Глава 46. Игумен Тихон
В храме он требовал, чтобы бабушки перед его приходом тщательно протирали праздничную икону одеколоном. Он брезговал прикладываться к заляпанному зацелованному стеклу. Он не выносил шуршания пакетов во время службы и ругался на это в проповеди после службы. Просил не тянуть никакие прошения, петь очень быстро и собранно и только «Да исполнятся уста» петь помедленнее.
После службы мы шли на трапезу. Там было множество мирян, незнакомых нам людей. Мы их побаивались, потому что внимание к нам было пристальным, а мы были никакие, чтобы еще демонстрировать людям несуществующие добродетели.
Отец Тихон в этот момент удалялся в другую комнату. Туда вход был запрещён всем кроме Раисы Егоровны и её внучки Светы. Раиса Егоровна являлась смотрителем храма и церковного дома. Это была живая и острая на язык бабулька. Она отвечала за всё происходящее на церковной территории, за трапезу, за взаимодействие с городскими властями в какой-то степени. Также в её обязанности входило удовлетворять любые нужды и капризы, возникающие у служащих батюшек-монахов (в данный момент иг.Тихона). У неё была в городе квартира, но там из-за многочисленного её потомства ей не было места. Отец Тихон иногда ходил туда мыться, так как на подворье не было воды.
Но отец Тихон общался с ней почти как с родственницей. Она была вхожа даже в его спальню, что вызвало у нас определённые вопросы. Да и по логике если он удаляется от людей, нам бы тоже не мешало спрятаться, мы ведь тоже монашествующие. Но у него были свои взгляды. Было понятно, что он эгоист, людей терпеть не может. И создал себе здесь особые условия в отсутствии настоятеля и братии.
Отец Тихон частенько открывал нам совершенно новый взгляд на монашество. Он говорил: "Монашество- это забег длиною в жизнь!" То есть нужно рассчитывать свои силы и здоровье на всю жизнь сразу, а не подвижничать как сумасшедший в молодости, а потом становиться калекой. Или: "Любовь должна быть взаимной!" Мы его спрашивали, не противоречит ли это Евангелию. Он отвечал, что нет, кто любит без взаимности, тот подобен маньяку. Мы, конечно были немало удивлены его трактовками. До сих пор я вижу зерно истины в его рассуждениях. Ведь и в самом деле в Евангелии от Луки(гл.10) написано: "...Возлюби ближнего твоего как самого себя". Далее же приводится притча-пояснение, кто наш ближний. Притча о милосердном самарянине. То есть, наш ближний - это человек, творящий нам добро. Даже если он иноверец. А тот, кто ненавидит тебя, ближним называться не может, даже если он священник. Всё очень просто.
А один раз иг.Тихон сказал, что японцы, кажется, рекомендуют относиться к женщине как к ребенку. С добротой, снисхождением, заботой. Это вообще лучшее, что я слышала от братии!
После Дорогобужа мы ехали в Сафоново забирать отца Гавриила. И доезжали до Болдина не раньше четырёх часов. У меня из-за этого по воскресеньям страшно болела голова до ночи.
http://proza.ru/2022/11/30/695
Фото из личного архива.
Свидетельство о публикации №222113000674
Елизавета Герасимова 3 13.04.2023 19:01 Заявить о нарушении
Эмилия Лионская 13.04.2023 22:38 Заявить о нарушении