Мамин сад из Нецелостности

«Если мы не можем видеть сны друг друга, то к чему все эти разговоры по душам?»
Ольга Махно, художник
 
А если мы не можем видеть друг друга, то зачем тогда жить?!
Выставка «Между сном и явью» одна нескончаемая экзальтированная история про нежность, красоту внутреннего мира и сонного царства, в котором преобразуется все земное, искореняется бытовое. И даже коряги с камнями, помещенные в изысканные стеклянные емкости, в полумраке, превращаются в произведения искусства благодаря «сборщице восприятий» Виктории Ананьевой. «Мы создаем свой мир, находясь в плену образов и интерпретаций…» - верно. Только вот мы в плену или образы служат нам верой и правдой – вопрос.
 
Современное искусство может быть страшно красиво и через язык переработанного пластика органично прекрасно. Наталье Поповой явно известно об этом чуть больше, чем многим другим.
Сотни выпученных глаз на ее полотне не устали удивляться и не перестают удивлять. Они похожи точь-в-точь на древесные грибы-паразиты трутовики и приподнимают замес из акриловой краски, полимеров, фольги, смолы и оргалита на художественно новый уровень. Работа в четверть стены темной комнаты с внутренним светом представляет стильный арт-объект. Равно как и творение автора под номером-названием «2222», напоминающее морское побережье с отшлифованными морской водой камушками и анатомию женских половых органов. Природе нипочем синтетика. Она великолепна и побеждает, воплощенная талантливым мастером из полимерных материалов и закрепленная тиксотропным фиксатором.
 
    Кураторы Елена Голубева и Татьяна Васильева придумали историю, погружающую в сон, минуя сон: стильную, эстетически выдержанную, атмосферную, с шелковыми гламурными масками для сна, розовым и белым вином, проникновенными комментариями по поводу каждого представленного экспоната. Девочки-волшебницы.
Как много мыслящих, волнующих и Богом замеченных художников вокруг! В Ростокино 18 ноября я ощущала их концентрацию. Газобетонные композиции проекта «Ночь материи» Андрея Кузнецова совсем не «из иного мира» - наоборот, они мускулинисты, фаллоцентричны, гармоничны, по-язычески сакральны, шепчут (в приглушенной обстановке камерного зала) гимн Приапу, покровительствующему мужскому плодородию.
    В красных (почти ариадновских) нитях инсталляции-паутины Оксаны Афанасьевой заблудиться не сложно и даже приятно. «Мое подсознание – дивный сад. Нити – взаимосвязи. Тени на стене- часть композиции и символ иллюзорности». В этом чудесном саду подсознания художнику уютно и ясно. Данная инсталляция – шанс вернуться к себе и осознать внутреннее, чтобы понять и принять витиеватое внешнее. Эдемский сад через призму сегодняшнего взгляда небезразличного человека, тревожного и перегруженного информацией и событиями, скорее всего, выглядит именно так. Подсвеченное в темноте переплетение красных нитей погружает не в сон, а в воспоминания о том, что часто его предвосхищает. И мы опять оказываемся в ореоле любви, которая есть суть, смысл жизни, движущая сила и вдохновитель объединенных достойной экспозицией художников.
    Графичность мышления со вкусом передана Ольгой Махно в коллаже «Перекати-поле II». Мой гениальный муж вдохнул в меня любовь к миру, искусству и графике, способной отражать события, лица и эмоции, атмосферу, настроение выразительнее самых сочных красок. Разглядывая использованные, найденные случайно, объекты на коллаже маэстро, то подходя ближе, то удаляясь от огромного полотна, я думала о моем Гиоргии и вспоминала его потрясающие, до слез трогающие рассказы о созидателях искусства, в частности, Альбрехте Дюрере. «И жили они долго, и смотрели они черно-белые сны. И во снах этих шла стройка, и звенели колоколами на ней молитвы. И снег таял, и виднелась под снегом живая черная родная земля…» Сколько поэзии в этих строках, есенинской горемычности, бунинской закатности, тарковсковского раскаяния. Вот, например, «Андрей Рублев» в моем восприятии бесподобно и катарсично графичен!
 
    На фоне снов и сновидений, обозначенных лейтмотивом выставки, многоцветное шелковое полотно Анжелы Чева выбивается из почти монохромной экспозиционной реальности. Как лиричен «Мамин сад» из воспоминаний детства, которое прошло в Волжском, на берегу Ахтубы, где было счастье и умиротворение и где живут родители Анжелы. Я поддерживаю мнение Ницше о том, что сон – это своего рода «опьянение», «художественная сила природы». В описании к своему произведению Чева процитировала философа: «Наша внутренняя сущность, общая основа бытия во всех нас, испытывает сон с глубоким наслаждением и радостной необходимостью». Для меня сон является спасением, наградой, бухтой спокойствия и тишины, домиком, в котором можно укрыться от проблем и ужаса планетарного масштаба. Для меня сон – это мой Гиги, с которым всегда и везде было сладко, уютно и хорошо как дома.
 
    Арт-объект Светланы Покровской «Нецелостность» - про потерю опоры, рассыпание себя на кусочки и растерянность как реакцию на изменения. Голова, рука, еще три трудно читаемые части тела из фарфорового шамота концептуально и, в лучшем смысле слова, гламурно. Этот проект чуткого художника-керамиста высоко оценил бы «универсальный человек» Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, представляющий искусство Высокого Возрождения. Что-то объединяющее есть в произведениях Светланы и итальянского изобретателя 15 века.
 
    Мой Фаворит - художник Алиса Эмке и ее картины «Утро нового дня» и «Нет, не хорошо», примеры отточенного декоративизма, безупречного чувства цвета и композиции. В восхитительных многослойных творениях воздуха так много, что можно задохнуться, а одиночество так неизбежно, что не хочется расставаться с единственным. Мы пообщались с Алисой - она оказалась интересным собеседником, благодарным и любящим живопись всем сердцем.
 
    Познакомилась с очаровательной девушкой Динарой Уваровой, главой галереи «Ростокино». Юная хрупкая стройная, но результативная и целеустремленная Ди создала на перекрестке пыльных шумных дорог района Алексеевский (ВДНХ) на первом этаже жилого дома оазис со своими правилами, где царят демократия, свобода, сила мечты; мекку для креативных людей, представляющих разные виды искусства. Одри Хепберн, Инга Ильм и Ди Уварова – как же вы похожи, красивые умные стройные женщины земли!
    Видеоарт Юлии Черновой со смело-сентиментальным названием «Боже, как твои дела?», звучащим сродни крику истерзанной, но не перестававшей ни на минуту искать смысл души, пах осенними яблоками, сыростью рассыпающихся стен намоленного русского храма и народностью. За последнюю в кадре и на вечере отвечала фолк-группа экспрессивной Нины Коляда, проводника субкультурного стиля инди-поп, автора «Колхозного Хора», где люди работают с голосом, песнями, чтобы делиться творчеством вовне, и концертного проекта «Люди и Песни», где профи исполняют фольклор без притязаний на аутентику.
 
    Поздравляю вас с открытием оазиса современного искусства в галерее «Ростокино», дорогие Татьяна и Елена, остро чувствующие нюансы мироздания, ответственные девушки-кураторы. Сколько интересных людей приехало поддержать вас на открытие  одиннадцатой выставки годовой программы «Факультет» «Между сном и явью» 18 ноября!
 
    «Иногда происходят события, которые меняют все. Заснув в старом мире, просыпаемся в новом. Страх перед новым днем сковывает и парализует. Когда привычные схемы рушатся, нужны новые опоры. Чтобы проснуться в реальном мире, требуется собрать все силы, найти ориентиры, определить направление движения. Собраться заново перед новым днем».
Думаю, единственный ориентир, который останется непоколебимым, даже когда не станет нас, – Бог. Он и укажет путь.


Рецензии