Типы существ. Бестии

*Убедительная просьба не читать вендорские тексты в этом кошмарном формате - здесь они просто для знакомства, а читать их неизмеримо лучше уже в заботливом пдф, который ждет всех по внешней ссылке на ВК и, разумеется, абсолютно бесплатно, как всегда было, есть и, очень надеюсь, будет с любыми вендорскими текстами*

Потрепанные ксероксы Вендора
Название отсылает не столько к плодовитости бестий (с этим, как мы скоро расскажем, у некоторых были, к счастью, изрядные проблемы), сколько к сложностям определения: так уж повелось, что именно бестиями часто называют любых малопонятных существ, включая тех, кто у нас определен к гуманоидам, демонам или даже зверям. В этом смысле понятие «бестия» и правда напоминает ксероксы, джипы и памперсы нашей страны.
Другой вопрос, что грань зачастую очень тонка: некоторые бестии стали демонами, а другие чуть ли не из них проклюнулись, хоть это технически и невозможно , не меньше путаницы и с теми, кого мы относим к гуманоидам. Поэтому давайте сразу определимся: в данной статье и бестиарии в целом мы относим к бестиям нестандартные виды существ (гибриды, ответвления, химеры), способных биологически размножаться и не имеющих человеческих признаков либо вообще, либо хотя бы в половинной мере. К большинству также применимы такие обозначения, как монстр, чудовище или чудище, и они чаще используются, когда хочется подчеркнуть жутковатую природу конкретных существ или сохранить слово «бестия» для более широких определений.

Инкубаторы кошмаров
Первый вопрос, возникающий у соприкоснувшихся с большинством бестий: что ты такое? «На кой черт? А главное, зачем?!.». И велико искушение списать всё на слепую природу. Однако вынуждены признать: хоть природа и вовлеклась в этот конструктор по мере его развития, подавляющее большинство изначальных бестий создавалось вполне осознанно.
И важный момент: если именно помощников себе старались создавать гуманоидами (просто крупных размеров), то бестий, как правило, затачивали под ровно противоположную роль – помех. В первую очередь, помех для титанов – Титаномахию можно считать главным катализатором создания бестий. Подробнее о том периоде – в статье о драконах: безусловных бестиях, вынесенных отдельно просто из жанрового уважения к данному виду.
Здесь же добавим, что монстров творили и плодили не только со зловредными целями. Гуманоиды – это здорово, но не для всех вспомогательных функций данная форма оптимальна. Где-то лучше годились летуны, где-то требовались выдающиеся способности регенерации, много конечностей (или даже голов), земноводность и так далее. Не будем игнорировать и столь важный фактор, как исследовательская любознательность: немало новых видов появлялось в результате сугубо научных экспериментов, и хоть подавляющее их большинство оставалось тупиковыми ветвями – несколько десятков видов бестий были выпущены в природу. Почти все они погибли во время Большого Сдвига, однако, словно по закону компенсации, именно тогда же немало монстров, для вольного существования не предназначенных, обрели внезапную свободу благодаря снесшему ограды катаклизму. С тех пор боги стараются подходить к вопросам изоляции опасных тварей куда более вдумчиво. Настолько, что о главном рассаднике жутких тварей – научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) в Осириане – никто толком и не узнает, несмотря на почти автономное его существование на протяжении веков.
Основных инструментов появления бестий можно назвать три: Уран, нимфы и частные эксперименты. Причем все три нередко пересекались, чаще всего в урезанной формуле: Уран помогал воплотить необычные пожелания в штучном виде, а нимфы выводили в тираж, но на любом этапе сюда могли подключиться и частные эксперименты.
Уран в этой модели играл роль порядка (несмотря на зачастую хаотичные проекты богов), ведь был инструментом реализации какого-никакого, а все-таки замысла. Долю хаоса же вносили нимфы. Эти универсальные роженицы были своеобразными фабриками скрещивания. Ведь что нужно для выхода вида в тираж? Какое-то количество представителей этого вида. Уран не раз и не два работал в режиме серийного производства (когда задумка признавалась удачной, как, например, с драконами), однако намного чаще выдавал штучные образцы, которые могли быть лишь тупиковыми ветками… Но это в мире без нимф, а с оными получалось немного иначе: бестия вступала в связь с нимфой, и даже если не оставляла годного собственного потомства – сохраняла внутри нимфы рецессивные генные наборы, которые могли включиться через год или век, когда в нимфу снова попадало семя с созвучными комбинациями.
Технически, судя по всему, нимфы должны были играть роль буфера-отстойника генов: неудачные или слишком редкие (а это очень могло совпадать в силу естественного отбора) постепенно затирались, а вот у удачных появлялся механизм естественной циркуляции и комбинирования. Родили нимфы пару крокозябриков, и если те не впишутся в экосистему, никто о них толком и не вспомнит (включая нимф, великодушно наделенных слабоватой памятью). А вот если впишутся, выживут и сумеют снова привлечь нимф к контакту – шансы достичь нужного для автономного воспроизводства тиража повышаются: появятся похожие самки, и вид начнет стабилизироваться, приходя к усредненному знаменателю. Этих стартовых серий почти никогда не хватало для полной независимости, вот и вступал в силу механизм второго, так сказать, перегона. От вида снова отсекались природой «хвосты» и «головы», самые удачные потомки опять находили нимф и обновляли-обтесывали свой генный набор за счет богатой коллекции рецессивных генов внутри нимфы. Успели обрести что-то новое в процессе микроэволюции – теперь это можно было закрепить за счет созвучных обретенному генов из сокровищницы нимф. Хватанули лишнее – оно отсеется на этапе, когда за счет нимф будет увеличиваться число представителей вида… Судя по общему бестиарию Вендора – задумка в целом сработала, и откровенными чудовищами выглядят обычно только по разным причинам мутировавшие виды или потомки «детей Урана», закрепивших ряд признаков благодаря крупной серии еще на этапе создания их Ураном.
Говоря проще, винить нимф в существовании монстров – явный перебор, а вот похвалить их за очень достойный баланс экосистемы Вендора – вполне себе можно. Но ответственность в любом случае не на них и не на Уране – лишь инструментах реализации замыслов богов и в меньшей степени титанов.

Свободное плавание
Если присмотреться, то выясняется, что в количественно-видовом значении бестии Вендора на редкость скромны. К моменту повествования более-менее массовыми (200+ особей) можно назвать не больше трех десятков видов бестий. Для понимания урона вендорской Красной книге: к Большому Сдвигу видовое разнообразие существ, относимых к бестиям, насчитывало под тысячу – боги в своих экспериментах удержу не знали, вероятно, надеясь на переходы количества в качество и отсев всего лишнего. В общем-то, с отсевом все получилось, но едва ли боги планировали именно тот сценарий, сквозь который им пришлось пройти.
По-хорошему, времена перед Большим Сдвигом можно назвать пиком монстрячьего счастья. Ненужных после Титаномахии, их отпустили в свободное плавание плодиться и размножаться, тысячи нимф были к их услугам, миллионы гектаров земли – тоже, море живности, наплодившейся за тысячелетия бесконтрольного размножения… Всего-то нужно было не трогать людей!.. Но, как и сами люди не сумели устоять перед одним-единственным божьим запретом, так же и бестии вкусили запретный плод. А что хуже всего, он им понравился…
Поскольку совпал кулинарный бум на человечинку с еще более явным бумом на игру в демиургов, боги и бестии быстро рассорились. Начались стычки, зачистки, облавы, а затем всё переросло в масштабное противостояние и несколько войн. Монстров к тому времени на вольных хлебах развелось столько, что боги взялись применять самые мощные свои ресурсы, включая Уран, и так перестарались, что отправили в свободное плавание не только бестий, но людей, самих себя и вообще весь Вендор. Просто в плавание – в самом прямом смысле слова: сдвиг земной коры привел к катастрофическим волнам, смывшим процентов 80 всей биосферы. Боги и титаны в те кошмарные часы и дни очень старались сохранить именно видовое разнообразие, лично, нередко ценой жизни, спасли от вымирания более половины видов. Но это касалось просто животных – бестиям в подобной привилегии было отказано: кто выжил – тот выжил. Остальные – прощайте.
Стоит заметить, выжило не так уж и мало конкретных особей. Но теперь, лишенные своей главной силы – массовости и какой-никакой общности – они ставились перед строгим выбором: дальнейшая маргинализация с огромным риском стать жертвой неустанных зачисток от богов и героев, либо попытка встроиться в новый мир в роли нейтрального санитара природы или даже какого-никакого помощника. Судя по упомянутому числу видов к МП, выбор обычно делали неверный, пусть активная зачистка и продлилась почти до средневековья.
Даже пробежавшись по списку сохранившихся бестий, можно сделать простой вывод: остались существовать только в меру послушные или хотя бы адекватные виды. Всякие гидры или грифоны, способные охранять объекты богов, полезные пегасы и единороги, ну, и россыпь жутковатых эмпус или эвриномов – чтобы не терять столь удобный в управлении людьми инструмент, как страх.

Перепевки Карузо с Ураном
Финальным всплеском активности бестий можно считать две региональные войны начала эры богов. И уже война на Аджи, известная как схватка дэва с асурами, стала передачей эстафеты от бестий к демонам. Последние набирали силу, могли возрождаться, а самое главное – прятаться в астрале, что в условиях какой-никакой гегемонии богов являлось критически важным фактором. Демонит тогда только появлялся, и демонами по большей части называли еще даже не духов, слепивших плоть, а всех тех существ первых волн, что обладали возможностью обрести астральную суть. Но преимущества демонов любой природы были налицо, а потому во все дальнейшие эпохи любители получать сильных помощников делали акцент уже именно на них, бестиями занимаясь только левой рукой.
Собственно, вторая из упомянутых войн – четко подтвердила этот крен. Когда клан Д`Ану заявился на Гелэрис и схлестнулся с остатками фоморов (так называли себя самые организованные бестии времен Большого Сдвига) – выжили по итогу почти исключительно те из них, что обладали демоническими способностями. Ну и зачем Легиону, богам или другим центрам силы было растрачивать себя на генетически непредсказуемых, часто абсолютно диких и злобных тварей, если единственное их преимущество – автономное размножение? Так и получилось, что в эру богов попытки перепеть древние эксперименты по созданию могучих монструозных пособников – обрели очень локальный характер. И работали с бестиями, как правило, или фанаты именно живой, а не демонической природы, или в ситуациях, когда цели и местность позволяли использовать эту самую автономность размножения. Грубо говоря, если был вариант отправить бестий в теневую зону чужой территории, чтобы те независимо и тихо наплодились, а затем взялись приносить проблемы.
Как бы то ни было, века с четвертого вендорцы обычно имели дело уже или с вырожденцами (последними представителями уходящего вида), или с кем-то из все более ограниченного круга видов. Как и всегда, отношение нередко зависело от конкретной особи, но излишней бережливости в людях замечено не было: за редкими исключениями с присутствием в окрестностях бестии мирились только тогда, когда сил извести ее без критических потерь в округе не находилось. В таких случаях учились уживаться, а если монстр оказывался невменяем – объявляли большую охоту, зазывая героев, на подобные мероприятия откликавшихся довольно охотно. И, в целом, народ можно понять: из-за широкой амплитуды генного разнообразия многих видов (особенно василисков) – у адекватного чудища могли появиться категорически злобные отпрыски, и кому понравится сидеть на такой пороховой бочке, завися от генетической лотереи в чуждом твоей природе организме?
Поэтому знакомой по миру ведьмаков вакханалии монстров в Вендоре МП и близко нет. Выращивают бестий либо отшельники (иногда, правда, таким отшельником может быть целое государство), либо отдельные боги, но в первом случае рассадники находятся далековато от хоженых троп, а во втором – никаких рассадников и нет: лишь точечное выращивание под конкретные адресные задачи обычно охранного или транспортного характера. Для странствующего богатыря или героя найти себе монструозного супостата для буйной сечи – очень даже можно, а вот обыватели могли и жизнь прожить, ни разу ничего подобного не увидев.

На манеже всё те же
Теперь кратко пробежимся по основным видам бестий, зацепив описанием примерно две трети, а остальных доверив вашему исследовательскому взгляду. Разделять на группы не будем. Иногда бестий делят на драконидов, гибридов и прочих, но мы в этом смысла не видим, так что дадим вразброс.

Гидры
С довольно подробного описания гидр чуть ли не стартует один из романов, поэтому здесь эти многоголовые регенерирующиеся махины обойдутся парой абзацев.
Гидры были осознанно выведены богами как почти идеальные стражи сакральных объектов (поначалу чаще всего прудов обновления, коими пользовались полубоги и фавориты из числа людей). Обилие голов позволяло им не дать стащить что-нибудь обманом (один отвлекает, другой тащит), колоссальная регенерация – давала возможность заниматься саможорством в случае длительного отсутствия сторонней пищи. И не менее важно, что крайне плохая мобильность защищала будущее уже от самих гидр: даже одичавшие и сдуревшие, они редко могли бы совсем уж набедокурить, ведь существами были стационарными и слова «погоня» не сгенерировали в свой язык ни одной из голов.
Сбой с гидрами произошел как раз в вопросе потомства. Боги, вообще-то, рассчитывали на первое и единственное поколение этих тварей, и их выросшая из все той же регенеративности способность воспроизводства стала для создателей откровением. Присмотревшись и поняв, что отпрыски альфа-гидр уже значительно слабее родителей и куда хуже восстанавливаются, боги позволили им вплестись в биосферу, кое-где используя и как менее солидных, но тоже вполне себе стражей.

Единороги
Вопреки многим мифам, единороги – отнюдь не эльфийский продукт, а всего лишь удачное заимствование из Ахеи, где эти независимые скакуны появились на свет из лон нимф, смешав в себе гены сразу нескольких животных и пары мистических бестий из уже стертых временем видов. Единороги были статнее всех коней своего времени, так что использовались как первый классический верховой транспорт теми счастливчиками, которых соглашались терпеть, и это редко были люди.
Антимагическую ауру, коей обладают волосы единорогов, приписывают родству с одним из вымерших видов мистических бестий. Как выглядели эти существа – неизвестно, однако им титаны вверили немаловажную миссию: разводить планы в местах их нахлестов, коих на заре веков было с избытком. У единорогов данная функция уже почти что декоративная, но для конкретных магов этого хватает: колдовать верхом на единороге совсем тяжко, плюс какую-никакую защиту он дает и от чужой магии. Правда, с нюансом: сильно падает мощь заклинаний, акцентированных в непосредственной близости от единорога, а вот если просто запустить в него огненный шарик, сгенерированный в руке мага метрах в тридцати от волшебной лошадки – эффект непосредственно от огня как стихии уменьшится слабо .
Поскольку вместе с генами забытого предка единорогам передалась и часть встроенного в него зова Слияний (тех самых мест нахлеста), Ахею, подобными точками небогатую, единороги вскоре начали покидать. И особенно их привлекла Мефалья – не столько даже насыщенная уранитовой пылью (одним из главных катализаторов Слияний), сколько пропитанная непосредственно тонкими энергиями мистического Леса, наполненного духами предков. Сдружившись с местными эльфами, единороги стали уверенной частью их экосистемы. Ловкие, быстрые, способные регенерироваться за счет поглощенной астральной энергии, единороги не терпят седел и стремян, так что каким-нибудь рыцарям точно не подойдут. А вот для легкой лесной конницы маневра – это идеальный вариант. С бонусом в виде чуть ли не наилучшего средства подавления магов, до которых им всего лишь нужно доскакать.
Любопытно, что рог, коему в легендах приписываются свойства, подобные рогам дракона или дьяволов, у вендорских единорогов – всего лишь простой костяной нарост. Правда, довольно крепкий и длинный, но от мистики напрочь далекий.

Пегасы
А это – очень опциональный транспорт, и, будем откровенны, далекий от идеала и как наземный, и как летун, оставаясь слишком конем в полете и слишком летуном, скача по земле. Не исключено, что именно поэтому тираж пегасов остался очень скромным, несмотря на вполне благосклонное отношение нимф, изначально пегасов и породивших, вопреки попыткам Афины приписать это крови Медузы, из которой якобы и вылетел первый пегас.
Зато у них есть и приличный бонус: это разумные кони, способные на телепатические беседы весьма и весьма высокого уровня. Есть даже мнение, будто пегасами становятся некоторые боги и мудрецы, пожелавшие перед уходом в Вечный Мир наполниться полетным умиротворением. Спорить не будем и даже отметим, что такая версия делает миф Афины чуточку реальнее: вылетевший пегас, например, мог быть мгновенным послесмертным воплощением убитой Медузы. Ну, или, ближе к уже другому мифу, из генов убитой Медузы Посейдон (или какой-то другой бог) зачем-то вывел крылатого коня. В память о монстре, что ли? Тогда почему настолько более милого? И почему с лебедиными крыльями?

Грифоны
Одни из первых бестий Вендора были созданы по простому принципу скрещивания двух царей фауны: царя птиц и царя зверей. Есть, правда, довольно прочные основания полагать, что в те времена были звери-птицы и помощнее, но в том, возможно, и прозорливость богов, верно оценивших, что сила особей не равна силе вида. В итоге те же роки, способные заклевать дюжину орлов, встречаются порой и в Вендоре времен повествования, но царями все равно считаются орлы. Лев, к слову, мог быть выбран в большей мере из-за своего телосложения: он ведь неприлично легок для своей силы, и для какого-никакого летуна именно такая звериная конституция была признана оптимальной.
Делали грифонов примерно с той же целью, что и гидр – для охраны, однако уже с куда более универсальной заточкой. Отсюда, собственно, и гибридность. В первые же десятилетия активности титаны и боги столкнулись с необходимостью оградить целые сотни важных мест от живности и особенно от дикарей. Можно было заморочиться и под каждую местность создавать своих идеальных стражей, но забот хватало, поэтому на стражах сэкономили: сделали универсальных и неожиданно попали в точку – грифоны реально здорово справлялись как с горными объектами, так и с лесными, и даже с пещерными.
Звери боялись львиной мощи, гады и птицы – орлиной зоркости. Грифон был не стационарным охранником, а территориальным. Парочки таких тварей хватало, чтобы пометить всю округу и оградить от вторжений впечатляющий сектор. Уже после первых восторгов титаны внесли в Уран обновления, позволив грифонам обзаводиться потомством, пускай и с достаточно редкой вероятностью зачатия.
Грифоны – отличные стражи и, безусловно, одна из самых удачных бестий. Но это для управляемого мира. А когда после ряда катаклизмов, ухода богов и их противостояний система поддержания грифоновой вахты во многом сошла на нет – начались уже и проблемы. Предоставленные сами себе, но прочно вписанные в изначальную задачу, грифоны стали находить себе уже собственные объекты для фанатичной охраны. И ладно, когда этим объектом становилось собственное яйцо или какой-нибудь клад. Но ведь у некоторых грифонов случался сбой и «охранять» они начинали какой-нибудь пень посреди деревни или, например, корчму у дороги.
От стражей со сбитой программой пришлось избавляться силами героев и охотников, но как вид грифоны не обиделись, в стаи не сбились и мстить не начали. Это по-прежнему одиночки или семейники, чаще всего обитающие в далековатых от людей местах и продолжающие что-нибудь охранять.

Драконы
О драконах – отдельная статья, и здесь мы не будем даже спойлить главную тайну их происхождения, поэтому соврем: этих могучих крылатых ящеров создавали как хранителей порядка, цивилизации и людей.

Виверны и вилохвосты
Если вы прямо сейчас уходили читать статью о драконах, то уже в курсе, что делали их наспех, и с генами там тот еще калейдоскоп. Из-за этого от драконов было пущено несколько корявых ветвей: тупиковыми не ставших, но имеющих полное право считаться рахитичными и вырожденческими.
Достоверно, кстати, неизвестно, с помощью других бестий и животных некоторые драконы выродились в виверн и прочих вилохвостов, или же не обошлось без нимф, не устоявших перед драконьей харизмой. И, хоть нам крайне неприятно об этом думать и уж тем более представлять, версия с живородящими нимфами определенно лидирует, ведь спаривались эти универсальные фабрики видов с такими хреночучелами, что драконы на их фоне выглядели Дауни-младшим.
Некоторые, впрочем, возводят виверн к змеям или гарпиям, и хоть разбег нормальный такой получился, принцип один: виверны, в отличие от драконов, лишены передних лап, как и гарпии, плюс издают два вида звуков – премерзко визжат и истошно шипят. Фантазировать на тему секса нимфы с удавом и гарпией, а затем и драконом – пожалуйста, не к нам, но подобное в Вендоре вполне могло быть, и такой коктейль генов как раз приводит примерно к виверне.
Кого еще затащили в кусты эти лесные красавицы, дабы получился вилохвост – домашнее задание для читателей. Исходные этой задачки таковы: отличия вилохвоста от виверны минимальны, это тоже сильно уменьшенная вариация дракона, неспособная исторгать огонь (зато порой весьма ядовитая), быстро устающая в полете, не имеющая передних лап, мерзко звучащая, если надо – падальщица, но имеющая дополнительное боевое орудие в виде острого трезубца на конце хвоста. Во избежание ложного следа уточняем: чуба у нее нет.

Василиски
Это очень обобщенное название для драконида-гибрида с весьма и весьма широкими вариациями. Кто-то из богов признавался, что именно этот вид создавался на пике творческой наглости, а потому был наделен изобилием рецессивных генов, высокой адаптивностью и большой амплитудой созвучности хромосом. Проще говоря, даже очень разные василиски могут успешно спариться и породить совершенно новый узор генов в новой телесной оболочке.
С учетом вполне высокой фертильности, василиски могли стать доминирующим неразумным видом, и слава богу (неизвестно какому), внесшему при их создании защитный протокол в виде внутренней нетерпимости. Благодаря этому кое-где василиски с трудом, но уживаются небольшими прайдами, однако чаще всего их встречи, вне зависимости от половой принадлежности, завершаются не спариванием, а битвой насмерть. Не исключено, что подобное и было очень даже осознанной задумкой создателей, если верить в гипотезу, будто василисков создавали как будущих царей природы и ее регуляторов. Дескать, боги опасались, что какой-то один вид в должной мере социализируется и станет претендовать на господство, вот и создали василисков – вид, который сможет автономно существовать почти в любых условиях, обладать достаточной мощью (и аппетитом), чтобы подавлять чьи-то попытки чрезмерно возвыситься, но не иметь ни шанса социализироваться, чтобы возвыситься самому.
Занятно, что эту гипотезу впервые предложили филологи, пытаясь угадать происхождение слова василиск\базилевс, идущее в самую древность. Слово это имело значение «повелитель», но с оттенком некоей неформальности, который, впрочем, в будущем сотрется. Тогда и предположили, что наличие такого вот неформального силача, не дающего появиться формальному, и стало идеей, лежащей у создания богами василисков.
Едва ли в отсутствии доминирующих зверей заслуга именно василисков, но свою роль они наверняка сыграли, и в вендорской культуре закрепились как совершенно непредсказуемые, очень разнообразные, вредные и опасные птицеящеры. Амплитуда и правда большая. Одни плюются ядом, другие вводят в оцепенение взглядом, третьи пугают криком, четвертые бьют хвостом, пятые рвут пастью, шестые – клювом. У одних – крылья, позволяющие летать (и подольше виверны), у других – гребень на всю спину, а от птиц – только пару перьев, зато четыре лапы классической ящерицы. Одни позволяют на себе кататься, а другие (чаще всего летуны) – парализуют жертву и с неспешным дзеном момента поедают ее живьем, вводя противошоковые вещества со слюной.
Если подумать, то василисков, пожалуй, можно назвать одним из самых популярных факторов опасного хаоса в жизни обывателей. Всякие волки – часть жизни, драконы – часть сказки, демоны пока предпочитают тишину, другие бестии обитают вдали от селений или просто уж очень локальны, а вот хаотичные василиски, если подумать, хоть раз подбегали или подлетали едва ли не к каждой деревне Вендора старше ста лет. И это почти всегда становилось событием, как минимум, из-за звукового сопровождения, способного напугать очень многих.

Стимфалийские птицы
Хороший пример, показывающий, как непросто создавать бестий, если ты не шибко большого ума. Бог Арес, заигравшись в войнушки, как-то возжелал себе свиту небесных помощниц, способных засыпать чем-то стрелоподобным целый участок поля боя. Урана в распоряжении уже не было, но были Гефест и большое желание. Арес очень долго возился со своими птичками, это все сильнее напоминало кашу из топора, ведь сам он не умел толком ничего и приходилось привлекать новых и новых «подручных»…
По итогу получились на редкость бестолковые бестии. Для удержания в воздухе птиц с тяжелыми перьями, перенасыщенными веществом, визуально напоминающим медь, одних полостных структур оказалось мало, пришлось добавлять пузыри для легкого газа и органы, его вырабатывающие. Птицы вышли громоздкими и неуклюжими, а еще – категорически тупыми. Арес поиграл ими немного, ощутил себя чуточку Зевсом и даже чуть круче (ведь Зевс метал одну молнию, а перьев у стаи птиц – один, два, три, четыре, э-э-э… ), а потом забросил. Стимфалки покуролесили то там, то сям, пока не надоели богам, и те не попросили Геракла сократить их поголовье примерно до нуля. Парочку медноперых дятлов все-таки сохранили на память, чтобы Ареса троллить, и трое их потомков доживут аж до МП, пускай не особо включительно.
Какое-то время назад из Александрии была запущена теория, будто стимфалийские птицы – технологические объекты. Ну а что? «Медные перья» – точняк НЛО!.. И хоть немало мифических птиц Вендора восходит именно к летательным аппаратам, конкретно стимфалки оказались унылым исключением.

Роки
Судьба этой птицы к МП сильно напоминает состояние одноименного жанра музыки в наше время: о ней еще часто можно услышать, но многие уже по делу признают, что рок фактически вымер.
Происхождение роков неизвестно, однако есть основания полагать, что птица была выведена относительно поздно – уже в эру богов, когда виман почти не осталось, и дэва понадобилась хотя бы аминокислотная авиация. Взяв гены Гаруды, они сваяли роков – ничем уникальным не примечательных, кроме размеров. В завершавшейся войне эта вундерваффе особо не пригодилась, но не истреблять же несостоявшихся помощников – рокам дали свободу и даже на первых порах поддержали.
Однако, априори не вписанные в экосистему, эти огромные птицы банально вымирали от голода во всех сценариях, кроме двух: одинокого обитания в девственной, переполненной живностью локации, или на банальном подкорме. Первая ситуация сложилась в долине Хараппи, на берегах Патагонии, на юге Самсунга и в Кровавых горах Номадера, вторая – какое-то время поддерживалась в Мумбае и Джайпуре, а затем переместилась в Библ, где рок стал одним из символов. Постепенно естественные среды вытесняли последних роков, в Александрии циничные умы банально «наелись» созерцанием здоровенных птиц, начав даже продавать на своем знаменитом живом рынке. Регулярно игрались богачи Сидона-Нартекса, для которых обладание личным роком напоминало страсть наших нуворишей к яхтам как символ свободы (улечу, куда захочу) и достатка (могу позволить себе скармливать тонны мяса своей личной игрушке ).
Природу обмануть тяжело. К МП роков остались считанные единицы, и толку от них, если честно, минимум. Как мы отмечали в статье «Оружие и доспехи» в разделе боевого транспорта, «Рок неплохо сражается сам, но слишком мало думает о наезднике, а любые попытки укрепить положение при помощи башенки или хотя бы веревок – напрочь рушат привычную для птицы аэродинамику, превращая ее в нервозного порхача. А смысл лететь в бой на роке, если боишься пошевелиться и оторвать руки от широкой спины или узкой шеи?».

Цилини и кирины
Словно иллюстрация чань- и дзен-буддизма, эта бестия была создана на Самсунге (примерно в одно время с альфа-нагами в результате бесконечных экспериментов Нюйвы), однако истинную красоту обрела на Синае. Смесь дракона и оленя, а по мелочи еще змеи, медведя и целого ряда других существ, задумывалась, вероятно, как добрый царь зверей. Цилинь из тех, что и букашки не обидит, даже наступив: символ гармонии, правящий по принципу единства со всеми основными живыми существами.
Однако задумка утонула среди других, Нюйва придумала (и создала) еще множество существ, увеличилась роль драконов, и прямо-таки царем природы цилинь не стал, оказавшись лишь одним из первых среди примерно равных, причем в изрядном количестве. Встроившись в экосистему на правах одного из повелителей водной и воздушной стихии, цилини стали хозяевами значимых водоемов и гор.
А вот на Синае, куда небольшая часть цилиней (из и так скромного их общего числа) мигрировала, бестия получила новый статус. Не здесь рассуждать об особенностях энергетики Синайского архипелага, но если кратко, то там мысль людей обладала повышенным воздействием на весь окружающий мир, кроме непосредственно других людей. Гости островов отмечали любопытную ухоженность природы, которую словно вручную доводили и оттачивали до идеала. И если с демонами данная особенность играла злую шутку, делая их зачастую редкими уродами, то цилиней, получивших здесь звучание «кирины», народная мысль так заобожала за изначально славный нрав и интересный облик, что стала идеализировать, подспудно влияя и на внешность. Ведь живут кирины очень долго (от пятисот лет до двух тысяч) и за свою жизнь успевают откликнуться на упрямые запросы народа.
На Синае киринов по праву можно назвать не столько даже владыками природы, сколько кураторами, причем не просто природы, а именно ее гармонии. Они обрели здесь не только особую грацию и стать, а и более ярко выраженные мистические навыки – вполне сравнимые со способностями архимагов (создание туманов и пара, подъем волн, усиление регенерации и многое другое, правда, не всё у каждого кирина, а каждому понемногу).
Чтобы понять вес киринов: они были одним из гарантов Договора Застывшего Равновесия, надолго закрывшего эпоху неустанных усобиц между сегунатами. И это – всего за полторы сотни лет до МП, когда во многих других регионах уже и в богов-то, бывает, не верят, и драконов считают лишь мифом.
Злобоглазы
Бывает так, что у весьма интересных существ – крайне заурядная и предсказуемая история создания. И злобоглазы – аккурат из таких… Шарообразных монстров вывел бог Балор во время попыток вырастить естественные глаза схожей пропускной мощи с его искусственным глазом, сделанным титаном Вием. Балор, как могут знать читатели, был одним из лидеров фоморов: увлекшийся нестандартными формами жизни, он поддержал монстров еще во время их первой войны с богами, и во многом благодаря ему они тогда организовались и социализировались. Во время Сдвига Балор выжил и вот как раз тогда и увлекся экспериментами сначала по выращиванию магических глаз, а затем – и по созданию нового вида тварей, обладающих схожей с Оком Балора волшебной силой.
Эксперименты так и не были доведены до ума – Балор был убит Лугом во время масштабной решающей битвы фоморов с кланом Д`Ану, несколько экспериментальных злобоглазов остались предоставлены себе и с тех пор так и живут на Гелэрисе, преимущественно в районе Кент Мосс. Известно о них очень мало. Считается, что делятся злобоглазы на разумных (потомки тех, над кем Балор успел кое-как поработать) и хаотичных (потомков не особо доделанных образцов). У хаотичных нет связи между логическим мышлением и образным, что превращает их в полных психов, сочиняющих себе всякую чушь, а происходящее практически не осмысливающих.
И можно представить себе боевую мощь злобоглазов, раз даже такие недоделки сумели выжить на полном угроз Гелэрисе. Это и правда серьезные оппоненты. Их утопленный в теле главный глаз создает зону антимагии, а те глаза, что завершают торчащие с разных боков щупальцевидные отростки – могут активировать мощные заклинания вплоть до дезинтеграции или просто мгновенной смерти. Ясно, что и на этот лом хватает приемов, а для големов и вампиров злобоглазы и вовсе весьма уязвимы, да и вообще не особо держат удар, если суметь проскочить к ним вплотную. Однако такой вот восьми-десятизарядный магический пулемет – противник уж точно не для каждого приключенца и даже героя. Хорошо хоть не расплодились толком и обитают почти исключительно на Гелэрисе. Ходят слухи, что пару особей вывезли в гильдии магов для изучения, но подтверждений тому никаких.

Эмпусы и эвриномы
Эти очень разные существа взяты вместе по двум причинам: схожести происхождения и обретенному симбиозу. Правда, если уточнять, то схоже у них не столько происхождение, сколько его принцип: нарицательное название произошло от имени собственного.
Эмпуса и Эврином – два известных в олимпийской мифологии адских монстра, причем демонического характера. И когда исследователи столкнулись с существами, очень напоминающими эту парочку, возникло непонимание, ведь, насколько было известно, из демонов бестии не рождались. Ответ был предложен, когда догадались переставить события местами: Эмпуса была альфа-бестией, с помощью каких-то других существ (в случае с Эвриномом – с помощью нимф-экстремалок) положившая начало своему виду, а уже затем, подобно многим, обретшая демоническую суть и ставшая известной именно в роли демона. Версия звучит правдоподобно – другие и близко не лежали.
Виды у обоих получились, кстати, не очень. Ладно уроды редкостные, так еще и достаточно слабые оказались – уязвимые к свету, они были вытеснены в глубокие подземные пещеры, где и создали свой мерзковатый симбиоз. Эвриномы жрут трупы эмпус, после чего начинают активно генерировать кровь, а эмпусы эту кровь у них пьют. Размножение эвриномов окутано мраком (скорее всего, вполне обычное), а вот эмпусы перерождаются изнутри, причем из еще практически живого тела, используемого как подобие куколки (которую и пожирают затем эвриномы).
Выглядят эвриномы как мохнатые и довольно шустрые бегуны-прыгуны с когтистыми лапами. Правда, стоит им кого-то сожрать (а и они, и эмпусы друг дружкой подъедаются только в случае отсутствия стороннего корма), и из поджарого бодряка тварь превращается в рыхлого, почти стационарного ждуна, сидящего в ожидании, когда из него высосут лишнюю кровь. Тощие, сухие и резкие, эмпусы могли бы напоминать самых уродливых вурдалачек, но в их облике все же так мало человеческого, что даже в раздел гуманоидов не попали. Живут стаей, в социализации не заподозрены, и даже взаимные акты кровососания или трупопожирания никак ритуально не оформлены, а со стороны могут быть вообще приняты за враждебное проявление, чем-то также напоминая квики наших современников в клубных туалетах.

Сфинксы
Это почти неформат, ведь сфинксов по праву можно относить к гуманоидам: они крайне разумны, обладают человеческой головой, и мы в их случае проявили занудный формализм, зацепившись за банальную пропорцию. Раз голова – это, мол, слишком малая часть тела, то пускай считаются бестиями.
О сфинксах немало сказано в других местах, так что кратко. Это особый вид бестий, в который титаны и боги вложили миссию сопровождать развитие человечества с помощью эвристических, всегда вопросительных ментальных подсказок. Все сфинксы (хотя куда же без исключений?) – самки, и размножаются по принципу линии, а не ветви – вступают в связь с выбранной самкой львицы, в которую и переносят хранимую информацию. В общем, справедливо сказать, что львиное тело здесь используется чисто как сосуд для почти одного и того же сознания , пускай физиология льва и вполне себе влияет на некоторые поступки и уж тем более меню этих высоко интеллектуальных бестий.
Сфинксы, кстати, крупнее обычных львов: после переноса памяти в них начинается процесс сложного и жутковато выглядящего обновления, и параллельно с изменением головы происходит активный рост остального организма – от скелета до мышц и связок. Такая трансформация даром не проходит – сфинксы сильны, но испытывают хронический дискомфорт в теле. Возможно, чтобы не слишком вовлекаться в игры плоти и стараться работать умом, который в случае сфинксов являет собой мощную ментальную РЛС, способную дистанционно покрывать зону радиусом в 150-200 км.
Всего сфинксов – около двух десятков. Они разошлись по миру и тихо «озаряют» каждая свой регион, иногда проверяя, достаточно ли уже люди развились, чтобы миссию можно было посчитать завершенной и уйти в закат. Судя по тому, что к МП сфинксов стало меньше всего на пару-тройку особей (случайно погибших или слегка свихнувшихся, как та самая сфинкс-самоубийца из Беотии) – прогнозы богов и титанов насчет скорости развития человечества оказались чрезмерно оптимистичными.

Мантикоры и скорпикоры
Еще один гибрид с участием льва известен намного меньше, и причина тому проста: и мантикоры, и их поздний апгрейд в лице скорпикоров были выведены на Санторине – острове, веками почти изолированном от посторонних.
Несложно догадаться, что изначально мантикор выращивали на роль заточенного под пещерную жизнь грифона. Как бы мы ни нахваливали орльвов, совсем уж универсальными стражами они не были, и именно в пещерно-подземном сегменте справлялись хуже всего. А поскольку немало особых мест, требующих охраны, располагали именно там – встал вопрос о выращивании пещерного аналога этих стражей. И с кем лучше всего скреститься льву, как не с летучей мышью: впитав от нее отменные крылья и уникальный эхолокатор?
Эксперимент затянулся – равномерной гибридизация не выходила, крылья росли маленькими, в более крупном виде теряли ряд качеств, кошмарной была аэродинамика… К моменту взрыва Урана и гибели Гипербореи мантикоры так и оставались вечной недоделкой. И поскольку Санторину с его вулканом тогда аукнулось чуть ли не больше всех, подземный исследовательский комплекс оказался местами разрушен, а местами расконсервирован, давая свободу некоторым лабораторным объектам, включая и мантикор.
Мы до сих пор не знаем, с кем они спарились на воле: нимфы это были или другие подходящие для оплодотворения образцы; возможно, дело вообще только в смене ареала обитания, пище и, как ни странно, ультрафиолету, однако природа завершила эксперимент сама. Через пару десятилетий один из, скажем так, выживших местных исследователей обнаружил, что мантикоры вполне приблизились к проектным чаяниям, став достаточно крупными и подвижными. Правда, попытка вернуть их в пещеры особых успехов не принесла, продемонстрировав там откат назад в личной эволюции мантикор; пришлось использовать бестий как гибридных жителей: растущих на поверхности, а «работающих» в пещерных подземельях с обязательными (что уже почти приговор для идеальных стражей) выгулами наверху.
Другое дело, что эксперименты продолжились, и к появлению на острове Тесея удалось вывести и почти что чисто пещерную породу мантикор: да, менее крупных, напоминавших скорее помесь с летучей мышью не льва, а рыси или леопарда, но зато эти существа и выглядели, и вели себя уже куда более цельно, кому-то незнакомому с нашей фауной рискуя показаться не гибридом, а вполне себе естественным видом… Именно этих мантикор среди прочего и утащил с Санторина Тесей. В количестве всего дюжины, однако, судя по тому, что впоследствии пещерных мантикор не раз встречали на материке и даже других островах – герой отдал детенышей в умелые руки.
На самом Санторине эксперименты продолжились, было решено вывести и максимально боевую породу без привязки к пещерным задачам, и к девятому веку уже появились первые упоминания скорпикоров: достаточно крупных особей, способных не только летать резкими, пусть и короткими (долго находиться в полете не может никто из всей этой ветви) рывками, а еще и жалить ядовитым хвостом, пускай порция яда и не особо соразмерна габаритам жала.
Итого к МП существует примерно три вида данных существ. Небольшие пещерные мантикоры уже вполне распространены в роли стражей и очень полюбились гильдиям магов, обычные мантикоры и скорпикоры – обитают сугубо на Санторине, куда мощнее как бойцы, но капризнее в потребностях, из-за чего больше годятся для роли боевой фронтовой авиации или воздушного десанта, но никак не многолетних терпеливых стражей какой-то подземной локации. Скорпикоры в теории способны даже носить не особо тяжелого наездника, однако тогда они совсем слабоваты в полете, да еще и ужалить нечаянно могут. Ну или не очень нечаянно – этих скорпионов попробуй пойми, даже если сам из оных.

Горгоны
Раз столько вывалили по мантикорам, о другом продукте санторинского производства бестий – совсем чуть-чуть. Культ быка в Миное понятен, и не странно, что самые крутые коровы тоже водятся именно там. Названные горгонами в честь мифического бреда Афины, выведены они были достаточно недавно и используются сразу в нескольких ипостасях одновременно.
Посудите сами. Это отменный тягловый транспорт. Это верховой транспорт. Это самоходный таран – благодаря весу, мощным закрученным рогам и способности ускоряться на сверхкоротких дистанциях. Это самостоятельная боевая единица, имеющая ядовитое дыхание и устрашающий парализующий взгляд. Более того, единица почти бронированная – прочная чешуя очень неслабо защищает, и только уязвимое вымя приходится прикрывать. Зато благодаря этому вымени – горгона еще и опциональная полевая кухня, в тех случаях, когда относительно недавно родила.
Только одна проблема. Для получения подобного транспорта минотаврам требуется оплодотворять горгон лично. А ведь не все люди-быки ощущают в себе настолько прочную связь именно с бычьей сутью, чтобы данный процесс был хоть сколько-то приятен или хотя бы не отвратителен. Любопытно, что лабораторных мощностей легко хватило бы для искусственного зачатия, однако с неких социальных позиций и прочего сплочения ради – от этого отказались. А уж по желанию минотавры пополняют свой транспортный полк или это всеобщая повинность – узнавать не рискуем.

Кхарагхи
Напоследок коснемся еще одной поздней локальной линейки – уже орочьей. Сами эти выродки до понятия лаборатории не доросли бы еще лет и за тысячу, но так уж сложилось, что некий сакральный подземный комплекс, который веками подпитывал самих орков, провоцировал мутации и в некоторых близких им видах. Большинство мутаций заводило в тупик, но получилось и пару прорывов.
Впрочем, конкретно кхарагхи отношение к этому имеют самое косвенное. Как и в случае с Эмпусой-Эвриномом, во главе рода стоял демонический альфа-монстр Кхар: очень могучая тварь, с трудом побежденная богиней Кали, известная как демон, однако до этого успевшая дать потомство с помощью всех тех же нимф. На детей Кхара – кхарагхов – в Аджарии начали охоту, и эти монстры сначала скрывались в горах массива Шивалик, а затем, когда их настигли и там, в штучных количествах перебежали в горы Драконьего хребта, миновав скалистый перешеек между Аджи и континентом.
Напоминая роков, кхарагхи оказались лишними в экосистеме. Скрываясь от богов, они ушли в пещеры, но сколько пещер и подземных туннелей способны обеспечивать жизненным простором монстров высотой метров в пять?.. Вот и получилось, что кхарагхи вырождались, обитая в единичных количествах всего в паре-тройке мест на весь Вендор, их размеры упали до четырех метров, зрение практически перестало работать, и, по факту, эти кхарагхи ненамного опаснее дэвов или троллей. Однако есть и исключение.
Орки подхватывали себе в помощь всех подряд, и последнее их поколение тренд не сломало. Владычица Улу-Мулу Азра, обладавшая весомой способностью очаровывать монстров, отыскала одного из молодых кхарагхов в подземных пещерах, привлекла, а затем с помощью ритуалов и особой диеты вырастила из него семиметрового гиганта, способного разнести целый отряд… Ну, смотря какой отряд…

Живоглоты
Одна из самых ужасных и во всех других обществах признанная тупиковой мутация привела к появлению на свет омерзительнейших монстров: живоглотов. Где-то в одном орке на десять тысяч складывается кошмарный генетический узор (из-за древнего использования генов кого-то из насекомых), и когда он оплодотворяет самку, в той появляется «бомба замедленного действия» – зародыш, который вскоре начнет пожирать ее изнутри. Через пару месяцев орка впадает в состояние, близкое к анабиозу, и становится кормом для продолжающего расти детеныша… Расти и расти. Расти и расти…
В зрелом виде живоглоты напоминают огромные зеленые капли, лежащие на боку. Безразмерные рты и быстрые языки делают их похожими на лягушек, а текстура рыхлого тела скорее относит к слизнякам, ведь состоит оно почти полностью лишь из огромнейшего желудка.
К счастью, живоглоты очень стационарны, и немногим доводилось столкнуться с ними (разве что в роли пленных, которыми орки иногда балуют своих питомцев). Но тварей точно не стоит недооценивать как бойцов. Их мощнейшие языки, доставшиеся приветом от лягушек, способны с резкостью кобры захватывать и отправлять в свою пасть человека даже в полных латах, и вытаскивать его из полного кислотой желудка придется на редкость оперативно. К сожалению, гораздо чаще в таких ситуациях желудок пополнялся, а не освобождался.
Уже трижды доводилось слышать истории о встрече с живоглотами и за пределами орочей цитадели. Кто, когда и зачем их оттуда увел – вопрос открытый, если не подумать чуть глубже и не догадаться, что породить живоглота способна любая орочья пара, если именно ей не повезло с генетическим узором самца. А поскольку шатаются отдельные орки далеко от своего Улу-Мулу, то и живоглот может оказаться в любой точке Вендора, откуда прямо сейчас глядит на свою жертву, притворившись холмом и готовя язык для захвата.

Нетопыри
«Хорошо, что коровы не летают», - думал один. «Как жаль, что не летают крысы», - подумал другой и решил что-то с этим делать… Возможно, именно так появились первые летучие крысы, не вполне верно прозванные сначала «нетопырями», а затем и «темными крыланами».
Почти наверняка при создании этого вида тварей не обошлось без влияния всё того же подземного комплекса, что и с орками. По крайней мере, локализация нетопырей именно вокруг данной местности, а также их симбиоз с еще одними выродками данной структуры – гоблинами – на это отчетливо намекает.
Летучие крысы, способные нападать организованной стаей – это уже вполне себе зачин фильма ужасов. А ведь обладают нетопыри и мистическими свойствами: их способность к регенерации после даже очень короткого глотка крови – явно превышает рамки обычной биологии. И хоть подобный вампиризм далеко не всегда спасает нетопырей, коим обычно и одного удара достаточно для мгновенной смерти, свойство это крайне опасное для обычных людей, отбивающихся от стайки крыс какой-нибудь палкой, а не мечом или кинжалом.
Не стоит недооценивать и ядовитую составляющую укуса. Регенерация нетопырей превращает их в разносчиков прорвы инфекций и прочих коронавирусов, ведь попросту учит блокировать всю эту гадость от развития в конкретно своем организме, однако саму гадость никуда не девает. Поэтому даже одиночный укус темного крылана порой может принести больше отсроченных смертей, чем суммарно убили предыдущие шесть-семь описанных бестий за всю историю своего существования. В Вендоре давно научились побеждать эпидемии, но, к сожалению, не везде, и гибель сотен, если не тысяч людей иногда начиналась с одной-единственной победы человека над нетопырем, успевшим его укусить.
Желаем вам здоровья! Ведь в Вендоре есть еще немало славных бестий и жутких монстров, о которых можете рассказать только вы.


Рецензии