Сретение Господне

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,
 из Тебе бо возсия Солнце правды,
Христос Бог наш, просвещаяй сущий во тьме;
веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение.
Тропарь, глас 1-й

                В праздник сретения Господня святая Церковь вспоминает встречу праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анна с Богомладенцем Христом и Его непорочной Матерью – Приснодевой Марией, это – встреча Ветхого Завета и Нового Завета. По предвечному Совету Божиему спасение мира и искупление грехов рода человеческого должно было совершиться через крестную жертву Иисуса Христа – явившегося в мир во плоти Бога Слова. В светлый, таинственный и святой день Рождества Христова в городе Вифлееме совершилось великое и неизъяснимое чудо, изумившее людей и Ангелов – на свет явился вочеловечившийся Сын Бога Живого, непорочно зачатый и рожденный от Пречистой Девы Марии – в мир явился Искупитель, ожидаемый со времен Адамовых – много веков и тысячелетий. По великой любви Бога Вседержителя и премудрости Провидения настал час пришествия Христа Богочеловека – истинного Мессии, добровольно взявшего на Себя дела нашего спасения через принесения Себя в жертву за грехи всего мира, Он – Спаситель мира и всемогущий Бог Слово, единосущный Небесному Отцу и Святому Духу, пришедший на землею не нарушить закон Моисеев, а исполнить. Для православного миросозерцания Иисус Христос – высочайший нравственный образец, Он – воплощенный идеал Божественной Правды, вся Его земная жизнь от самого рождения в Вифлееме до крестной смерти на Голгофе была исполнением богоданного закона Моисеева и пророчеств, изложенных в Священном Писании. По иудейскому обычаю на восьмой день после рождения, символизирующий вечность, каждый новорожденный младенец мужского пола подвергался обрезанию крайней плоти. По свидетельству Евангелия от Луки в восьмой день после рождения был обрезан и Богомладенец Иисус Христос: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.;2:;21). Для иудеев обряд обрезания – знак Вечного Завета Божия с потомством Авраама, это – один из священных обычаев Ветхого Завета, установленных Самим Богом и служивших памятником союза, заключенного Всевышним с родоначальником еврейского народа – Авраамом, а затем подтвержденного через пророка и боговидца Моисея. В святых молитвах Православная Церковь воспевает обряд обрезания Господня: «не устыдеся всеблагий Бог плотским об¬резанием обрезатися но даде Самаго Себя образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет» и «всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует». На восьмой день после рождения совершилось обрезание Божественного Младенца и было дано имя Ему – Иисус, означающее Спаситель и Искупитель грешного рода человеческого, это – имя Господне, ставшее святыней сердца каждого христианина, источником чудес и духовным мечом всех творящих Иисусову молитву, путеводной утренней звездой, ведущей в горний Иерусалим, родником мудрости и силы для учеников Иисусовых совершающих Его святым именем знамения и чудеса: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Мк.16:17).
                По древнему закону Моисееву каждая мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в Иерусалимский храм. Если ребенок был первенцем мужского пола, то его посвящали Богу – это заповедь Божия, данная в честь чудесного избавления от смерти первенцев еврейских при исходе евреев из Египта. В Пятикнижии Моисеевом рассказывается, что еврейский народ изнемогал под игом египетского рабства, взывая в молитвах к Богу о своем освобождении. Всезрящий и всесильный Господь внял мольбам и через уста Своего избранника – пророка Моисея, потребовал от фараона освобождения еврейского народа, но ни слова убеждения, ни знамения и чудеса Божии не тронули жестокого сердца властителя Египта. По жестокосердию фараона свершилось страшное чудо Божье –  всемогущий Господь поразил смертью всех первенцев египетских, но явил милость и пощадил первенце еврейских. В благодарность Богу за спасение своих первенцев, освобожденные евреи посвящали их Богу на служение при скинии. Впоследствии вместо первенцев еврейских Господь избрал Себе одно колено Левиино, которое служило Ему при скинии, а затем и в Иерусалимском храме. Во время земной жизни Святой Девы Марии  перворожденных младенцев мужского пола в сороковой день приносились в храм Иерусалимский, где они искупались – все, кроме младенцев из колена Левиина, - от служения Богу особою платою, состоявшей из пяти сиклей серебра и поступающей на содержание служащих в храме. По иудейской традиции в сороковой день после рождения ребенка мать должна была приносить в храм очистительную жертву. Богатые матери приносили в жертву Богу годо¬вого ягненка, а бедные – пару горлиц или двух птенцов голубиных, которых выпускали на волю. В духовном и мистическом смысле птицы в клетке – это символ падших человеческих душ, находящихся во власти греха, смерти и Ада. Находясь в клетке, птицы не могли летать и редко пели, но когда их отпускали на волю во дворе храма, то птицы взывали в небесную высь и начинали радостно петь. Освобождение птиц из клетки – пророчество об искупительной жертве Иисуса Христа, освободившей нас от власти дьявола – лукавого князя мира сего, освобождение духа от страстей и пристрастности к мирским вещам, полет – символ устремленности души к безбрежному лазурному океану неба – образу Царства Небесного, к горнему миру Ангелов, живущих молитвой и созерцанием, озаренных лучами Божественного Света, радостная песня птиц – ликование и хвалебная молитва Богу, благодарность за спасение. В течение сорока дней после рождения Иисуса Христа, Святая Дева Мария жила в Вифлееме – в доме Саломии, дочери Иосифа Обручника. В те дни благая весть не была еще возвещена миру, а потому Пречистая Дева Мария строго исполняла все ветхозаветные предписания и закон Моисеев, являя образец любви к Богу и смирения. В своей вдохновенной речи апостол Павел произнесет величественный гимн любви – вершине всех добродетелей, а святые отцы Церкви скажут, что если любовь – это душа пророчеств и источник огня в сердце, состояние бесплотных Ангелов и вечное преяспеяния в молитве и добрых делах, то смирение – это приближение к Богу и риза Христова, принятие воли Вседержителя и корень покаяния и неосуждения, неувядающий цвет кротости, истребление страстей и печать Христа на душах святых.  По закону Моисееву Пресвятая Богородица на сороковой день после рождения отправилась в сопровождении Иосифа Обручника в Иерусалим и принесла Богомладенца Христа в храм, чтобы  представить Его пред Господом, принести за Него положенный выкуп, а за Себя – жертву Богу. Иисус Христос – Единый Безгрешный, Он – всемогущий Бог, властвующий над жизнью и смертью и свободный от законов человеческих, но Он – истинный Богочеловек, совершенный Бог и совершенный человека, высочайший нравственный идеал для нас, пришедший не нарушить, а исполнить закон Моисеев и мессианские пророчества Ветхого Завета. По церковному вероучению, Святая Дева Мария – Приснодева, Она непорочно зачала и родила Иисуса Христа по наитию Святого Духа, чудесным и таинственным образом сохранив Свое девство – не только родила Сына Бога Живого без всякой боли и нечистоты, но и еще более освятилась – став Пресвятой Богородицей, Она – «нескверная, неблазная, нетленная и Пречистая Дева», не нуждавшаяся в обряде очищения, но являясь непогрешимой Исполнительницей закона, принесла Своего Первенца Иерусалимский храм, явилась с положенною жертвою за Себя, чтобы священник принес молитву Богу о Ее очищении. По церковному Преданию первосвященник Захария – отец пророка Иоанна Крестителя, ставшего Предтечей Мессии, просвещенный Всесвятым Духом Божиим, встретил Святую Богородицу и в знак ее приснодевства и непорочности привел Ее туда, где стояли незамужные женщины, что поразило всех присутствующих в храме. Когда книжники и фарисеи, увидевши это, стали роптать на первосвященника Захарию, то он сказал им: «всякое создание покоряется своему Создателю и исполняет Его волю; от Его всемогущества зависит устроить тварь, как Ему угодно и сотворить, чтобы Дева родила и по рождении осталась Девою; и так, как эта Мать и по рождении Своего Сына осталась чистою Девою, то я и поставил Ее на месте девиц». В Евангелии от Луки сказано, что жертва Святой Девы Марии – это жертва бедных, состоявшая из двух горлиц, выпускаемых из клетки. Это знак глубочайшего смирения Пречистой Девы Марии, того, что неопороченная и святая душа Ее искала не сокровищ земных, а Царства Небесного и правду его. Это – пророчество о том, что Иисус Христос Своей голгофской жертвой искупит грехи всего рода человеческого и освободит из адской темницы души всех людей, которые уверуют в Него, даст свободу и вечный покой всем спасенным и введет их в занебесные, прекрасные и сияющие чертоги горнего Иерусалима. По слову святителя Димитрия Ростовского в день Сретения Господня в сердце Святой Девы Марии прозвучала дивная и безгласная молитва, обращенная к Богу – Небесному Отцу, и полная глубочайшей богословской мудрости и доверия Промыслу: «се Сын Твой, Отче предвечный! Се Сын Твой, Которого Ты послал воплотиться от Меня для спасения человеков! Ты родил Его прежде веков без матери; а Я, по Твоему благоволению, родила Его без мужа! Се единственный плод Мой, зачатый во Мне Духом Твоим Святым; и Ты один ведаешь, как Он произошел от Меня! Он Мой Первенец; но Твой первейший, Тебе единосущный и собезначальный, сошедший от Тебя, но не отшедший от Божества Твоего! Приими же Первенца Твоего, с которым Ты сотворил века и повелел, возсиять свету! Приими воплотившееся от меня Слово Твое, которым Ты утвердил небеса, поставил землю и собрал воды морей! Приими Сына Твоего, от земной матери Его! Устрой Его и Меня по воле Твоей Святой, и да искуплен будет Его плотию и кровию весь род человеческий». Великая бездна любви и премудрости, несравненная высота смирения! – Святая Дева Мария, ставшая одушевленным кивотом Бога Слова, херувимской колесницей и Его нерукотворным храмом, как обычная женщина идет в Иерусалим, Пречистая Богородица, превзошедшая святостью высших Ангелов – честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, повинуясь закону Моисееву, входит в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения и принести искупительную жертву за Сына Бога Живого – за Того, Кто Сам является Искупителем грехов мира, Чье присутствие освящает храм и Святое Святых, Кто принесет Себя в жертву за все грехи мира. Изумляясь смирению Пречистой Девы Марии и всемогущего Бога Слова, ставшего Богомладенцем – воплотившегося и вочеловечившегося ради нашего спасения, архимандрит Рафаил Карелин писал: «Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма, в образе Младенца, входит в Свой дом».
                Вся религиозная жизнь христианина вращается вокруг храма и богослужений. Храм – это Божественное Откровение, воплощенное в камне, место таинственной встречи человека с Богом, священная скиния, где душа очищается покаянием, как золото очищается в горниле от примесей, где люди соединяются с Ангелами, земля – с небесами, а время – с вечностью. Храм – это сакральное пространство, где человек таинственно ощущает Божественную благодать как новую жизнь и свет, струящийся из вечности, где присутствует Сам Бог в окружении Небесных Сил, где звучат молитвы святых, песнопения священнослужителей, мольбы прихожан и небесные хоралы Херувимов и Серафимов, где душа обретает мир и покой и забывает о всех земных печалях. Храм – это дом Господень и святилище молитвы, где совершается таинство Богообщения, это – обитель души и тихая пристать, окруженная многошумным и суетным морем житейским. Храм – это тень и образ горнего Иерусалима, небо на земле и Синай Богоявления, а богослужение – восхождение на Фавор, устремление души ввысь – к Богу. Размышляя о значении храма в жизни христианина, митрополит Филарет Московский говорил: «Что могущественнее Слова Божия, которым сотворено все, и которым воссозидается вновь.  Здесь оно действует. Что сильнее молитвы, которая проходит облака и преклоняет к себе Всевышнего? Здесь она живет, как в своем доме, ибо храм, по слову Писания, есть дом молитвы. Что благотворнее присутствия Господа нашего Иисуса Христа, Который для того и пришел в мир, чтобы спасти грешников? Здесь Он присутствует и духовно и ощутительно – в Пречистом Теле Своем, за нас ломимом, во оставление грехов, и в Божественной Крови Своей, за нас изливаемой, со оставление грехов». Храм – это не модель вселенной, а символ Небесной Церкви, золотое звено, соединяющее два мира – земной и небесный, не космографический, а мистический центр вселенной, где воцерковляются пространство и время. В священных сводах храма пространство словно теряет свою протяженность, а время – линейность и необратимость, мы становимся очевидцами и участниками всех событий священной истории и вступаем в молитвенное общение с Богом, Ангелами и святыми, возносим молитву за весь мир. В священной символике храма, как в свернутом свитке,  содержится вся история мира – от первого дня миротворения до Страшного Суда, этот свиток можно не только развернуть и прочесть, но и пережить во время богослужения. Храм – это столп и утверждение Истины на земле, вершина которого уходит в небеса – к престолу Божиему, это – лестница Иакова, каждая ступень которой – молитва, это – жизненная среда христиан и духовная атмосфера, которой дышат все верующие во Христа. Храм – это духовная скала, о которую разбивается море житейское, это – Ноев Ковчег спасения, где через таинства и молитву человек встречается с Богом, возвышается над круговоротом земных дел и забот и вспоминает о вечности.  Храм – это единение людей в любви к Богу и друг другу, воплощенное в Божественной Литургии, это – духовная сфера, где через веру, молитву и таинства люди соединяются с Богом, а за порогом храма простирается мир, лежащий во зле и опутанной паутиной лжи. Храм – это духовное училище, где с амвона раздается проповедь пастырей Церкви, читается и изъясняется Слово Божие, возвещаются пророчества и знамения, открываются тайны Премудрости Божьей, сокровенной от вечности. Храм – это символическая модель апокалиптической скинии и прообраз преображенного неба и земли, крест в основании храма – жертвенная любовь, как содержание христианской жизни, общий зал храма – земная Церковь, купол – духовный мир, устремленность души к небу, единство с Небесной Церковью, окружность – вечность, обручение души с Богом. В храме совершаются таинства и богослужения, это – не статичный, а динамичный образ горнего Иерусалима, не только пророчествующий об эсхатологическом преображении вселенной, но и  являющийся началом преображении. Храм – это пророческое изображение горнего Иерусалима, а Божественная Литургия – предвосхищение жизни будущего века и великая тайна, непостижимая для ума, но открывающаяся сердцу молящегося. По слову митрополита Филарета Московского: «Если бы наши очи были отверсты для видения тайн, то мы бы увидели в храме Ангелов, с нами входящих, молящихся и служащих». Во время богослужения в храме незримо для наших чувственных очей присутствуют мириады Небесных Сил, торжественно слетающихся с горних высот в наш земной мир, люди и Ангелы образуют единый хор, каждое их слово – молитва, а Божественная Литургия – грандиозная и величественная молитвенная симфония, полная таинственного и духовного смысла, Божественной премудрости и силы, она – световой столб, устремленный от небес к земле и восходящий от земли к небесам.
В Иерусалимском храме Ветхий Завет в лице Симеона Богоприимца и пророчицы Анны встретился с Новым Заветом – Богомладенцем Иисусом Христом, лежащим на руках Святой Девы Марии. В символическом смысле Симеон олицетворяет Священное Писание, а пророчица Анна – устное Священное Предание, признающие во Христе – истинного Мессию. Как в Вифлееме пастухи и восточные мудрецы – волхвы, явились проповедниками славы чудесного рождества Единородного Сына Божия, воспринявшего естество человеческое и облекшегося в ризу плоти, так и в Иерусалиме Бог приготовил проповедников великого тайны – праведного Симеона и пророчицу Анну,  ставшими проповедниками спасения и прославившими Спасителя мира. В церковных песнопениях Симеон называется «священнодетелем» и «священником», он происходил из священнического рода и обладал высокими нравственными качествами – был человек «праведный и благочестивый», он исполнял все заповеди Божии и имел пламенную веру в грядущего Искупителя, с нетерпением ожидая дня Его при-шествия, сделавшись избранным сосудом Святого Духа. По церковному Преданию за 270 лет до Рождества Христова египетский царь Птолемей пожелал собрать в Александрий-скую библиотеку священные книги всех народов и велел перевести Библию на греческий язык. Царь Птолемей был просвещенным венценосцем и образованнейшим человеком своего времени, он оставался язычником, но душа его стремилась к познанию Божественной Истины, он был справедлив, добр к друзьям и милостив к врагам. Когда, по обычаю восточных царей, он устраивал роскошный пир в своем великолепном дворце, то в завершении его в зал вносился и ставился на стол поднос, накрытый роскошным покровом. Все пирующие думали, что это изысканное блюдо, но когда распорядитель снимал покров, то взору присутствующих представал человеческий череп. И по велению Птолемея распорядитель провозглашал во всеуслышание: «Царь, не гордись и не превозносись в сердце своем! Помни, что бессмертен один Бог, а ты всего лишь смертный человек!». Царь Птолемей любил мудрость и полагал, что знание выше власти, славы и богатства, дороже жемчуга и серебра, возжелав собрать в своей библиотеке всю мудрость мира и сделать Александрию – самым блистательным городом на земле. По повелению Птолемея иудейский первосвященник отправил ему все книги на своем родном языке, а для их перевода было избрано семьдесят ученейших мужей, отличавшихся рассудительностью и благочестием. По Преданию Церкви, они разделили Ветхий Завет на части и переводили в помещениях, отделенных друга от друга, словно в уединенных кельях, чтобы отрешиться от всех сует и трудиться во славу Божию с молитвой, а когда они окончили свой труд, то сличили списке и убедились, что перевод одинаков – всеми переводчиками двигал Святой Дух. Число семьдесят имеет символический смысл – у Моисея было семьдесят помощников – судей Израилевых, а потому было выбрано именно семьдесят толковников, чтобы перевести книги Ветхого Завета на греческий язык, а так как в то время греческий язык был языком международным, то перевод Священного Писания на греческий язык стал началом проповеди Слова Божиего всем народам земли, прообразом апостольской проповеди Церкви. Символично, что помимо двенадцати апостолов, у Христа было еще семьдесят учеников (по числу судей Моисеевых и переводчиков Библии), которые проповедовали Евангелие всему миру.
                В числе семидесяти иудейских толковников, переводивших Священное Писание на греческий язык, был человек по имени Симеон, которого Церковь впоследствии удостоила имени «Богоприимца». Святой Симеон Богоприимец переводил книгу пророка Исайя, где сказано: «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Исаии 17:14). Эти таинственные стихи Библии – пророчество Исайи о Пресвятой Богородице и Ее Сыне – Мессии, смутили Симеона, он вознамерился вместо слов «Дева родит Сына» написать – «молодая женщина родит сына», но был остановлен явившемся Ангелов, удержавшим руку его и ска¬завшим: «верь написанному, ты сам увидишь исполнение этих слов, и не умрешь, пока не узришь Христа Господа, рожденного от чистой Девы!».Уверовав словам Ангела и убедившись в истинности слов пророка Исайи, праведный Симеон жил благочестивой жизнью и с радостью ожидал пришествия в мир Христа Спасителя, каждую субботу приходя в храм на молитву и став притчей во языцах и живой летописью Израиля. С каждым прожитым днем земной жизни надежда Симеона на пришествие в мир Избавителя все более возгоралась – всем сердцем он ожидал пришествия Мессии, как истинные христиане, исполненные благодати Святого Духа, ожидают второго страшного пришествия Христа Судии во всей славе и силе Его Божества, когда Он в окружении всех Небесных Сил придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его. В Евангелие от Луки рассказывается, что старец Симеон был праведным и благочестивым человеком, глубоко понимавшим Священное Писание и исполненным даров Святого Духа, ожидающим пришествия Христа Спасителя и имеющим обещание от Бога, что он не умрет, пока не увидит обещанного Избавителя: «Тогда Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.;2:;25–26). Имя Симеон означает «услышание», он – ученейший книжник и мудрец, истинный пророк Божий, внемлющий Богу, и по вдохновению Святого Духа пришедший на сороковой день после Рождества Христова в Иерусалимский храм. Убеленный сединами старец Симеон жил за городом – в предместьи Иерусалима, он получил откровение от Святого Духа о том, что Пресвятая Матерь Божия принесет Богомладенца в храм, и, собравшись с последними силами, отправился в Иерусалим, чтобы предстать пред Господом. С молитвенным изумлением и благоговением старец Симеон встретил Святую Деву Марию, с любовью и радостью взял на руки Христа Богомладенца и благословил Бога. Объятый священным восторгом Симеон Богоприимец произносит свою лебединую песню – предсмертную молитву, ежедневно поющуюся Церковью на вечернем богослужении: «Ныне отпускаешь раба твоего Владыко, восклицает старец, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты у уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего, Израиля» (Лк.2:24–32). Эта молитва – священный гимн Симеона Богоприимца, он видит в лице Иисуса Христа – Спасителя мира и Просветителя всех народов, пророчествуя о том, что свет веры просветит многих язычников и будет освобождать людей от страстей и суеверий, ибо Мессия – слава Израиля и Наставник апостолов – просветителей вселенной. Эта молитва поется в православных храмах в конце вечерни: вечерня знаменует Ветхий Завет, а утреня – Новый Завет, тем самым в молитве старца Симеона возвещается, что с Рождеством Христовым началась новая эра в истории мира – закончился Ветхий Завет и начинается новозаветное время. В радостных словах предсмертной молитвы старца Симеона звучит не только благодарность Богу за освобождение от бремени прожитых лет, но и радость от пришествия Мессии – от лица всех ветхозаветных патриархов и пророков праведный Симеон благодарит Бога за то, что закончилось время томительного ожидания пришествия Искупителя и пророчества исполняются на глазах, что на закате своих земных дней он увидел Солнце Правды взошедшее над миром.
                В храме Святую Деву Марию и Богомладенца встретила и престарелая пророчица Анна – дочь Фануилова, происходившая от колена Ассирова, она была вдовой, прожившей с мужем только семь лет и сохранившей для брака девство. Вся благочестивая и праведная жизнь пророчицы Анна была постом и молитвой, она молилась Богу днем и ночью и не отходила от храма, ибо храм – это наше небесное отечество на земле, а молитва – лестница, по которой душа восходит к небу, и зов, исходящий из глубин сердца. Молитва – это духовная атмосфера храма и дыхание жизни, сверкающий меч, изгоняющий демонов и царица всех добродетелей, небесный луч, касающийся сердца, которое начинает распускаться как нежнейшая роза и благоухать райским ароматом святости. Молитва –  это возвращенный Эдем и нечаянная радость, таинство Богообщения и занятие Ангелов, покаянный плач и благодарственное слово, обращенное к Богу, наставница в богословии и Богомыслии, сестра смиренномудрия и памяти о смерти, отрешение от мирских сует и устремление к горнему, просвещение ума и очищение сердца, подвиг воли и священнодействие, хранение от мечтательных картин и забвение чувственных образов, ниспровержение гордыни и рассеяние мрака отчаяния и уныния, укрощение мыслей, бушующих как разъяренный океан, и успокоение души, восхождение на Синай Богоявления тропой веры, смирения и трезвомыслия. Согбенная нечаянная старческих лет, пророчица Анна приходила в храм, куда рвалось ее боголюбивое сердце, она надеялась на закате земной жизни стать свидетельницей величайшего события мировой истории – Боговоплощения. Когда она узрела светлый Лик Христа Богомладенца, то сердце ее забилось с неописуемой радостью – исполнились древние пророчества Ветхого Завета и явился долгожданный Избавитель мира, а потому Анна вознесла молитвенную хвалу Богу и произнесла проповедь о Христе Спасителе «всем ожидавшим избавлении в Иерусалиме». В церковных песнопениях святую Анну называют «всехвальною вдовою», «целомудренною, преподобною и старицею», «пророчицею», «непорочною и славною», «богодухновенною», ибо в ней действовал Дух Божий и очами веры она узрела в Иисусе Богомладенце – истинного Мессию, вездесущего, предвечного и всесильного Бога Слова, ставшего плотью – воплотившегося ради искупления грехов всего мира и нашего спасения.
                Сретение Господне – это богородничный праздник, ведь главным действующим лицом этого священного и исторического события является не только Христом Богомладенец, но и Богоматерь, о чем поется в богослужебных песнопениях Церкви. Святая Дева Мария – это благоухающий Небесный Цветок, проросший под священными сводами ветхозаветного храма, Она – новый Ковчег Завета Иерусалимского храма, утренняя звезда Назарета, предрекающая явление Солнца Правды – Христа Спасителя, драгоценное сокровище Вифлеема, отвергнутое миром, лежащим во зле, Пречистая и Пренепорочная Богоматерь. Преподобный Иоанн Дамаскин воспел славу и честь Святой Девы Марии в своем Слове о Богородице: «Ныне вседействующий Бог Слово, исшедший из лона Отча, составил новый свиток, написанный Духом – языком Божиим, как бы тростию… О дщерь Иоакима и Анны священнейшая, укрытая от властей и сил и разженных стрел лукаваго, жившая в чертоге Духа и соблюденная непорочною в невесту Божию и по естеству Матерь Бога! О дщерь священнейшая, еще в объятиях матерних покоющаяся, но страшная для сил отпадших! О дщерь священнейшая, млеком матерним питаемая и Ангелами окружаемая! О дщерь Боголюбезная, слава родителей! Тебя ублажат вси роди, как Сама Ты о Себе истинно сказала (Лук.1:48). О дщерь, достойная Бога, украшение естества человеческого и исправление праматери Евы! Твоим деторождением она возстала от падения. О дщерь всесвятая, украшение жен! Хотя Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую для змия орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, Сама искусила змия-прельстителя и ввела в мир безсмертие. О дщерь приснодевственная, без мужа зачавшая, так как во чреве Тобою носимый имеет Отца вечнаго! О дщерь земнородная, в Богородительских объятиях носившая Создателя! Целые веки состязались, кому достанется слава Твоего рождения; но предопределенный совет Бога, Творца веков, победил эту борьбу веков, и последние сделались первыми, осчастливленные Твоим рождением. Поистине, Ты соделалась честнейшею всех тварей: от Тебя одной Творец занял часть – основание нашего естества; плоть Его из Твоей плоти, и кровь из Твоих кровей; млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божии. О непостижимые и неизглаголанные чудеса! Бог всяческих, предузнав достоинство Твое, возлюбил Тебя, – возлюбив предуставил и в последок времен исполнил предопределенное, соделав Тебя Богородицею, Материю и Питательницею Сына Своего и Слова». В Священном Писании сказано, что всеведущ и премудр один Господь – Он знает все тайны и мудрость Его совершенна, а мы многого не знаем – многое скрыто от Ангелов и святых, но Господь открывает им тайны Свои. Святая Дева Мария великолепно знала Священное Писание, пророчества о Мессии и то, что Ему уготован тяжкий крест. Настал час и старец Симеон, исполненный Святым Духом, со всей ясностью возвестил Ей пророчество о том, что Ее Сына – Христа Богочеловека ждет крестный подвиг, а Ее сердце пронзит меч скорби: «И благословил их Симеон , и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, (и Тебе Самой оружие пройдет душу) да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34–35). Слова Симеона Богоприимца  имеют пророческий смысл, ведь Христос Богочеловек – камень преткновения для многих, вера во Христа распятого и воскресшего для иудеев соблазн, для эллинов – безумие. По разъяснению архимандрита Рафаила Карелина «в Иерусалимском храме Дева Мария впервые пережила Свою Голгофу. В словах пророка Он узрела то, что ожидает Ее Сына. Уже в то время царь Ирод подозревал, что его обман раскрыт и волхвы не вернутся в Иерусалим. В царском дворце обсуждались планы, как найти и умертвить Новорожденного, Царя Иисуса. Престарелый и больной Ирод решил приготовить себе погребальную тризну – умертвить всех вифлеемских младенцев. По преданию, Симеон Богоприимец был убит у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, ища узнать, где находится Иисус». В православной иконографии есть образ Пресвятой Богородицы, пронзенной семью клинками, запечатленный на иконе «Семистрельная». Это – тайна семи скорбей Святой Девы Марии: первый клинок – это первая скорбь, пережитая Пречистой в Иерусалимском храме, когда Она услышала пророчество Симеона Богоприимца о Ее Сыне – Агнце Божием, Которому суждено страдать и умереть ради искупления грехов человечества; второй клинок – бегство  Святого Семейства в Египет, когда они шли под палящими лучами солнца через раскаленную пустыню; третий клинок – это душевная мука, разрывавшая материнское сердце в то время, когда Святая Дева Мария потеряла Отрока Иисуса и три дня искала Его в Иерусалиме; четвертый клинок – это четвертая рана на сердце Богородицы, оттого, что жители Назарета хотели убить Христа Спасителя, вывели Его из синагоги и поставили к краю страшной пропасти; пятый клинок – это весть о том, что Господь предан Иудой и схвачен в Гефсиманском саду, приведен на суд Пилата и первосвященников иудейских; шестой клинок – это рана на сердце Богородицы, образовавшаяся в тот миг, когда Она узрела Своего возлюбленного Сына в терновом венце и обагренного кровью, склоняющегося под тяжестью Креста, идущего на Голгофу и пригвожденного гвоздями ко Кресту – распятого под злобные крики и безумный смех исступленной толпы; седьмой клинок – скорбь, пронзившее сердце Святой Девы Марии, когда Она увидела бездыханное тело Сына Человеческого, снятое с Креста и положенное во гроб. По слову преподобного Силуана Афонского, кто больше всех любит – тот больше всех страдает: «Когда Божия Матерь стояла при кресте, то скорбь Ее была непостижимо велика, потому что Она любила Сына Своего больше, чем кто бы то ни было может вообразить. А мы знаем, что кто больше любит, тот больше и страдает». В момент голгофских страданий и смерти Христа Спасителя, великая любовь Святой Демы Марии превратилась в страшную муку – неизъяснимую для людей и Ангелов, после Иисуса Христа Она – величайшая Мученица, Ее сердце расширилось любовью и скорбью и вобрало в себя все человечество, Она – наша Небесная Заступница и Страдалица за всех нас, ибо каждого из нас Она возлюбила как Своего родного Сына и непрестанно молится о нашем спасении. По церковному Преданию святому Андрею – юродивому Христа ради, Ангел показал прекрасные райские обители, полные тайн, красот и чудес, но изумляясь созерцанию горних чертогов, Андрей нигде не встретил Пречистую Богородицу и попросил Ангела привести его к Ней. Но на просьбу святого Андрея Ангел ответил: « Пресвятой Богородицы нет здесь, Она пребывает на земле – там, где горе и страдание, утешая несчастных и молясь за них Богу». Великая радость святой Церкви и всех христиан в том, что мы имеем Небесную Заступницу – Святую Деву Марию, Которая никогда не отвергает обращенных к Ней молитвы и молится за всех людей – за каждого из нас, как бы низко мы ни пали и какими бы отверженными и презираемыми не были в глазах всего мира.
                В день Сретения Господня незримый, предвечный и вездесущий Бог Слово в зримом образе Богомладенца, Которого держала Святая Дева Мария на руках Своих, вошел в чертоги Иерусалимского храма. Это – день торжественной и радостной встречи Нового Завета в лице Иисуса Христа и Ветхого Завета в лице праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Воспетый Ангелами и прославленный восточными мудрецами и пастухами в Вифлееме, приветствуется и благословляется в сердце Иерусалима – в ветхозаветном храме, который будет разрушен, но от его основания – истинной веры в единого Бога, как от корня Древа Жизни, пойдут побеги, проросшие по лицу всей земли – христианские общины, возникшие через апостольскую проповедь Новозаветной Церкви. Завершается ветхозаветная эпоха – исполняются пророчества, данные Моисею, изложенные в Псалтыре и книге пророка Исайи, начинается новозаветная эра. Ветхий Завет – это скрижаль Божественной Мудрости и откровений, летопись священной истории и собрание пророческих книг, возвещающих о Мессии, его можно сравнить с величественной и таинственной картиной звездного неба, но с рождением Иисуса Христа меркнут сияющие звезды – краса ночного неба, исчезающие в лучах восходящего солнца – Нового Завета, с радостью приветствуемого и благословляемого Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной. День Сретения Господня, вспоминаемый и молитвенно переживаемый Церковью и каждым христианином, – это радостный и знаменательный праздник, драгоценная жемчужина священной истории, сверкающая в оправе молитвословия и песнопений святых отцов и учителей Церкви, молитва Симеона Богоприимца – это благовестие о Христе Спасителе, а его слова, обращенные к Святой Деве Марии, – пророчество о крестных страданиях Иисуса Христа, скорбях Богородицы и гонениях, которые обрушатся на Новозаветную Церковь и христиан, узревших очами веры истинного Мессию в Иисусе из Назарета, не страшащихся ни скорбей, ни испытаний, ни гонений, ни самой смерти, но с надеждой уповающих на Бога Вседержителя и верующих, что и врата адовы не одолеют Церковь.


Рецензии