День пятый

  Подъем - и вперед! Дорога хорошая, но подъем крутой, вокруг лиственный лес. Полянка - и, земляника!  Она несколько затормозила наше движение.
  Капитан решил идти не через Халегу, а через другой перевал - Кызыл-Ауш. Чтобы не встречаться с глухонемыми туристами. Чтобы не смущать их нашей гитарой и песнями и не смущаться самим. Было как-то неловко перед ними.
  К полудню вышли к ручейку. Рядом где-то лаяли собаки -значит близко пастуший кош.
   Долго пили воду из ручья - утоляли жажду, наслаждались горной водой как вином, закусывая отсыревшими вафлями. Потом - еще чуть-чуть прошли по тропе и оказываемся рядом с пастушьей стоянкой.
  Спрашиваем дорогу на перевал - нам не только показывают её,  но и угощают наярымом - густым жирным кислым молоком, необычайно вкусным.
    Выпив по кружке, почувствовали себя сытыми, бодрыми и готовыми к дальнейшим подвигам.
    Двинулись дальше по тропинке - вокруг уже не густой лес, а отдельные деревья и здоровые валуны. Увидели пасущихся коров.  Одна из них медленно двинулась к нам, наклонив голову. А голова у коров обычно бывает с рогами. Часть бестрашной команды тут же забралась на большой валун.
- Вы что, коров не видели? - сказал Кузьмич и отогнал ее маленькой палкой.
  Путь наверх был долог и сложен. Уже и потеряли тропу. А небо начинает во второй половине дня портиться - набегает все больше и больше туч. Идем по компасу и интуиции  капитана. Деревьев уже нет. Под ногами уже не земля, а камни, а подъем все круче. Затем небольшая зона сыпучей красной земли, покрытой редкой травкой и опять камни - толстый слой камней под ногами.
     Привал. Съели сидя на камнях обед - дежурные рыбные консервы с сухарями.  Набегает туман и заливает все вокруг. Бросили вниз по камням консервную банку  и она стучала почти минуту, пока не затихла где-то внизу. Поднялись еще чуть выше и стали терять ориентировку в сплошном молоке.  Но когда поднялись еще чуть выше метров на сорок, почувствовали ветер в спину - он и подсказал направление вперед - на перевал.  Чуть-чуть еще - и подъем кончается, под ногами уже не камни, а ровная поверхность, покрытая травой. Впереди ровный травянистый склон и спуск в зеленую долину, залитую солнцем. А за нами белое озеро - это тучи, это туман, через который мы прошли. Он лежит в грядах  гор, как в полной чаше молока. Скидываем рюкзаки и любуемся панорамой. Горы вдали, а под ногами - зеленая шелковистая трава. Капитан решил уточнить путь, вытаскивает свои схемы - кроки, садится на рюкзак. А около его ступней в траве - несколько цветков со звездообразной белой чашечкой-колокольчиком с фиолетовой окантовкой - запоздалые крокусы. Удивительно,  не весна ведь, их время прошло давно. Кроки и крокусы. Принимаем это за хорошее предзнаменование.
  Спуск вниз легкий,  по траве,  полчаса вниз по луговому склону  и подходим к отаре овец,  охраняемой дружелюбной собакой. Чабан, в ответ на наше приветствие и видя гитару за спиной капитана, хитро прищуривается и затевает разговор:
- Ну и не тяжело вам с собой гитару таскать?
- Да нет, она лёгкая.
- А то в прошлом году наши чабаны гитару на перевале нашли. И полбутылки сухого вина. А в гитару вложена записка - погибаем , мол, туман, ничего не видно. И адрес - напишите нашим родным. А их потом внизу чабаны встретили,  не погибли, значит, но за гитарой возвращаться не захотели. А то оставайтесь ночевать у меня здесь, костер будет, шашлык сделаем.
- Да пока еще светло, мы вниз пойдем.
- Оставайтесь . Тут у меня медведь завелся, овец на шашлык таскает. У вас есть какая приманка, чтобы съел и не ходил?
   Капитан достает и протягивает две таблетки сухого спирта (хорошее средство разжечь костер в любую погоду):
- Вот, сухой спирт, положите ему в мясо, может подействует.
Чабан, хитро прищурясь, спрашивает:
- И как его, так глотать, или разводить надо?
И непонятно,  шутит он, или всерьез.  Мы отвечаем:
- Нет, нет, это яд, это для медведя!
И убегаем вниз.
   Часа два спуска - и луг сменяется маленькими рощицами, у группы берёзок и ручейка мы останавливаемся.  Уже семь вечера, разбиваем лагерь, разводим костер. А под берёзами - грибы. Подосиновики.
   Варим грибной супчик.   И запиваем огромным количеством крепкого чая с медом и сухарями.
   А ночь получилась беспокойная для капитана, он переживал - правильные ли грибы съели. А тут то один, то другой ночью вылазит из палатки - не плохо ли им? Но виной всему были не грибы, а невероятное количество чая...    


Рецензии