Взгляд с периферии

Взгляд с периферии.
Никогда не представлялось возможным, да и не было необходимости делать анализ деятельности такого специфичного коллектива как медицинский научно- технологический центр. Но жизнь- штука, тем и интересна, что иногда заставит тебя это сделать. Нам, людям с переферии, всегда интересно знать, а как там, в высоких верхах решают какие либо интересующие нас вопросы, в отличие от наших местных кругов. Тем более, сфера медицины когда нибудь, да заинтересует человека, а уж с теченим возраста, тем более, непременно. И пусть меня простят асы медицинского дела за некомпетентность в некоторых вещах, но я затрону иную, не профессиональную ее сторону.
В ФГУ ЭНЦ Росмедтехнологий РАМН, что находится в нашей столице, люди из глубинки в качестве пациентов попадают не столь часто, хотя, честно говоря, этого бы, по большому счету, никому и не хотелось. Но, опять же- такова жизнь. Но мне, жителю нашей Липецкой области пришлось побывать там дважды, в связи со спецификой лечения моей болезни- феохромацетома, (опухоль) левого надпочечника. Возможно, не однажды побывали здесь и еще некоторые пациенты, кстати, многим из которых пришлось проделать сюда путь из гораздо более отдаленных краев огромной России. Некоторые места, точнее бы, медвежьи углы, просто необходимо назвать- Камчатка, Чукотка, Хабаровск, Курган, Дагестан, Ульяновск, Волгоград. И это только малая часть- все перечислить просто невозможно в такой статье. Но, как люди, обремененные и объединенные проблемой болезни, все пациенты из тех краев, я уверен, согласились бы с мнением, освещенном здесь.
Насколько мне известно, ЭНЦ существует немало лет. Но недавний ремонт превратил здание центра в роскошное украшение современной Москвы. Мы уже слышали не раз, что все строительство Москвы идет на расчищенных развалинах старого города. Однако здесь поработали не только руками, подняв на несколько этажей здание старой постройки. Нет необходимости докапываться до тонкостей о финансовых затратах и источнике финансирования ремонта, но пожив, да, да, именно «пожив» эти несколько месяцев в стенах этого заведения, становится ясно, что затраты эти не напрасны. Теперь же, пройдя по этажам здания обновленного центра, даже сторонний наблюдатель скажет- здесь сидит в руководителях настоящий хозяин. Это место, где не хочется сорить, где всем удобно и уютно, где тебе, хворому человечку, в ожидании помощи, самое главное никто и ничто не мешает.
Но, конечно же больной человек может все это не заметить, когда его активно донимает его беда- в больницу больной идет лечиться. Но, как театр начинается с вешалки, больница, то бишь, лечебный центр- с регистратуры. И уже вот здесь, с первых секунд общения с персоналом центра, начинаешь ощущать себя не посторонним для этих людей.
Первое и наиболее важнейшее достоинство заведения- никаких очередей, сутолоки. Каждый пациент знает свое время, кабинет, врача. Вежливость и тактичность в общении- отличительная черта этого коллектива, даже больше- это их визитная карточка. В какой бы кабинет ты не попал, ты чувствуешь там себя не объектом, а человеком. За все время лечения я не слышал, чтоб кто- то из пациентов пожаловался на грубое, даже невежливое обращение со стороны персонала.
Мне труднее судить о работе всего центра, но что- то могу сказать о работе отделений терапевтического, а более всего хирургического.
Первая и наиважнейшая задача, которая всегда стоит перед руководителем- создание коллектива. А в работе медиков это означает, кроме всего, подобрать людей увлеченных и ответственных профессионалов, видящих в своей работе завтрашний день, живущих одной идеей со своим коллективом, и самое главное, ни один из работников, каким бы он рангом не обладал, не забывал, что он работает с человеком, обиженным судьбой. Что именно ему, доктору, силою своего ума и профессионализма предстоит подарить, пациенту надежду на счастье, ибо, именно здоровье человека является первой ступенькой к этому всеобъемлющему понятию и для личности, и для семьи, и для общества любого государства. В коллективах терапии и хирургии эти качества, заложены, как основополагающие.
Да, повторюсь, не нам, неосведомленным в тонкостях медицинской науки, пациентам, судить «выше сапога». Но, когда на утренний обход в палату входит «свита» в количестве около пятнадцати сосредоточенных, но добрых (это слово необходимо подчеркнуть, так, как, это сразу чувствуется) медработников, да еще и под руководством самого руководителя отделения и лечащего врача, (меня ставила на ноги прекрасный человек и доктор Юкина М. Ю.) к тому же, в присутствии пациента до тонкостей обсуждается его недуг, с тактичными замечаниями руководителя- это, простите, большого стоит. Во всяком случае, меня, пятидесятисемилетнего человека, не один десяток раз столкнувшегося с людьми в белых халатах, честно сказать за последние годы заметно подпачканых недоброй славой, и не только в наших тепленьких захолустьях, такое зрелище просто впечатляет. И, как впоследствии оказывается, эти обходы не «жесты», и не пыль в глаза. Во время дальнейшего лечения приходилось не один раз входить в «высокие» кабинеты руководителей, и нигде не был вынужден испытать чувство огорчения или унижения. Но наоборот, в них мне помогали решить вопросы только положительно.
Что не менее интересно, в отделении хирургии работает под началом отца, доктора наук с тербунской фамилией (это только совпадение) Кузнецова Н. С. сын Кузнецов С. Н. И как в любой семье, когда поступок старших является примером для подражания младших, здесь это правило, видимо, является традицией. А всмотревшись повнимательнее в отношения хирургов отца и сына  видишь и профессиональную преемственность поколений, и положительные плоды домашнего воспитания, да и здесь даже намека нет на пресловутое «протеже», на заступничество, прикрытие, излишнюю опеку- каждый отвечает самостоятельно за свои действия.
Но, чтоб читателю не показалось, что автор поставил цель польстить своему доктору- отнюдь, этот очерк он вряд ли прочитает, здесь действительно есть чему поучиться. Коллектив хирургического отделения под стать семейному тандему их руководителя, от опытных мастеров с многолетним стажем, внушающим уважение даже своим видом и поведением, до молоденьких девчоночек- медсестер- сосредоточен и целеустремлен- как ни подшучивай над своими слабостями во время инъекции- глаза у сестры строги, а рука крепка.
Вряд ли имеет смысл назавать какие-либо еще фамилии, они мало кому из читателей что либо скажут. Но одну фамилию, мне бы очень хотелось назвать. Это  кандидат медицинских наук Ким И. В. Он был моим лечащим врачом в хирургическом отделении. И поразил даже не его высочайший профессионализм и компетентность в своей области, доведенные до совершенства, а скорее, такт, высоконравственная человечность и внимание к пациенту. Наверное, не один я, из тех, кому пришлось излечить здесь свой недуг, запомнят эту фамилию. Не счесть количество бесед, на, как мне раньше казалось, для меня одного важнейшую тему с этим большим мастером и широчайшей души интеллигентнейшим человеком. Но, глядя в глаза доктору, видишь, что для него она не менее важна. Любое изменение в организме больного пациента и до и после операции обсуждается им доступно и грамотно в малейших подробностях. После бесед Ильи Викторовича, начинает казаться, что ты знаешь о своем недуге все, что вообще о нем можно знать. И, кстати, как не трудно было заметить, эта же черта оличает всех докторов этого заведения, что нас, людей с периферии, конечно же безмерно удивляет. Невольно, хочется подражать таким людям.
Но как бы хорошо ни было в гостях, наступит день, когда мы покидаем этот приют, дающий нам успокоение в душе и теле, раскрывающий перспективу- ворота на дорогу жизни. И этот период, не столь значительный по времени, но неизмеримо значимый по содержанию для выздоравливающего человека останется в памяти до конца наших дней. И теперь всю последующую жизнь в бессонные ночи первыми в твоей памяти будут вставать люди, которые вынянчивали тебя, вырывали из цепких рук болезни, будто собственного ребенка или родителя. И потому с таким упоением, даже с сентиментальностью, возвращаясь «под крышу дома своего», мысленно благодаришь всех, кто в большей или меньшей мере коснулся своей доброй душой твоей судьбы, будь то ведущий хирург, работники столовой или перевязочная сестра. А потому, хотелось бы надеяться, что работа этого медицинского учреждения послужит достойным примером многим учреждениям возрождающейся России, тем, кто работает напрямую с человеком, от работников которых зависят судьбы многих людей и собственно всей нашей многострадальной Родины.
Колесник А.В.                24. 03. 2011 г.


Рецензии