Философия Кьеркегора зло, страхи, вина, меланхолия
1. ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА: ЗЛО, СТРАХИ, ВИНА И МЕЛАНХОЛИЯ
Корни
Сёрен Кьеркегор, датский философ, теолог и поэт, родился 5 мая 1813 года в Копенгагене (Дания), умер 11 ноября 1855 г. Это один из основоположников философии экзистенциализма. Он был не только большим критиком систематизированной рационалистической мысли, особенно гегельянства, но и формальных обычаев церкви. Как и всех творцов, опередивших свое время, Кьеркегора начали ценить лишь спустя десятилетия после его смерти, чтобы в полной мере признать почти столетие спустя.
У его отца, Михаэля Кьеркегора, не было беззаботного детства, с ранних лет он столкнулся с тем, что позднее было названо великим землетрясением. А именно, его отец в молодости был бедным пастухом на ферме. Ненавидя условия своей жизни, он проклял Бога. Позже он также отказался от своего сына, а когда был в двенадцатилетнем возрасте, вынужден был уехать к дяде в Копенгаген, чтобы стать его учеником в торговле. Михаэль открыл в себе исключительный коммерческий талант и вскоре начал свой собственный бизнес. Успех был настолько невероятным, что уже в сорок лет он полностью вышел на пенсию и безбедно жил за счет приобретенного имущества. Но он никогда так и не смог забыть акта проклятия, чувствуя, что он продал свою душу ради земного успеха.
;
В возрасте двадцати пяти лет Сёрен Кьеркегор узнал полностью все подробности этой истории, и ему стало вдруг понятно, почему у отца было сильное чувство вины, и откуда пришел рассказ о проклятии, в котором рано убедила его смерть матери, а также пятерых из семи братьев и сестер. Отец был убежден, что ни один из его детей не переживет лет возраста Христа (33). Убежденный, что он тоже не переживет этот год, Кьеркегор весьма серьезно посвятил себя писательству. Вот так Кьеркегор, помимо огромного богатства, унаследовал и отцовскую депрессию, сильное чувство вины, страх вследствие проклятия семьи, но также и невероятную остроту ума и способности творческого воображения.
Сёрен Кьергегор был охвачен различными страхами. Эти опасения исходили из нескольких источников. Во-первых, у него всегда было слабое здоровье, а во-вторых, он сам поверил, что семейное проклятие исполнится. Из-за этого у него было частые приступы депрессии, некоторые биографы говорят и о подозрительных кризисах сознания по типу психомоторной эпилепсии. Он был обеспокоен, что его дети также унаследуют психические заболевания, от которых пострадали некоторые члены его большой семьи. Он пожелал разорвать помолвку со своей невестой Региной, что и сделал, придумав сцену, в которой он предстанет перед всем миром негодяем, а она будет вынуждена уйти от него, сохранив свое доброе имя. Однако этот роман с Региной оказал глубокое влияние на Кьеркегора, так что мысли, возбужденные их отношениями, отражены почти во всех его произведениях.
;
Работы
В 1843 году Кьеркегор опубликовал свою первую книгу «Или/или: Фрагменты жизни» под псевдонимом Виктора Еремита. (победоносный отшельник). Важно отметить, что философскую мысль Кьеркегора можно понять только прочитав все его работы, потому что все они -
части сложной философской схемы, которую он продумал с самого начала. Он считал, что все представленное людям упрощено: газеты представляют им готовые мнения, популярная культура предлагает уже заложенные ценности, а философские школы – собственные тезисы, как непререкаемые истины. Вот почему ни одну «истину», представленную в тексте, нельзя просто выучить на память или принять «объективно». Вместо этого текст представляет собой полированную поверхность, которая сталкивает читателя с его собственным отражением. То, как читатель подойдет к тексту, понимание этого и оценка этого будут больше зависеть от читателя, а не от текста. Таким образом, с самого начала он пишет две серии работ: произведения, изданные под псевдонимами, и «Поучительные беседы», опубликованные под его настоящим именем. «Беседы» он издал в начале, желая показать, что они не являются самостоятельными, но с самого начала основаны на религиозной точке зрения. «Беседы» представляют прямую речь, но адресованную только христианам, понимающим их терминологию. Непрямая коммуникация, которая используется в произведениях, подписанных псевдонимами, служит для обмана «внешних» - типа датских приверженцев Гегеля и их последователей. Этими произведениями он пародирует «Энциклопедию» Гегеля, подрывая тем самым всю систему датских гегельянцев. Он считал, что все эти системы отрицают личность. Например, для Гегеля человек значителен, как Идея и ничтожен, как временное существо, т. е. личные, экзистенциальные страхи ему не важны. Кьеркегор говорил, что умирает не «человек вообще», являющийся частью системы, но «умираю я, и никто другой не может пережить мой опыт встречи со смертью».
;
В том же году (1843) Кьеркегор опубликовал еще два произведения: «Страх и трепет» и «Повторение», в которых он затрагивает темы веры и жертвы. В них он пытается оправдаться, заявляя, что, как и Авраам, он приносит жертву ради высшей цели (Авраам согласился принести в жертву Богу своего единственного сына; Сёрен пожертвовал своей любовью к Регине). Размышляя и развивая эту тему, он подходит к ключевому вопросу: может ли приостановить этику высший авторитет? Если Бог есть сущность всего этического, то как он может приостановить самого себя? Может, потому что этика – это гражданская добродетель, или «обычная мораль», как называет ее Гегель, которую только безусловное повеление Бога приостанавливает. Это Кьеркегор называет "теологической отменой этики". Но здесь рождается новый вопрос: как отличить голос Божий от галлюцинации? Кроме одной веры Авраам не может ничем себя оправдать - потому что он через оправдание вернулся к людям и в сферу этики. Разница между Агамемноном, принесшим в жертву свою дочь, и Авраамом в том, что Агамемнон может оправдать свой поступок обычной моралью. Жертва, какой бы болезненной она ни являлась, была необходима для успеха греческой военной кампании против Трои. Такие жертвы ради целей больших, чем личность, были понятны обществу того времени, но Жертва Авраама не такова, потому что она не могла быть оправдана преобладавшей моралью.
В 1844 году он опубликовал еще две книги: «Философские фрагменты» и «Концепция тревоги». В «Концепции тревоги» он очень проницательно переносит идею свободы воли в сферу психологии, поэтому данная работа считается первой глубоко психологический. В ней он проводит четкое разделение между тревогой - страхом перед неизведанным и самим страхом перед непосредственной объективной опасностью. Исходя из предположения, что свобода не может быть достигнута философскими средствами, потому что каждое доказательство требует логической необходимости, прямо противоположной свободе, он утверждает, что этого можно достичь только психологически, потому что психология объясняет состояние ума, которое дает свободу. Этот состояние души - тревога.
;
В 1845 году Кьеркегор опубликовал свои «Этапы жизненного пути». Это его самая обширная работа, обладающая высочайшими художественными достоинствами. В ней он добавляет к этике и эстетике третью категорию: религию, потому что своими предыдущими работами доказал, что первые две категории не дают удовлетворительных ответов. Кьеркегор выступает против гегельянства, заявляя, что невозможна гегелевская систематизация всего сущего, так как само существование неполно и постоянно развивается и изменяется. Гегель считал, что объективная теория познания возможна, Кьеркегор же признаёт только субъективное, потому что, по существу, жизненные проблемы не поддаются рациональному, объективному объяснению, и высшая истина всегда субъективна. С 1854 года Кьеркегор усилил свои атаки на Датскую церковь, начав издавать журнал, посвященный единственно этой теме . Обвинение заключалось в том, что церковь слилось со светским обществом, и что священников более заботят не вопросы веры, а личные выгода и влияние. Перегруженный большой работой, он переживает срыв и попадает в больницу. Он не хочет впускать в больничную палату брата, с которым он давно поссорился, когда последний встал на сторону его противников, и не желает причащаться: "Попы - королевские чиновники, а царские чиновники не имеют никакого отношения к христианству», — заявил он. Он умер 11 ноября 1855 г., и хотя был похоронен в семейном склепе, его брат не пожелал отмечать его могилу. Большую часть своего состояния Сёрен уже истратил перед смертью, а все оставшиеся ценные вещи он оставил Регине, которая их забрать отказалась, взяв только некоторые свои личные вещи и письма, которые она посылала ему.
После Первой мировой войны возник экзистенциализм, как общеевропейское движение, а работы Кьеркегора становятся известными для широкой публики. Кафка утверждал, что Кьеркегор на него оказал большое влияние, а Хайдеггер и Сартр, ученики Гуссерля – что чем больше они узнают произведения Кьеркегора, тем больше они отказываются от идей своего учителя. Полное подтверждение и признание Сёрен Кьеркегор приобрел только после Второй мировой войны, когда его провозгласили одним из основоположников современной культуры.
;
Эпилог
Бектович С. говорит, что есть тайна жизни Кьеркегора, которая имела решающее значение для его экзистенции и работы. Говоря о своей меланхолии, Кьеркегор отчасти раскрывает эту тайну, из чего можно понять, что речь идет о проблеме, связанной со страхом семейного проклятия, унаследованного от отца, как наследственный грех. И те, и другие страхи переходят
в критику, иронию и цинизм, особенно по отношению к обществу, церкви и религии, с постоянной неспособностью примирить автохтонную двойственность объективного и субъективного, психологического и материального, религиозного и трансцендентного. Кьеркегор также поэт, но он не настаивает на поэтичности, постоянно подвергаясь суждению этики и религии. Подозрение и критичность — его самые ценные качества, как интеллектуала и экзистенциалиста. Некоторые современные авторы видят причины этого в самом строении личности Сёрена Кьеркегора, поскольку он якобы страдал от припадков эпилепсии... Такое упрощение не отражает величия первого философа экзистенциализма и не снижает резкости слов его бунтов и критических замечаний. Скорее, наоборот.
;
Л и т е р а т у р а
1. Бектович С. Биографическое прочтение и понимание Кьеркегора. АРХЕИ Вестник философии Факультет философии Кафедра философии НОВИ САД Год II, № 3/2005.
2. Оле Эгеберг: Экспериментатор. Леснингер и Сёрен Кьеркегор авторство. Forlaget modtryk, Орхус, 1993 г. (немецкий перевод)
3. Garff Joakim: Den S;vnl;se: Kierkegaard l;st ;stetisk/biografisk. С. A. Reitzels Forlag, Копенгаген, 1995 г. (перевод на немецкий язык)
4. Дженсен Бонде Йорген: Jeg er kun en Digter. Сёрен Кьеркегор писатель. Бабетта, Копенгаген, 1996 г. (немецкий перевод)
5. Нордентофт Крестен: психология Кьеркегора. GAD, Копенгаген, 1972 г. 9. Тойнер, Гарф и Дес: эстетика Кьеркегора. Гильдендаль, Копенгаген, (немецкий перевод)
Об авторах:
1. Доктор Никола Н. Иланкович, доктор медицинских наук, врач-невролог, профессор медицинского факультета г. Белград,
2. Д-р Душан Петрович, доктор медицинских наук, врач-невролог, профессор медицинского факультета г. Крагуевац, заведующий отделением психиатрической клиники в КЦ Крагуевац,
3. Д-р Андрей Н. Иланкович, доктор медицинских наук, психиатр, психиатрическая клиника КЦ Сербии,
Перевод с сербского Н. Ерёмина
Свидетельство о публикации №222112900624