Клуб само-пробуждения

Я медленно шел по тихому, вечернему городу. На улицах было, на удивление, пусто и в уме стали всплывать образы из прошлого. Они натолкнули меня на размышления об устройстве мира.

Совсем недавно я был уверен, что человек решает свою судьбу, сам определяет свой путь. Но после вчерашнего происшествия возникли совсем другие мысли. Чтобы не встретил человек в своей жизни - это влияет на него. Когда я сижу возле своего дома и читаю очередную философскую книгу, частенько мое внимание привлекает шум поезда, что проносится каждое утро. Ум машинально узнает этот звук и мысли начинают течь согласно новой информации. Я могу бросить взгляд на пролетающую птицу или нависшие пунцовые облака и это также повлияет на мое настроение, желания, размышления. Но помимо внешних впечатлений сильное влияние оказывают и внутренние. Голод делает менее раздражительным и нетерпеливым. А головная боль повергает в меланхолию и апатию.

Человек живет, словно он отделён от мира и других существ. Но в реальности он с ними неразрывно связан. Любое впечатление от окружающего (видимые объекты, звуки и голоса других людей, цвета и тени, погода) - влияют на нас. Происходящее незаметно определяет ход наших мыслей, наши побуждения и тревоги. Нет отдельного человека, который сам что-то решает. Человек и мир - едины.

Недавно мне казалось, что «смелый» сумеет добиться всего. Но откуда берется эта смелость? Не является ли она удачной смесью из наследственности, образования, окружения и происходящих событий? Мы хвалим уверенных, умных, трудолюбивых и порицаем лентяев, глупцов и негодяев. Но разве они сделали себя таковыми? Человек подвержен многочисленным влияниям, он живет вместе со всем миром, он пропитан этим миром и происходящим в нём.И даже если он убежит на остров или спрячется в пещере. Этот остров, эта пещера будут влиять на него - на его мысли, чувства, желания и возможности.

Не далее, чем вчера я порицал людскую ограниченность, лень и злобу. Глупость, лживость и слабость перед удовольствиями. Но виноваты ли люди?. Нет смысла клеймить человечество, ведь в этом его природа. Всегда будут мудрые и глупцы (а иногда мудрые становятся глупцами, займись они чужим делом), слабые и сильные (и всегда найдется более сильный, а сила увядает с годами), богатые и бедняки (деньги и успех - это лишь удачное сочетание черт характера и обстоятельств). Люди - это гимн разнообразия и этим они уникальны. Нет никакого смысла делить на «хороших» и «плохих», но, конечно, необходимо учитывать, как «работает» человек.

Именно в тот день я понял, что никому нельзя всецело доверять и ни на кого не стоит полагаться. В том числе на самого себя. Голос в голове (наш ум), кем мы себя и считаем, имеет весьма ограниченную власть над телом. Гораздо большее (а может быть, вообще, всё) приходит и решается подсознанием и инстинктами. Что тебе взбредёт в голову и как ты себя поведешь в той или иной ситуации - тайна, скрытая от нас. Вот и сейчас - откуда взялись эти размышления? Я их создал?

За этими мыслями незаметно пролетела дорога в «Тихую бурю».

                ***

Я сразу нашел своего вчерашнего знакомого (правда, я так и не узнал его имени, но имеет ли имя хоть какое-то значение в данных обстоятельствах). Передо мной, за большим, лакированным столом расположились три, непохожих друг на друга, джентльмена.

Первый, мой новый знакомый - мысленно я прозвал его Седым - был одет во всю ту же серую, неприметную рубашку и по сути ничем, кроме цвета своих волос, не выделялся. Второй - сразу вызвал во мне образ классического учителя. Белый шерстяной свитер; скомканная, сжатая поза; сутулость и прищуренные то ли от слабого зрения, то ли от неуверенности, глаза. Волосы прилизанные на бок, залазили на уши и выглядели в целом неряшливо. При этом, в его взгляде читалось приятное спокойствие (что, казалось, не подходило к его маленьким, прищуренным глазкам) и дружелюбие. Третий, огромный по телосложению, смуглолицый, с длинной, черной как уголь, торчащей во все стороны, бородой - был самым примечательным из них. Такой тип тела никогда не добывается только тренировками или тяжелым физическим трудом - это заслуга наследственности. Его карие глаза, казалось, непрерывно оценивали и подшучивали надо мной. В уголках легко читались глубокие морщины человека, который привык к смеху и широкой улыбке.

— Приветствую, джентльмены — проговорил я и заметил, что тон вышел слегка издевательский и надменный, чего я, в действительности, не желал.
Каждый, по-своему, поздоровался со мной, но никто не протянул руки. Я не принял это на свой счет и посчитал своего рода традицией или давно сложившейся привычкой в их компании.

— Нам, наверное, стоит представиться. — предложил я, посмотрев на седого.

— Мы могли бы обменяться, ничего незначащими именами. Но некоторые из нас настолько часто их меняли, что их звучание уже ничего не вызывает в нас. — с улыбкой заговорил смуглый бородач и голос его был под стать телосложению - громкий и глубокий.

Он сразу мне не понравился. Во-первых, он создавал во мне подсознательную тревогу, потому что мог, как мне казалось, зашибить одним ударом. У многих мужчин часто идет, скрытое от ума, сравнение своей силы с силой окружающих, особенно, если вы плохо знакомы. Во-вторых, этот насмешливый тон, высокомерные фразы, желающие внушить не то уважение, не то трепет. На меня это подействовало, но совсем не так, как ожидал бородач.

— Хорошо, можно и без имён — согласился я, пытаясь говорить спокойно, не выказывая своей раздраженности. — я сам не сторонник пустых формальностей.

Наверное, и руки не пожимают из-за своих странных принципов - подумал я. Но иногда, особенно с незнакомыми людьми, гораздо проще держаться общепринятых норм, чтобы ненароком не вызвать в них негативное отношение к себе, которое порушит на корню любую возможность к нормальному общению. В его же поведении я увидел лишь желание повыпендриваться, возвысить себя в моих глазах и придать себе мистического очарования.

— У нас здесь своего рода клуб по интересам — внезапно заговорил седой после возникшей паузы, поправляя воротник рубашки.

Я заметил, что он решил заговорить, чтобы успокоить меня и выправить ту напряженную атмосферу, которая сложилась после слов здоровяка.

— Клуб само-пробуждения, сказал бы я. — впервые заговорил учитель. Его голос тоже подходил внешности и был тихим, но при этом приятным и мягким.

— Каждый из нас многие годы искал истину и самого себя — снова заговорил бородатый. — Где мы только не были: в скрытых от людей, монастырях; в небольших потерянных для европейского общества государствах; в многочисленных школах и в далеких горах. В поисках учителей и способов познать, что есть человек.

Набивает себе цену - подумал я. «Где мы только не были» - мысленно воспроизвел я слова смуглого амбала. Снова показуха и высокопарные фразы. Сейчас я стал задумываться об их мотивах. Зачем седой пригласил меня? Зачем я им нужен? В своем городе я был достаточно известен, люди знали, что у меня водятся деньги. Я решил побыстрее разобраться в их мотивах, чтобы не тратить время на беседу с неприятными мне, людьми.

— Почему вы меня позвали? — обратился я к седому, говоря, как можно более вежливо и дружелюбно.

— Почувствовали родственную душу — отозвался седой. — Или брата по несчастью. — добавил он и тихо засмеялся, смех вышел натянутый.
Бородач усмехнулся, учитель смотрел неподвижным взглядом и даже не улыбнулся.

— Так и чем вы здесь занимаетесь? — спросил я.

— Ну, не только здесь — проговорил учитель — мы собираемся в разных местах. — после недолгой паузы он продолжил. — Мы делимся своими наблюдениями, рассказываем друг другу о полезной информации, которую удалось добыть. Вместе практикуем.

— Что практикуете? — сразу спросил я.

— Внимательную жизнь, можно так сказать. — ответил учитель. Видимо он в их группе отвечает за посвящение новичков, подумал я и внутренне усмехнулся.

— И чего вам удалось добиться? — проговорил я, но решил пояснить свой вопрос — ради чего всё это?

— Ради настоящей жизни — включился бородач. — Жизнь человека - это постоянная битва со страданием и мы стараемся в ней если не победить, то хотя бы достойно держать удар. - добавил он и усмехнулся, что видимо было его частой привычкой.

— То есть вы позвали меня, потому что почувствовали, что я могу быть вам полезен? Или из чистого сострадания? — в последней фразе я даже не пытался скрыть сарказм.

— Чем больше серьезных людей занимается этими вопросами, тем лучше всему человечеству. — пояснил бородач, но видимо решил, что такого объяснения недостаточно и поспешно добавил. — Вот этот молодой человек — рука здоровяка указала на сутулого учителя, которому на первый взгляд было лет пятьдесят — известный писатель и он имеет возможности влиять на большие группы людей. Поэтому всё, что мы делаем не только для нас но и для многих других.

— Извините, — не выдержал я — но я не верю в разные бескорыстные дела. У каждого всегда имеется своя, скрытая мотивация. И я попросил бы вас сразу раскрыть карты. Я думаю, что наше знакомство ни к чему не приведет и попросту не хочу терять время. Сколько бы наивных и глупых идей не посещало мой ум, но я никогда не рассчитывал помочь человечеству.

— Мы очень ценим прямоту и искренность. — отозвался седой. — Ладно, тогда без лишних слов. Я навел о вас некоторые справки и понял, что вы очень состоятельный джентльмен. А финансов нам всегда не хватало.

Всё сразу стало ясно. Первое и самое простое предположение зачастую и оказывается верным. Им просто нужны мои деньги. Я мог бы сразу встать из-за стола и уйти, но почему-то решил остаться. Так и принимаются судьбоносные решения, меняющие жизнь. Если бы сейчас меня спросили, почему я остался, я вряд ли бы смог найти ответ. Но поток моих мыслей был прерван. Седой продолжил говорить.

— Мы несколько последних лет слышим об одном мастере. О нем рассказывают самые мудрые и лучшие учителя, которых мы встречали. О нем с благоговением говорят даже в Индии. Где мы его и искали, когда я встретил вас.

— Если вы помните, — заговорил я с некоторым раздражением — Еще вчера я вам сообщил, что думаю о поисках разных учителей. Это глупо, это бесконечная возня, перекладывание из пустого в порожнее, с надеждой, что старая, одна и та же схема, наконец-то, сработает. Ну и найдем мы его — заговорил я громче, захваченный каким-то внутренним задором — и что дальше? Он решит все наши проблемы, избавит нас от страданий, вылечит человечество, даст нам просветление? - закончил я и рассмеялся горьким смехом, рассмеялся над наивностью и глупостью собравшихся передо мной людей.

— Я вижу, вы совсем потеряли надежду. — учтиво проговорил учитель, сложив свои руки на столе, скрестив пальцы. — Мы были такими же. — сказал он и закивал, глядя мне в глаза с пониманием. — Вам нужен непосредственный опыт, прямое переживание того, ради чего мы здесь собираемся. Один небольшой опыт, мгновение чистоты и свободы от ума. Тогда вы поймете наш мотив.

— Ну и как я могу получить этот, ваш опыт? — заговорил я, уже не удерживая себя в рамках какого-либо приличия.

— Есть несколько способов. Но скажите, много ли вы работаете руками в течение дня? — поинтересовался учитель, одергивая свой свитер на шее.

— Как ни странно, но довольно много. Я люблю копаться в своем саду, ухаживать за цветами. Работу по дому я тоже привык выполнять сам. Не люблю, когда по дому слоняются горничные.

— Очень хорошо — продолжил учитель. — Тогда совет будет весьма простым. Старайтесь с утра до самого вечера наблюдать за своими руками, когда вы что-то ими делаете. Смотрите на то, как вы поднимаете и ложите на место предметы. Смотрите, когда моете посуду или готовите еду. Смотрите, когда пишите или открываете двери. Смотрите внимательно, не отвлекаясь на мысли.

— Просто смотреть на руки. — с подозрением спросил я — И это даст мне нужный опыт?

— Никто не может гарантировать, что то или иное упражнение поможет человеку. Но попробовать определенно стоит, не думаете?

— Я попробую. — с удивлением для себя произнес я.

— Тогда, если вы так торопитесь, — заговорил седой и в его словах звучала обида или разочарование — мы можем закончить нашу беседу. Если вы захотите с нами связаться, вы всегда найдете нас здесь, по вечерам в пятницу.

Я поднялся из-за стола и уже собрался уходить. Но учитель встал, он оказался низкого роста, и внезапно протянул мне руку. Я слегка ее пожал - ненавижу тех, кто давит изо всех сил, желая показать свою физическую мощь. Он в свою очередь, видимо, придерживался того же мнения.

— Обязательно попробуйте то, что я вам сказал. — проговорил он, пристально посмотрев мне прямо в глаза.

Лишь спустя годы я узнал, что и стиль общения бородатого, и история седого, что я им понадобился исключительно ради денег - были частью их изначального плана. Они, играя на грани, создали этот спектакль с одной целью - привлечь необходимого им четвертого участника для экспедиции, которой они были одержимы последние месяцы.

Евгений Трубицин.
Девятая глава книги: «В битве со страданием».


Рецензии