Цирковой концерт-митинг А. А. Ханова в Ташкентском

Когда в военное время 1941-го года на арену Ташкентского цирка вышел клоун в рыжем парике, даже искушенные театралы и киноведы не смогли узнать в нем популярного советского артиста театра и кино Александра Александровича Ханова (1904-1983). А.А.Ханов уже к тому времени получил Сталинскую премию первой степени за исполнение роли Кузьмы Минина в 1939 г. в фильме «Минин и Пожарский» режиссеров В.Пудовкина и М.Доллера, а также запомнился кинозрителям в роли Платонова в фильме «Суворов» тех же режиссеров, вышедшего на экраны 23.01.1941 г.

С началом Великой Отечественной войны артист А.А.Ханов эвакуировался в Ташкент вместе с труппой Театра Революции, ныне это Театр имени Маяковского. На улицах Ташкента его узнавали, он был знаменит. Но актерское чутье привело его на арену Ташкентского цирка. Если бы не военное время, то театральные артисты по снобистской привычке осудили бы его за такую «метаморфозу».

Представление начиналось. Клоун в рыжем парике исполнял свою буффонаду. Зрителям нравилось, на арену летели цветы. Загримированный до неузнаваемости А.А.Ханов собирал букеты, шутовски раскланиваясь. Но внезапно столбенел, как в детской игре «замри», прерывал номер, сдергивал парик, переоблачался и начинал свой военно-политический монолог. Это был необычный контрапункт для циркового искусства. А.А.Ханов был известнейшим декламатором в стране, он учился еще в Петроградском институте живого слова. Хорошо поставленным голосом артист рассказывал зрителям, почему он в данный момент не может смеяться и не в силах забавлять даже таких отзывчивых зрителей. Только что он получил весточку от родных из фашистского плена. Далее следовал монолог невероятного эмоционального накала о судьбах Родины и ее защитников. Зал взрывался аплодисментами. Выступления А.А.Ханова пользовались огромным успехом.

Однако некоторую долю критики артисту все же пришлось выслушать. Если следовать цирковой традиции, то такие авторские номера-монологи не укладывались в рамки жанровой классификации циркового искусства. Но А.А.Ханов не сбавлял остроты и взволнованности в своих комментариях военно-политических событий. Одновременное сочетание доходчивости и злободневности монологов делали свое дело, разрушая рамки жанровых категорий и приподымаясь над приземленностью теоретических рассуждений.

27.04.1942 г. мир содрогнулся, прочитав ноту народного комиссара иностранных дел СССР В.М.Молотова послам и посланникам иностранных государств «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления». Об истреблении советских военнопленных говорилось: «Что гитлеровское правительство является бандой убийц и поставило своей целью истребление наших граждан — это видно также из чудовищных преступлений гитлеровцев в отношении советских военнопленных. В распоряжении Советского Правительства имеются сейчас многие сотни новых документальных подтверждений кровавых преступлений в отношении советских военнопленных, о старых говорилось в ноте Правительства СССР от 25 ноября 1941 года. Непреложно установлено, что германское командование, желая мстить за поражения своей армии в последние месяцы, ввело повсеместную практику физического уничтожения советских военнопленных.

На всем протяжении фронта, от Арктики до Черного моря, обнаружены трупы замученных советских военнопленных. Почти во всех случаях эти трупы носят следы страшных пыток, предшествующих убийству. Части Красной Армии обнаруживают в отбиваемых ими у немцев блиндажах, деревоземляных точках, а также в населенных пунктах убитых после зверских пыток советских военнопленных. Все чаще повторяются такого рода факты, зафиксированные в актах, подписанных очевидцами: 2-го и 6-го марта 1942 года на Крымском фронте в районе высоты 66,3 и деревни Джантора были найдены 9 трупов военнопленных красноармейцев, настолько зверски истерзанных фашистами, что опознать удалось лишь 2 трупа.

У замученных военнопленных были выдернуты ногти на пальцах, выколоты глаза, у одного трупа была вырезана вся правая часть груди, у других — обнаружены следы пыток огнем, многочисленные ножевые раны, разбитые челюсти. В Феодосии были найдены десятки трупов замученных красноармейцев-азербайджанцев. Среди них: Джафаров Исмани-Заде, которому гитлеровцы выкололи глаза и отрезали уши, Алибеков Кули-Заде, которому гитлеровцы вывернули руки, а затем закололи штыком, ефрейтор Ислам-Мамед Али-Оглы, которому гитлеровцы вспороли живот, Аскеров Мустафа-оглы, привязанный проволокой к столбу и умерший от ран в этом положении. Такие же зверства творят на Крайнем Севере и финские пособники германских фашистов. На Карельском фронте при наступлении частей Красной Армии были обнаружены десятки трупов израненных красноармейцев, замученных финскими фашистами. Так, у красноармейца Сатаева финны выкололи глаза, отрезали губы, вырвали язык.»

Уже через несколько дней после обнародования фактов этих злодеяний с арены Ташкентского цирка артист А.А.Ханов прочитал монолог «Человек, который не смеется». Монолог пользовался оглушительным успехом у ташкентских зрителей и имел политический резонанс. После этого стихли всякие споры об уместности драматического актера на цирковой арене и роли таких монологов в искусстве.

Правительство Узбекской ССР по достоинству оценило творчество А.А.Ханова, в 1943 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста Узбекской ССР. Он стал одиннадцатым по счету в истории носителем этого звания и четвертым, для кого арена Ташкентского цирка стала ступенькой к этой артистической высоте. В 1944 г. А.А.Ханов вернулся в Москву вместе с труппой Тетра Революции. В Москве он продолжал выступать с монологами на арене Московского цирка, популярность их была такова, что у него появились подражатели из числа цирковых артистов. Актерская карьера А.А.Ханова была плодотворной, он получил еще две Сталинских премии, а в 1973 г. был удостоен звания народного артиста СССР. Поколение детей, не знавших ужасов войны, помнит красивый тембр голоса А.А.Ханова, звучавший по радио в любимой передаче «Угадайка».


Рецензии