Благовещение Пресвятой Богородицы
и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает
и Гавриил благодать благовествует.
Тем же и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь, глас 4-й
Благовещение Пресвятой Богородицы – один из самых радостных праздников Православной Церкви, ибо со дня Благовещения начинается новая и светлая страница в истории человечества. В маленьком галилейском городе древней Иудеи – Назарете, была возвещена Архангелом Гавриилом благая весть и совершилось величайшее событие в мировой история – таинство воплощения и вочеловечивания Сына Божиего. На протяжении многих веков иудейский народ ожидал пришествие Мессии – Божественного мира, о Котором возвещали ветхозаветные пророки. В день Благовещения через Святую Деву Марию открылась одна из самых великих и грандиозных Божественных тайн – тайна спасения мира, и по святой воле Бога Вседержителя и праведной верности Богу Девы Марии совершилось чудо Боговоплощения. В церковном сознании радостный день Благовещения – это начало нашего спасения и осуществление тайны, предопределенной Богом от вечности, ибо в сей святой и чудесный день небо соединилось с землею и время сочеталось с вечностью, когда Сын Божий стал Сыном Человеческим. День Благовещения есть чистейший родник «воды живой», ставший широкой и полноводной рекой, а затем и безбрежным морем новозаветных чудес, таинств и благодати Святого Духа, которыми Господь щедро напоил всех алчущих и жаждущих правды. В православной иконографии голубой цвет – это цвет Пресвятой Богородицы, символизирующий Ее духовность, чистоту, целомудрие и непорочность, возвышенность Ее души, это – цвет чистого и безоблачного неба. Святые отцы Церкви и ее пастыри говорили, что в мартовский день Благовещения весь мир преобразился – через Святую Деву Марию и Ее верность Богу в историю вошел предвечный Бог Слово – словно сам воздух стал чище, ведь воссияла надежда на спасение для всего рода человеческого, рассеялись серые тучи и явился взору бескрайний океан лазурного неба, словно весь мир стал краше – и первые цветы земные – подснежники и фиалки, и сияющие ночные звезды, и сверкающие заснеженными вершинами горы, объятые задумчивым молчанием и тянущиеся навстречу небесам, бездонным и невозмутимым как вечность. Существует народная поговорка, что на Благовещение даже птицы не свивают гнезда – это поэтическое иносказание и целая притча, призывающая нас отложить всю повседневную житейскую суету и обратить все помыслы к небу – к радостному молитвенному и литургическому общению с Богом, дабы душа наша сделалась способной воспринимать небесную музыку этого дивного праздника – благую весть, принесенную на землю Архангелом Гавриилом, звучащую в церковных песнопениях. По старинному русскому обычаю в день Благовещения отпускали на волю птиц в знак освобождения человеческой души от уз греха и власти лукавого князя мира сего – дьявола, птица, взмывающая в небо, олицетворяла собой душу, устремленную к Богу, а ее полет – истинную свободу, свободу во Христе. Наш великий русский поэт А.С. Пушкин в своих стихах запечатлел радость и утешение, которые он испытал, отпустив птицу на свободу в светлый день Благовещения: «Я стал доступен утешению, зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!».
В Евангелии от Луки рассказывается, что на шестой месяц после зачатия женой первосвященника Захарии – Елизаветой святого Иоанна Крестителя, был послан Архангел Гавриил от Бога в галилейский город Назарет – к Святой Деве Марии, «обрученной мужу» – формально считавшейся женой старца Иосифа по букве закона, но в действительности являвшейся непорочной Девой, давшей обет хранить верность Богу. По церковному Преданию мы знаем, что Мария – Дочь праведных Иоакима и Анны, когда Ей миновала три года, была отдана на воспитание в Иерусалимский храм и жила десять лет в атмосфере молитвы и Богосмыслия. Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, Она уже не могла оставаться в храме, но должна была вернуться к родителям или выйти замуж. За несколько лет до этого родители Девы Марии умерли, а Она с юных лет так возлюбила Богу, что решила всецело посвятить Себя Всевышнему и дала обещание хранить целомудрие и не вступать в брак. Первосвященник Захария знал о том, что Мария дала обет девства и, желая помочь Святой Деве исполнить Ее обещание Богу, формально обручил Ее с престарелым вдовцом Иосифом, известным своей праведной жизнью и жившем в Назарете, где он работал плотником. По Преданию Сам Господь избрал праведного старца Иосифа Обручника хранителем девства Святой Девы из числа двенадцати благочестивых мужей, происходивших из рода Давидова. В Евангелии сказано, что Мария была Святой Девой из дома Давидова, ибо по пророчествам из рода Авраама и Давида должен был явиться на свет долгожданный Мессия: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Ин.7:42). На страницах Нового Завета Иисуса Христа часто называют «Сыном Давидовым», при входе Господне в Иерусалим народ причал – «осанна Сыну Давидову» (Мф.21:9), Сам Христос именовал Себя – «Сын Давидов», а в Апокалипсисе о Сыне Божием говорится, что Он происходит от корня Давидова: «Я есмь корень и потомок Давида» (Откр.22:16). Во всей земной жизни Иисуса Христа святые отцы Церкви с херувимской зоркостью находили исполнение пророчеств Библии о Мессии и особый Промысел о Сыне Бога Живого. Со времен грехопадения Адама люди разлучились с Богом, весь земной мир лежит во зле, жизнь полна испытаний, скорбей и разочарований, дьявол стал князем мира сего и весь род человеческий не мог унаследовать Царство Небесное и нуждался в спасении. По великому милосердию Своему Господь не отверг человечество, растленное грехопадением, Он помнил о творении рук Своих и хранил вселенную вручил Моисею Скрижали Завета на Синайской горе, ниспосылал Израилю прозорливых пророков, вдохновенных Святым Духом, обличавших грехи и возвещавших волю Божью. В основе нашего спасения лежит крестная жертва Христа Искупителя и благодать Святого Духа – никто из нас не может спастись без веры во Христа Спасителя, Его голгофского подвига и силы Духа Божиего, действующего в святых таинствах Церкви. По безмерной любви Своей Бог – наш Небесный Отец, отдал возлюбленного Единородного Сына Своего – равного Себе по силе, премудрости, власти, величию и благости, Сам предвечный Бог Слово от вечности вознамерился вочеловечится и принести Себя в добровольную жертву ради нашего спасения, и Дух Святой сопутствовал Ему на всех путях Его жизни и мессианского служения. По великой премудрости Своей единый Бог Сущий в трех Ипостасях предвидел грехопадение Адама – всемирную трагедию, а по неизреченной любви Своей вознамерился спасти Свое высокое творение через Боговоплощение – тайну Предвечного Совета Святой Троицы, от вечности хранимую в неизъяснимой глубине премудрости Божьей и открытую одному из первейших Ангелов – Архангелу Гавриилу, изумившемуся неисследимой бездне премудрости и величию любви Всевышнего, избравшего украшенный всеми евангельскими добродетелями – целомудрием и девством, кротостью и смирением, милосердием и непрестанной молитвой, верой, надеждой и любовью дивный храм и одушевленный ковчег для воплощения Бога Слова – Святую Деву Марию: «Красоте девства Твоей, и пресветлой чистоте Твоей, Гавриил удивився, вопияше Ти Богородице: кую Ти похвалу принесу достойную? что же возъименую Тя? Недоумеваю и ужасаюся! Темже, якоже повелен есмь, вопию Ти: радуйся, Благодатная!».
В своих богослужебных текстах и молитвенных песнопениях Православная Церковь возвещает о том, что Архангел Гавриил и все Силы Небесные изумились Промыслу Божиему и неизъяснимому и невиданному чуду Боговоплощения – вездесущий Бог Слово, Которого не может вместить вселенная и для Которого «престол – небо и подножие – земля» (Ис.66:1) – находит скинию Себе в женской утробе, всевышний Бог и Царь Ангелов, сопрестольный с Отцом и Святым Духом вочеловечивается, чтобы человеческое естество могло обожиться, а человек мог перестать быть жертвой греха, смерти и дьявола, обрести свободу, соединиться с Богом и весь одухотвориться и обоготвориться. В Евангелии о Луки сказано, что Архангел Гавриил был послан от Бога, Ангелы – это бесплотные, бессмертные, могучие и грозные вестники, служители Господни, они – воинство Божие, блаженные небожители и воспеватели славы Святой Троицы, а величайшие из Ангелов – семь верховных Архистратигов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил и Варахиил. По велению Божиему с небес слетел Архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, открывающий пути Промысла Божиего, укрепляющий людей в вере, извещающий святых о часе смерти, он – Ангел-Хранитель Святой Девы Марии, принесший на землю радостную весть о воплощении Бога Слова – возвестивший Марии, что Она непорочно зачнет от Духа Святого и родит Спасителя мира. На иконах Архангел Гавриил изображается с белой лилией в руке, ведь когда вестник Божий явился Святой Деве, чтобы возвестить Ей о рождении Спасителя, то в руках у него была белая лилия – символ непорочности, святости и целомудрия. День Благовещения – это радостное торжество, торжество целомудрия и смирения, веры, надежды и любви, праздник тихой небесной радости и непоколебимой веры во всемогущество Бога Вседержителя и безмерность Его любви ко всему человечеству и к каждому из нас. С надзвездных небесных высот престола Божьего Архангел Гавриил слетает в маленький город Назарет – небо соединятся с землей, и уста ангельские благовествуют Святой Деве Марии: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами!» (Лк.1:28). Эти радостные и торжественные слова – архангельская проповедь Евангелия – «благой вести», которая прозвучала во всех просторах земли через апостольскую проповедь Церкви и будет звучать во всех веках до скончания мира, она раздается в каждом звоне церковных колоколов, на каждой странице Нового Завета и в сердце каждого христианина. По глубокомысленном рассуждению преподобного Иоанна Дамаскина, восхваляющего на языке священной поэзии Библии – от Пятикнижия Моисеева, Псалтыря и Песни Песней до Апокалипсиса славу и честь Святой Девы Марии, низойдя в Назарет Архангел Гавриил провозглашает Святой Деве Марии благую весть от Бога, а первое слово приветствия небесного вестника есть евангельский призыв – «радуйся», ибо отворились святые врата Царства Небесного и на землю грядет Мессия, избравший Себе неопалимую купину, пылающую Божественным Огнем, – неприкосновенную и непорочную Деву, святой ковчег и таинственную скинию, вместившую невместимого Бога, златую кадильницу, хранящую Божественный Угль, колесницу херувимскую, на Которой восседает Вседержитель, Пречистую и Всесвятую Невесту Святого Духа: «Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением. Радуйся жезл, Богонасажденное растение, одна из всех дев чадородная, безсеменно прозябшая цвет – Бога всех и Священноначальника. Радуйся стамна, златый сосуд, отделенный от всякаго сосуда; из Тебя весь мир получает манну – хлеб жизни, испеченный огнем Божества. Радуйся скиния, небо Божества, превосходящее устройство видимого неба; чрез Тебя Бог самолично беседовал с человеками, и пришло в мир вечное очищение. Радуйся кадильница, златый сосуд; Ты носишь в себе божественный угль и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление... Радуйся храм, чисто устроенный дом Господень, о котором Давид говорит: «свят храм Твой, дивен в правде» (Псал.64:5–6), из которого Христос, устроив Себе храм, т. е. тело, соделал смертных храмами живого Бога. Радуйся освящение, Богом излитый источник, исполненный всякой святости, из которого происшел Святый святых, очищающий мир от скверны. Радуйся место Господне, Богом пройденная земля, вместившая в воплощении Того, кто по Божеству не ограничивается никаким местом; чрез Тебя простый сделался сложным, вечный – временным, неописанный – описанным. Радуйся дом Божий, сияющий божественными красотами, с неотъемлемым порогом чистоты; Ты исполнена славы Господней, и духом светлее огненных Серафимов… Радуйся небо – жилище, которое славнее места, окружающего мир; Ты сияешь светом добродетелей, как звездами; из Тебя возсияло Солнце правды, соделавшее для людей день спасения и незнающее запада. Радуйся престол, превознесенный славою, одушевленное седалище; Ты в себе самой представляешь седалище Божие и доставляешь Богу лучший покой, нежели разумные силы. Радуйся Херувим – огнеобразный ум; Ты исполнена божественных мыслей, как бы очей, и привлекаешь к Себе великие дары благодати; чрез Тебя переходит к людям невечерний свет... Радуйся книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь Богодарованного закона, Сам Собою, девственно познается. Радуйся свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха… Радуйся вертоград заключенный, непостижимое для дев плодоносие; Твое благовоние подобно благовонию целого поля, благословенного происшедшим из Тебя Господом… Радуйся дщерь, посвященная Богу Отроковица, которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, кто сказал в Песнях: «что украсишася стопы твоя во обутиях твоих, дщи Надавля? Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах» (Песн.7:1–3)… Радуйся злато чистое, огнем Духа испытанное в горниле Божием и никакой нечистоты зла не имеющее, из которого сделанный светильник, и трапеза, и все, что по закону составлено было из золота, в иносказательном значении прилагается к Тебе, имеющей златыя и многия наименования… Радуйся, виссон свитый; Ты сокрыла в уме Своем высокия, божественные мысли и не открыла входа для противных обольщений. «Како будет сие, – сказала Ты, – идеже мужа не знаю» (Лк.1:34)? Чрез Тебя приготовлена пурпуровая и золотая одежда для Священноначальника высших сил. Радуйся гиацинт, волна девства, имеющая огненный вид; из Тебя таинственно сделана Богу одежда плоти. Радуйся легкое облако; земное и тяжелое Ты делаешь легкою, как бы воздушною скиниею и заключаешь хлеб жизни, как в жертвеннике; на Тебе почивает Господь, как предвозвестил Исаия (Ис.11:1–3)... Радуйся чистая; Ты одна можешь похвалиться, что имеешь чистое сердце; гора, истинно приятная Богу, от которой новый Израиль очищаетея лучше и прочнее, нежели древний…Радуйся Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое с Богом, божественное с человеком… Радуйся светлое облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя возсияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся светильник, золотый и твердый сосуд девства; светильнею сего светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит невечерний свет – Христос; Ты осияла вечною жизнию сидящих во тьме и тени смертной. Радуйся Благодатная; Ты – и по самому делу и по имени – вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная радость, врачевство Адамовой печали». Эти строки преподобного Иоанна Дамаскина – великолепный гимн в честь Святой Девы Марии, высочайший образец священной поэзии, заключающий в себе, как в свернутом свитке, все библейские образы, которые вспоминаются Церковью в стихирах праздника Благовещения и с Которыми поэтически сравнивается Пресвятая Богородица: Она – Купина Неопалимая и лестница Иакова, связующая небо и землю, Она – живой храм Бога Слова и одушевленный ковчег, белая лилия целомудрия и непорочности, проросшая под священными сводами ветхозаветного храма, утренняя звезда, воссиявшая над Назаретом и знаменующая скорое явление Солнца Правды – Иисуса Христа, в Котором заключено исцеление Адамовой печали от разлуки с Богом и непрестанная радость спасения и Богообщения.
Святой день Благовещения – это радостное торжество неба и земли, благовестие о безмерной любви Бога и спасении всего мира, возвещенное Архангелов Гавриилом, слетевшем с небесных вершин горнего мира в Назарет к Деве Марии, и приветствуя Ее – радуйся, Дщерь Адама, происходящая из рода Давидова, ибо ныне отверзается небо и на землю незримо нисходит Царь Ангелов, радуйся, истинна Благословенная, ибо по великому человеколюбию Своему Небесный Отец отдает Своего Единородного Сына на мессианское служение, дабы всякий верующих в Него не погиб, но обрел жизнь вечную и унаследовал Царство Небесное, радуйся, Избранная прежде рождения, ибо бездна всеблагости и милосердия Божиего изливается на род человеческий в лице Сына Божиего, грядущего искупит грехи мира и снять древнее проклятье с рода человеческого, радуйся, новый ковчег славы Господней и золотой сосуд небесной манны, ибо Сам Господь вознамерился изгладить преступления наши и исправить горькие последствие падения Адамова, возродить нас духовно и прославить человеческое естество в Соборе Небесных Сил, радуйся, небо – пренебесное жилище Солнца Правды, ибо Бог Слово воплотится и будет обитать с человеками и Ангелы запоют – «слава в вышних Богу и на земли мир, к человекам благоволение» (Лк.2:14), радуйся, девственная и непорочная Дочь Небесного Отца ибо Мессия грядет соединить небесное с земным и открыв земнородным новую стезю к восхождению на небеса, радуйся, Невеста Святого Духа, ибо Сам Бог грядет с небес на землю, даровать надежду на спасение каждому из нас – утешить скорбящих и обнадежить отчаявшихся, указать заблудшим путь спасения, цель и смысл жизни, возвратить кающимся чистоту непорочных лилий, причастить алчущих и жаждущих правды познанию Божественной Истины, возвести земнородных в горний Иерусалим, радуйся, Святая Дева Мария, украшенная краше, чем ветхозаветные патриархи, и осененная славой большей, чем все пророки, ибо Тебе надлежит быть истинной Богородицей – непорочной и неоскверненной Матерью Сына Бога Живого – Иисуса Христа, единственного Спасителя мира и Победителя Ада и смерти, во имя Которого будут совершатся дивные таинства, богослужения и чудеса, возносится молитвы и песнопения, во имя Которого люди будут жить по завету любви и самоотречения, украшать души милосердием и прощать обидчиков своих, становится монахами и уходить в пустыни, горы и уединенные скиты, дабы молиться за весь мир – за всех живых, усопших и еще не рожденных, во имя Которого люди будут становится мучениками и исповедниками, отвергнут мирские блага, будут искать Царство Небесное и правду его и жить почти как Ангелы на земле, дыша молитвой и сделав христианскую веру – краеугольным камнем и духовной осью всей своей жизни. Архангел Гавриил назвал Святую Деву Марию – «Благодатной», облекшейся в благодать Святого Духа через евангельские добродетели – смирение и кротость, веру, надежду и любовь, непрестанную молитву и Богомыслие, Она жила на земле так, как Херувимы и Серафимы живут на небесах, и слала благословенной между женами – достойной стать херувимской колесницей Бога Слова и Его скинией на земле, Невестой Святого Духа и Матерью Иисуса Христа. На небесах Ангелы живут Святым Духом, а со времен грехопадения Адама люди разлучились с Богом и утратили благодать Святого Духа, они стали падшими и несчастными страданиями, оскверненными грехом и приговоренными к смерти, но через Деву Марию – благую Вратарницу, в мир грядет Мессия, дабы искупить грехи рода человеческого на Голгофе и освободить людей от власти дьявола, сокрушить державу смерти и воскреснуть из мертвых, вознестись на небеса и ниспослать Святой Дух, Который в день Пятидесятницы огненных языках снизойдет на апостолов в Сионскую горницу и образует Новозаветную Церковь. По разъяснению митрополита Филарета Московского, не уступающему красноречию святителя Иоанна Златоуста в его «Слове на Пасху», архангельское благовестие провозгласило, что Дева Мария стала готовой быть вертоградом Святого Духа, Она между жен, как лилия среди терний, в Ней воплотились благоухающий райский цвет девства и неувядающая краса материнства, Она – нравственный образец для супругов и монахов, для живущих в уединении и в сообществе: «Приидите, действующие, и от Девы Марии примите утверждение вашего подвига, созерцая в Ней беспрекословно высокое достоинство – девство, поелику оно Бога в себе носит. Приидите, живущие в супружестве, и от обрученныя, но несочетанныя примите благословение ваших супружеств, поелику все человеческие супружества рождали только чад гнева и наследников ада, если бы Матерь Дева не родила Сына, Который перерождает их в сынов и наследников Божиих. Приидите, любящие уединение, и от размышляющей Марии вразумитесь, что зерно уединения есть смиренное богомыслие, а без сего уединения часто есть пустое упрямство или жестокое человеконенавидение, гнездо лукавых помыслов и виталище духа безумия. Приидите, пристрастные к сообществу, и возьмите себе на замечание, что не в суете мирских дел, не в развлечении многолюдства, не в шуме праздных бесед посещают душу Небесные Силы и слово Божие сеется в сердце». В ветхозаветные времена пророк Исайя возвестил, что Пречистая Дева непорочно зачнет и родит Сына Бога Живого, Его символическое имя – Еммануил – «с нами Бог», а в день Благовещения Архангел Гавриил сказал Марии – «радуйся, Господь с Тобою»; это означает, что пришло время исполниться пророчеству Исайи и Сам Бог грядет с небес на землю, чтобы спасти мир; это означает, что по великой любви Своей Господь никогда не оставляет ни одно Свое творение, но промышляет о целой вселенной и каждом создании – белая лилия Назарета столь же драгоценна в очах Его как все звездное небо – Святая Дева Мария столь же драгоценна для Него как весь ангельский мир и все Небесные Силы, а каждый человек столь же значим и любим как и все человечество; это означает, что высшая радость для человека заключается в таинстве Богообщения, ибо как блестяще писал Августин Блаженный, Бог сотворил нас для Себя и только в Нем успокоится наше сердце и обретет вечное счастье – только бездна любви Божией может наполнить зияющую бездну нашего сердца и дать подлинный смысл нашей жизни.
В Евангелии от Луки сказано, что благовестие Архангела Гаврила смутило Деву Марию и побудило Ее размышлять о таинственном смысле и значении ангельских слов: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1:29). Святые отцы Церкви обратили внимание на то, что когда Архангел Гавриил явился первосвященнику Захарии, то тот едва «увидев его, смутился, и страх напал на него» (Лк.1:12), ибо каждый Ангел – необычайно могущественное, прекрасное и грозное создание, вестник и служитель Господень, но Дева Мария не испытала страха в момент явления Архангела Гавриила, ведь во-первых, он – Ее Ангел-Хранитель, с которым она пребывала в каждодневном молитвенном общении, а во-вторых, по вере, смиренномудрию и благочестию Ей был открыт и знаком мир Ангелов. Беспримерная чистота и одухотворенность сделали Святую Деву Марию способной к общению с небесными духами – Ангелами, поэтому Ее потрясло не явление Архангела Гавриила, а его слова – неизъяснимое благовестие. Святая Дева Мария не была подобна первосвященнику Захарии, обнаружившему сомнение в чуде Божием, который, хоть и приобрел способность к деторождению, но, в наказание, лишился дара слова до дня исполнения пророчества о рождении Иоанна Крестителя. По слову митрополита Филарета Московского, благоговейное смущение Дева Марии не имело в себе ничего бренного и нечистого, это – не малодушная робость, ни маловерное сомнение о Божием хранении в нечаянностях, ни самолюбивое трепетание сердца от похвалы, ни борьба с увлекающейся прелестию похвалы или старание скрыть прельщение, а смиренномудрие, перетекающее в спокойное размышление. Смущение Святой Девы Марии – это не обычное душевное волнение, колеблющее душу, а плод изумления и благоразумия – знак зрелой духовной мудрости, проявление смирения охранявшего Ее возвышенную душу от гордости и дерзости, удивление необычайному вещанию, побудившее Ее обратить Свой ум, привыкший непрестанно устремляться к созерцанию небесных и Божественных тайн, к Священному Писанию и размышлять о пророчествах, изложенных там. Внимая архангельскому благовещению, Дева Мария стала размышлять о пророчествах и обетованиях Ветхого Завета – погрузили свой ум в Слово Божие, вспомнила о словах пророка Исайи: «Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречет имя Ему Еммануил» (Ис.7:14). Высокое Богомыслие, благочестивая жизнь и непрестанная молитва – источники богословской мудрости, с самых ранних лет они были добродетелями Девы Марии, Она каждодневно размышляла о вере, поучалась в законе Божием и читала Священное Писание, а потому каждый христианин призван веровать сознательно – изучать Слово Божие и святоотеческие писания, знать Предание Церкви и стремиться к познанию Божественной Истины, любить мудрость и постигать небесное учение Божественного Учителя, ибо христианство есть «премудрость Божия в тайне сокровенная, которую предназначил Бог прежде всех веков к славе нашей» (1 Кор.2:7). Видя благоговейное смущение Девы Марии, Архангел Гавриил сказал Ей – «не бойся, Мария», совершенная любовь и доверие к Богу изгоняют всякий страх, и возвещает Ей необыкновенное: «Ты обрела благодать у Бога», которую потеряли Адама и Ева, «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:31). По рассуждению преподобного Андрея Критского, Архангел Гавриил назвал Деву Марию Благодатной, ибо Ей надлежало стать истинной Богородицей и вместить во чреве Своем благолепную красоту высочайшего божественного дара – Бога Слова, предвечно рожденный от Бога Отца, родиться во времени через воплощение от Святой Девы по воспринятому человеческому естеству, Сущий в не небесах в недрах Отца будет во чреве Марии как в Святая Святых храма, тем самым Мария обрела благодать у Бога, которой не получила Сарра и не испытала Ревекка, не познала Рахиль и не удостоилась ни славная Анна. Таинственное и прекрасное имя Иисус означает – Спаситель мира, здесь имеется ввиду не политическое и национально-еврейское спасение, а более глубокое и грандиозное, вселенское и духовное спасение от дьявола, греха и смерти, поэтому Архангел Гавриил пророчески провозглашает, что Иисус Христос будет не обычным человеком – пророком, мудрецом, чудотворцем и странствующим философом, а Сыном Всевышнего и Богочеловеком: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, – и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, – и воцарится над домом Иаковлевым во веки и царству Его не будет конца» (Лук.1:32–33). Архангел Гавриил упоминает о престоле царя Давида – это не земной царский престол, ибо Христос – величайший Царь неба и земли, пред Ним меркнут иные цари, как звезды меркнут в лучах солнца, Он – вечный Царь и Царству Его не будет конца – это Небесное Царство, где нет ни страданий, ни смерти, ни времени, Он – Мессия и Спаситель, воцаряющийся в сердцах людей через веру, надежду и любовь. Во времена земной жизни Девы Марии и Иисуса Христа иудеи, гордые своим избранничеством, мечтали о приходе такого Мессии, Который положит коне их страданиям и унижениям, освободит их от римского владычества и отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли, повелит морю выбрасывать жемчуг на берег и отдать все сокровища свои, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною, более сладкою, чем та, которая посылалась в пустыне. Но Христос изобличил ложность мечтаний о земном царстве и возвестил, что Царство Его не от мира сего, Он пришел спасти всех людей и открыть всем народам врата в Царство Небесное.
Имея высокий ум и зная непреложность высочайшей воли Бога Вседержителя, Мария с изумление вопросила Архангела: «как это будет, когда Я не знаю мужа?». И Архангел Гавриил открыл Ей великую тайну Боговоплощения: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). С небесных высот высший Ангел пришел возвестить Святой Деве Марии, что Она процветет как жезл Аарона и принесет небесный миндаль, знаменующий Богомладенца, Святой Дух осенит Ее как неизреченную скинию и соделает ее храмом Своим и будет обитать в Ней и Она непорочно зачнет и непорочно родит Сына Бога Живого – надежду человечества и Спасителя мира, Бог Слово войдет в Ее утробу как в затворенный сад и совершится небывалое – Бог воплотится и вочеловечится, ведь нет ничего невозможного для всемогущего Бога. В завершении благовестия Архангел Гавриил ссылается на пример родственницы Девы Марии – Елисаветы, которую прежде называли «неплодною», она «зачала сына в старости своей; и ей уже шестой месяц» (Лк.1:36), это – чудо Божие, показывающее, что нет границ и меры всемогуществу Вседержителя, а потому «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37). Выдающийся русский православный богослов Владимир Лосский писал, что избрание Девы Марии Богом было возвещено Архангелов Гавриилом, но как свободная личность Она могла свободно согласиться или отказаться – вся история мира зависела от Ее решения и Она явила великое смирение сердца, красоту духа, твердость души и глубину премудрости – явила всецелая преданность и верность Богу, сказав: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38). Эти слова должна стать рыцарским девизом каждого христианина, принимающего святую волю Бога Вседержителя. В лице Святой Девы Марии человечество смирено ответило Богу на Его благую весть и совершилось великое чудо и неизъяснимое таинство – Святой Дух нашел на Деву Марию и сила Всевышнего осенила Ее, по предопределенному совету и предведению Божию пречистый и непорочный храм Ее тела стал святилищем предвечного и вездесущего Бога Слова. Размышляя о дне Благовещения и молитвенно прославляя Святую Деву Марию, ставшею Богородицей, преподобный Иоанн Дамаскин восклицает: «Ныне устроены святые врата со стороны востока, чрез которые Христос внидет и изыдет, и «врата сии будут заключены» (Иезек. 44:1, 2), в которых Христос есть дверь овцам. Ему имя Восток; чрез Него мы получили доступ к Отцу, источнику света. Ныне повеяли тихие ветры, предвестники всемирной радости. Да возвеселятся небеса – горе и да возрадуется земля – долу, и да восплещет всемирное море в веселии в нем раждается раковина, которая, чрез вышнее божественное сияние, зачнет во чреве и родит драгоценнейшую жемчужину – Христа. Из Нея Царь славы, облеченный в порфиру плоти, изыдет к пленникам проповедать отпущение. Да торжествует природа! раждается Агница, чрез которую Пастырь соделается агнцем и раздерет одежду древней мертвенности. Да играет девство! родилась «Дева», которая – по словам Исаии – «зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис.7:14), т. е. с нами Бог. Знайте, Несториане, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Не человек, не Ангел, но Сам Бог приидет и спасет нас. «Благословен грядый во имя Господне»; «Бог Господь и явися нам» (Пс.117:26–27). Составим праздник в честь рождения Богородицы. Возвеселись Анна, неплоды, не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая. Возрадуйся Иоаким: от дщери твоей Отроча родися нам Сын и дадеся нам; и нарицается имя Его Ангел Великого совета о всемирном спасении, Бог крепкий. Да посрамится Несторий и да зажмет рукою уста свои! Отроча – Бог: как же не Богородица родившая Его? «Кто не исповедует святую Деву Богородицею, тот безбожник». Это – не мои слова, хотя я привожу их в моем слове: их, как священное наследие, я получил от отца Григория Богослова». В Евангелии от Луки сказано, что исполнив повеление Божие, Архангел Гавриил отошел от Святой Девы и вознесся на небеса, а Дева Мария отправилась в нагорную страну в город Иудин, где жили Захария и Елизавета, чтобы сообщить о совершившемся чуде, и когда Елизавета услышала благовестие, что младенец взыграл во чреве ее – Иоанн Креститель во чреве матери своей указал на истинного Мессию и радостно приветствовал Бога Слова и Святую Деву Марию, ставшую Богородицей, а саму Елизавету осенил Святой Дух Божий – Дух Истины и Откровения, и она воскликнула громким голосом – «благословенна Ты между женами! И благословен плод чрева Твоего!» (Лк.42), ибо Бог избрал Марию и Она стала Богородицей, вместившей в священном хранилище девства Своего то небесное сокровище, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2,;3). С молитвенным восхищением святой Андрей Критский писал о том, что в день Благовещения свершилось чудо, которое выше всех чудес: «Жена сделалась высшею Серафимов, потому что Бог явился малым чем умален пред Ангелами. Да умолкнет премудрый Соломон, да не говорит, что нет ничего нового под солнцем! О Богоблагодатная Дева, храм Бога святый, который построил и в котором вселился духовный Соломон – Начальник мира; храм Неизреченное великое милосердие Его не хотело видеть потери такого творения, каков человек, для которого Он распростер свод небесный, утвердил землю, разлил воздух, образовал море, устроил все видимое создание. Поэтому является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения; теперь отвергнув от себя обманчивое богатство греха, она уневещивается Творцу; теперь первоначальный состав наш принимает новый вид, и состаревшийся мир отлагает ветхость – плод греха. «Да радуется небо свыше, и облацы, да кропят правду» (Ис.45, 8), «да источают горы сладость и холмы веселие, яко помилова Бог люди Своя» (Ис.49,13). Ныне таинство, запечатленное прежде всех веков, открывается и все получает во Христе возстановление. Ныне всемогущая сила Зиждителя вселенной приводит в окончательное исполнение совет, держанный Им о сотворении мира, дабы разрушить совет, начальником злобы издревле против нас составленный. Посему-то ликуют Ангелы, сорадуются человеки и весь обновляемый мир приходит в себя. Какой ум, какой язык выразит все это? Ни слово изречь, ни слух принять это не в силах».
Боголюбивое сердце Девы Марии раскрылось как прекрасная и нежная роза, испытавшая прикосновение солнечных лучей, и разрешилось величественным гимном, наполненным строками из Псалтыря и пророческих книг, который Православная Церковь поет ныне и будет петь до скончания веков: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге и Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято им Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силы мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, в Аврааму и семени его до века» (Лк.1:46-55). В молитвенном гимне Пресвятой Богородицы возвещается о благодарности Богу за все Его благодеянии, о неизреченной радости сердца Святой Девы Марии, ибо высшая радость – хотя бы краем сердца прикоснуться к блаженству Божиему, это – радость о спасении мира и о пришествии Христа Спасителя, о том, что Бог благ и всемогущ, имя Его свято и премудрость Его велика и непостижима, Он милосерден и справедлив, низвергает гордых и прославляет смиренных, исполняет небесных благ алчущих и жаждущих правды и спасения, нищих духом и смиренных, это – гимн хвалы и благодарения, песнь смиренного духа и кроткого сердца, ибо по смирению Своему Дева Мария не приписывает Себе ничего, а все относит – к Богу, Ее гимн – радостная песнь в честь величия Божиего, радость Ее соединена с любовью к Богу и страхом Божиим – боязнью оскорбить Творца, Промыслителя и Спасителя, низвержение гордых и сильных с престолов – это низвержение власти дьявола и демонов над родом человеческим крестной жертвой Иисуса Христа, воспоминание об Израиле имеет пророческий и духовный смысл, ибо в Писании сказано, что «спасение – от иудеев» (Ин.4:22), от израильского народа придет Спаситель мира, избранный Богом Небесный Отрок – Сын Божий и Сын Человеческий, по человеческому естеству Своему происходящий от «Авраама и семени его до века», но являющийся предвечным Богом Словом воплотившимся. Святая Дева Мария радуется Богу и прославляет милость Его, пророчествует о мессианском служении Иисуса Христа и о Его вечном Небесном Царстве, которое не от мира сего, радуется за всех смиренных, любящих Бога и имеющих страх Божий, благодарит Всемогущего за освобождение всего мира – от державы дьавольской, радуется за милость к Ее израильскому народу и ко всем народам земли, славит Бога за все, вознося к небесному престолу Всевышнего благодарственную молитву от лица всего человечества.
В день Благовещения – явления Архангела Гавриила Свой Деве Марии, исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог. В этот радостный день совершилось невообразимое чудо чудес и таинство таинств! – предвечный Бог Слово вселился во чрево Святой Девы и сделал Ее Своим храмом – воплотился и вочеловечился, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. С древнейших времен Православная Церковь именует Богородицу – «Всесвятой», воспевая чистоту Ее души, возвышенность умы, доброту сердца и праведность воли, это означает, что Дева Мария – Пречистая, Преблагословенная и Пренепорочная, но, по разъяснению богомудрых отцов и учителей Церкви, это относится не к отсутствию первородного греха в Святой Деве, ибо печать первородного греха легла на всех потомков Адама и Евы, а к отсутствию у Нее личных грехов, от которых Она была свободна после сошествия Святого Духа на Нее и зачатия Господа Иисуса Христа. По слову преподобного Иустина Поповича, «благодаря сошествию Святого Духа на Святую Деву и зачатию Спасителя, с момента зачатия Она стала свободной от личных грехов», став скинией богоукрашенной и одушевленным храмом Господним. В книге Царств описывается, что когда Соломон построил храм в Иерусалиме и ковчег Господень внесли в Святая Святых, то облако наполнило храм Божий – так и в день Благовещения, когда Святая Дева Мария со смирением приняла волю Божью, то Слово Божие вошло в Ней как в одушевленный храм и облако славы Господней осенило Ее – Святой Дух нашел на Нее и она непорочно, таинственно и чудесно зачала Божественного Спасителя мира. Преподобный Иоанн Дамаскин восторженно писал о том, что в день Благовещения совершилась величайшая тайна, непостижимая, для самих Ангелов: «Ныне отверзаются бесплодные врата и являются божественные врата девические, из которых и чрез которые – по выражению Павла, слышателя неизреченных глаголов – «сый над всеми Бог», облеченный плотию, входит во вселенную (Рим.9:5. Евр.1:6). Ныне от корня Иессеева прозябл жезл, из которого произойдет Богоипостасный цвет для мира. Ныне из бренного естества уготовил Себе на земле небо Тот, который древле из вод соткал и распростер по высоте твердь. Подлинно, это небо несравненно того божественнее и удивительнее; потому что на нем воссияло Солнце правды – Тот, который на небе утвердил солнце. Два в Нем естества, хотя неистово вооружаются против этого Акефалы; едина ипостась, хотя разделяют ее Несториане. Вечный Свет от вечного Света прежде веков происходящий, невещественный и безтелесный, воплощается от Девы, и яко жених от чертога происходит – Бог, соделавшийся земнородным. Он радуется, яко исполин тещи путь нашей жизни, поспешая чрез страдания к смерти, дабы связать крепкого, и сосуды его расхитить (Мф.12:29), т. е. исхитить наше естество и заблудшую овцу привести на небесную пажить. Ныне тектонов сын вседетельное Слово Сотворшего Им всяческая, крепкая мышца Бога Вышнего, Духом как бы перстом Своим изощрив притупленную секиру природы, соорудил себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба, и на которой утверждается Бог, образ которой видел Иаков, по которой Бог, сошедши неизменен, или лучше сказать преклонив Себя, «явися на земли и с человеки поживе» (Вар.;3:38). Это сошествие означает произвольное уничижение, жительство на земле, сообщение познания о себе живущим на ней. Лествица духовная, т. е. Дева, утверждена на земле: ибо Она родилась от земли; глава Ея касалась неба: ибо как всякой жены глава муж, а Сия не знала мужа, то глава Ея был Бог и Отец, который осенив Ее Духом Святым, как бы божественное духовное семя, послал Сына Своего и Слово – всемогущую силу. Отец благоизволил, чтобы не чрез естественное сообщение, но от Духа Святого и Девы Марии сверхъестественным образом Слово соделалось плотию непреложно, и вселилось в нас; потому что сообщение Бога с человеками бывает посредством Духа Святого». В день Благовещения Святая Дева Мария дала добровольное согласие стать Богородицей – Матерью Иисуса Христа, показав, что тайна нашего спасения – это тайна синергии человеческой свободы и Божественной благодати, ибо Бог одарил всех людей свободной волей – драгоценнейшим даром, уподобляющем нас Творцу, благодаря которому мы можем жить духовой жизнью и совершенствоваться, но наша свобода должна быть соединена с волей Господней, ибо всеблагой Бог хочет всех спасти, но никого не спасает насильно, а человек, как свободная и самоопределяющаяся личность, может избрать верность Богу или отречься от бога и восстать на Него. В день Благовещения уже слышатся первые звуки ангельской песни, которая прозвучит спустя девять месяцев, знаменую Рождество Христово: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2:14), но это благовестие Святая Дева Мария хранила в Своей душе, Ее поющее сердце пело радостный гимн Богу и прославляла Его могущество, премудрость и любовь. День Благовещения подарил Церкви и всему христианскому миру чудную молитву, которую мы слышим в храмах и поем в уединении: «Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. Яко Спаса родила еси душ наших». В православной иконографии небесную радость, наполнившую сердце Святой Девы Мари в день Благовещения, запечатлела икона «Умиление», перед которой днями и ночами молился один из величайших святых подвижников России – преподобный Серафим Саровский, на которой Пречистая Дева изображается без Богомладенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: «Радуйся Невесто неневестная». День Благовещения, торжественно празднуемый Православной Церковью, призывает нас подражать Пресвятой Богородице в Ее верности Богу и устремленности к небесному и вечному Царству, где Ангелы и святые ликуют в лучах Божественного Света, подражать Ее подвигу чистоты, целомудрия и смирения, ибо высшая цель нашей жизни – спастись, стать храмами Святого Духа и сынами Всевышнего, причастниками Его Божественной славы и вечной и всеблаженной жизни.
Свидетельство о публикации №222112900570