Аравакаш

          Самый удачный день для базарных тележечников или по-нашему, аравакашей – это воскресение! Дело в том, что ранним утром сотни оптовиков съезжаются к базару, и прямо с машин распродают товар торговцам… Аравакаши, как пчелы, облепляют запыленные грузовики и потрепанные «дамасы», до отказа забивают свои тележки   фруктами и овощами,  и с грохотом несутся  внутрь базарного павильона. Потом, быстро разгрузившись, снова бегут к оптовикам…
       
      Еще нет пяти утра, еще прохладно, но на базаре уже все кипит и грохочет, аравакаши сталкиваются тележками, и беззлобно орут друг на друга… За этот утренний воскресный аврал они зарабатывает как за целый день, а то и много больше… 
      
      Но все это с разрешения негласного бригадира Аскара ака…
   
     Два дня назад Хашим попросил  Аскар ака разрешения  выйти в воскресение… Аскар ака молча кивнул. Он знал, что у этого восемнадцатилетнего мальчишки из Кашкадарьи  в начале года умер отец, и мать осталась одна с двумя девочками. Мальчику нужны были деньги…  Еще бригадир знал, что полгода назад старший брат Хашима, уехавший пару лет назад в Россию, перестал писать и присылать деньги матери… 
   
          Хашим не знал, как искать брата, но не потому, что нужны были деньги, а просто он стал скучать по брату… И, конечно, беспокоиться…
   
       …С семи утра Хашим таскал свою тележку по базару, иногда подсказывал покупателям, где купить дешевле, зная, что за это, если это клиент женщина, ему накинут лишнюю пятерку сумов… И так каждый день!
 
        А в каждый  понедельник Хашим ехал на Куйлюк, и через знакомых таксистов отправлял матери заработанные за неделю деньги…
 
         …Три дня назад ему позвонил сосед и сказал, что младшая сестренка попала под машину, но не очень … Мать передала, чтобы он не беспокоился … В восемнадцать лет, конечно, жизненный опыт не очень большой, но Хашим чутьем понял, что и с матерью что-то не то…  Вот он и попросил своего бригадира, чтобы его пустили на разгрузку оптового привоза… Деньги нужны были…
 
        К началу базара Хашим заработал  тысяч триста, приличные деньги! Правда, и устал тоже…  Но он позвонил знакомому таксисту и тот пообещал, что  часов в восемь будет проезжать через базар, и захватит деньги для передачи.
 
           Хашим, как метеор носился между торговыми рядами, он даже не пошел на обед…  Знакомая торговка тормознула его и сунула мальчишке кусок «ханума»…
 
       А после обеда случилось непредвиденное…  Возвращаясь после очередной ходки, Хашима неожиданно остановил незнакомый мужчина и властно приказал:
 
         - Иди с этой группой и все, что они купят, отнесешь им в автобус…
 
        Хошим хотел было также резко отказаться, но неожиданно узнал в спутнике мужчины своего базаркома, человека, которого боялась даже милиция…

       -Сынок, - ласково сказал базарком, - это наши гости, артисты кинофестиваля, ты слышал, наверное, в кино же ходишь… Гостям надо помогать… 

        …Хашим понял, что он может влипнуть надолго, потому что дело не ограничится только переноской продуктов… Эта визжащая от восточного колорита и жрущая все на своем пути по базару, киношная саранча, сейчас засядет и за дармовые шашлыки … А машина в Карши ждать не будет.

          Так и случилось… Но тут никто не виноват. Хашим так и не понял, что такое фестиваль, и почему базарком и этот важный мужчина, судя по всему начальник его базаркома,  ухаживают так сильно  за этими  разноцветными опьяневшими людьми…

         А знакомый таксист уехал в Карши и вернется он только послезавтра…


Рецензии