Прикладная математика

– Стулья у вас неудобные – просто жуть! У меня уже спина болит и задница вся в гармошку. – Женька положил карандаш, поднял руки и потянулся, ёрзая спиной из стороны в сторону. – Говорил же, пойдём ко мне.

Вот уже третий час они с Витькой продирались через Женькин задачник. Женька не жалел, что рассказал другу про этот сборник задач повышенной трудности. Теперь они вместе готовились ко вступительным на прикладную математику, шло соревнование. Женьке и интересно и лестно было решить раньше Витьки, а потом всё ему объяснять. Витька был прикольный пацан, заводной, но по математике соображал хуже.

– Я тоже устал – кабздец! – отозвался Витька. – А хочешь задачку на сообразительность? Для отдыха.

– А эти что – не на сообразительность? – хлопнул Женька по раскрытому задачнику.

– Не-е, это не то! Тут формулы, уравнения… А эта без формул, чисто на сообразительность.

– Ну давай.

– Смотри: есть две бочки одинаковые, в одной мёд, а в другой дёготь.  Берут ложку дёгтя, кладут в мёд и перемешивают. Потом берут из этой бочки снова ложку и выливают обратно в бочку с дёгтем. Чего больше – мёда в дёгте или дёгтя в мёде?

– Так-то кажется, одинаково, но я не уверен. Тут, наверное, подвох какой-то. Подожди, я сейчас пропорцию распишу.

– Не надо ничего писать – так рассуждай.

– Не, я так не умею. Мне надо на бумаге видеть.

– Ладно, я тебе на бумаге нарисую. Вот смотри: это ложка. – Витька нарисовал лодочку. – В ней мёд и дёготь. – Он отделил носик лодочки и зачернил. – Это в ложке дёготь, а остальное, – он показал на незакрашенную часть, – мёд. Теперь понял?

– Не понял, дуй дальше.

– Тоже мне, отличник! Что непонятно? Мёда была ложка? Ложка. Полная? Полная. А обратно пошла не полная. В смысле, дёгтя. Сколько в этой ложке дёгтя, на столько в бочке с дёгтем мёда от той ложки меньше осталось. Врубился?

– Кажись, врубился… Дай ещё подумать… Ну да. Но я лучше проверю по формуле… Погоди… Ага, всё верно, одинаково.

– Вот ты, Женька, отличник, и у тебя полная голова формул. На экзамене тебе это пригодится – факт. Но в жизни надо без всяких формул соображать. Хочешь, я тебе докажу, что обычный человек безо всякой математики решит эту задачку на раз-два?

– Какой человек?

– Да хоть мать моя. Пошли на кухню!

– Пошли! – Женьку уже давно тянуло на кухню его голодное брюхо, которое, как известно, к учению глухо. А из кухни, как на зло, вкусно пахло едой.

На кухне Витькина мать гипнотизировала стоящую на плите объёмистую кастрюлю, из которой и шёл тот дразнящий запах.

– Здравствуйте, тёть-Маш!

– А! Женьчик! Что сразу не заглянул? Проголодались, математики? Через десять минут суп будет, – обнадёжила тётя Маша, сняла крышку и стала пробовать, через раз дуя на ложку.

– Мам, реши задачу, – влез Витька.

– Какую ещё задачу?

– На сообразительность.

– Зачем?

– Как – зачем? – не понял Витька.

– Ну так. Зачем мне решать вашу задачу? Вы учитесь, вы и решайте, а я своё отучилась.

– Ну это такая задачка – на сообразительность. Тебе разве не интересно?

– Мне интересно – надо ещё соли всыпать, или так хорошо. Горячо, понять не могу. Попробуй ты, – и Тетя Маша сунула Витьке ложку.

Витька повертел ложку и с важным видом скомандовал:

– Не сыпь. Соль – это белая смерть! – И зачастил без перехода.

– Смотри, мам. Вот, допустим, у тебя есть… кастрюля,– он показал на суп, – кастрюля с мёдом. И такая же кастрюля с дёгтем, – Виьтка показал ложкой на пустую конфорку. Тётя Маша проследила за ложкой, потом перевела взгляд на Витьку и пожала плечами.

Витька продолжил:

– Берём из первой ложку, – он зачерпнул воздух над кастрюлей, – и выливаем в дёготь, – он медленно перевернул ложку над пустой конфоркой, – перемешиваем, перемешиваем…

Тётя Маша недоуменно смотрела, как Витька месит воздух.

– Потом берём ложку этой смеси и выливаем обратно в мёд. – Витька хотел опрокинуть пустую ложку над супом, но тётя Маша схватила его за руку и отняла ложку. – Внимание, вопрос! – не смутился Витька. – Чего больше – мёда в дёгте или дёгтя в мёде? – возгласил он торжественно и уставился на мать.

Про Женьку они, как будто, забыли, и он на всякий случай вышел и спрятался за косяк у входа в кухню. Витька всё-таки был очень заводной. Чёрт знает, что он может выкинуть!

– Дёгтя, – не раздумывая, выпалила тётя Маша, – дёгтя больше.

– Нет, мам, ты подумай, – Витька, похоже, смутился под насмешливым взглядом Женьки из-за косяка.

– Что тут думать! Ясно, что дёгтя больше, – сказала мать, уверенно загораживая от сына кастрюлю, хотя ложки у него уже не было. – И думать нечего!

– Ну мам! Ну неправильно же! Должно быть поровну. Дай ложку, я тебе покажу.

– Не дам!

– Ладно, я так. Вот у тебя вторая ложка. В ней с краю немного дёгтя, а остальное – мёд.

– Как это – с краю? Ты же его сам перемешал, – тётя Маша покрутила ложкой в воздухе и вопросительно посмотрела на Витьку. – Там уже не поймёшь, где что.

– М-м-м, – скривился Витька, – м-м-м! – Ну представь, что они разделились – мёд отдельно, дёготь отдельно. Просто представь.

– Как это можно представить, чего не может быть.  Всё теперь! Перемешал, так перемешал, обратно не отмешаешь. Дуришь мне тут голову!

– Мам! Ну подумай! Ну вот сколько дёгтя обратно вернулось, на столько же и мёда во второй бочке… то есть, кастрюле меньше. Ложка ведь та же самая.

– Ложка, – тётя Маша с улыбкой посмотрела на свою ложку, – та же самая, а дёгтя больше! – И она для убедительности ткнула ложкой в воздух, как бы ставя жирную точку в этом бессмысленном споре.

Витька аж подпрыгнул. Он покраснел и стал, мыча как бык, рубить воздух кулаками. Женька уже хотел схватить его поперёк тулова и утащить в комнату, чтобы он с такого бешеного завода всю кухню не разгромил.

– Ну объясни, объясни – почему дёгтя больше? –  кричал Витька, топая ногами, – Обоснуй! Докажи!

– Во-первых, не кричи на мать, – окоротила Витьку тётя Маша, – а во-вторых, и так понятно. Дёгтю-то вашему что сделается. – Она посмотрела на пустую конфорку и опять пожала плечами. – Как был дёготь, так и есть – чёрный и вонючий. А меду, – она показала на суп, – вы целую кастрюлю испортили. Надо же! Целую кастрюлю!

– Да не портили мы ничего! Это задача такая. Просто задача, понимаешь?

– Конечно, понимаю. Кто же вам разрешит мёд портить! – И Тётя Маша любовно посмотрела на кастрюлю.

– А суп-то сварился давно! Бегите руки мыть, математики!


Рецензии
Саша, рассказ замечательный и живой. С удовольствием и дискуссию прочитал.
Задача всех захватила и мне захотелось свои пять копеек внести.

По-моему, доля дегтя в меде больше. Потому, что ложка дегтя была полная дегтя, а из медовой бочки ложка пошла с добавкой дегтя.
Хотя, разница очень маленькая, важная только для математиков.
С улыбкой, Валерий.

Валерий Диковский   20.09.2023 21:46     Заявить о нарушении
Ужасно рад, Валерий, что рассказ Вам глянулся. Мой друг, Лёша Фофанов по поводу другого, правда, моего рассказа - "Капустный роман" - говорил: главное, чтобы герои были живые, а не мертвые. И тут не поспоришь. Спасибо за оценку.

А теперь ложка дёгтя: с задачей Вы не справились :)) Да и бог с ней, с задачей этой. Только споры и раздоры от неё. Алисов вообще со мной разругался и расплевался (именно так: он со мной, а не я с ним), доказывая мне, что я идиот. С чем я был по понятным причинам категорически не согласен.

Александр Тарновский 2   21.09.2023 06:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.