Битва за Нальчик. Мифы 1942 года

Битва за Нальчик. Мифы 1942 года.

   Битва за Нальчик. У отставного генерала Ф. Захарова, знавшего, что главный свидетель, его генерала просчетов, командующий 37-й армией генерал П.М.Козлов, умер от ран в апреле 1944 году, и потому, на всякие вольности о его «великих полководческих способностях» некому дать реальную оценку. И именно, поэтому, книга «Плечом к плечу» изданная в Кабардино-Балкарии в 1962 году, от «имени генерал-майора в отставке Ф.В. Захарова и полковника в отставке И.В. Романовым» практическое искажение истории о военных событиях во времена Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии. Изданная в Кабардино-Балкарии книга в литературной обработке местного писателя Валентина Кузьмина призвана была решить несколько задач:
1. Показать героическую оборону Кабардино-Балкарии, как частями 37-й армии, так и руководством республики;
2. Самой важной в этой книге это подтверждение воевавшими на территории Кабардино-Балкарии именами Захарова, Романова, якобы «партизанского движения», которой на самом деле фактически не было;
3.Возвеличивание роли 37-й  армии и партизан в освобождении Нальчика, в целом республики. Тогда, как в целом немецкая армия по приказу немецкого командования организованно отступала с Северного Кавказа. Многие территории республики, в том числе и Нальчик на начало января немцы уже покинули основную территорию республики. Правда, при этом  взорвав важные объекты, как в Нальчике, так и в других местах республики. Изданная книга «Плечом к плечу» в заданном формате, как видение обкома партии во главе Т. Мальбахова, делала республику героической в период Отечественной войны 1942-1943 гг. Это потом даст впоследствии дивиденды самому генералу  Ф.В. Захарову. В 1968 году, Ф. Захарова сделают «Почетным гражданином г. Нальчика», его именем назовут улицу в г. Нальчике. Городу Нальчику дадут «за героическую оборону» орден Отечественной войны, а в 2010 г., присвоят имя «Города Воинской Славы», вот так искажается истинная, и не совсем героическая история, как самого генерала, так и партийного руководства республики во время войны во главе
 с З.Д. Кумеховым и «героической обороны г. Нальчика».
Генерал Захаров, стал командиром дивизии 15 августа 1942 года, в то время, когда 5 районов Кабардино-Балкарии за два дня наступления немцев были захвачены.    
В исторической хронике о дивизии, есть информация по которой: «18 сентября 1941 года № 308 127-я стрелковая дивизия была переименована во 2-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
28 января 1942 года в кинотеатре города Старый Оскол член Военного Совета 40-й армии от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил дивизии Гвардейское Знамя.
   В январе 1942 г. дивизию после пополнения перебросили в район Ростова-на-Дону, и до декабря 1942 г. она участвовала в оборонительных операциях в ходе битвы за Кавказ.
С переходом советских войск на Кавказе в наступление дивизия вела боевые действия в составе 37-й и 56-й армий Закавказского (Северо-Кавказского) фронта.
    Дивизией командовали:
генерал – майор Корнеев Тимофей Гаврилович (08.08.1940-01.08.1941);
полковник Акименко Андриан Захарович (02.08.1941-18.09.1941).
После преобразования во 2-ю гвардейскую дивизию:
Акименко Андриан Захарович (18.09.1941 - 13.02.1942), полковник, с 10.01.1942 генерал-майор;
Неверов Константин Павлович (14.02.1942 - 14.08.1942), полковник;
Захаров Федор Васильевич (15.08.1942 - 13.10.1943), генерал-майор.
Примечательно то, что в период нахождения командиром 2-й гвардейской стрелковой дивизии на территории Кабардино-Балкарии, генерал-майор  Захаров Ф.В., не был удостоен ни одной государственной награды, ни одной Благодарности от Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.
    Первую награду генерал Ф. Захаров получит в составе дивизии:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года 2-я гвардейская стрелковая дивизия награждена орденом Красного Знамени. За мужество и воинскую доблесть весь личный состав дивизии награждён медалью «За оборону Кавказа».
     9 октября 1943 года всеми личном составу была объявлена благодарность, а 2-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии было присвоено почетное наименование «Таманская».
А до того, в течение мая – июня 1942 года части 2-й гвардейской стрелковой дивизии, находясь во 2-м эшелоне, совершенствовали свои оборонительные позиции и занимались боевой подготовкой.
   В середине июня 1942 года дивизия, совершив 200-километровый марш, заняла оборону по реке Северский Донец.
   В середине августа 1942 года 395-й стрелковый полк держал оборону по берегу реки Малка, имея опорные пункты в селениях Марвенское (Марьинское-Х.Т.), Куба (Куба-Таба- Х.Т.), Психури (Псыхурей –Х.Т.).
    Необходимо отметить, что захват территории Кабардино-Балкарской республики, в том числе г. Нальчика не было стратегически важным для немецкого командования.
    Ключевой целью германских планов Великой державы в период второй мировой войны было завладение обширными нефтяными территориями на юге Советского Союза и на Ближнем Востоке.
   Директива Гитлера № 32 от 11 июня 1941 г. для „Подготовки к периоду после Барбароссы"  предусматривалось продвижение через Иран в Индию после захвата Советского Союза. Для этого в октябре 1941 года была создана „Специальная группа 288“ с целью пересечь Нил и Суэцкий канал с Африканским корпусом, а затем в значительной степени самостоятельно продвинуться в Ирак и Иран для захвата нефтяных месторождений.
Цели немцев

Летнее наступление на востоке в 1942 году было захватом Сталинградского оборонительного и транспортного центра и завоевание нефтяных месторождений Кавказа.
     В ходе продолжающегося с 23 июля 1942 года немецкого летнего наступления на востоке (Директива фюрера № 45, ЭССЕР и ВЕНХОФФ, 1994, стр. 179). Компания Эдельвейс» должна была обеспечить безопасность нефтяных месторождений в Грозном, Баку и Грузии, что не удалось из-за сопротивления советских войск в конце ноября 1942 г.(SWANSTON & SWANSTON, 2008, стр. 180).

     Для подготовки Кавказской кампании использовались
военно-географические данные о Кавказе, выпущенные Департаментом военных карт и геодезии (IV милл.-Гео.) по состоянию на 10 августа 1941 г.
(Генеральный штаб армии, 1941 г.). „Папка J" содержала, помимо обширного
Буклет с текстом, буклет с картинками и каталог населенных пунктов, как обзорные карты, так и карты улиц в масштабе 1:500 000 и карта местности и водных ресурсов 1: 1,500 000.
    По состоянию на 1 октября 1941 года была выпущена еще одна дополнительная брошюра к справочнику о дорогах и перевалах в Кавказских горах.  В которой были составлены документы из Армейской высокогорной школы на тему „Особенности ведения горной войны на Кавказе“.  Кроме того, из армейской высокогорной школы в Фульпмесес.   
     По состоянию на 18 июля 1942 года было подготовлено еще четыре тетради с описанием переходов через высокогорные перевалы Кавказа (Генеральный штаб армии, 1942 год).21
Согласно ХИЛЛГРУБЕРУ и ХЮММЕЛЬХЕНУ (1989), Майкоп был взят 9 августа 1942 года.
    Многие досужие разговоры, что на горные перевалы Балкарии и Карачая вели местные проводники балкарцы, карачаевцы это всего лишь разговоры, не имеющих документально подтвержденных источников. Немецкая армия имела собственных опытных альпинистов в свое время в довоенное время восходившие на все пики Кавказа, имеющие топографические карты и главное обученный контингент из группы войск «Эдельвейс».
     21 августа 1942 года капитан Грот с небольшим отрядом поднялся на  обе  вершины Эльбруса и установил там фашистские флаги и вымпелы.
     На Кавказе действовала разведывательное спецподразделение Теодора Оберлендера  „Шахтер".  „Шахтер" было камуфляжным обозначением для использования на горном Кавказе.  Другое его название «Бергер», то есть «Горец».
Это специальное соединение, состоящее в основном из кавказских добровольцев, таких как грузины, северокавказцы, армяне и азербайджанцы, в 1942 году насчитывало пять рот общей численностью 1200 человек.
Обучение примерно 700 добровольцев зондеркоманды „Шахтер“ началось в октябре 1941 года в Штранце, недалеко от Нойхаммера в Силезии. Весной 1942 года они прошли альпийскую подготовку на полигоне горных войск Миттенвальд, в горах Карвендель и частично в
армейской горной школе фюрера в Фульпмесе в Эцтальских Альпах.
В августе 1942 года был переведен в Пятигорск на Кавказе.
Ассоциация, состоящая из пяти рот, обычно не использовалась в закрытом составе, а подчинялась другим войскам по ротам.
Солдат особенно отличали, в то время как в деревнях его тепло принимали, для многих это было воссоединение с родственниками, соседями и друзьями. Отделом пропаганды для рекламы перебежчиков были выпущены листовки в отдельных племенных языках, созданы и отброшены за основную линию боевых действий. К нему также прилагался „пропуск“.

В результате  агитационной работы 796-й грузинский батальон в районе Чегема, перебежал  к немцам.

В районе Нальчика и Моздока располагался 1/307-й туркестанский батальон. Здесь и далее наименования батальонов типа 1/307 означают номер части (1-й батальон), приданной немецкой дивизии (307-й дивизии)13. Говоря о северокавказцах на южном крыле советско-германского фронта, немецкий исследователь Й. Хоффман называет три батальона: «800-й (черкесы), 801-й (дагестанцы), 802-й (осетины)». Это подтверждается и другими источниками.
 800-й северокавказский батальон обер-лейтенанта Ф. Курпанека численностью в 900 северокавказцев,  и 40 немцев был направлен в составе 125-й пехотной дивизии 17-й полевой армии Руоффа. 
В 2/4-й грузинский батальон капитана Бартшта в составе 929 гру¬зин и осетин, а также 36 немцев был придан 4-й горнострелковой дивизии Эгельзеера и отличился в районе Белореченской, а затем Темрюка и Анапы19. Помимо перечисленных батальонов, на стороне немцев сражались на Кавказе и два армянских пехотных батальона. 808-й батальон в составе 916 армян и 41 немца под командованием майора Кучера в октябре 1942 года был придан 1-й горнострелковой дивизии «Эдельвейс» в районе Туапсе и там особо отличился. 809-й армянский пехотный батальон «Зейтун» (913 армян и 45 немцев) под командованием капитана Беккера воевал в районе Нальчика — Моздока…
Таким образом, численное представительство кавказских народов, сражавшихся в зоне операции «Эдельвейс» в 1942-43 гг., составляет 12 890 человек. Из них: северокавказцев — 2720, азербайджанцев — 3722, грузин — 3702, армян — 1829. Кроме кавказских батальонов, на стороне фашистской Германии в зоне «Эдельвейса» действовали казачьи формирования. Летом 1942 года из разрозненных казачьих групп приказом по 17-й полевой армии генерала Руоффа был сформирован казачий кавалерийский полк «Платов». Полк численностью в 2000 человек из донских, терских, кубанских и уральских казаков, оснащенный орудиями, минометами и пулеметами, первоначально охранял восстанавливаемые немцами нефтепромыслы Майкопа и отличался исключительной жестокостью по отношению к населению, особенно «иногороднему», то есть неказакам. «Платовцы» особо проявили себя в боях в районе Новороссийска, Анапы и на Тамани, стойко обороняли Кубанское предмостное укрепление. Командиром полка был «батько» майор Э. Томсен21.
ХАРТМАНН (2011, стр. 26 f.) утверждает, что в период с 1941 по 1945 год количество иностранных добровольцев на Восточном фронте составляло около
47 000 испанцев,
40 000 голландцев,
38 000 бельгийцев,
 20 000 поляков,
10 000 французов,
6000 Норвежцев и 4000 датчан.

 К ним присоединились еще более мелкие группы финнов, шведов, португальцев и швейцарцев. Таким образом, в 1943 году, сражаясь против Советского Союза, каждый третий носитель униформы был одет в немецкую форму
К ним присоединились коллаборационисты, служившие на стороне Германии. Число, которых, составляло по оценкам (L.c., стр. 28),
800 000 русских,
280 000 кавказцев,
250 000 украинцев,
100 000 латышей,
60 000 Эстонцев,
457 000 белорусов и 20 000 литовцев.
Кроме того, поскольку количество немцев из остальных частей Советского Союза, месхетинцев из Грузии, кабардинцев и т. д.

Нальчик был оккупирован 26 октября 1942 года, то есть на второй день немецкого наступления, а не 28 октября 1942 г., по «официальным» источникам.

Продолжение следует.


Хадис Тетуев, историк, 01.12.2022г.


Рецензии