О философском ведении дискуссии

В философских дискуссиях на площадках Я"Кью спорящие стороны редко придерживаются нужного формата, вследствие чего дискуссии часто носят бытовой, т.е. применяемый для спора в обыденных житейских вопросах, характер: а) приоритет эмоциональности над рациональностью, б) стремление к "игре на публику" , в) количество аргументов как аргумент качества, г) "переход на личности" и т.д. С позиции Основного метода философии здесь мы видим преобладание субъективности (над объективностью) - субъективистский, эмоциональный подход.
С другой стороны, нередки случаи другой - противоположной крайности: а) попытки поймать оппонента на неточностях в формулировках, мелких противоречиях, б) апеллирование к незнанию каких-либо философских "законов" или чьих-либо знаменитых "трудов", в) отсутствию у оппонента философского образования или учёной степени, г) наклеивание "ярлыков" как негативных характеристик позиции оппонента в целом и т.п. С позиции Основного метода философии здесь мы видим преобладание объективности (над субъективностью) - объективистский, формалистический подход.
Первый, эмоциональный, подход имеет право быть (функционален) в области искусства, где главным параметром всегда является умение "произвести впечатление" на зрителя - а в отсутствии такового любые доказательства ценности произведения не имеют силы.
Второй, формалистический, имеет право быть (функционален) в науках, где точность и объём переработанной информации являются гарантией качества и безопасности конечного результата.
Вместе с тем, искусство неполноценно, слепо без мысли, а наука безжизненна без души,  и их обоюдная взаимодополняемость и является их полноценным существованием - как дополняемость главного второстепенным, но не менее важным.
В философии же одинаково главны и важны обе стороны сознания, которые благодаря этому единству и равенству приобретают своё истинное определение и значение - как субъективное и объективное.
Что означает применение Основного метода философии к практике ведения философских споров и дискуссий? Что оппонентам необходимо, чтобы оставаться в рамках философского дискурса, соблюдать диалектику объективного и субъективного: дискутируя в эмоциональном и афористическом формате (то есть, в субъективном поле) подчинять спор рациональным целям и аргументам и наоборот, в любых теоретических построениях воплощать свою живую человеческую личность.

Настоящий философский спор не предполагает ни горячечных атак, ни глухой обороны - а вдумчивую и красивую шахматную партию, в которой стороны, хотя и остаются без проигрыша, но создают при этом нечто, отличное от них, интересное и ценное.


Рецензии