Глава 51. Пасха и ссылка

Всю Страстную седмицу, начиная со среды вечера, мы служили в Дорогобуже. С отцом Тихоном мы уже сработались и привыкли друг к другу. В тот год Благовещение выпало на Великую субботу. Мы читали всего три паримии вместо пятнадцати. Пасху также мы служили быстро и собранно. Я уже установила в Дорогобуже обиходное пение. Мне стало легче в тысячу раз. Хоть и пришлось всё вспоминать по памяти, как мы пели в прошлой мирской жизни до монастыря. Нот у меня не было, и я пользовалась Пинским обиходом. Многие гласы пришлось перепеть оттуда, так как не хотелось сильно отличаться от местных распевных традиций. А в монастыре мы пели служебную чреду по-прежнему знаменным распевом. Мнительный отец Пётр, регент, нервничал и страдал, что мы пели в один голос на его службе. А отец Тихон, чтобы вывести его из равновесия ещё больше, сказал ему, что сёстры теперь в Дорогобуже поют очень хорошо, обиходом. А отец Пётр от этого заплакал.


Неожиданно после Пасхи пришло ошеломляющее известие. Игумена Тихона отправляли служить в женский монастырь под Смоленском на год. Причина оставалась неизвестной. Отец Тихон возмущался и был убит горем. Он жаловался, что ему там не будут готовить диетическую еду, как в монастыре и в Дорогобуже. Батюшка настоятель отмалчивался. Только твердил в ответ на наши воздыхания: «Тихона в Дорогобуже больше не будет!» Я пыталась пожаловаться на тяжёлую участь дорогобужских певчих, но нас никто не слышал. Служить стали посылать отца Герасима.


Отец Герасим уже основательно вжился в роль героя-любовника и старался своими поездками в Дорогобуж вызвать у некоторых сестёр ревность ко мне. Мне не нравилось его нечистоплотное с нравственной точки зрения поведение, но изменить что-то было не в моих силах.


Отец Тихон был, конечно, взрослее и умнее отца Герасима. Он был на должности благочинного, участвовал в строительстве храмов, в разработке проектов. Он водил машину. И закупал для монастыря продукты, стройматериалы, хозтовары. Он умел организовывать людей, культурно договариваться, вызывать расположение. В конце концов он умел анализировать и масштабно мыслить. А отец Герасим умел только коров доить, просфоры печь да косить траву.


Когда мы праздновали в Дорогобуже день Святой Троицы, я, послушав глупые и примитивные речи нового предстоятеля (предстоятель - служащий священник, в данном случае Герасим), вышла на улицу и там заплакала. Я спряталась на лестнице, ведущей на колокольню. Но Раиса Егоровна меня нашла и весьма удивилась моим слезам. С тех пор она меня стала регулярно подкалывать и упрекать в неравнодушном отношении к отцу Тихону. Я ей объясняла, что ничего не испытываю к отцу Тихону кроме уважения и плачу от жалости к себе. Мы столько пережили, что лимит терпения переполнен, глупость отца Герасима сильно действует на нервы. Но она поглядела на меня, прищурившись, и не поверила.

 
Она явно ревновала меня к отцу Тихону. Это казалось мне очень противоестественным. Неужели у такой бабуси могли быть планы на молодого игумена? Или какие-то чувства, кроме почтения. Она стала ко мне почти агрессивной. А игумен Тихон, наоборот, в свои частые приезды в Болдино дарил мне множество подарков: афонский дорогой ремень с серебряной пряжкой, настенную географическую карту, атлас стран мира, складной очень острый фирменный нож, юкку слоновую в глиняном горшке, латунный подсвечник с перламутровой инкрустацией и другое. В очередной приезд митрополита Кирилла в день памяти преподобного Герасима отец Тихон нашёл меня на кухне, подвёл к владыке и попросил его благословить меня на обучение иконописному ремеслу.


  http://proza.ru/2022/12/01/1186


 Фото из личного архива (п.Тимофей?)
 


Рецензии
+ Прочитала эту главу с большим удовольствием и интересом.

Елизавета Герасимова 3   19.04.2023 19:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Елизавета!

Эмилия Лионская   19.04.2023 20:41   Заявить о нарушении