Последний аристократ у власти!

В январе 1945 года барон К.Г.Е. Маннергейм, тогдашний президент Финляндии, написал официальное письмо редактору швейцарской газеты Жану Мартену, с которым у него были доверительные отношения, в котором рассказал о тяжелом экономическом положении Финляндии и связанных с ним проблемах. Он писал: «Надо жить день ото дня, укрепляя дух и постоянно необходимую волю к сопротивлению. умственное испытание, чтобы обрести истинное понимание жизни». В письме он также упомянул, что психологические испытания учат жить с высоко поднятой головой.
Попробуем разобраться в этих словах великого финна. Мы знаем шведское происхождение барона Маннергейма как дворянина, солдата, сделавшего блестящую карьеру в русской императорской армии, путешественника и натуралиста, совершившего уникально сложное конное путешествие по Азии и северному Китаю.
Изображая C.G.E. Маннергейма как одного из самых ярких политических и военно-исторических деятелей первой половины ХХ века, необходимо понимать, что значительная часть его жизни была связана с Россией и Российской Императорской Армией, в которой он прослужил более 30 лет. Он не мог не испытывать чувства принадлежности не только к высшим элитарным слоям российского общества, но и ко всей истории России и ее основания. Маннергейм был полностью уверен, что выполняет долг русского офицера. Его взгляды, как из-за аристократического происхождения, так и из-за близости к придворным кругам, на протяжении всей жизни оставались неизменными - верность традиции и правилам монархического строя. Однако события в России в октябре 1917 года потрясли до основания всю российскую политическую систему и изменили всю геополитику Европы. Для самого Маннергейма изменения, наиболее серьезно затронувшие армию, оказались наиболее значительными. Отречение императора, анархические процессы социализации и ложная демократизация, проявлявшиеся в развале дисциплины, неповиновении командирам, участившихся дезертирствах и т. д., все это было очень болезненно для генерала Маннергейма. Барон Маннергейм ясно понимал, что император, которому он присягнул, вынужден отречься от престола, и поэтому не хотел вновь присягать Временному правительству, активно уничтожавшему государственные указы и поддерживавшему мятеж петроградского гарнизона. Он остался верен Николаю II и некогда данной им присяге. Так как барон не видел возможности служить большевистскому правительству, он обратил взоры на свою родину, Финляндию, где в это время началась серьезная борьба за национальную независимость и против советской власти. Зная себе цену, Маннергейм в декабре 1917 года решился на шаг, коренным образом изменивший его жизнь, и тогда он навсегда покинул Россию. Его знания и военный опыт нашли применение в Финляндии. Он стал главнокомандующим и создателем финской армии, естественно стал национальным лидером независимой Финляндии. Карл Густав Маннергейм проделал большую дипломатическую работу для Финляндии. Его всегда принимали на самом высоком уровне. Швеция, Дания, Британия, Франция открыли ему двери королевских домов, высшей знати и правительств. Невозможно быть равнодушным к барону C.G.E. Маннергейм. Некоторые могут ненавидеть его, возлагая на него ответственность за кровавые жертвы во время борьбы за независимость Финляндской Республики на стороне Финляндии в войне с нацистской Германией. Но нельзя не признать, что Маннергейм, героически переживший это испытание, сумел снискать уважение как врагов, так и сторонников во всем мире.
Как известно, героями не рождаются, а становятся ими. Ветхий Завет говорит, что Бог не дает человеку больше испытаний, чем он может вынести. Испытания, страдания, трагедии, иными словами, жизненные уроки субъективного и объективного происхождения могут сделать человека лучше или хуже, кого-то сломить, кого-то возвысить. От чего это зависит? О принятом решении или чертах характера, сложившихся условиях окружающей среды и понимании собственного предназначения. Все это влияет на человека и формирование его жизненного пути.
Густав Маннергейм родился в аристократической семье, и, несмотря на трагические события его раннего детства, а именно развод родителей и последующую смерть матери, с которой у него были особенно теплые отношения, зависимость от материнской родни богатого фон Семья Юлиных, он до сих пор не потерял веру в себя и не стал жестким. Эти обстоятельства создали особый, неприятный психологический фон, в котором Густаву пришлось взрослеть и учиться принимать самостоятельные решения. В 1882 году Маннергейм стал, по его словам, «первым из трех поколений Маннергеймов, посвятивших себя военной карьере». Военная дисциплина, непомерно жесткая, тяготила Густава уже в начале пути. В своем протестном самовыражении, не принимая ясного будущего в Хамине, он постоянно получал выговоры, в результате чего был исключен из кадетского корпуса. Оставив его с облегчением, Маннергейм, определившись с целью своей жизни, объявил друзьям свою честолюбивую и более трудную цель: «Я поеду в Петербург, в Николаевское кавалерийское училище, а потом стану кавалергардом». Так проявились личные качества будущего маршала, прежде всего честолюбие и стремление к лидерству. Высоко ценя себя, Маннергейм решился на шаг, коренным образом изменивший его жизнь. Достаточно четко и прагматично прояснив свои способности и составив жизненный план в достаточно юном возрасте, он понял, что легкого пути к высокой цели быть не может. В отношениях с людьми Маннергейм проявлял очень широкий спектр и создавал связи на разных уровнях. Еще до начала письменных экзаменов Маннергейм стал активно возобновлять отношения с родственниками и знакомыми. В России полком командовал генерал-майор граф Йоста Аминов*, муж ее крестной матери. Маннергейм переманил его на свою сторону. Сестра графини Аминовой, баронесса Скала, была замужем за Скала де Колиньи, членом Государственного совета. Баронесса Скала также была крестной матерью Маннергейма. В то время крёстные относились к своей роли серьёзно – она вынужденная. Баронесса действительно приложила все усилия, чтобы Густав поступил в Николаевское кавалерийское училище. 16 сентября 1887 года он принял присягу. С этого дня начал отсчитываться срок его военной службы. Всего Маннергейм прослужил 30 лет: ему было двадцать, когда он был приведен к присяге, и пятьдесят, когда его уволили.
В 1917 году Маннергейм - худощавый, всегда в хорошей форме, слегка сутулый, неизменно корректный и чуткий человек, производящий приятное впечатление человека интеллектуального, погруженного в себя и слегка рассеянного. У него аристократические манеры, он ведет себя мягко и осторожно. Его биографы отмечают, что Маннергейм в зрелом возрасте всегда был ответственным и порядочным человеком. Его аналитический ум ищет информацию. Любит читать, понимать и систематизировать прочитанное. Он считает, что все в мире должно быть логично, а значит, справедливо. Способен пренебречь собственным интересом и безопасностью, чтобы защитить более слабого. Он устанавливает для себя более высокие стандарты. У него очень неуступчивый вид. Часто пронзительный взгляд из-под нависшего лба. Воспитывает себя, привыкая к недостатку и неодобрительному отношению окружающих. Его преданность справедливости особенно бросается в глаза, если учесть, что он питает отвращение ко всему, что мешает его размеренному течению жизни. Маннергейм, оставаясь сторонником монархии, прагматически понимает логику цивилизационного процесса и принимает демократию, но понимает ее как возможность выбора. Он считает, что только тогда общество вправе требовать от человека полной ответственности за свои действия, когда каждый член общества получает полную свободу выбора в своих действиях. Он считает, что дисциплина общества должна основываться не на страхе, а на совести. Поэтому наказание «обидчика» он рассматривает как воспитание его совести, иными словами, в свою пользу. Маннергейм неоднократно подчеркивал в своих письмах, что любое наказание эффективно работает только тогда, когда человек осознает свою вину. У Барона от природы сильно развито логическое и аналитическое мышление, он любит рассуждать о различных моделях, структурах, схемах и классификациях. Он ищет и находит первопричины существующих противоречий и нелогичности в любом явлении. Стремится к логической стройности и логическому порядку. Главным требованием его логической программы является объективная истина, критерием которой он считает не столько практику, сколько целостность и логическую стройность.
Во времена великих потрясений и геополитических угроз в Финляндии сформировался такой руководитель, который благодаря своим интроспективным качествам, знаниям и жизненному опыту смог своевременно и политически грамотно координировать свою деятельность как во внутренней, так и во внешней политике страны. . Это было не только спасением для страны, но и давало основу для формирования взвешенной и грамотной политики в будущем. Именно маршал К. Маннергейм парадоксальным образом показал своей позицией, что вражда, обостряющая конфликты между государствами, ведет к разрушениям и взаимным потерям. Было очень трудно избавиться от разного рода идеологических догм, предрассудков, взаимных попыток навязать политической элите логику принятия решений. После Второй мировой войны язык ультиматумов, язык протеста стал выходить из употребления в отношениях между государствами и уступил место конструктивному диалогу, основанному на доверии.
25 мая 1958 г. Урхо К. Кекконен сказал в своей речи: «Нам пришлось пройти через ужасные страдания, прежде чем мы пришли к выводу, что лучшей гарантией безопасности отношений между Финляндией и Советским Союзом является добрососедство, основанное на взаимном доверии, что также включает в себя уважение к оригинальной жизни другой страны». У.К. Кекконену удалось убедить финские политические круги в установлении тесных связей с Советским Союзом в годы «холодной войны», несмотря на противодействие некоторых стран Европы и США, чтобы доказать финскому обществу продуктивность политики мирного соседства в язык «рентабельности». Независимая позиция Маннергейма и осторожная дипломатия привели к тому, что оборонительная линия Маннергейма стала основой и задала тон взаимовыгодной и дружественной линии Паасикиви-Кекконена.
 В 90-е годы прошлого века,  Генри Киссинджер говорил что в современной политике остро ощущается нехватка политических лидеров такого уровня, как Карл Густав Маннергейм, Шарль де Голль, Уинстон Черчилль, титанов, настоящих национальных лидеров, прошедших через страдания к ответственному восприятию действительности и строящих не разрушительные, а конструктивные отношения в соответствии с интересами народов своих стран.
Мы предлагаем нашим читателям прочитать правила барона Карла Густава Маннергейма, руководствуясь которыми он стал тем кем стал.  А принимать их с ними или нет Вам решать!
1. Даже у самых близких людей есть черты и сильные стороны, которых вы не замечали.
2. Вы должны быть дисциплинированными, если хотите достичь многого.
3. Вы должны идти на компромиссы, если хотите, чтобы все шло своим чередом.
4. Информация должна быть получена, чтобы можно было делать выводы, анализировать.
5. Вы должны подготовиться к вещам, чтобы реализовать их.
6. Инструкции должны быть четкими и должны выполняться.
7. Факты и реализм должны стоять выше собственных чувств и желаний.
8. Будьте верны  системе и  иерархичности.
9. Вежливость и хорошие манеры способствуют делу.
10. Необходимо соблюдать традиции.
11. Кулинаризм — вещь объединяющая.
12. Цель. Для достижения цели должен быть план.
14. Не показывай эмоций в компании.
15. Будь лучшим. Свободно владей языками. Всегда учись.
16. Не думай о прошлом.
17. Лошадь — лучший друг человека.
18. Красивые женщины — это страсть.
19. Будьте бесстрашны и будьте терпеливы.
Барон К.Г.Э. Маннергейм, уйдя в отставку по собственной инициативе, мог позволить себе образ жизни частного лица, независимого от общественного мнения. Добровольная отставка Маннергейма с поста президента Финляндии в марте 1946 года и спокойные годы в конце его жизни показали, насколько мудрым был этот великий человек. Наше отношение к истории очень часто зависит от того, как ее преподносят нам. В сегодняшнем стремительном потоке информации важнее обращать внимание не столько на ее содержание, сколько на то, кто и с какой целью интерпретирует историю. Но есть субъективная интерпретация и факты. Те, кто хочет иметь собственное, независимое мнение об исторических событиях, опираются на факты.

Сандул Александр Михайлович/Sandul Alexandr
Лескинен Эско Калеви/ Esko Kalevi Leskinen


Рецензии