La Maladie du Soleil. Глава V. La Peste de l Ame

Правдивый свет мне заменила тьма,
И ложь меня объяла, как чума.

Уильям Шекспир, пер. С. Я. Маршака

Глава V. La Peste de l Ame

В готической розе отражался космос. Над головой вращались планеты… У Шарлотты кружилась голова: созвездия Пальмиры, призрачный караван под луной Аравийской пустыни, вавилонский шторм и огонь Персеполиса. Вселенная вела её по пути сновидений — в миры, где смирение пред величием готических соборов победила свобода воображения.

Звёзды превращались в серафимов Джотто ди Бондоне; сквозь витражи струился свет тайного знания.

Из тьмы веков явились рыцари… Нашли ли они Святой Грааль? Чрез Шарлотту проскальзывали алхимики и инквизиторы. Она парила внутри чужих снов и фантазий…

— Medii Aevi te salutant…*1 —  сказал Чумной Доктор.

— Я в настоящем Средневековье?

— Разве живы эти тени в реальности? И этот звёздный Рай…. Отыскала бы ты к нему путь в жизни? Мы — во сне… Не бойся призраков. Они давно исчезли во мраке.

Шарлотта подняла голову вверх и посмотрела в бездну купола — на фресках застыли духи, предсказывающие приход Антихриста. Она чувствовала страх средневекового человека перед апокалипсисом. Её вдохновляли Мантихор, пожирающий инквизиторов, бессмертные, умирающие от чумы, кровавые волны забвения. Дракон разрушал Вавилон, но руины древнего города олицетворяли Возрождение… Те, кто утонул в океане, бежали к таинственным Сфинксам Египта. Они знали, что мумии  пирамид воскреснут после смерти…

Послышался звон колоколов.

— Нам пора, — позвал Чумной Доктор.

Он провёл её к мистическому витражу, впускающему свет герметического солнца. Разноцветные стёкла сливались в изображение ангела в кольчуге и доспехах, что пытался спасти алхимика от пламени инквизиции. Его крылья сгорали в огне, а на коже появлялись чёрные пятна. Но смерть было не победить. Учёный спускался в темноту небытия… Никогда он не увидит вавилонское небо и сияние Философского камня. «Inquisitores vicerunt alchemistas»*2, — гласила снизу надпись.

«Витражи — это вход в новый мир или выход из всех миров?», — размышляла Шарлотта. Она коснулась горящих крыльев ангела и прошла через сияющий портал. Ей было не важно, куда приведёт её этот лабиринт. Все его пути были одинаково бессмысленны…

— И помни — мы пришли в этот сон, чтобы исцелить призраков от болезни… — попрощался Чумной Доктор.

***

Шарлотта стояла у входа в собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Его волшебный купол доставал до облаков; в его узорах слились начало и конец, тайна мироздания и одновременно её разгадка. «Я во Флоренции!» — странница уже предвкушала, как встретится с алхимиками и узнает у них секрет создания Философского камня.

Но вскоре Шарлотта осознала, что не в такой Флоренции она хотела разговаривать на итальянском языке об искусстве Ренессанса со своим наставником Франциском…
По грязным закоулкам скользили умирающие от чумы призраки в саванах; античные статуи покрывались чёрными пятнами…

Картины Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи не отражали реальность. Город Возрождения был обречён на смерть. Серафимы и херувимы спрятались в готических соборах. И тем, кто остался наедине с погибелью, уже никто не мог помочь…

Недалеко от набережной Арно актёры комедии дель арте давали представление. Шарлотта остановилась посмотреть спектакль:

— Мы перенесемся в край пустынь, в долины, где сливаются Тигр и Евфрат — жизнь и смерть, — начал свой рассказ Арлекин. — Эту историю помнят древние руины в глубинах исчезнувшего океана… Давным-давно, в Вавилонском Царстве жила принцесса, которая грезила создать Эликсир Бессмертия.

Среди финиковых пальм гуляла прекрасная девушка с длинными вьющимися волосами и в белой тунике с бахромой.

— Она мечтала, чтобы её умерший кот вернулся из Загробного мира. Каждую ночь принцесса закутывалась в волшебную вуаль-невидимку и сбегала из золотого дворца к своему учителю. В мрачных подземельях храма Нергала вместе с наставником она проводила эксперименты по трансмутации. Но опыты не приносили никакого результата. И наконец принцесса осознала, какую ошибку допустила. Все алхимики твердили о воскрешении. Но в Эликсире Бессмертия должно было быть больше смерти, чем жизни. Соединив египетскую и вавилонскую алхимию воедино, принцесса создала Эликсир, в котором таилась смерть.

Персидский правитель узнал о чудесном Эликсире, и захотел его заполучить. Ему предсказывали, что это сокровище создано погубить человечество. Но царь был одержим идеей бессмертия — он приказал воинам принести ему Эликсир и убить принцессу.

Шарлотта увидела, как посреди пустыни на девушку в белой вуали напали тени. Они убили её и украли Эликсир.

— Но капли крови принцессы сливались в святые реки — Тигр и Евфрат, — продолжал рассказ Арлекин. —  Из праха вырастали Финиковые пальмы. Смерть стала символом её Возрождения.

Пересекая Аравийскую пустыню, уставшие воины от жажды выпили Эликсир. Сначала они не почувствовали ничего необычного. Но через несколько минут их тела начали покрываться трупными пятнами. Воители превращались в живых покойников. После долгих мучений они сгорели заживо под египетским солнцем.

С тех пор прошло много лет. Эликсир поглотили пески пустыни. Никто о нём не вспоминал…

На сцене появился незнакомец в чёрной мантии и капюшоне.

— Но однажды по пути в Дильмун один пилигрим подобрал сосуд с алой жидкостью. «С этим сокровищем я смогу управлять миром!», — воскликнул он.

Актёр снял с себя капюшон, и зрители увидели лик дьявола.

Внезапно Шарлотта почувствовала на себе взгляд. Она обернулась — из толпы на неё смотрел человек в маске «Bauta».

Испугавшись, что это инквизитор, странница побежала дальше.

Узкие улицы вели в Преисподнюю. В уютных кукольных домиках лежали лишь разбитые куклы…

На мосту Понте-Веккьо она вновь заметила человека в маске «Bauta». Неужели он преследовал её? Но незнакомец всего лишь ждал девушку в пышном рубиновом платье-гамурра. Она утешала грустную куклу, так похожу на ту, что подарили Шарлотте…

— Франческа, ты снова опоздала! — возмутился человек в маске «Bauta». — Идём, карнавал скоро начнётся! Но где твоя маска?!

— Моё лицо — это маска...

И призраки исчезли в тумане, плывущем над рекой Арно. Шарлотта тоже хотела попасть на маскарад, но они не взяли её с собой…

Она долго плутала по лабиринтам умирающего города, пока не очутилась на площади, где инквизиторы собирались казнить алхимика:

— Этот человек отвернулся от истины, когда начал заниматься колдовством! Он поверил, что способен выйти за пределы жизни и смерти и создать Философский камень...

Шарлотта хотела спасти бедного алхимика, но не знала, как. Внезапно она вспомнила слова Чумного Доктора о том, что это всего лишь её средневековая грёза. «Во сне можно делать всё, что угодно!» — думала она.

— Он ещё не осознал, какую ошибку совершил… — говорил инквизитор. — Я предам его этому огню, чтобы спасти!

Шарлотта пробралась через толпу и вышла на помост. Теперь она станет главной героиней этого спектакля:

— Пусть сгорит тот, кто это заслужил!

Её магия подействовала — одежда инквизитора загорелась. Герои комедии дель арте, покрытые чумными пятнами, с интересом смотрели, как он сгорал в огне аутодафе. Когда от него остался лишь пепел, Шарлотта обратилась к средневековым людям:

— Я пришла из мира, которого больше не существует. Но те, кто населяли то далёкое царство праха, продолжили жить и после смерти… Мне известно, как излечить вашу болезнь, — она достала из кармана сосуд с красной жидкостью. — Этот Эликсир уничтожит в вашей душе чуму. Время для пробуждения пришло. И я готова подарить вам бессмертие...








*1 Средние века приветствуют тебя
*2 Инквизиторы победили алхимиков


Рецензии
Реальность жизни - праха тени,
Сквозь сон сквозят и в плен берут.
Истертые веков ступени
Заманивают в тесный круг,
В котором все смешалось тайно,
Одномоментно и хитро.
И все познания - случайны,
Случайное - незыблемо.
И все струится, и двоится,
И реет знаменем в бою.
Ничто не может не случиться,
Никто не кончит жизнь твою!
Лишь сам ты можешь за пределом,
Устав, покинуть путь земной,
Чтобы над миром заалела
Звезда, зажженная тобой.

Андрей Беляков 2   22.02.2023 10:31     Заявить о нарушении
Благодарю!

Александра Ингрид   24.02.2023 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.