Павловск город-верфь

Михайловское. Литературный конкурс «Петровские литературные верфи», посвященный 350–летию Петра Великого. Номинация «Взрослые 18+. Проза» разделил второе место.

           «…на Середе, где надлежит вместо Воронежа завесть верфь и почать оное
           сего же лета».
           Запись в путевом дневнике Петра I от 21 мая 1709 года.

Речушка Осередь, как и другие реки, начинается с голубого ручейка. Но всего час вдоль берега, и ширина её — 20 метров. А половодье река разливается аж до четырёх километров.
Сказывали, что её прежний владелец граф Роман Илларионович Воронцов утверждал о названии: «Осеред земель моих сия река». Однако владения под Воронежем он получил лишь в 1741 году от царицы Елизаветы за активное участие в дворцовом перевороте. В то время как Осередь указана как место поселения на вечное житье в указе Петра I от 1715 года, когда графу было годиков восемь. Неоднократно, как «Серед» и «Серет» река упоминалась и в грамотах XVII века, задолго до Петра.
«Осеред» чего река могла быть расположена — неизвестно. В наши дни она течёт аккурат меж Римом и Нур-Султаном — но это нелепица. Более внятное объяснение даёт наука: большинство рек не заморачиваясь называли просто — «река». Это Ганг, Дон, Нил. Некоторым давали описание. К примеру, «большая река» — Амур, Миссисипи. Осередь назвали скифы, которые общались на иранском наречии. Там есть глагол «сярант» — «литься». Со временем фонетика обтесала слово, и получилась Осередь — «текущая вода».
По сей день по берегам реки стоят селения с забавными названиями: Чернавка, Клёповка, Гвазда, Пузево. Сразу и не сообразить, что топонимы эти пришли из славной эпохи создания Флота Российского! Всё просто: прежде в Гвазде ковали гвозди, в Клёповке, делали клёпки, в Пузево — «пуза» (корпуса кораблей), в Чернавке производили смолу. 
Устье Осереди при впадении в Дон Петр I приглядел еще во времена Азовских походов 1695-1696 годов. В 1709 году река Воронеж обмелела настолько, что вывод судов в Дон стал занятием неблагодарным. Однако противоборство с турками свою актуальность не утратило. А потому военное судостроение решено было перевести на Осередь — на 150 вёрст подальше от начальства и поближе к туркам.
Началось возведение города-верфи в 1709 году. На строительство царь Пётр привлёк «иностранных специалистов» — около трёх тысяч шведов, пленённых накануне под Полтавой. Заправлял зодчеством новоиспечённый граф Федор Матвеевич Апраксин. Впрочем, ратными людьми место было освоено давно — прежде здесь стоял сторожевой пост Черкас-Украинских казаков Острогожского полка. В 1708 году заложили Осередскую крепость — уж больно разлютовались на Дону восставшие казаки атамана Булавина.
Новую Осередскую крепость (Адмиралтейство) с четырьмя бастионами построили быстро. Насыпали вал, натыкали «палисад» — колья. В состав гарнизона вошли пять полков и артиллерийская команда. Так сформировалось Третье отделение Осадного парка с миссией защиты от турок. Из Воронежа в район корабельной рощи «Шипова дубрава» перевели верфи. Возвели заводы — пушечный, пороховой, литейный. Отстроили канатную и шерстяную фабрики. Появился роскошный царский дворец и инженерный двор. Успехи позволяли без бахвальства называть Павловск «малым Санкт-Петербургом».
По итогам бесславного Прутского похода 1711 года России был навязан унизительный мирный договор, после которого Петр I даже оставил свои планы о переносе столицы в Таганрог. Пришлось уступить туркам и русскую крепость Святого Павла, стоявшую на Азовском море в верховьях Миусского лимана. Царь погоревал, погоревал… и переименовал город Осеред в Новопавловск с надеждой на возвращение утраченных позиций. А чаяния не были безосновательными — за тот же 1711 год кораблестроители выдали «на-гора» 1 линкор, 2 фрегата и 10 провиантских судов. Только вот длинное название не прижилось, и город вскоре стал просто Павловском.
С кончиной Петра город потускнел, особенно после наводнения весной 1728 года. В эпоху Анны Ивановны верфь вновь заработала, выпуская морские казачьи лодки и галеры. Попутно доводили до ума прамы — плавучие батареи. Но в 1737 году эпидемия унесла половину жителей, а в 1744 году город и вовсе выгорел. Работа встала.
Но противоборство с Турцией никто не отменял, и в начале 1769 года на Дону вновь заработали старые верфи. Для грядущих баталий были нужны особые суда — чтобы проходили мелководья Дона и несли приличное вооружение. В процессе «творения велосипеда» появились некие «новоизобретенные корабли» — основа новой Черноморской эскадры Азовской флотилии. Новопавловская верфь представила единственный в серии трёхмачтовый корвет «Хотин» и ряд двухмачтовых кораблей: «Азов», «Корон» и «Журжа». При низкой мореходности эти всё же внесли достойную лепту в правое дело. Тогда же со стапелей Павловска сходили и прочие боты, галиоты и бомбардирские корабли.
В 1779 году город Павловск стал уездным. Два года спустя был утверждён герб, на котором и поныне Святой апостол Павел, изображенный без нимба, опирается на меч. В конце XVIII века один за другим заполыхали пожары. С 1793 года выжженный город отстраивали уже по новому плану. В 1871 году из Воронежа на Ростов потянули железнодорожную ветку. Но глава Павловска заупрямился, и экс-колыбель российского флота осталась не у дел.
Всё же город рос, в период конца XIX — начала XX века в городе появилось немало домов, которые сегодня составляют плеяду замечательных памятников архитектуры. Это и Ольгина гимназия, названная в честь сестры Николая II, и особняк купца Одинцова, в котором «прописан» краеведческий музей, и здание реального училища, где сегодня растят педагогов, и бывшее духовное училище, где готовят агрономов, и многие другие здания.
Советская власть искоренила прежние устои, но дала новый толчок в развитии города. Началась Великая Отечественная война, от Павловска начинался Сталинградский фронт, созданный в июле 1942 года. Более шести месяцев город был крепким орешком на передней линии фронта. Наконец в январе 1943 года фашистов отшвырнули от Павловска. В 1970-е годы на месте братского захоронения был создан мемориальный комплекс.
Сегодня в городе проживает свыше 24 тысяч павловчан. Заехать к ним в гости легко — через Павловск проходит автодорога М4 «Дон». Неподалёку на базе Шкурлатовского месторождения добывают гранит, причём впереди Европы всей. Ударно работает растениеводство с животноводством. А недавно и Павловский судоремонтный завод доказал, что есть ещё порох в пороховницах! Здесь была построена копия корабля Петровских времён — легендарного «Гото Предестинация» (Божьего Предвидения). Проект Петра I стал первым военным судном, построенным без услуг заморских мастеров. Увы, этот «новодел» можно увидеть лишь в водах Воронежского водохранилища.
Летом 2005 года археологическая экспедиция Воронежского государственного университета у Павловска на берегу Дона откопала фундаменты зданий старой верфи. Хватает и более древних находок. Два километра отделяют город от Павловского городища — одного из многих городов Золотой орды, название которого кануло в лета. Капитальных раскопок пока не было. Территория городища — 15 гектаров. Вроде и немного, но Москва в ту пору занимала места втрое меньше. Кроме того, Павловск и окрестности находятся в долине древних вулканов.
Помимо богатого на экспонаты краеведческого музея, в Павловске есть музей военно-морского флота, его основой стали модели «Станции юных техников» и коллекционеров. Для любителей чучел, гербариев и макетов ландшафтов создан музей природы Придонья.
Хватает в Павловске и парков, где можно найти каменный бюст императора Петра I, установленный в 1988 году; гранитных львов с времён строительства города; памятный знак о строительстве военной верфи от 2009 года; мемориал с действующим ключом в честь Неизвестного солдата; ряд «корабельных» и прочих композиций. Не обошлись и без дедушки Ленина с кепкой в руке.
В Павловске два действующих православных храма. Церковь Казанской иконы Божией Матери появилась вместе с крепостью в 1711 году, спустя полвека сгорела, в 1770-х воскресла в камне. В советское время была закрыта, действует с 2013 года. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы моложе на три года, в камне воплощена в 1783 году, реконструирована в 1850-х. Поначалу при Советах храм был закрыт, но с 1944 года в нём проходят службы. Сохранился и собор Преображения Господня. В камне его перестроили в 1780 году. При Советах купола сняли и перепрофилировали храм в Дом Культуры. В 2014 году сдали новый ДК, однако вопрос о реконструкции собора затянулся.
Привлекают паломников и туристов Белогорские пещеры, что неподалёку. Издревле убежище донских пиратов позже ютило и старообрядцев. В конце XVIII века некая Мария начала здесь сооружение подобия Киево-Печерской лавры. Порыв распутной прежде казачки поначалу был воспринят в штыки и односельчанами, и властью. Мария Пещерокопательницу обвинили в расколе. В деле разбирался сам царь Александр I, который повелел соорудить в пещерах церковь. Храм Александра Невского появился в 1819 году. Созданный тогда Белогорский мужской монастырь при Советах разорили. Приложили руку и фашисты, взрывая укрытия партизан.  В 2003 году население взялось за восстановление обители, и через десять лет тяжелого труда монастырь был возрождён.
… «Причём же здесь наше всё — Александр Сергеевич Пушкин?» — спросите вы. Однако не так всё просто! В 1829 году бог русской литературы через Воронежскую область следовал на Кавказ. По пути он традиционно критиковал дороги, восхищался степью, писал заметки о городах. Увы, Павловск там упомянут не был. Но, следуя по маршруту, описанному в путевом дневнике, у него просто не было возможности объехать город-верфь!
В ту пору в Павловске самым комфортным заведением была гостиница купца Антонова — пять звёзд по нынешним временам. Скорее всего, Пушкин проследовал мимо, но всё же по этой дороге. Потому фасад прежде гостиницы украшен мемориальной плитой, надпись на которой гласит: «В 1829 году по этой улице проезжал А.С. Пушкин».
 


Рецензии