Музыка русских имён. Блок и Есенин
/ Пантеон: http://panteono.ru/2022-12-01
—
«Самое лучшее надо доверять не письму, а устной речи». (Платон)
«Слово происходит от звука, звук — в слове». (Фредерик Шопен)
«Все говорили только о письменных миниатюрах, а ключ истинного, настоящего архитектурного орнамента так и остался невыплеснутым, и церковь его стоит запечатана до сего времени». (Сергей Есенин)
—
Одна из самых интересных задач для исследований — музыка слова. Реальная музыка. Как мелодическая последовательность нот. Которые строятся по определённой упорядоченной системе.
Систему соответствия можно делать по-разному. Здесь рассмотрен лишь один из возможных подходов. Применительно к русским именам. Но в принципе это можно делать и в других языках. И не только по отношению к именам.
Александр Блок: «Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдалённее эти слова от текста. В самом тёмном стихотворении не блещут эти отдельные слова, оно питается не ими, а тёмной музыкой пропитано и пресыщено».
Сергей Есенин: «Первое, что внесли нам западные славяне, это есть письменность. Они передали нам знаки для выражения звука. Но заслуга их в этом небольшая. Через некоторое время мы нашли бы их сами, ибо у нас уже были найдены самые главные ключи к человеческому разуму, это — знаки выражения духа… Вглядитесь в слова Гомера, ведь он до ясности подчёркивает в себе приобретённое мастерство от пернатых царевичей звуков. Если слово — птица, значит, звук его есть клёкот и пение этой птицы».
Покрывало, растянутое на остриях слов… Продолжим мысль Александра Блока (применительно к исследованиям Сергея Есенина и его идее приоритета для поэзии именно устной речи) — на остриях звуков...
Для начала стоит заметить, что в русском языке особую роль (связующую и гармоническую) играют две согласные буквы (звуки): «р» и «л». Это можно заметить и в ранней сумеречно-элегической поэзии Александра Блока (особенно в первом его цикле Ante Lucem, «До света», «Предрассветное»). В моей модели эти согласные выделены особо. Они (их консонансы) и формируют идеал античной октавы.
Основной базис модели — диатоника. Это 5 базовых гласных (и, е, а, о, у) и 2 базовые согласные (р, л). Дополнительно добавляется немного хроматики (чёрные клавиши) на уровне диезов (для 5 каркасных согласных: м, н, к, с, в; которые как бы «зеркалируют» 5 базовых гласных). Чтобы было более благозвучно, выстраивается особая интервалика для базовых гласных (кварта, кварта, терция, кварта) и подобная для каркасных согласных. Для базовых согласных (р, л) — кольцо (квинта, кварта). Идеал античной октавы.
== Отображение букв на ноты
Диатоника (белые клавиши): cde fgah (до — ре — ми — фа — соль — ля — си)
Диезы для удобства обозначаются апострофом (в мнемонике звучания имён). Остальные ноты — в традиционной нотации (немецкая классическая система).
Базовые гласные:
И — h — си
Е — e — ми (+5 полутонов) — кварта (от И)
А — a — ля (+5) — кварта (от Е)
О — c — до (+3) — терция (от А)
У — f — фа (+5) — кварта (от О)
Двойственные гласные (Ы, Э, Я, Ё, Ю) по ноте совпадают с базовыми. Могут отличаться динамическим оттенком (напр., громче). Или, например, длительностью.
Базовые согласные:
Р — g — соль (+5) — кварта (от Л)
Л — d — ре (+7) — квинта (от Р)
Р — мужественность, сила (forza), forte, Солнце
Л — нежность, грация (grazia), piano, Луна
Каркасные согласные:
М — g# — g’
Н — d# — d’
К — a# — a’
С — c# — c’
В — f# — f’
Мелодия имени складывается из первых трех-четырёх букв (или сокращённого имени: Анатолий — Толя и т.п.). Если согласная имени не из числа основных (базовых или каркасных), для неё нет ноты. Она беззвучна.
== Примеры отображения (мелодии имен)
— Мужские имена
Александр (Саша) — ade (c’aa)
Сергей — c’eg
Николай (Коля) — d’ha’ (a’cda)
Владимир (Влад) — f’da (f’da)
Иван (Ваня) — hf’ad’ (f’ad’a)
Дмитрий (Митя) — g’ha
Михаил (Миха) — g’ha
Руслан — gfc’
Анатолий — ad’a
— Женские имена
Наталья (Ната) — d’aa
Елена (Лена) — ede
Ольга (Оля) — cda
Ирина (Ира) — hgh
Марина — g’ag
Мария — g’ag
Анна (Аня) — ad’a
Елизавета (Лиза) — edh
В модели звучания имени (выборе системы координат — 7 базовых согласных) можно учесть и частотность букв русского языка. Тогда среди согласных может быть не схема «рлмнксв», а напр. схема «нтсрвлк». Эти наборы практически совпадают по составу, за исключением м, вытесняемой т.
Доп. информация:
* Частотность букв русского языка: https: //dpva.ru/Guide /GuideUnitsAlphabets/Alphabets /FrequencyRuLetters/
* Популярность русских имен: https://dzen.ru /media/nauka_i_jizn /samye-populiarnye-imena-v-rossii -za-30-let-i-2020-5f83222242a69673f7787a6d
Но я исходил не из общеупотребительных слов в текстах Национального корпуса русского языка, а из русских имён.
== Вариативность звучания
Вариативность звучания: направление движения последующей ноты может быть прямым (восходящим) или обратным (нисходящим).
Даже в 3-4 нотах это даёт несколько вариантов звучания (2*2=4 для трёх нот и 2*2*2=8 для четырёх нот). Если учесть, что первая (опорная) нота имени («тоника имени») может быть в разных октавах (большая, малая, первая, вторая), количество вариантов будет в 4 раза выше, т.е. 16 (для трёх нот) или 32 (для четырёх). И это если мы ещё не учитываем при восходящем и нисходящем движении скачки более, чем на октаву.
Направление движения нот имени можно ассоциировать с характером человека (экстраверт, интроверт; либо сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Можно ассоциировать и со знаками Зодиака (16 вариантов в трёхнотной последовательности хватит на 12 знаков Зодиака).
Для мелодии фамилии (и отчества) может быть использован тот же принцип звучания (первые три-четыре ноты).
По сути это мелодический слепок, мелодический отпечаток имени. Вибрации которого мы подчас смутно ощущаем…
== Почему именно такое выбрано отображение
Если лаконично, ниже представлена логика отображения.
1. Все гласные (10) делятся на две 5-ки (И, Е, А, О, У) и (Ы, Э, Я, Ё, Ю). Ноты второй пятёрки полностью соответствуют по звучанию нотам первой. Но если надо отличать, меняется длительность или громкость.
2. Из согласных на ноты отображаются только 7 (Р, Л, М, Н, К, С, В). Остальные согласные в нотах вообще не звучат (опускаются).
3. Для вариативности выбираете опорную октаву для первой буквы (ноты) и смотрите варианты (восходящие и нисходящие одноименные ноты).
Соответствие нот и гласных/согласных выше приведены. Берёте в имени первые 3-4 буквы и просто подставляете. Базовые гласные намеренно разносил в близкие к консонансам интервалы. Равно как и опорные Р и Л.
И — Е — А — О — У — именно в такой последовательности лежат вокальные гласные по глубине звучания (от ротоглотки к груди и диафрагме). И — снаружи, У — в самой глубине.
Гласные строились по определённой системе: ноты e (ми) и a (ля) логично связать с гласными «e» и «а». Это интуитивно понятно. Дальше для гласной «и» напрашивается h (си). А вот «о» и «у» уже размещаются в диатонике с соблюдением благозвучия интервалов. «О» (до) в малую терцию от «А», а «У» (фа) в чистую кварту от «О».
Л и Р (как особые, самые главные согласные в русском языке) тоже размещаются в диатонике на оставшиеся две незанятые позиции (ре и соль).
Остальные избранные согласные (М, Н, К, С, В) отображаются на оставшиеся места октавы. Таким образом, все 12 позиций музыкальной октавы отводятся под 5 гласных и 7 согласных русского языка.
== Как прослушать музыку имени
Онлайн-пианино (Apronus): https://www.apronus.com/online-pianino.ru/
Попробовать звучание любого имени несложно. Заходите на онлайн-пианино.
Cмотрите отпечаток (звуковой слепок) имени. Например, Мария — это МАР — g'ag (т.е. соль-диез — ля — соль).
Дальше выбираете октаву для первой (базовой) ноты. Т.е. её можно сыграть как слева, так и справа по клавиатуре. Потом от базовой ноты играете следующую свою ноту имени. Она может быть либо восходящая (справа по клавиатуре нот, т.е. повыше) или нисходящая (слева по клавиатуре). Можно и поменять базовую ноту и тоже послушать эти комбинации тех же формально нот.
Это и будет вариативным звучанием вашего имени.
== Вместо послесловия
Сергей Есенин («Ключи Марии», 1918): «Давид говорит, что человек словами течёт, как дождь, язык во рту для него есть ключ от души, которая равняется храму вселенной. Мысли для него струны, из звуков которых он слагает песню Господу…
Если таким образом мы могли бы разобрать всю творческо-мыслительную значность, то мы увидели бы почти все сплошь составные части в строительстве избы нашего мышления. Мы увидели бы, как лежит бревно на бревне образа, увидели бы, как сочетаются звуки, постигли бы тайну гласных и согласных, в спайке которых скрыта печаль земли по браке с небом. Нам открылась бы тайна, самая многозначная и тончайшая тайна той хижины, в которой крестьянин так нежно и любовно вычерчивает примитивными линиями явления пространства. Мы полюбили бы мир этой хижины со всеми петухами на ставнях, коньками на крышах и голубками на князьках крыльца не простой любовью глаза и чувственным восприятием красивого, а полюбили бы и познали бы самою правдивою тропинкой мудрости, на которой каждый шаг словесного образа делается так же, как узловая завязь самой природы.
Искусство нашего времени не знает этой завязи, ибо то, что она жила в Данте, Гебеле, Шекспире и других художниках слова, для представителей его от сегодняшнего дня прошло мёртвой тенью. Звериные крикуны, абсолютно безграмотная критика и третичный период идиотического состояния городской массы подменили эту завязь безмозглым лязгом железа Америки... »
—
* Небесный свет благозвучия слова: http://panteono.ru/2020-02-12
Свидетельство о публикации №222120101274