Родословный детектив

 Составлением родословной и поисками своих предков я занимаюсь, с разной степенью интенсивности, с 2010 года. Случались открытия, случались разочарования и неудачи. Но и опыт накопился немалый.
В самом начале пути даже близкие мне часто задавали вопрос: «Зачем?» И в самом деле, что мне от того, что я узнаю, в каком году моя прабабушка вышла замуж за прадедушку и какую фамилию носила в девичестве? Как от этого изменится моя жизнь? Это трудно объяснить, это можно только почувствовать, совершив своё первое открытие.

 Специально перед написанием этой статьи я посмотрела на статистику своего генеалогического древа — в нём порядка 250 человек. Стоит только закрыть глаза и представить, что вся эта рать за твоей спиной, и такое словосочетание, как «поддержка рода», звучит не так риторически... А ещё, это дань счастливому детству — каникулы в деревенском доме моей бабушки — воспоминание, которое греет душу всю жизнь. Прошло столько лет, а у меня до сих пор перед глазами картинка: бабуля сидит рядом с русской печкой и прядёт пряжу на самой настоящей прялке. Задушевные рассказы, казачьи песни, которые она поёт звонким голосом, — всё закручивается в детском сознании, как нить на веретено в её руках…

 Именно с моей бабушки Мохиревой Валентины Николаевны всё и началось. Частенько, вроде как в шутку, а вроде как всерьёз она говорила: «Я Мохирева из Мохиревки». А однажды, доверительно шёпотом сказала: «Тятя-то мой казаком был…» Только повзрослев, я поняла, почему шёпотом. Жестокий XX век заставлял скрывать своё происхождение, рвать родственные связи, уничтожать семейные реликвии и документы. Знать своё прошлое порой было опасно для жизни. Вот и молчали, оберегая своим молчанием детей и внуков... Хотя что-то она всё-таки иной раз рассказывала. О том, как её отец прятал в печке родовую, в золотом окладе, необыкновенной красоты икону, опасаясь обысков; про заветную коробочку «с медальками», которую закопали в огороде.

 Теперь, уже зная подробности, я могу предположить, что, скорее всего, это были награды и георгиевские кресты 200-летнего рода южноуральских казаков Мохиревых. Да, о том, что был такой род и бабушкины слова оказались правдой, я узнала чуть позже. Начала с того, что попыталась найти этот мифический Китеж-град на карте, но, как пелось у Талькова, «не вращайте глобус, вы не найдёте…» Посёлка Мохиревского нет на современных картах — он разделил участь многих сёл и деревень нашей страны — просто исчез с лица Земли.

 Уже чуть позже мне удалось найти первый документ — в Уфимском архиве сохранились ревизские сказки (что-то вроде современной переписи населения), где в 1816 году выселок Мохиревский упоминается как самостоятельный населённый пункт, состоящий из трёх дворов казаков Мохиревых. За 200 с лишним лет хутор разросся, и там поселились семьи других казаков Быковых, Кузнецовых, Воробьёвых, Первухиных, Сарапуловых. Не могу похвастаться прямой, полностью выстроенной родословной, — ещё очень много «слепых пятен». Ведь только год назад появился доступ к метрическим книгам Михайло-Архангельской церкви станицы Коельской. Ранее к ним доступ был закрыт из-за их ветхого состояния. А, как известно, это один из основных источников информации. Мне очень повезло — в начале пути я встречала отзывчивых и бескорыстных людей. В сфере генеалогии — это, вообще, не редкость. Ведь только настоящий поисковик может понять, как ценна даже самая маленькая находка.

 Благодаря таким людям я узнала, что в архиве РГАДА (фонд Сената) хранится документ о поступлении в казаки трёх братьев Мохиревых: Ивана, Семёна и Афанасия. Их, как и многих других, принимал в казаки сподвижник Петра полковник Алексей Тевкелев в далёком 1736 году. Ему для строительства крепости Челяба и охраны транспортных путей от набегов башкир были необходимы вооружённые формирования. Чуть позже мои предки всем кланом были переведены во вновь учреждённую Коельскую крепость и были в числе первых 50 семей её основавших. А одному из моих прапрадедов Абраму Селевёрстовичу Мохиреву была выделена земля в 10 км от крепости. Равно, как и многим другим казакам: Звягину, Ярославцеву, Акиншину и Скутину.

 В родословии есть какие-то свои мистические законы — каждый род открывается по-разному. Так, например, другая моя ветка сибирских крестьян-переселенцев невероятна щедра, удивляет обилием документов и информации о себе. Другие же иной раз заставляют впасть в отчаяние от того, что заходишь в тупик и не знаешь, как двигаться дальше.

 А ещё этот процесс интересен тем, что позволяет подтвердить или опровергнуть семейные легенды, коих достаточно в каждом роду. Расскажу забавную историю. В 2015 году мне удалось пообщаться с самой младшей бабушкиной сестрой, последней оставшейся из того поколения — ей на тот момент было ровно 90 лет. Но ясности её ума и чувству юмора можно было только позавидовать. Я попросила её рассказать о своих родителях — какими они были. И вот какую характеристику она дала своему отцу: «Тятя у меня был бравый — лучший наездник на селе, да такой, что к нему из соседних деревень приезжали учиться. Имел самую красивую упряжь для лошадей».

 Прошло несколько лет, просматривая метрические книги в Новосибирском архиве, нахожу следующее: в 1908 году мой прадед записан свидетелем на свадьбе у своего двоюродного брата как отставной нижний чин кавалерии Пётр Александрович Ельчанинов. Вот так я нашла прямое подтверждение словам своей двоюродной бабушки, одновременно нащупав ниточку для изучения его боевого пути в период русско-японской войны.

 В завершение хочу сказать, что никакие фильмы и детективы не сравнятся с родоведением по своей непредсказуемости и нетривиальности сюжета. Генеалогия — это возможность познать себя и стать автором своей уникальной, ни на кого не похожей книги жизни.


Рецензии
Бурная история нашего государства, не оставляла, порой, шансов для граждан, сохранить память о предках. Кто-то исчез не оставив следа, кто-то сменил фамилию и переехал, кого-то переместили принудительно. Память теряет. А бумага хранит. Многое, действительно можно найти в архивах.
Слово зачем здесь неуместно.Если есть чувство необходимости этих поисков, надо искать.
Удачи в творчестве!
С уважением, Андрей

Андрей Полторацкий   09.12.2022 08:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.