Договор о соавторстве

 «Книги бывают только бумажные. Всё остальное просто информация»




Заключать или не заключать договор о соавторстве – это личное дело соавторов. Но, по общему правилу, в случае отсутствия такого договора, считается, что оба соавтора внесли в созданное произведение равный вклад. Соответственно, оба имеют равные права на вознаграждение. А право на имя вообще не обсуждается.

С моей же точки зрения, если есть возможность формализовать отношения, придать им форму договора, то лучше это сделать. Так будет удобнее всем, и яснее потомкам. Есть документ, значит, так оно и было, согласно имеющимся документам. А слова и другие фантазии имеют малую цену. Даже факты искажаются со временем, а уж если говорить о словах, услышанных кем-то и где-то, то более ненадёжных свидетельств и найти трудно. Ведь к тому же, «слова произнесённые есть ложь», так сказал один поэт, и я с этим тоже согласен. А вот «то, что написано пером, не вырубишь и топором», тоже забывать не следует.

Поэтому отношения, права и обязанности соавторов должны быть всегда чётко и просто определены. А то все авторы мнительны и эмоциональны почему-то, и это совсем не улучшает  возможности для совместного творчества.

Всегда хочется сделать что-то общее, глобальное, применимое для всех. Но такой договор не будет отличаться простотой и  ясностью, это очевидно. Поэтому  есть смысл начать с частных случаев, минимизировать количество участников и, по мере потребностей, только расширять круг соавторов.

Если Автор один, а Автор с большой буквы всё делает для издания своей книги сам, то вряд ли нужен Договор о соавторстве. Мы не будем углубляться в то, сколько личностей творили в его сознании какое-то там произведение.  Это его личное дело, то, что творится в его голове. Если физическое тело одно, то и Автор один.

Хотя некоторые Авторы  берут себе псевдонимы,   для придания значительности произведению. Я сам этим грешил, когда писал учебник для средней школы. Но, по большому счёту, имел полное право на такой псевдоним! К примеру, я понимаю Автора Владислава Кошкина, который написал книгу о птицах, их обычаях и разнообразии. И при этом публикуется под псевдонимом Лиза Чайкина и Ерофей Орлов. Это, чтобы не заподозрили читатели, что интерес к птичкам у Кошкина в основном связан с их вкусовыми качествами.
 
Тут ситуация произошла как раз на эту тему. Собрались два будущих  соавтора в ресторане. Классика жанра: нищий художник и поэт и богатенький его друг, который почему-то дружит с этим нищебродом и, время от времени, даже кормит его. Чтобы хоть что-то иметь с его бессмертных в недалёком будущем произведений, а не только чувство глубокого удовлетворения от своей доброты и щедрости, друзья решают получить хоть какую-то выгоду из своей дружбы и опубликовать прекрасные произведения, как соавторы. Денежки даст «Богатый Буратино», а  публикацию подготовит «Бедный Художник» И обращаются за помощью конечно к очень  квалифицированному  юристу, то есть ко мне. И я тоже очень скоро уже сижу вместе с ними в ресторане. Я люблю ходить по ресторанам, когда платит за это удовольствие кто-то другой.

Пусть ведут меня в хороший ресторан, кормят и излагают суть проблемы. Я готов дать совет и помочь, чем смогу тут же, не люблю откладывать  новые дела, и так уже много отложено.

Я понимаю всё, что хотят друзья – будущие соавторы и быстренько на салфетке  им пишу простенький текстик договора о совместной деятельности по соавторству. Пока ем, заодно, по доброте душевной могу, что угодно написать. Текст им нужен  был не для участия в тяжбах по судам, а скорее понятийный.


P.S. «Книги бывают только бумажные. Всё остальное просто информация»

Это произведение включено в   Книгу   Время года - ПроЗа  и некоторые другие

На все вопросы ответит  Литературный Агент: WhatsApp:  +79889744885  e-mail: enot-1917@mail.ru   
У него можно заказать и даже иногда приобрести бумажные книги.

#борщнаш


Рецензии