дух к небесному, горнему, вечному.
                Тайна святой Церкви – это тайна таинственного присутствия и действия в мире Святого Духа, в день Пятидесятницы образовавшего Новозаветную Церковь, чтобы мы могли жить духовной жизнью и преображаться благодатью, становясь величественным и прекрасным храмом Божества.  Пятидесятница – это день рождения Вселенской Церкви и день рождения каждого христианина, ибо христианин – это тот, кто имеет в себе Дух Христов и пребывает в Церкви – живет церковной жизнью, верую во Христа, борясь со страстями, очищая душу свою покаянным плачем, исполняя заповеди Евангелия и участвуя в таинствах и богослужениях, ибо вне Церкви – нет христианства, а без Святого Духа – нет святости и духовной жизни. В день Пятидесятницы явлена великая и несказанная тайна – вечный смысл и высшая цель человеческой жизни – обожение, ибо каждый человек создан по образу и подобию Божиему, он призван к духовной жизни и святости – к наивысшему совершенству и обожению, и через стяжение благодати Святого Духа он должен уподобиться Христу Богочеловеку и стать христоликой личностью – обрести ум Христов, сердце Христово и волю Христову, исполниться Святым Духом и стать одушевленным кивотом и живым храмом Его. Быть христианином – значит стать храмом Святого Духа, все пророки и апостолы, все мученики и исповедники, все праведники и подвижники Божии – это духоносцы, они живут Духом Божиим и молятся Им, пребывают в Святом Духе и Дух Святой пребывает в них, они наставляются Им на всякую истину и отвращаются от лжи, становятся Божиими служителями и проповедниками правды, в них действует Дух Божий и они отрешаются от мирской суеты и помышляют духовно по Духу Святому, Его силой они творят чудеса и любят Бога, ближних и врагов,  от Святого Духа получают откровение Божиих тайн и познают Бога, воспринимают дары Его и преображаются в образ Господень, они принимают Святой Дух через веру, запечатлеваются и исполняются Им через таинства и молитву, удостаиваются оправдания и освящаются через верность Богу, праведную и духовную жизнь. С херувимской зоркостью созерцающий тайну бытия Православной Церкви, святитель Василий Великий благовествовал, что «Дух Святой создал Церковь Божию», она – непрестанная Пятидесятница и духовная сокровищница животворящей силы Всевышнего, она – мистическое Тело Христово, а Святой Дух – душа Церкви, Им совершаются все ее таинства и богослужения каждое церковное священнодействие – дело Духа Божиего, Он осеняет христиан через каждое святое таинство и через каждую святую добродетель, через каждое богослужение и молитвенное воздыхание, обращенное к Богу. В утреннем и вечернем молитвенном правиле есть великолепна молитва Святому Духу – Небесному Царю, Он – наш Владыка и Вседержитель, равночестный Отцу и Сыну, Царь небесного мира светозарных Ангелов, Он воцаряется в сердцах верующих и делает их святыми и насаждает Рай в их душах, Он – Податель жизни, оживотворяющий всю природу и дарующий благодатную и духовную жизнь Ангелам света и боголюбивым людям, Он – сокровище всего благого и ценного, Источник мудрости, любви и силы, Творец красоты и Вдохновитель на все благие свершения, Он очищает от скверны и дарует радость душе: «Небесный Царь, Утешитель, Дух истины! Ты, вездесущий и все наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, наши души». Жизнь святой Церкви – это жизнь в Святом Духе и Святым Духом, а быть христианином значит исполниться Святым Духом и жить церковной жизнью – ее верой и молитвами, таинствами и догматами, заповедями и богослужениями, одухотворяясь и освящаясь евангельскими добродетелями, уподобляясь Ангелам уже в земной жизни, обретая несравнимо величайшее и самое превосходное достоинство – быть Божиим сыном. В святой день Пятидесятницы миру открылась великая тайну, над которой с древнейших времен бились самые знаменитые мудрецы и лучшие умы человечества, – тайна предназначения человека и смысла его жизни. Вне веры во Христа и духовной жизни в Церкви человек находится во тьме и не понимает смысла своей жизни и цель своих земных скитаний. Только вера во Христа и благодать Святого Духа открывает великую тайну смысла жизни – только церковная жизнь, новая жизнь во Христе есть жизнь, обладающая сокровенным, вечным и духовным смыслом. Преподобный Серафим Саровский  благовествовал, что цель христианской жизни – это стяжание Духа Святого, жизнь в Нем и Им на небе и на земле, во времени и в вечности. Апостол Павел призывал христиан стяжать Святой Дух добродетельной жизнью, верой и молитвой:  «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине… Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, воспевая в сердцах ваших Господа» (Еф.5:8–9,18–19). С молитвенным восторгом, исполненным евангельской мудрости, кротости и вдохновения, о действии Святого Духа в Церкви писал преподобный Силуан Афонский – великий богослов, молитвенник и подвижник, чья душа, столь пламенно ищущая Бога, познала пребывание с Духом Святым и изведала безграничную и непостижимую любовь Божию: «На небе все живет Духом Святым, и нам на землю Господь дал того же Духа Святого. И в храмах Божиих службы совершаются Духом Святым; и в пустынях, и в горах, и в пещерах, и всюду подвижники Христовы живут Духом Святым; если будем хранить Его, то будем свободными от всякой тьмы, и жизнь вечная будет в душах наших». «Дух Святой есть любовь, мир и сладость. Дух Святой научает любить Бога и ближнего. Милостивый Господь дал на землю Духа Святого, и Дух Святой живет в Церкви нашей. Он учит душу подвигу. Он дает силу исполнять заповеди Господни. Он наставляет нас на всякую истину. Он так украсил человека, что человек стал похож на Господа. Души святых вкушают Духа Святого еще на земле. Это и есть то «Царствие Божие», которое «внутри нас», как говорит Господь». Святитель Григорий Богослов признавался, что приходит в священный трепет, когда размышляет о Святом Духе – Боге Освятителе и Утешителе, творящем величайшее чудо – возрождающем грешника к праведной жизни, утешающем скорбящих и дарующем надежду отчаявшимся, собирающем все народы земли в единую Церковь, делая земнородных братьями Ангелам, живыми храмами Всевышнего и богами по благодати. В молитвенном богословии Церкви есть изумительный канон на Пятидесятницу, написанный святым Косьмой Маюмским. Канон святого Косьмы – это драгоценная святыня Церкви и жемчужина церковной гимнографии, дивный гимн в честь Святой Троицы и молитвенно-поэтическое восхваление Святого Духа:

Песнь 1

Ирмос:  Сокрушающий врагов высокой мышцей морем покрыл фараона с колесницами. Будем же петь Ему, потому что Он прославился.
Послав на самом деле ученикам обещанного Утешителя Духа, как прежде обещал, Христе, Ты озарил мир светом, Человеколюбец.
Предсказанное в древности в законе и пророками исполнилось: ибо благодать Божественного Духа ныне излилась всем верным.

Песнь 3

Ирмос: «Оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше, – сказал Ты, Христе, ученикам: – Я же пошлю иного, подобного Мне Утешителя, Духа Моего и Отчего, Которым вы утвердитесь».
Снизошедшая сила Божьего Духа божественно объединила в одном созвучии разделенный в древности язык, согласившихся на зло, вразумив верных познанием Троицы, в Которой мы утвердились.
В огненном шуме на Сионе явился всесильный неиссякающий Свет, исходящий от нерожденного Света. Посредством Сына, Он и ныне являет народам сияние Отеческой власти.

Песнь 4

Ирмос: Созерцая Твое, Христе, пришествие в последние времена, Пророк восклицал: Услышал я о силе Твоей, Господи, что Ты пришел спасти всех помазанников Твоих.
Вещавший прежде чрез пророков и возвещенный людям еще в древнем законе, Утешитель, истинный Бог, открывается ныне служителям и свидетелям Слова.
Имея все признаки Божества, Дух сегодня разделился в огне и явился апостолам в чудных языках, так как Он есть Божественная и самовластная сила, исходящая от Отца.

Песнь 5

Ирмос: Дух спасения, по благоговению к Тебе, Господи, зачатый внутри пророков и явленный на земле, делает чистыми сердца апостолов и в верных обновляет праведностью: ибо Твои веления – свет и мир.
Снизошедшая ныне сила – это Дух благой, Дух премудрости Божией, Дух исходящий от Отца и явившийся верным. Через Сына Он сообщает тем, в кого вселяется, свойственную Ему святость, через которую Он и созерцается.

Песнь 6

Ирмос: Плавающего в буре житейских забот на корабле, потопляемом волнами грехов, низвергаемого к душегубительному зверю, – возведи, Христе, из смертоносной глубины меня, взывающего к Тебе, как Иона.
Ты от Духа Твоего обильно излил на всякую плоть, как предсказал, Господи, и все исполнились познания Твоего, – что Ты нетленно рожден, а Дух нераздельно исходит от Отца.
Обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух, чтобы нам вечно иметь Его, исходящего из Отца и нераздельного с Ним, сжигающего скверны растленного вещества и очищающего ум от нечистот.

Песнь 7

Ирмос: Будучи ввергнутыми в огненную печь, благочестивые отроки претворили огонь в росу, взывая в песне: благословен Ты, Господи, Боже отцов наших.
Когда Апостолы проповедовали о великих делах Божиих, то неверные почли опьянением действие Духа, в Котором открывается Троица – единый Бог отцов наших.
Православно исповедуем нераздельное Естество: Бога Отца безначального и той же власти – Слова и Духа, восклицая: благословен Ты, Бог отцов наших.

Песнь 8

Ирмос: На Синае объятая огнем и несгорающая купина явила Бога косноязычному и невнятно говорившему Моисею; а трех отроков приверженность к Богу сделала в огне неопалимыми певцами: все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все века.
Когда живительное сильное дыхание всесвятого Духа свыше шумно носилось над рыбаками в виде огненных языков, тогда они проповедали о великих делах Божиих: все творения, воспевайте Господа и превозносите во все века.
Не боясь устрашающего огня, как вступающие на неприкосновенную гору, придем и станем на горе Сионской, в городе живого Бога, взывая ныне с духоносными учениками: все творения, воспевайте Господа и превозносите во все века.

Песнь 9

Ирмос: Мы величаем Тебя, не испытавшую тления в рождении и Премудрому Слову плоть даровавшую, Матерь безмужнюю, Деву Богородицу, вместилище Невместимого, обитание необъятного Твоего Создателя.
Пылающий духом, строгий Илия, в древности радостно вознесшийся на пылающей огнем колеснице, предуказал этим ныне сошедшее на Апостолов дуновение, – будучи просвещены Которым, они открыли всем Троицу.
Не по закону природы слышалась чудная проповедь учеников; ибо когда вещал благодатный голос Духа, народы, племена и языки слышали о великих делах Божиих, – учась познанию Троицы.


Рецензии