Успение Пресвятой Богородицы

В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице;
преставилася еси к животу,Мати сущи Живота,
и молитвами Товими избавляеши от смерти души наша.
Тропарь, глас 1-й

                Успение Пресвятой Богородицы – это самый великий церковный праздник, посвященный Деве Марии, знаменующий окончание Ее земной жизни. Это – день завершения Ее земного странствия и жизненного подвига, день Ее таинственной и радостной встречи с Иисусом Христом. В Священно Писании немного сказано о жизни Святой Девы Марии, Ее служение остается в светоносной тени Иисуса Христа, Он – единственный Спаситель мира и Солнце Правды, а Она – луна, отражающая свет Его славы, Ее святая и благочестивая жизнь – это тайна, покрытая вуалью молчания и скрытая от взоров людей и шума мирской суеты. По слову преподобного Силуана Афонского, Пресвятая Богородица не пожелала предать писанию сокровенную жизнь души Своей, но молчанием покрыла тайну Свою. Царь Давид пророчески писал о Пресвятой Богородице в Псалмах – «Вся слава Дочери Царя внутри Ее»: вся слава Девы Марии – сокрыта в глубине Ее милующего и боголюбивого сердца, ее нельзя передать словом, она – выше слова. Благочестивая жизнь Пресвятой Девы окутана молчанием, а молчание – это тайна будущего века. Только вечность откроет нам всю славу Царицы Небесной во всей ее полноте. Вся земная жизнь Святой Девы Марии была служение Богу. С самых ранних лет Ее окружали праведные люди, Она дышала атмосферой молитвы и воспитывалась в благочестии и Богомыслии. До трех лет Святая Дева Мария жила в Назарете – в доме родителей Своих – Иоакима и Анны, а затем Ее отдали в Иерусалимский храм на служение Богу, где первосвященник Захария ввел Ее в Святая Святых, как новый Ковчег Завета, Которому суждено было стать вместилищем Слова Божиего – стать истинной Богородицей. Десять лет Святая Дева Мария проживала в храме, каждый день Ее был проникнут непрестанной молитвой, Она ухаживала за странниками и паломниками, а Ее послушанием было изготовление одежд для священников и храмового облачения. По церковному Преданию завеса, закрывающая вход во Святая Святых – алтарь ветхозаветного храма, куда лишь раз в год мог входить первосвященник, была вышита Ее руками. Под сенью ветхозаветного храма Дева Мария выросла как белая лилия Иерусалима и дала Богу обет целомудрия и девства. Благочестивый старец Иосиф Обручник был избран хранителем Ее девства, а по сути – стал для Нее вторым отцом. В день Благовещения Архангел Гавриил возвестил Святой Девы благую весть о том, что Она избрана стать пречистой Матерью Мессии и Спасителя мира – Христа Богочеловека, чудесное рождение Которого совершилось в Вифлееме и стало началом новой эры в истории человечества.
                После Рождества Христова Богородица с Богомладенцем Иисусом и  праведным Иосифом была вынуждена покинуть Палестину и бежать в Египет, скрываясь от воинов Ирода, задумавшего убить Мессию, и лишь после смерти этого царя, Святое Семейство возвратилось в иудейские земли и поселилось в родном городе Девы Марии – в Назарете. По церковному Преданию, Иосиф Обручник был плотником и занимался столярным делом, а подрастающий Иисус Христос жил уединенной жизнью, молился и читал Священное Писание, с малых лет помогал Иосифу в плотницком ремесле – делал  ярма для упряжки быков и весы. В духовном и символическом смысле ярмо означало закон Божий, через который Господь управлял людьми – святые заповеди, а весы – безупречный Божественную справедливость и воздаяние каждому по делам его на Суде Господнем. В иносказательном смысле ярмо – это тяготы и невзгоды, труды и скорби нашей земной жизни, а весы – ожидающая нас от Бога награда или наказание за прожитую жизнь. В пророческом и мессианском смысле ярмо – это миссия искупления грехов мира, возложенная на Иисуса Христа, Он – Агнец Божий и Искупитель, уничиживший Себя и принесший Себя в жертву на Голгофе ради нашего спасения, а весы – образ Суда Божиего, ибо Христос не только Спаситель мира, но и Судия живых и мертвых – в последний день всемирной истории Он явится в силе и славе Божества Своего и будет судить мир. Святая Дева Мария помогала старцу Иосифу в домашних делах, а в свободное время ткала пряжу и шила одежду. Когда Иисусу Христу исполнилось двадцать девять лет, Иосиф Обручник умер на руках Его, а в возрасте тридцати лет Христос со Своей Матерью покинул Назарет. Началась проповедь Иисуса Христа, а Святая Дева Мария поселилась в Капернауме – в доме апостола Петра. За три года Своей проповеди, Христос не раз останавливался в Капернауме и совершал многие чудеса, пророчески сказав: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11:23). До небес вознесся Капернаум – Сам воплотившийся Бог Слово и Спаситель мира ходил по улицам Его и беседовал с жителями, но, даже видя чудеса Им совершенные, они оказались духовно слепыми и глухими, отозвавшись осуждением на Его проповедь. До ада низвергся Капернаум – святая Церковь провозглашает и исповедует, что невозможно спастись без веры во Христа Спасителя, а потому все отвергающие Сына Божиего становятся добычей дьявола и преисподней, а Капернаум, как и Вавилон – блистательный  город древнего мира, ставший символом гордыни, лжеучения и нечестия, обратился через несколько веков в руины. После голгофских страданий и смерти Иисуса Христа, Его Воскресения и Вознесения, Святая Дева Мария осталась в Иерусалиме – Она жила в доме апостола Иоанна Богослова. В день Пятидесятницы Пресвятая Богородица находилась в Сионской горнице с апостолами – была в числе тех, на которых сошел Святой Дух в огненных языках. Церковное Предание рассказывает, что однажды Богородица посетила на Кипре святого Лазаре, которого Господь воскресил из мертвых, и подарила ему вышитый Своими руками епископский омофор. Во время морского путешествия на Кипр корабль был застигнут бурей и пристал к скалистым берегам Афона. В пророческом предвидении Святая Дева Мария благословила Афон и сказала, что эта Святая Гора станет Ее уделом – здесь будут обитать монахи, пребывающие в аскетических подвигах, славящие Бога и молящиеся за весь мир, а Она станет их Небесной Покровительницей. Это пророчество исполнилось – через несколько веков на Афоне стали селиться монахи, эта Святая Гора стала царством монахов и уделом Святой Девы Марии. По замечанию архимандрита Рафаила Карелина: «По греческим законам, которые соблюдало после падения Византии и турецкое правительство, мирские люди не имели права селиться на территории Афона, а женская нога – ступать на его землю. Эти законы действуют и в современной Греции». Во дни Своей земной жизни Дева Мария посетила древний греческий город Ефес, где апостол Иоанн Богослов и равноапостольная Мария Магдалина проповедовали благую весть о Христе – Спасителе мира и Победителе Ада и смерти, а в горных окрестностях Ефеса до сих пор сохранился домик, в котором жила Пречистая Богородица.
                Последние годы Своей земной жизни Святая Дева Мария жила в Иерусалиме – в доме апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь в страшный час Своих крестных мук. Пресвятая Богородица была сердцем и душой всей христианской общины в Иерусалиме, к Ней из дальних стран возвращались апостолы как к своей любящей Матери, и, получив Ее благословение, снова отправлялись на подвиг проповеди святого Евангелия, который окончился почти для всех них мученической смертью. По церковному Преданию Святая Дева Мария любила посещать места, связанные с земной жизнью Ее Сына – Иисуса Христа: Она молилась в Гефсиманском саду и у Голгофы, где Ее сердце, как удар острейшего клинка, пронзила скорбь, а очи наполнились слезами во время распятия Сына Бога Живого. Старец Силуан Афонский писал, что когда Христос был предан на распятие и умирал на Кресте, то Дева Мария пережила страшную муку, разрывающую душу и умерла бы от скорби, если бы сила Божия не уберегла Ее, но велика и неизреченна была Ее радость, когда Христос разорвал узы смерти и воскрес из мертвых. Дева Мария любила посещать Вифлеем, на окраине которого в пастушьей пещере родился Ее Сын – Спаситель мира и Искупитель грехов рода человеческого, Которого пришли почтить пастухи, получившие откровение от Ангелов, верующие в Бога в простоте сердца, и умудренные книжной мудростью восточные мудрецы с их дарами – золотом, ладаном и смирной. Пресвятая Богородица посещала Назарет, где в доме Иосифа Обручника Архангел Гаврил возвестил Ей благую весть о рождении Сына Бога Живого, и где уединенно жил и рос Иисус Христос, ожидающий часа Своего мессианского служения. Святая Дева Мария – величайшая Паломница, Она посещала места, ставшие святыми для всех христиан, Она – пример для всех паломников и богомольцев, каждое мгновение Ее жизни было овеяно молитвой, каждый шаг Ее ног был шагом, приближающим Ее к Царству Небесному, в сердце и помыслах Ее не было места скверне греха и непорочная душа Ее сияла святостью. По глубокомысленному суждению митрополита Филарета Московского, Святая Дева Мария была украшена всякой добродетелью, иначе Она не могла бы быть избрана Богом и стать жилищем, престолом и Матерью предвечного Бога Слова по воспринятому Им от Нее человеческому естеству. Преподобный Иоанна Дамаскин на возвышенном языке церковной поэзии воспевал святость и честь Пресвятой Богородицы: «Все помышления Ея душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющияся от всего душепагубнаго; очи Ея всегда устремлены к Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши, чрез которые вошло воплощающееся Слово, настроены к слушанию слова Божия, услаждаются сладкогласною цевницею Духа; ноздри обоняют благоухание мастей Жениха, который есть Божественное миро, свободно изливающееся и помазующее человечество свое: ибо «миро излиянное имя Твое», говорит Священное Писание (Песн.;1:2); уста восхваляют Господа и облобызают Его уста; язык и гортань разсуждают о слове Божием и изливают божественную сладость; сердце чисто и непорочно, зрящее и вожделеющее чистейшего Бога; чрево, в котором обитал Невместимый, и сосцы, млеком питающие Бога-младенца Иисуса; дверь Божия приснодевственная; руки, носившия Бога, и колена – престол, превысший Херувимов, коими сильны были слабые руки и немощные колена; ноги, управляемые законом Божиим, как светильником света, и неуклонно ему последующия, пока приведут любимого к любящей. Вся – чертог Духа; вся – град Бога живаго, который веселят устремления речная, т. е. струи благодати Святого Духа; вся – добра; вся – близ Бога: потому что восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу». Священномученик Игнатий Антиохийский, именуемый Богоносцем, – ученик апостолов Павла и Иоанна, тот самый  ребенок, взяв которого на руки, Иисус Христос сказал: «если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», оставил драгоценное свидетельство о Святой Деве Марии в послании апостолу Иоанну Богослову: «Многие жены у нас, желают посетить Пресвятую Деву, чтобы услышать от Нее о многих и чудесных тайнах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Говорят, что в гонениях и бедах Она всегда весела; в нуждах и нищете не скорбит; на огорчающих не только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным милостива. С твердостью защищает веру против врагов и служит нашему еще юному благочестию мудрою Наставницею и Учительницею всех верных на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми; и все, удостоившиеся видеть Ее, превозносят похвалами».
                Вся земная жизнь Пресвятой Богородицы была стезей праведности и благочестия, Она никогда не согрешила перед Богом ни тайным помыслом и намерением, ни словом и делом. Живя в Иерусалиме, Святая Дева Мария дважды получила весть о Своем успении – за сорок дней и за три дня, дабы Она приуготовила Свою непорочную душу к смертному часу. Если в день Благовещения Архангел Гавриил принес Деве Марии белую лилию – знак целомудрия, непорочности и чистоты, то теперь он явился Ей, держа в руках пальмовую ветвь – знак победы. На протяжении всех последних дней жизни Дева Мария молилась Богу о том, чтобы Он даровал Ей проститься с апостолами, чтобы Святой Дух собрал их в Иерусалиме, о том, чтобы Всемогущий уберег Ее душу от ужасающих и коварных демонов, испытывающих каждую душу во время ее посмертного странствования от земного мира к престолу Божиему, наконец, Она молилась за всю Церковь и за весь мир – за всех живых, усопших и еще не рожденных, и с молитвой предала душу Богу. Настал час успения Святой Дева Марии – час смерти, само слово «успение» означает тихий и безмятежный сон, успокоение от земных трудов и скорбей, мирную кончину, а затем пробуждение в радость Богообщения и вечной жизни – в Царстве Небесном, где нет скорбей, печалей и смерти. Древние мудрецы говорили: если хочешь узнать человека, то смотри не только на то, как он жил, но и на то, как он умер, ибо день смерти больше дня рождения. Смерть – это последнее событие в жизни и великое таинство, оно высвечивает сокровенные глубины души человеческой, открывает тайны, хранящиеся в сердце, как в свернутом свитке, – тайну всей его жизни, его слов и поступков, желаний и тайных помыслов. В Священном Писании сердце сравнивается с неисследимой бездной, тайну которой знает один Господь. Величайший афинский мудрец Сократ, говорил, что великая мудрость – познать самого себя, ведь обычно мы видим только поверхность нашей жизни, а ее сокровенная глубина остается для нас глубочайшей тайной, иными словами, мы не знаем самих себя и не знаем, что таится на дне нашей души. Смерть – это зеркало, дающее человеку увидеть самого себя, она сбрасывает все маски и показывает нашу суть. Смерть – это последний момент самоопределения для человека, это – таинство перехода из времени в вечность, а в вечности нет изменений – там раскрывается то добро и зло, что накопились в сердце человека за время его земной жизни. Для праведников день смерти – это мирная кончина и успение, светлый и таинственный день окончания земных скитаний и встречи с Богом, а для нераскаянных грешников и нечестивцев – смерть люта, она – не восхождение к Богу, а падение в метафизическую бездну отчаяния и ужаса, расплата за грехи и низвержение во тьму кромешную. Размышляя о том, почему смерть Пресвятой Богородицы именуется успением, Святитель Лука Крымский писал: «Святой апостол Иоанн Богослов в двадцатой главе Откровения говорит о первой и второй смерти. Одна только первая, неизбежная для всех людей смерть ожидает святых и праведных. А вторая, страшная вечная смерть, ждет тяжких и неисправимых грешников, отвергших любовь и правду Божию и обреченных на вечное общение с дьяволом и ангелами его. В Евангелии того же апостола Иоанна Богослова читаем слова Самого Господа Иисуса Христа, очень близкие к тому, что написано в Откровении: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.6:24). Все вполне послушные слову Христову, все верующие в пославшего Его Отца Небесного уже перешли непосредственно по смерти своей в жизнь вечную. Исполненных веры Бога и исполняющих заповеди Его не за что судить. А Своим двенадцати апостолам Господь наш Иисус Христос сказал: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28). Не подсудимыми, но судьями будут на Страшном Суде апостолы Христовы, и, конечно, совершенно невозможно представить себе судимыми ни Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, ни Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, ни великих Божиих пророков, ни взятых живыми на небо Илию и Еноха, ни весь бесчисленный сонм мучеников Христовых, ни прославленных Богом святителей и чудотворцев… Пресвятая Дева Мария была Пречистым Храмом Спасителя, в Нее вселился Дух Святой, и в Ее Святейшей утробе получил естество человеческое сошедший с небес Сын Божий. Поэтому Ее телесная смерть была не смертью, а успением, непосредственным переходом из царства Божия, находившегося внутри Нее, в жизнь вечную».
                В день Успения Пресвятой Богородицы апостолы собрались у одра Ее, Она простилась с каждым из них и благословила, как любящая Мать благословляет Своих детей. Когда последний вздох изошел из уст Девы Мария, то подняв одр с телом Богоматери, апостолы, с пением молитв, гимнов и Псалма об исходе Израиля из Египта, символизирующего освобождение от уз смерти и Ада, пошли через Иерусалим и понесли его в Гефсиманский сад, где были погребены Ее благочестивые родители – Иоаким и Анна, дабы совершить погребение. На иконе «Успения» таинственно изображен Господь Иисус Христос, держащий руках Ее непорочную душу, как некогда Дева Мария держала в Своих руках Богомладенца, и как Она некогда принесла Его в храм земного Иерусалима, так Он возносит Ее в горний Иерусалим. По таинственному и премудрому Промыслу Божиему один из апостолов – святой Фома, не присутствовал на преславном погребении тела Пречистой Богородицы, но лишь на третий день прибыл в Гефсиманию. Апостол Фома сильно скорбел и сетовал о том, что не сподобился, получить благословения Пречистой Девы Марии, он много плакал о том, что он единственный не видел Божественной славы и дивных Божьих чудес, явленных во время Успения и торжественного погребения Богоматери. Апостолы сжались над ним и решили открыть гроб, чтобы Фома увидел хотя бы тело Пресвятой Богородицы, простился с Ней и утолил свою печаль, но когда камень был отвален и гроб открыт, то их охватил священный трепет, ибо они увидели, что гроб пуст, в нем не было тела Святой Девы Марии, там лежали лишь погребальные пелены, источающие дивное благоухание. С изумление апостолы взмолились Богу о том, чтобы Он открыл им, что произошло с пречистым телом Пресвятой Богородицы. После Вознесения Иисуса Христа у апостолов был обычай – они оставляли одно место пустым во время трапезы и возлагали на стол кусочек хлеба в честь Христа, а по окончании трапезы, вознося благодарение, они брали этот кусочек хлеба, поднимали его вверх, прославляли Святую Троицу  и завершали прославление молитвой: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!». На сороковой день после Успения Пресвятой Богородицы, под вечер, когда святые апостолы сели трапезничать и по обычаю подняли хлеб в честь Христа, то,  вдруг услышали ангельское пение и возведя очи к небесам узрели Святую Деву Марию, сияющую неизреченной славой в окружении Небесных Сил, приветствующую их словами: «Радуйтесь, се пребуду с вами во все дни». С изумлением святые апостолы, исполнившись радости, вместо обычной молитвы –  «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», воскликнули – «Пресвятая Богородице, помогай нам!». По разъяснению митрополита Филарета Московского, с того времени святая Церковь исповедует веру в том, что Пречистая Богородица на третий день по погребении была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо, а умедление апостола Фомы считается делом Промысла Божиего, послужившим  к прославлению Святой Девы Марии. В молитвах и песнопениях Церкви благовествуется: «Чудо преужасно: Яже во утробе невместимаго Царя Носившая, во гробе полагается, и Ангельстии собори со Апостолы, со страхом погребают Тоя богоприятное тело и честное, и, сие возвысив, на Небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших». «Всечестный лик премудрых Апостол собрася чудно погребсти славное тело Твое пречистое, Богородице всепетая. С ними же воспеша и Ангел множества, преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем». Победныя почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши: обаче же, подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законам: темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи». «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». «Дает Тебе яже превыше естества Царь всех Бог: якоже бо в рождестве Деву сохрани, тако во гробе тело соблюде нетленно и спрослави божественным преставлением, честь Тебе, яко Сын Матери, даруя». По православному вероучению тело Пресвятой Богородицы было сохранено силой Божьей от тления, воскрешено и вознесено на небо, оно – «небошественное тело». По слову преподобного Иоанна Дамаскина, «пресвятое тело Богоматери полагается в преславный гроб; и из него спустя три дня воскресает и возносится на небо». Преподобный Феодор Студит – смиренномудрый подвижник и молитвенник, верный евангельским истинам, в своем «Похвальном слове на праздник Успения Пресвятой Богородицы» боговдохновенно благовествует о погребении, воскресении и вознесении на небо Пресвятой Богородицы – всесвятой и прекрасной Царице Небесной, величие Которой не в силах до конца постичь наш ум и высказать наша речь: «Облеченные в одеяние добродетелей, мы совершаем праздник погребения и преселения на небо Пресвятой Богородицы. Ныне земное небо, облекшись одеждой бессмертия, возводится к лучшему, вечному обиталищу. Теперь Богородица, смежив Свои телесные очи, возносит ради нас великие и лучезарные, никогда не заходящие светила: бодрствование и молитвенное предстательство о мире пред Лицем Божиим. Теперь, соделавшись бессмертной, воздевает Она Свои руки ко Господу за всю вселенную. Возлетев горе; чистая Голубица не перестает оберегать нас долу. Отойдя телом, Она с нами духом; возведенная на небо, Она отгоняет бесов, ибо Она – наша молитвенная Ходатаица пред Богом. В древности смерть воцарилась через праматерь Еву; прикоснувшись же к ее блаженной Дщери, она умерщвлена, ибо побеждена тем, от чего получила силу. Святая Дева уснула; говорю «уснула», а не «умерла», ибо перенесена на небо. Не перестала Она защищать человеческий род. Какими словами выразим мы Твою тайну? Ум колеблется, язык немощен, ибо тайна славна, высока и превосходит всякое разумение. Не имеет Она ничего Себе подобного, дабы могли мы изъяснить то чем-либо нашим. Все Твое превыше нас. Ты изменила естество несказанным Твоим рождеством: слышал ли кто когда, чтобы Дева бессеменно зачала? О, чудо! Рождающая Мать – и в то же время целомудренная Дева, ибо Рождаемый – Бог. Самое это отличается от всего другого. Ты по праву имеешь в животворящем Успении – бессмертие души и тела... Знал ли кто когда о таком преселении, какого удостоилась Матерь Господа? И это вполне справедливо: ибо кто выше Той, Которая превыше всех? Трепет объемлет дух мой, когда размышляю о величии исхода Твоего – о, Дево! Изумевает ум мой, рассуждая о досточудном Твоем Успении; язык мой заплетается, говоря о таинстве Твоего воскресения. И поистине кто достойно поведает обо всех Твоих чудесах? Какой высокий ум выскажет, какой красноречивый язык опишет величия и дела Твои, изложит и явит таинства, славы, праздники, хвалы? Всякий язык немоществует и немеет это сделать. Ведь превосходишь Ты, несравнимо превышаешь Своим величием всякую высочайшую часть неба, Своим сиянием затмевая свет солнца, а Своими заслугами – великолепие Ангелов и всех бесплотных Умных Сил». По богословскому разъяснению преподобного Иустина Поповича, «как потомок Адама, рожденная с первородным грехом, Святая Дева Мария была подвержена закону смерти, но как безгрешная и Пресвятая Богоматерь Она воскрешена Своим Божественным воскресшим Сыном, вознесена во славе выше Херувимов и Серафимов и посажена на престол превыше святых небесных Сил».
                Успение Пресвятой Богородицы – это не день скорби, а церковный праздник и день радости, наполняющий душу христианина надеждой и покоем, это – окончание земного странствия Святой Девы Марии и Ее возвращение в отчий дом – в занебесную отчизну, где Ее ожидает Сам Господь, это – чудо неизъяснимой любви, ибо почив, воскреснув и вознесшись на небеса, Царица Небесная не покинула нас – как и Христос, Она с нами во все дни до скончания времен, Она не оставила Своим заступничеством и молитвами наш мир, омытый кровью и слезами, и внимает мольбам верующих, возносящихся к Ней со всех концом земли. Во время Своих голгофских страданий, распятый на Кресте Христос сказал, обращаясь к апостолы Иоанну Богослову – «Се, Мать твоя», обращаясь к Пресвятой Богородице произнес – «Се, сын Твой». В таинственном смысле эти слова Спасителя означают духовное усыновление христиан и всего человечества в лице Иоанна Богослова Пречистой Богоматери. В лице Святой Девы Марии мы  обрели Небесную Мать, Ее сердце объяло любовью все человечество, Ее молитвы имеют вселенский характер и простираются на всех живых, усопших и еще не рожденных. В таинственном и дивном видении блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел как Царица Небесная покрывала всех молящихся в храме омофором благости Своей и молитвенного заступничества, ибо храм – это училище благочестия и дом молитвы, святейшее место на земле, где сочетаются небеса с землей и Бог и Его святые пребывают с молящимися. Преподобный Серафим Саровский говорил, что даже на Ангела грешнику невозможно взглянуть – настолько Ангел свят, грозен и славен, тем более непреступной является слава Пресвятой Богородицы – Царицы Небесной и Владычицы Ангелов и святых, но по великому милосердию Своему Она молится за всех нас, как Дивногласная Начальница хора всех святых, и желает каждому спасения, являясь теплой Заступницей мира холодного. Во время совершения Божественной Литургии за Пречистую Деву Марию частица на святой Проскомидии, положение которой со стороны Агнца сопровождается словами: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». В самый священный момент Божественной Литургии – по освящении Святых Даров, мы молимся Ей и в изумительном песнопении величаем Ее за рождение Христа Богочеловека: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». После причащения Святых Христовых Тайн православные христиане обращаются к Пресвятой Богородице с благодарственной молитвой: «Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надежно, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси, недостойного, причастника быти Пречистаго Тела и Честныя Крови Сына Твоего. Но Рождшая Истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже Источник безсмертия Рождшая, оживотвори мя, умерщвленнаго грехом; Яже Милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление, и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя, до последняго издыхания, неосужденно приимати Пречистых Таин освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрославленна еси во веки. Аминь».
                По замечанию архимандрита Рафаила Карелина, церковное Предание сохранило облик Богородицы: «Она была ростом немного выше среднего, лицо – овальное, волосы – золотистые, цвета спелой пшеницы, губы – похожи на распустившиеся лепестки розы, глаза – цвета маслин, пальцы – слегка удлиненные». Великие избранники Божии и подвижники Церкви – преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский имели сердца, очищенные покаянием, и духовными очами могли созерцать Царицу Небесную в Ее славе, а святая Церковь хранит много чудотворных икон, через которые Божья Матерь являла Свою милость. Иконы Пресвятой Богородицы – видимый знак Ее невидимого присутствия в Церкви и мире, Ее небесного заступничества. Как любящий  ребенок зовет свою мать самыми ласковыми именами, так христиане выражают свою любовь к Пресвятой Богородице молитвенным названием икон: «Умиление», «Всех скорбящих радость», «Споручница грешных», «Отрада и утешение», «Умягчение злых сердец», «Утоли мои печали», «Избавительница», «Взыскание погибших».  На иконе «Умиление» изображено прекрасное, кроткое и невинное лицо Святой Девы Марии, осененное радостью дня Благовещения, Она – неувядающий Небесный Цветок девства, чистоты и целомудрия, Ее склоненная голова и скрещенные руки на груди –  знак смирения перед волей Вседержителя и любви к Богу. На иконе «Семистрельная» Святая Дева Мария изображена как величайшая Мученица после Иисуса Христа, Ее сердце пронзено семью клинками, а на лике Ее – покорность Божьей воле. На иконе «Огневидная» Пресвятая Богородицы погружена в молитву и Ее окружает пламя Божественной благодати, Она – новозаветная Неопалимая Купина, а Ее молитвы за мир – огненный столб, соединяющий небо и землю, Ангелов и людей, Церковь земную и Церковь Небесную. Велика слава Ангелов и святых – сынов Божественного Света и наследников Царства Небесного, но выше их – слава Святой Дева Марии, Которою молитвенно почитает и воспевает вся Православная Церковь, ибо Она – истинная Богородица, непорочно родившая от Святого Духа Сына Божиего, Иисуса Христа – Спасителя мира, Ее сердце – «пучина человеколюбия»  «бездна смирения», Ее молитвы – «взыскание погибших» и «помощь беспомощным», Ее заступничество – «упование мира», «обуреваемых пристанище» и всех «больных посещение», Она – белая лилия целомудрия, смирения и кротости, проросшая среди терний мира, лежащего во зле, Она – наша Небесная Заступница и Владычица Ангелов, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, утренняя звезда, являющая Солнце Правды, драгоценная жемчужина в венце рода человеческого, живой ковчег и храм Ипостасной Премудрости и Силы Божьей, Она – всемилостивая Молитвенница за всех живых, усопших и еще не рожденных, врата девства, через которые предвечный Бог Слово сошел с небес на землю, вочеловечился и воплотился, Она – надежда отчаявшихся и утешение страждущих, тихая пристань молящихся и кормилица алчущих, исцеление болящих и просвещение заблудших, Она – изумление Ангелов и великая Мученица, стоявшая у Креста и принявшая в сердце Свое невообразимую скорбь в момент мироискупительных голгофских страданий Христа Богочеловека, но великая и неизреченная радость наполнила Ее святую душу в тот день, когда совершилось Воскресение Христово, Она – светильник, воссиявший в день Пятидесятницы, опора апостолов на их жизненном пути, Ее любовь простирается на каждого из нас и на все человечество, Ее небесное заступничество не оставит Церковь и мир до конца веков.


Рецензии