Человек-Легенда - оперный певец Хосе Каррерас
Впервые имя этого великого оперного певца я услышал из передач русско-язычного радио, когда по причине катастрофы с башнями близнецами 11 сентября 2021 г. я оказался не удел и был вынужден сидеть дома. Имя этого певца ещё не было у меня на слуху, хотя, как позже я узнал, он неоднократно выступал с гастролями в России, в том числе и в Кировском оперном театре моего родного Ленинграда. Мне тогда опера не грела душу, казалось мне не естественной и не понятной, на незнакомом языке. Но рассказ на русском радио о спасении Каррераса другим оперным гением Пласидо Доминго запал мне в душу и вызвал желание познакомиться с этими оперными титанами.
В один из мартовских солнечных дней, прогуливаясь по улочкам одного из бостонских городков Фрамингема я натолкнулся на распродажу лишних вещей в связи с переездом в другой город или по другой причине. Такая весенняя барахолка распространённая черта американкой действительности: ничего не выбрасывать, что может кому-то пригодиться. Копаясь в такой барахолке можно наткнуться на совершенно неожиданные вещи, которые ты не найдёшь ни в каком магазине. Вот на такой барахолке, копаясь в развале книг, меня вдруг насквозь пронзил взгляд незнакомого мне человека. От неожиданности я замер и отвернул глаза. Успокоившись, с закрытыми глазами, я осторожно нащупал руками толстую книгу и вытащил её из мешка. Открыв глаза, я прочитал:
Jose CARRERAS
Singing From The Soul
Онемев от изумления, я увидел пристальный взгляд не знакомого мне человека, как бы спрашивaющего: «Ну, что уставился на меня? Неужели не узнал? Бери скорей, пока меня не сдали в макулатуру!». Придя в себя, я крепко сжал книгу двумя руками, прижал её к сердцу и пообещал всю прочесть, несмотря на низкий уровень владения английским языком. Купив почти задаром книгу, я тут же отправился в своё американское логово и, поудобней устроившись в своём потёртом кресле, стал искать что-нибудь похожее на то, о чём так красочно описывали злые языки на интернете. К большому сожалению, книга окaзалась для меня трудно читаемой. Видимо сказалось, что её писал каталонский испанец, сохранивший свой природный стиль выражения своих эмоций. Зато книга была переполнена мнoгочисленными фотографиями, от которых я не мог оторваться.
Человек недели: Хосе Каррерас
Человеком последней недели апреля в 2014 году, по версии журнала EUROMAG, стал легендарный испанский тенор Хосе Каррерас, который сообщил о своем возвращении на сцену и уже успел принять участие в двух спектаклях. Для возвращения маэстро выбрал современную оперу «El Juez» австрийского композитора Кристиана Колоновиц, премьера которой состоялась в Театре Арриага в Бильбао.
30 апреля 2014г. в Европе произошло событие, значение которого для мира
искусства трудно переоценить. Легендарный испанский тенор Хосе Каррерас объявил о своем возвращении на сцену. В Театре Арриага в Бильбао он представил мировую премьеру оперы «El Juez» австрийского композитора Кристиана Колоновиц.
«Я с нетерпением жду начала спектакля, но пока не могу сказать, будет ли моё возвращение временным, буквально на несколько вечеров, или получит продолжение. Это зависит от того, как примет публика это произведение и как я сам буду себя чувствовать», - сказал великий тенор на презентации постановки. Он отметил, что принял это решение из-за желания научиться чему-то новому. Именно поэтому выбор пал на современное оперное произведение, а не на классику. «Музыка дает импульс и желание обучаться чему-то новому. Это современное оперное произведение дает возможность быть эмоциональным, а мы, артисты, всегда к этому стремимся», - добавил маэстро.
В опере раскручивается испанская драма «украденных детей», которые были отняты у своих родителей во время диктатуры Франко. По мнению Каррераса, эта тема в последние годы, к сожалению, стала очень актуальной в Европе. Выступление Хосе Каррераса прошло при полном аншлаге в зале Teatro Arriaga на 1200 человек. Зрители встречали тенора, стоя и с овациями. Сам певец охарактеризовал свою роль, как «большой творческий вызов» и заверил, что после длительного и сложного периода снова себя хорошо чувствует.
Сама премьера 26 апреля стала действительно интернациональной. Билеты раскупили в 18 странах, и больше всего зрителей было из Австрии, Италии, Японии и Дании. Еще один спектакль состоялся 29 апреля. В оба вечера в зале был аншлаг. Судя по тому, что на 2 мая билетов уже также не осталось – полный зал ожидается во время третьего выступления маэстро.
Детство и юность
Жозеп Мария Каррерас-и-Коль (полное имя вокалиста) родился 5 декабря 1946 года в столице Испании – Барселоне. Хосе рос крайне умным и спокойным ребенком. Он был младшим из трёх детей в семье. Стоит заметить, что семейство Каррерасов не бедствовало и считалось респектабельной династией. Его отец работал школьным учителем и полицейским, мать владела небольшой парикмахерской. Однако маленький Хосе добивался успехов не за счет связей уважаемых родителей, а старался делать ставку исключительно на собственный талант. Более того, мальчик никогда не просил у отца и матери денег. В свободное от учебы время он помогал родителям развозить по магазинам косметическую продукцию, что производилась на семейном предприятии. На досуге, как и многие другие ребята, юный Хосе Каррерас общался со сверстниками, играл в футбол, посещал местный стадион, где болел за команду родного города.
У будущей звезды оперы был серьезный, внимательный взгляд, что всегда бросалось в глаза, так как это большая редкость для ребенка. Когда в детстве Хосе капризничал, родители включали горячо любимому чаду музыкальные композиции, и он тут же замолкал.
«Он был удивительно тихим мальчиком, спокойным и умненьким. У него была черта, которая сразу же бросалась в глаза: очень внимательный и серьезный взгляд, что, согласитесь, достаточно редко можно встретить у ребенка. Музыка производила на него потрясающее действие: он замолкал и весь преображался, он переставал быть обычным маленьким черноглазым сорванцом. Он не просто слушал музыку, а словно пытался проникнуть в самую ее суть», - вспоминала позже его сестра Мария Антония Каррерас-Колль.
Петь артист начал после просмотра фильма «Великий Карузо», где в главной роли выступил Марио Ланца. Тогда его звонкий дискант напоминал голос Робертино Лоретти. В восемь лет он впервые выступил по Национальному испанскому радио с арией La donna е mobile (в русском переводе - "Сердце красавиц склонно к измене"), после чего он начал обучение в Муниципальной музыкальной консерватории Барселоны. В 11 лет состоялся его дебют на сцене барселонского оперного театра "Лисеу" - он исполнил партию рассказчика в опере Мануэля де Фальи "Балаганчик мастера Педро", а затем небольшую роль во втором акте оперы "Богема" Джакомо Пуччини. Окончив школу, Каррерас по совету старшего брата, который открыл косметическую фирму, поступил на химический факультет Барселонского университета. Однако он не оставил занятий музыкой и через два года, бросив университет, сосредоточился на обучении в Высшей музыкальной консерватории "Лисеу" в Барселоне.
Энрико Карузо покорил маленького талантливого мальчика, и он незамедлительно выучил наизусть все арии вокалиста, исполняя их при первой же возможности. Стоит отметить, что мать поощряла увлечение сына. Видя тягу сына к музыке, она договорилась о частных уроках игры на фортепиано и пения. В восьмилетнем возрасте Хосе стал посещать консерваторию одновременно с занятиями в школе.
Каррерас впервые выступил на публике в восьмилетнем возрасте, спев «Сердце красавицы склонно к измене» на испанском национальном радио. Семейство Каррерасов было состоятельным, однако повзрослевшему сыну родители готовили вовсе не артистическое будущее. Известно, что в подростковые годы тенор трудился в семейной косметической фирме, развозя товар по улицам Барселоны на велосипеде.
Каррерас учился в университете Барселоны, изучал химию, но продолжал брать уроки вокала. В 1971-ом он победил на международном конкурсе певцов «International Verdi Singing Competition» в итальянском городе Парма. Эта победа принесла артисту и приглашение на роль Рудольфа в опере «Богема», и стала отправной точкой в его карьере оперного певца.
Дебют в качестве оперного певца
Первую известность юный испанский певец приобрел в 1957 году. В это время Каррерасу предложили выступить на известной театральной сцене города Барселона под названием Grand Teatro de Liceo. На тот период маленькому таланту стукнуло всего лишь 11 лет. В театре Хосе досталась роль в опере «Балаганчик мастера Педро». Здесь он исполнил детскую партию сопрано.
После громкого успеха Хосе Каррерас, биография которого до этого момента была наполнена лишь взлётами, поступил в Университет Барселоны. По настоянию отца парень стал постигать профессию химика. Однако на втором курсе молодой человек решил покинуть престижное учебное заведение, поскольку испытывал дефицит свободного времени, необходимого для посещения музыкального лицея, где совершенствовал свои вокальные данные.
Музыка
Громкому успеху на мировой сцене Хосе во многом обязан протекции со стороны знаменитой оперной певицы Монсеррат Кабалье. Молодого талантливого исполнителя эта звездная личность заметила в конце 60-х, пригласив его на роль ведущего в опере «Лукреция Борджиа».
После успеха Каррерас исполнил партию Дониццети в опере «Мария Стюарт» в Лондоне, а затем спел свою первую арию Пинкертона в опере «Мадам Бовари» в театре Нью-Йорка. Уже к 1975 году тенор завоевал все ведущие сцены мира.
«Он, безусловно, гениален. Редкое сочетание — голос, музыкальность, цельность, трудолюбие и потрясающая красота. И все это досталось ему. Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть», — говорит Монтсеррат Кабалье.
Уже спустя три года Каррерас вновь спел с Монтсеррат Кабалье. В этот раз они вместе оказались на лондонской сцене в Марии Стюарт. Позже они вместе выступали ещё примерно в пятнадцати постановках. Дебют на американской земле состоялся уже в возрасте 25 лет. Он исполнил роль Пинкертона в Мадам Баттерфляй.
В свои 27 лет Хосе дебютировал в роли герцога Мантуанского в Вене, а к 28 годам Каррерас исполнил уже 24 роли первого плана классического оперного репертуара.
Лучшие театры боролись за право пригласить талантливого исполнителя в свою обитель. Несмотря на молодость, Хосе берег голос, поэтому с подписанием контрактов не торопился. Стоит отметить и то, что вокалист, уже прославившись, всё также работал над вокалом, совершенствуя его день ото дня.
Испытание, выпавшее на плечи преуспевающего оперного певца
В 1987 году Хосе Каррерас находился на вершине славы. Он был известен во всем мире, его общества искали люди самого высокого положения, билеты на его выступления разлетались задолго до премьеры. Как гром среди ясного неба прозвучало заключение врачей, которые поставили маэстро диагноз «острая Лейкемия». Этим коротким словом медики называют злокачественное поражение ткани костного мозга.
На целый год кумир миллионов исчез из поля зрения. Весь 1989 год Испания наблюдала за медленным угасанием любимого артиста. Ко всему у него оказалась редкая группа крови, и плазму для пересадки пришлось собирать по всей стране. Но ничто не помогало.
«В какой-то момент мне вдруг стало все равно: семья, сцена, сама жизнь… Мне ужасно захотелось, чтобы все кончилось. Я был не только смертельно болен. Я к тому же смертельно устал», - вспоминал позже маэстро.
Но был человек, который продолжал верить в его выздоровление. Кабалье отложила все дела, чтобы быть рядом с Каррерасом. В результате, новейшие достижения медицины дали результат. Лечение, начатое в Мадриде, успешно завершилось в США. Испания с восторгом приняла его возвращение.
Возвращение на сцену после болезни и благотворительность
В 1988 г., оправившись после болезни, Хосе Каррерас основал в Барселоне Международный фонд по борьбе с тяжёлым заболеванием, который сегодня имеет филиалы в Женеве, Мюнхене и Сиэтле. Ежегодно Каррерас дает благотворительные концерты, все сборы от которых поступают в бюджет Фонда.
В 1990 г. было образовано "Трио теноров" в составе Хосе Каррераса, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти - один из величайших феноменов мирового оперного искусства
Идея организовать проект, в котором впервые на одной сцене выступили бы три величайших тенора XX-го века, принадлежит итальянскому импресарио Марио Дради (Mario Dradi). Говорят, что после необычайного успеха концерта многие пытались доказать свою причастность к этой идее, поэтому до сих пор ходят споры о том, кто же на самом деле первый предложил сделать нечто подобное. Марио Дради рассказывает об этом так: «Всё началось с шутки, когда после концерта Хосе Каррераса в июне 1989 года в Чинчиано мы беседовали о том, какие проекты могли бы осуществить в будущем, и Хосе в шутку предложил мне попробовать организовать такой концерт. И я начал работать над этой идеей».
5 декабря 1989 года у Марио Дради начались серьезные проблемы с организацией концерта и уже тогда многие были убеждены, что из этой затеи ничего не выйдет. Однако, несмотря на трудности, теноры собрались в Риме на первой репетиции, которая и послужила началом успеха. На этой репетиции постарались определиться с репертуаром концерта и было решено, что примерно три четверти программы займёт выход каждого из теноров, которые споют по нескольку арий и песен, а затем они выйдут втроём и исполнят вместе попурри из арий. К выбору подходили из расчета репертуара певцов — все арии присутствовали в арсенале каждого из них, и в любой момент один мог исполнить арию, которую должен был бы петь другой
Их первое выступление состоялось 7 июля 1990 г. в Риме на закрытии чемпионата мира по футболу. Зубин Мета (Zubin Mehta) впервые узнал о том, что он будет дирижировать концерт трех теноров, будучи на гастролях в Гонконге, прочитав статью в газете. «Я отложил газету, подумав, что это очередная выдумка прессы, - рассказывает знаменитый дирижёр. - Я просто не мог в это поверить».
И хотя он и назвал эту затею несбыточной мечтой, 7 июля 1990 года состоялся знаменитый благотворительный концерт трёх теноров, ставший величайшим музыкальным событием, которое потрясло весь мир. Любовь Казарновская в одном из выпусков своей передачи «Вокалиссимо» отметила, что Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) выступил активным идейным вдохновителем этого концерта, который состоялся во многом благодаря этому замечательному человеку. Сборы с этого концерта, за исключением суммы, необходимой для лечения Хосе Каррераса и отчислениям продюсерам, пошли в фонд борьбы с лейкемией. В тот вечер Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас выступили на сцене в Термах Каракаллы, в Риме, накануне Чемпионата мира по футболу. В концерте участвовало сразу два оркестра: Флорентийский и оркестр Римского оперного театра, которыми дирижировал Зубин Мета.
Затем совместные концерты прошли во время чемпионатов мира по футболу в 1994 г. в Лос-Анджелесе, в 1998 г. в Париже и в 2002 г. в Иокогаме. В 1996 - 1997 гг. исполнители в рамках мирового турне посетили Токио, Мюнхен, Дюссельдорф, Вену, Ванкувер, Торонто, Лондон, Нью-Йорк, Гетеборг, Мельбурн, Майами, Барселону. Трио выступало до 2003 г., во время их концертов телевизионная аудитория составляла не менее 1,5 млрд человек.
С 2000-х гг. Каррерас чаще всего записывал неаполитанские песни. Выступал дуэтом с Дайаной Росс, Клаусом Майне, Шарлем Азнавуром, Сарой Брайтман и др. В 2009 г. он заявил о завершении оперной карьеры из-за высоких физических нагрузок, которых требовали роли, но продолжил концертную деятельность. В качестве исключения он вернулся на сцену в 2014 г. для участия в опере "Судья", написанной специально для него австрийским композитором Кристианом Колоновицем.
Певец продолжает гастролировать. Неоднократно посещал Россию (впервые приезжал в 1989 г.). В марте 2014 г. он спел на церемонии закрытия Параолимпийских игр в Сочи, исполнив гимн Паралимпиады. Вместе с ним спела российская певица Диана Гурцкая. Последний концерт в России он давал в октябре 2019 г. в Кремлевском дворце в Москве.
Репертуар певца обширен - в него входят партии более 60 опер, среди которых "Богема", "Манон Леско", "Тоска", "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Вертер" Массне, "Аида", "Дон Карлос", "Бал-маскарад" Верди, "Кармен" Бизе. Помимо оперных арий, это испанские, неаполитанские и американские песни, баллады и романсы, партии из оперетт и мюзиклов, эстрадные песни. Дискография певца включает более 150 записей, проданных тиражом свыше 50 млн экземпляров.
Ремир Зекцер по материалам из интернета и книги Хосе Каррераса «Singing from the Soul»
Свидетельство о публикации №222120100108