О чем этот текст с фейсбука из 2017 года

30.11.2022

  Далее текст ,я перекопировала с моей страницы с фейсбука.Это из 2017 года.Наверное нужно осмыслить и после прокомментировать.Наверное,это как-то повлияло на развитие общества?

                1

  К началу Гражданской войны в России существовала достаточно давняя и сильная традиция внецерковной мистики.

   На протяжении всего XIX века внецерковные (и отчасти антицерковные) мистические учения и практики – от хлыстовства до спиритизма – были широко распространены и популярны в стране, как среди низшего, так и среди высшего класса. А в начале ХХ века это увлечение приняло в среде интеллигенции повальный характер.
   Читая литературу Серебряного века, мы видим, что мистикой и оккультизмом – иногда весьма "темным", вплоть до прямого дьяволопоклонничества – увлечен даже не каждый второй автор, а девять из десяти.
   И это не специфическая особенность русского Серебряного века: такое же "религиозное возрождение" с сильным привкусом оккультизма, часто связанное с протестом против христианства (или, по крайней мере, церковного истеблишмента), происходило в те же годы в Европе и США.
   Это общее поветрие не миновало и большевиков – по крайней мере, некоторых.
Можно вспомнить и Луначарского, и Богданова с его полунаучными, полуоккультными разработками, и контакты большевистской верхушки с Рерихом. В выборе пентаграммы в качестве символа, в постройке Мавзолея и создании культа "вечно живого" Ленина чувствуется некий очень специфический душок.
   Да, большевики позиционировали себя как атеисты и материалисты – но оккультизм (в отличие от институциональной религии) атеизму не противоречит, а если в нем используются квази-естественнонаучные объяснения, не противоречит и материализму. Что же до христианства вообще и Православной церкви в частности – резко негативное отношение большевиков к ним хорошо известно и в доказательствах не нуждается.
   А российский император, помимо всего прочего, являлся важной религиозной фигурой. Он – "помазанник Божий", он – глава Православной церкви.


Рецензии