Зотов

Весть о появлении новой институции: Центра конструктивизма «Зотов» в здании бывшего хлебозавода №5 сразу вывела  меня из душевного оцепенения, вызванного дефицитом художественных впечатлений в нынешней культурной среде, и уже на второй день после открытия  «Зотова» я туда явился.
Здание бывшего хлебозавода снаружи не производит  особо сильного впечатления; своею  цилиндрической формой оно напоминает силосную башню, но только с четырьмя рядами  окон.
В двух этажах – 2-м и 3-м развернута выставка русского авангарда 1910-х – 1920-х годов, включающая изобразительное искусство, архитектуру, театр и художественный дизайн.
Поначалу к осмотру экспонатов я приступил с позиции большого знатока авангарда: посмотрим, мол, чем вы меня сможете удивить! Но, по мере моего погружения в выставленный  материал, я обнаруживал все больше и больше для меня неизвестного. Кураторы выставки, просмотрев запасники многих отечественных музеев и установив контакты с владельцами частных собраний, смогли экспонировать не засвеченные зрительским взором произведения авангарда; многие из них мне  на глаза не попадались даже в репродукциях, как то: «Цувамма» Елены Бебутовой, «Мальчик и граммофон» Михаила Ле Дантю, несколько коллажей Алексея Крученых 1910-х, композиции Веры Пестель, скульптура Давида Якерсона, абстрактные картины Климента Редько 1920-х годов, живописные  экзерсисы Сергея Лучишкина, «Звездная азбука» Велимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича.
До этого я не знал, каким крупным художником был архитектор Александр Веснин, и не предполагал, насколько талантливым архитектором был художник Александр Родченко. Фантастическим архитектурным проектам на выставке отведено  особенно большое место.
В экспозиции присутствует, также, и музыка: здесь можно послушать конструктивистскую оперу Александра Мосолова, и при помощи специальных аппаратов самому  произвести разнообразные театральные шумы.
Вообще, подбор экспонатов выставки исчерпывает тему, притом, что ее академизм разбавлен занимательностью, и  полнота не утомляет.
Переходя от экспоната к экспонату, вскоре обнаруживаешь необычность выставочного пространства. По его значительной площади расставлены многочисленные стенды, перегораживающие поле зрения, и цилиндрическая поверхность его стены как-то тушуется. Поскольку, в отличие от обычных музеев с их анфиладами зал, координатная система здесь  не подчеркнута,  посетитель теряет ориентацию, и траектория его движения  напоминает след броуновской частицы.
Другое дело, когда поднимешься на полупустой четвертый этаж, и архитектура удивительного здания, построенного инженером Георгием Марсаковым, становится видимой без помех. Его внутренний объем  представляет собой кольцевое пространство, заключенное между двумя соосными цилиндрами, радиусы которых отличаются раз в пятьдесят (внутренний цилиндр обтесан до вписанного шестигранника). Посередине между ними вдоль сосной  окружности расположены  тонкие колонны квадратного сечения. Междуэтажные перекрытия  сложены из железобетонных балок, подобно лучам исходящих из центра здания. Этот интерьер является подлинным манифестом архитектурного конструктивизма.
Такую же структуру имеет зал, занимающий весь первый этаж (он отличается тем, что в его центре установлен большой соосный зданию цилиндрический экран). В зале располагается аудиовизуальная инсталляция Кирилла Челушкина «Дыхание».
В темноте на центральный экран и на пол проецируется многоканальное видео со стремительно бегущими изображениями произведений авангарда, сопровождаемое громкой авангардной же музыкой. Картины, проецируемые на пол, непрерывно бегут к центру зала, как бы вливаясь в замкнутую ленту, бешено вращающуюся на цилиндрическом экране. Сумма этих движений создают эффект присутствия в сильно искривленном неевклидовом пространстве. Данная инсталляция, являющаяся апофеозом экспозиции в Центре «Зотов», - подлинный шедевр Современного Искусства!
                Ноябрь 2022 г.


Рецензии