Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Тропарь, глас 4-й

                Святые подвижники – слава Православной Церкви, они – великое чудо истории, их души, озаренные лучами Божественного Света, струящегося из вечности, сияют над миром, как звезды на небесах, они молятся за всех нас – скитальцев, временно странствующих по земному миру, но выше и превосходнее всех святых, вошедших в райские обители, и всех Небесных Сил – светлых Ангелов, теплая Заступница мира холодного и Царица Небесная – Пресвятая Дева Мария, Она – преблагословенная и истинная Богородица, неизъяснимым образом вместившая в Себя невместимого, вездесущего и предвечного Бога Слова, в Котором Божество и человечество соединились нераздельно, неразлучно, неслитно и неизменно, ибо Он воспринял от Нее человеческое естество, Она – усердная Молитвенница за всю вселенную, внемлющая возгласам молящихся и покрывающая омофором Своей любви и милости всю землю и все народы земли, воспеваемая в драгоценных жемчужинах молитв и песнопений, стихир, кодаков и тропарей Церкви, Она – «очистилище мира» и «земнородным упование», «неусыпаемая Предстательница», «Честнейшая всякия твари, Святейшая святых всех сил», родившая Иисуса Христа – единственного Спасителя мира, Она – «Столп облачный, от искушения и соблазнов мира нас покрывающий», «утешение земных, согрешающих очищение, грешным спасение», Она – «Всечистая и Всененпорочная Божественная Ходатаица» и всех «верных Спасительница», Она – небесный цветок целомудрия и кротости, белая лилия смирения и любви, по Промыслу Божиему проросшая на земле и выросшая среди терний, пречистая и непорочная Приснодева и Матерь истинного Мессии, искупившего грехи рода человеческого на Голгофе и сокрушившего врата адские сошествием Своим в преисподнюю, победившего смерть чудом Воскресения и отверзшего врата Царства Небесного для верующих в  Него Вознесение на небеса, воссевшего одесную Бога Отца и прославившего человеческое естество перед Собором Всех Горних Сил – Ангелов, и грядущего судить мир в конце времен. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что в святом имени «Богородица» содержится все Божье домостроительство нашего спасения, а Сама Приснодева Мария – великое чудо, изумляющее не только мудрецов на земле, но и Ангелов на небесах, Ее Господь сделал жилищем Своего Единородного Сына – предвечного Бога Слова – не познавшая мужа, Она непорочно зачала от Святого Духа Иисуса Христа – Сына Бога Живого и Богочеловека, вместила в утробу Свою Бога, Которого не могли вместить небо и земля, Она стала живым храмом, в котором обитал Сам Господь, и небом – престолом Божиим, через Нее свершилось великое чудо и таинство Боговоплощения. Если со времен грехопадения Адама и Евы весь видимый мир пребывал в катастрофическом состоянии – лежал во зле, люди разлучились с Богом и стали рабами князя мира сего – падшими, смертными и страстными существами, их естество осквернилось грехом и души облеклись в порфиру тьмы, их воля стала колебаться между добром и злом, их ум утратил духовную мудрость, в сердце стали гнездиться страсти, а во вселенную вошли грех, страдания и смерть, то через Пречистую Деву Марию над миром воссияла заря спасения – исполнились пророчества Ветхого Завета и в мир явился Сам Христос Спаситель. В молитвенном восхищении преподобный Иоанн Дамаскин – великий богослов, духовный философ и поэт Церкви, воспевал день рождения Девы Марии и возносил славу Царице Небесной: «Ныне светло празднует тварь, принимая новое небо – Деву. Родилась на земле Дева – одушевленный чертог Царя небесного. Произошла на свет Отроковица, сияющая светлее солнечных лучей. Из безплодной возсиял Младенец – священнейший храм девства. Кто не поспешит на праздник? Кто не принесет праздничных даров, приятных Деве? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть непорочность, у супругов – воздержание, у богатых – щедрость, у бедных – благодарность, у начальников – кротость, у царей – правосудие, у священников – преподобие, у всех справедливость во всем. А когда принесены такие дары и с ними соединено празднование; то приидите – взыграем от радости, воспоем благодарственные песни, вместе с Давидом, «возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» (Пс.94:1). Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю-Слову приготовлен гостеприимный дом; для Солнца правды распростерто светлое облако; одевающему небо облаками сделана основа Боготканной одежды; соединяющему с временами времена и лета показан брачный чертог. Ликуйте, девы, ибо ныне день рождения Девы. Взыграйте, матери, ибо Дева есть плод матери. Безплодные жены будьте благодушны, взирая на Ту, которая прежде была безплодною, а потом родила Божественного Младенца. И отроковицы да не оставляют ликования, празднуя рождение Той, которая одна есть венец и царица отроковиц. «Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите во Иерусалиме», как заповедуется нам чрез Осию (Ос.5:8). Да возрадуется Давид-Богоотец; да возвеселится Исаия – главный между пророками; первый, потому что из чресл его, сообразно с клятвенным обещанием, происходит Царица, от которой плод его Бог обещал посадить на престоле его (Пс.131:11); последний – потому что исполнилось пророчество его: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет» (Ис.;11:1). Дева есть жезл, из которого происшел вечный цвет – неискусобрачный Христос».
                В богослужебных текстах и песнопениях Церкви рождество Пресвятой Богородицы именуется днем провозвещения всемирной радости, ибо рождество ее имело всемирное значение не только для иудеев, живших в те дни в Назарете, но и для всех нас – для всех людей во всех мирах и веках, с Ее рождением мир стал иным – история озарилась сиянием вечности. Христос – Солнце Правды и Спаситель мира, Он открыл врата вечности и вечной жизни для человечества, а Дева Мария – заря, и подобно как первые лучи зари еще не в силах осветить всю землю, но уже пронизывают темно-синее небо золотистым светом, так и Дева Мария не была спасительницей мира, но через Нее в мир пришел Мессия и Божественный Искупитель, Она стала вратами спасения, а Ее рождение предвозвестило о скором пришествии Сына Божиего в наш мир. Преподобный Иоанн Дамаскин восторженно писал в Слове о рождестве Пресвятой Богородицы: «Придите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости», ибо Приснодева Мария «родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец – Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию». Православная Церковь воспевает несравненную славу Пречистой Девы Марии и празднует ее светлый день ее рождения; рождество Пресвятой Богородицы – это первый великий праздник годового богослужебного круга – золотого кольца, соединяющего нас с Богом и вечностью, ибо церковные песнопения, в полном согласии с Библией и святыми отцами и учителями Церкви, возвещают, что человек был создан Богом для вечно жизни, а высшая цель богослужения – отрешить душу человека от мирских забот и сует и обратить ее всецело к Богу, стать причастниками горнего мира. В книге Бытия сказано, что Господь создал человека из горсти праха земного и вдохнул в него дыхание жизни, поэтому человек стоит на грани двух миров – земного и небесного, по своему тело он причастник материального космоса, а по духу – горнему и ангельскому миру. По слову святителя Григория Богослова: «В творении человека художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной». В Библии рассказывается, что созданный по образу и подобию Божиему и поставленный Творцом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил и отпал от Бога, через него в видимый мир вошли тление, скорби и смерть, а чтобы спасти мир на землю явился Сын Божий, Который смертью Своей попрал смерть и Воскресением Своим открыл нам путь к вечной жизни, даровав каждому из нас надежду на спасение.
                Тайна богослужения есть одна из величайших из тайн Церкви, ведь во время богослужения как бы стирается грань между небесным и земным мирами, мы восходим от дольнего к горнему, от временного к вечному, поминаем живых и усопших, через молитвы и песнопения имеем общение со святыми и Ангелами, которые молятся с нами и славословят Бога. Во время богослужений размываются границы времени и мы входим в мир вечности,  начинаем жить вечностью и прикасаемся к величайшей из всех тайн – к Богу. В богослужебных текстах и песнопениях Церкви Святую Деву Марию именуют чертогом Света, книгой Слова Божия и дверью для Великого Первосвященника – Небесного Архиерея, Иисуса Христа, а день рождения Богородицы именуется днем радости: для всей вселенной и всех народов земли «Сегодня Бог, почивающий на умственных престолах, приготовил Себе святой престол на земле; утвердивший мудростью небо устроил по человеколюбию  одушевленное небо; ибо из неплодного корня Он вырастил нам живоносное насаждение – Матерь Свою. Ты – Бог чудес и надежда безнадежных, Господи, слава Тебе. Это – день Господень, радуйтесь, люди; ибо чертог Света и книга Слова жизни произошла из чрева; и дверь, обращенная к востоку , ожидает входа Первосвященника , одна вводящая и одного Христа во вселенную  на спасение душ наших. Если по Божией воле и другие знаменитые неплодные женщины имели детей, но Мария богоприлично просияла более всех рожденных; ибо Она, преславно родившись от неплодной матери, родила плотию Бога всех выше природы от бессемейной утробы, – единая дверь Единородного Сына Божия, пройдя через которую Он сохранил  запертой и, устроив все мудро, как Сам знает, приготовил спасение для всех людей. Сегодня  неплодные врата открываются, и выступает девственная божественная дверь; сегодня благодать начинает приносить плод, показывая миру Божию Матерь, посредством Которой соединяется  земное с небесным для спасения душ наших. Сегодня предвозвещение всемирной радости, сегодня повеяли ветры, предвозвестники спасения, разрешается неплодие природы нашей, ибо неплодная оказывается матерью девствующей и после рождества Создателя, из Которой Тот, Кто по естеству Бог, усвояет чуждое Себе и обольщенным через плоть устрояет спасение, Христос Человеколюбец, Избавитель душ наших». По слову преподобного Иустина Поповича, Дева Мария была избрана Богом для того, чтобы стать Богородицей, Она – наилучшая из дев, самая святая из святых, чистейшая из чистых, Она – Дщерь Небесного Отца, Невеста Неневестная Святого Дух и непорочная Матерь Сына Божиего по Его человеческому естеству, через Нее в мир пришел Мессия и благодаря Ей радуется всякая тварь и весь человеческий род: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало...», «Она – «Богородица и Матерь Света»; о Ней говорится: «Паче огнезрачных Серафимов явилася еси, Чистая, честнейшая». Неизреченные тайны Триблаженного Божества внедрились в удивительном Лице Святой Богоматери и стали Ее тайнами. Православный чувствует и знает, что эти святые тайны не могут быть постигнуты никаким умом: ни ангельским, ни человеческим; посему растроганная молитвой душа воспевает: «Вся паче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши истиннаго, Того моли спастися душам нашим». Погружаясь в несказанную тайну Пресвятой Богородицы, святой, соборный, апостольский, вселенский дух Церкви видит в Ней «неизглаголанное Девы таинство». Всецелой Своей Личностью Она есть «неизреченное чудес делателище», «чудес великое чудо». Оттого-то и изумление, и священный ужас объемлют православное сердце при воззрении на Пречудную и Преславную Богоматерь: «Ужасошася всяческая о Божественной славе Твоей: Ты бо, неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога, и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим мир подавающая».
                В Священном Писании содержатся многочисленные и таинственные пророчества и прообразования о пречистой Деве Марии, Которая была должна стать Матерью грядущего Мессии. Первое пророчество о Пресвятой Богородице было дано Богом на заре истории нашим прародителям – Адаму и Еве, это – пророческая речь Бога, обращенная к сатане, и обетование падшему человечеству, о том, что семя непорочной жены сотрет главу змея – дьявола-искусителя. В этих словах Божиих звучит первое благовестие о том, что сила дьявола и власть лукавого князя тьмы и мира сего будет сокрушена Христос Спасителя – Сокрушителя древнего змея. В Библии сказано, что у Бога не останется бессильным никакое слово – все сказанное Им исполнится по воле в свое время, Сам Господь пророчествует, что хоть дьявол и одержал победу над Адамом и Евой, заставив их усомниться в благости Творца и нарушить Его заповедь,  хоть первые люди и изгнаны из Эдема – земного Рая, но придет час и царство сатаны будет сокрушено Потомком непорочной Жены. Протоиерей Геннадий Фаст заметил, что это первое пророчество Библии – первое благовести, первое Евангелие, данное Богом людям, знак Его любви и милости ко всему человечеству, пусть и пребывающему ныне в падшем состоянии, пречистая Жена – это Святая Дева Мария, а Ее Потомок – это Сам Христос. Эта радостная и благая весть, прозвучавшая на заре времен из уст Божиих и ставшая маяком надежды для первых людей и всего человечества, звучит в православных храмах за каждым богослужением  неслучайно в любом богослужебном каноне каждая песнь заканчивается прославлением Святой Троицы и Богородицы, ибо христианское богословие и богослужение проникнуты взаимосвязью Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. В книге пророка Исайи, именуемого «ветхозаветным евангелистом», возвещается о том, что Святая Дева непорочно зачнет и родит Богомладенца – Победителя смерти и Ада: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Во время страшных военных событий, происходящих во время правления древнего царя Ахаза, Господь устами пророка Исайи пророчествует дому Давидову, что Христос родиться от Девы, Она станет участницей в деле нашего спасения, а Ее Сын – Спасителем мира, имя Еммануил символично,  оно означает – «с нами Бог», Бог Слово придет на землю – вочеловечится и воплотится. В Псалтыре есть пророческие стихи о Царе – Иисусе Христе, истинном Мессии и прекраснейшем из сынов человеческих, и о Царице – святой Церкви и Пресвятой Богородице: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца. Ты прекраснейший из сынов человеческих… Стала Царица одесную Тебя в Офирском золоте…Вся слава дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом; в испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе, девы подруги Ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя». Эти стихи 44 Псалма – песнь о Небесном Царе – Мессии, язык псалмопевца – трость скорописца, записывающего пророчество Святого Духа, слава дщери Царя внутри – Христос есть Царь славы, а Святая Дева Мария непорочно зачала Богомладенца от Святого Духа и носила Его под сердцем Своим, «слава внутри» – означает благодать Святого Духа и то, что Богородица была живым храмом Божества, одежда Ее – символ души, она шита золотом – украшена евангельскими добродетелями – любовью, милосердием, всепрощением, кротостью, смирением, непрестанной молитвой и Богомыслием, в испещренной одежде Она идет к Царю со Своими подругами – девами, олицетворяющими святых, верных Богу и хранящих чистоту душ своих, они идут к Богу – это образ неустанного служения Всевышнему, вечного приближения к Богу и совершенствования, веселье и ликование – неземное блаженство небожителей и радость о Святом Духе, а чертог Царя – Царство Небесное и его обители. В православной иконографии Богородицы изображается  стоящей по правую руку от Иисуса Христа – одесную Царя Небесного, Она – «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», Ей дивятся христиане на земле и Горние Силы на небесах, Она – Царица в золоте Офирском – озаренная лучами Божественного Света и увенчанная венцом вечной славы. Размышляя о тайне Божьего домостроительства нашего спасения, преподобный Иоанн Дамаскин с восторженной и просвещенной молитвой душой писал, что преславная Дева Мария – это великое чудо и небо на земле, Она – девственная нива, на которой вырос золотой колос вечной жизни, царский чертог Небесного Царя, сошедшего на землю, чистейшее море, покорное Богу и хранящая в глубинах своих драгоценнейшую жемчужину – Христа, цветок, благоухающий всеми добродетелями, Она – венец рода человеческого, делающая нас достойными того, чтобы Бог обитал с людьми: «когда все люди – скажу кратко – подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для возсоздания рода человеческого. Это – блаженная и преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит солнце правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произращает клас жизни. Она есть море, потому что из недр Своих износит духовную жемчужину. Итак, уже явилось новое творение Непостижимого; приготовлен царский чертог Всецаря; устроено разумное жилище Невместимого. Как величествен этот мир! Как достойно удивления творение, украшенное произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага; кратко сказать – достойное того, чтобы Бог обитал между человеками».
                В священной истории Ветхого Завета есть много прообразов и символов Девы Марии – непорочной Матери Спасителя и Мессии. В гимнах и канонах, сложенных в честь Небесной Царицы, Церковь сравнивает Деву Марию с ковчегом Ноя, о чем поэтично писал архимандрит Рафаил Карелин: «Среди бушующих волн Всемирного потопа плывет ковчег, хранимый Провидением. Волны вздымают его над кипящей бездной, где сокрыты вершины Гималаев и Арарата, бросают в провалы волн, как в пропасть. В непроницаемой тьме ковчега как будто остановилось само время, но люди знают, что ковчег хранит благословение Божие, как невидимая рука. Этот ковчег – молитвенный покров Божией Матери; те, кто в покаянии призывают Ее, спасутся даже из самых темных глубин греха». Святые отцы Церкви сравнивали Деву Марию с небесной лестницей, соединившей небо и землю, Бога и людей, которую видел в пророческом сне святой патриарх Иаков, она поднималась от земли к небу, по ней восходили и нисходили Ангелы, через Деву предвечный Бог Слово сошел в мир, приняв от Нее человеческое естество, а Ее молитвы – это ступени духовной лестницы, по которой мы восходим к Богу.  Святую Деву Марию сравнивали с Неопалимой Купиной, о чем образно писал преподобный Ефрем Сирин: «Как горящий куст на Хориве в пламени вмещал Бога, так Мария носила Христа во чреве», через Нее в мир пришел Богочеловек. По толкованию святого Иустина Философа, огонь – символ нетварной Божественной природы, куст – тварной человеческой природы, а их соединение – тайна двух естеств, соединившихся в единой Божественной Личности Христа Богочеловека. На православной иконе «Неопалимая Купина», Деву Марию окружает пламя – образ Божества, Сына Божиего, Которого Она приняла в Себя, дабы в наш мир пришел Мессия. Ковчег Завета – величайшая святыня Израиля, в нем находился золотой сосуд с небесной манной, Скрижаль Завета, на которой было начертано Слово Божие: золотая чаша и скрижаль – прообраз Богородицы, а небесная манна и Слово Божие – это образы Самого Христа. Толкуя стихи самой поэтичной и таинственной из книг Ветхого Завета  – «Песни Песней», святые отцы и учителя Церкви полагали, что в духовном прочтении под образом ветхозаветного царя и мудреца Соломона надо понимать Иисуса Христа, а под образом Суламиты – святую Церковь, человеческую душу и Богоматерь. В церковной поэзии Святая Дева Мария воспевается как белая лилия, проросшая от благороднейшего царского корня Давидова, и процветшая среди терний языческих и иудейских, неувядающая роза, наполнившая райским благоуханием наш мир, лежащий во зле, Она – дщерь Адамова и Пречистая Матерь Божия, Она – гора, вознесшаяся превыше звезд – превзошедшее величие и славу всех Ангелов и святых, от Нее краеугольный камень нашего спасения – Христос, в едином Божественном Лице Которого, соединились два естества – Божеское и человеческое, Она – утренняя звезда, предваряющая явление Солнца правды и чудес Христовых начало, совета неизреченного Таинница и колесница Бога, восседающего на Херувимах и Серафимах, Огненный Столп благодати, ведущий нас к истинному Богопочитанию и в горний Иерусалим, великолепная одушевленная и умная скиния, сделавшаяся жилищем Бога Слова, Ее ветхозаветный прообраз – святая земля, на которой пророк Моисей снял обувь свою, что в пророческом смысле символизирует, что на смену закону Моисееву и Ветхому Завету грядет мессианское благовестие Иисуса Христа и Новый Завет.
Церковное Предание рассказывает, что Дева Мария родилась в живописном галилейском городе Назарете, расположенном в северных землях Палестины, вдали от проезжих путей, на гористой и возвышенной местности, среди холмов, поднимающихся от земли к небесам. У древних монахов, любивших вековое безмолвие и величественную, дикую и суровую красоту гор, располагавших к молитве и размышлению о Боге и душе, времени и вечности, жизни и смерти, была пословица: «выше в горы – ближе к Богу».
                На страницах Библии горы – это уединенное место Богообщения и молитвы: великий пророк и законодатель Моисей на Синайской горе получил Скрижали Завета, на горе Кармил жил и молился пророк Илия, в гористой заиорданской пустыне жил Иоанн Креститель – пророк и предтеча Господень, взойдя на гору, Христос проповедовал людям о заповедях блаженства и Царстве Небесном, на горе Фавор совершилось преображение Господне и три апостола стали созерцателями Божественного Света, горы Синая и Фиваиды, Ливана и Мертвого моря стали колыбелью монашества, а гора Афон – жемчужиной и славой всего православного мира. Горы – это царство монахов, отрешившихся от мира, символ устремленности к небу с его бескрайним простором, образ любви к свободе и тоски по вечности. Горы возносятся ввысь, уходя своими сверкающими заснеженными вершинами в лазурный океан безбрежных небес, словно соединяя конечное с бесконечным, временное с вечным, землю с небом, человека с Богом. По замечанию архимандрита Рафаила Карелина, Назарет – это небольшой город, расположенный на возвышенности, вдалеке от караванных путей и торговых дорог, словно огражденный Богом от мирской суеты, в его окрестностях цвело множество цветов, «соперничающих с блеском рубинов и жемчуга. Особенно много здесь росло лилий. Казалось, что белоснежные колокольчики цветов, раскачивающихся даже от слабых дуновений ветра, наполняют всю окрестность хрустальным звоном, который слышит не слух, а сердце... Паломники, посещавшие Назарет, говорят, что небо над ним какого-то особенного, не сравнимого ни с чем голубого цвета… Голубой цвет – это символ Божией Матери, Ее духовности и чистоты, символ целомудренного молчания глубоких, как лазурь, небес. Одеяние  божией Матери на иконах обычно окрашено в синий и голубой цвета… Назарет – город Божией Матери. Он не похож ни на нарциссы Саронских долин, ни на лилии Иерусалима, но похож на цветок, посвященный Божией Матери, – эдельвейс, который, как монах, любит горы, безмолвие и одиночество».
                В Назарете жила свята супружеская чета – Иоаким, происходящий из колена Иудина, имевший предком своим царя Давида,  и Анна, происходившая из священнического рода Аарона, в их Дочери – Деве Марии – соединилось Божье благословение царей и первосвященников. Церковное Предание рассказывает, что Иоаким и Анна были праведниками и отличались глубоким благочестием, но до преклонных лет не имели детей, на протяжении всей супружеской они молили Бога о даровании им ребенка и дали обет посвятить его Богу.  Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Дева Мария – плод любви и молитвы Иоакима и Анна, вся их супружеская жизнь была продолжительной молитвой и надежда на Бога никогда не оставляла их. По Преданию Церкви однажды, уединяясь на горе, со скорбной душой Иоаким взывал к Богу в горячих молитвах о ребенке, а праведная Анна, уединяясь в саду, как горлица пустынная, взывала к Творцу о том, чтобы Он освободил их от печали бесплодия, и когда они взывали к Всемогущему, то к ним сошел Ангел Господень  и возвестил о зачатии Всясвятой Девы и Заступницы мира со словами: «Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога». На закате земной жизни Иоакима и Анны совершилось великое чудо Божье – у них родилась Дочь – Дева Мария, разрешившая узы их бесплодия и доставившая им великую радость, о чем поет Церковь: «…неплодная Анна рождает Богоотроковицу, предызбранную из всех родов в обитель Царя всех  и Создателя Христа Бога, во исполнение божественного домостроительства, которым мы, земнородные, воссозданы  и обновлены из тления к жизни непрекращающейся». Размышляя о причине долгого бесплодия Иоакима и Анны, преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что это было испытание их веры – по вере своей они уподобились Аврааму, а в то же  время природа была призвана  уступить могуществу благодати, дабы совершилось чудо, являя миру неизреченную милость Божью к роду человеческому:  «О блаженная чета, Иоаким и Анна! Вся тварь обязана вам благодарностию. Чрез вас она принесла Творцу дар всех даров драгоценнейший – чистую Матерь, единую – достойную Творца. О всеблаженные чресла Иоакима, из коих произошло святейшее семя! О чистейшая утроба Анны, в которой тихо зачался, образовался, и из которой родился плод святейший! О чрево, носившее в себе одушевленное небо, всех небес пространнейшее!.. О чудеса чудес! О явление всех удивительнейшее! Такими-то чудесами должно было предуготовить путь к неизглаголанному и снисходительному воплощению Божию… О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаем вас, как негде сказал Господь: «от плодов их познаете их» (Мф.7:16). Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную. От непорочности и долженствовала процвести Дева, чтобы, по благоволению безтелесно Родившего, телесно произвесть на свет один единородный Свет, не раждающий, но всегда раждаемый, которого особенное личное свойство есть раждаемость. О, каких чудес и какого завета сделалась виновницею сия Отроковица! Порождение неплодия, девство раждающее, соединение Божества и человечества, страсти и безстрастия, жизни и смерти, чтобы во всем этом худшее побеждено было лучшим. И это все для моего спасения, Господи! Так Ты возлюбил меня, что не чрез Ангелов, не чрез другую какую-либо тварь соделал мое спасение, но как создал, так возсоздал меня Ты Сам! Поэтому играю, пою, веселюсь, опять возвращаюсь к источнику чудес и, увлекаемый восторгом, опять ударяю в цевницу духа и пою священный гимн рождению. О чистейшая чета разумных горлиц – Иоаким и Анна! Соблюдая предписываемую законом природы непорочность, вы удостоились того, что выше сил природы. Вы родили миру неискусомужную Матерь Божию; провождая жизнь благочестивую и праведную в естестве человеческом, родили ныне дщерь высшую Ангелов, Владычищу Ангелов… Радуйся, блаженнейшая Анна, что ты родила дщерь: эта дщерь есть Матерь Божия, – дщерь света, источник жизни, избавление жен от осуждения. Богатые из народа будут умолять сию дщерь (Пс.44:13), цари народов с дарами придут и поклонятся Ей. Эту дщерь Ты приведешь к Всецарю – Богу, облеченную благолепием добродетелей, как златотканною одеждою и украшенную благодатию Духа. Слава Ея внутрь. Всякой другой жены слава – муж, отвне приходящий; но слава Богоматери внутрь; это – плод Ея чрева. О вожделенная и треблаженная дщерь! Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! О дева – дщерь царя Давида и Матерь Всецаря Бога!». Излагая православное учение о Пресвятой Богородице и изобличая еретический характер католического догмата о непорочном зачатии Святой Девы Марии, преподобный Иустин Попович писал, что этот римско-католический «догмат» противоречит Богооткровенному учению святой, соборной и апостольской Церкви, ее Священному Писанию и Священному Преданию, ибо в Библии ясно сказано, что «никто из людей не свободен от первородного греха», «переносящегося путем естественного зачатия и рождения» от родителей к их детям, а значит, свободен от первородного греха только Сам Иисус Христос, сверхъестественно рожденный от Святой Девы и Святого Духа: «Верная Богооткровенной истине о всеобщей наследственности первородного греха Православная, Апостольская Церковь осуждает и отвергает римско-католическое учение о непорочном зачатии Святой Девы Марии и исповедует, что Она зачалась и родилась естественным путем от святого Иоакима и святой Анны; это означает, что Ее зачатие подвержено первородному греху. Святое Откровение нигде не называет Святую Деву Марию первородной Божией дочерью; нигде не выделяет Ее из человеческого рода по Ее естеству, зачатию и рождению; нигде не упоминает о сверхъестественном характере Ее зачатия и рождения. Родив Спасителя мира, Бога и Господа Иисуса Христа, Святая Дева по причине этого и благодаря этому сделалась славнее не только всех людей, но и Славнейшей всех Серафимов и Честнейшей всех Херувимов». На всех потомках падшего Адама лежала печать первородного греха и никто не мог спастись без искупительной жертвы Иисуса Христа – даже Святая Дева Мария, Которая пророчески предвидя и постигая искупительную миссию Сына Божиего, называя Христа Своим Спасителем и показывая нужду в спасении: «…возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк.1:47). С рождением Девы Марии мир озарился тихим сиянием надежды, похожей на первый луч восходящего солнца, вспыхивающий в утренний час на востоке, ведь  Она была избранницей Господней, призванной стать Богородицей – Пречистой Матерью Иисуса Христа, сама святая жизнь Ее показала, что не было, нет и не будет девы, столь сияющей святостью, целомудрием и чистотой, как Приснодева Мария; Она – сияющий светильник веры, надежды и любви, смирение и кротость сделали Ее Дочерью Небесного Отца, чистота, целомудрие и непорочность – Невестой Святого Духа, а любовь – Матерью Сына Божиего.


Рецензии