Лия Михайловна Предтеченская

         Воспоминания о современниках
        Лия Михайловна Предтеченская  — советский и российский педагог, учёный, член Научного совета по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук СССР, создатель школьного предмета «Мировая художественная культура». В 1942 году Л.М. Предтеченская ушла добровольцем на фронт. За участие в боях под Ленинградом и личный подвиг получила боевые награды: Орден Отечественной войны 1 степени, медали «За Отвагу», «За боевые заслуги».
Судьба подарила мне не только встречу с этой удивительной женщиной, но и тесное сотрудничество по внедрению созданного ею школьного предмета «Мировая художественная культура». Поначалу в масштабе всего Союза группа учителей-экспериментаторов была немногочисленной: всего около 60 человек. Потом, разумеется, число учителей, пожелавших работать по программе Л.М.Предтеченской, увеличилось в разы.
     Наша краснодарская группа была самой большой по количеству первых учителей-экспериментаторов – 20 человек. Все участники эксперимента внедрились в дело абсолютно добровольно, по велению души. Мы были в полной мере единодушны с Лией Михайловной и по вопросам эстетического образования и воспитания в школах, и с новой для нас концепцией методики преподавания, основанной на принципах художественно-педагогической драматургии.
С нами, краснодарцами, Лия Михайловна была особенно близка и внимательна. Постоянно приезжала к нам в край, посещала школы, в которых работали экспериментаторы, непременно встречалась с каждым из нас. Эти встречи носили настолько душевный и плодотворный характер, что мы с нетерпением ждали очередной приезд Лии Михайловны, чтобы похвастать своими успехами, посоветоваться и получить новые рекомендации.
     Когда мы приезжали в Москву, обустроившись в общежитии ЦИУУ, сразу же отправлялись в Столешниковский, чтобы накупить новых слайдов, в книжные магазины, чтобы приобрести различную литературу по искусству. В магазинах музыкальных товаров набирали  грампластинки с классикой.
     Организаторы курсов устраивали нам экскурсии и походы в московские музеи и театры. Помимо организованных посещений мы и сами, не теряя времени зря, ежедневно после лекций устремлялись в какой-нибудь театр, музей или выставку.
В общежитие возвращались поздно с ворохом полезных для уроков приобретений. Вообще, вечерами наши комнаты представляли собой живописную картину: на всех кроватях, тумбочках, стульях и столах разложены наши приобретения за день. Каждому из нас не терпелось проинформировать остальных, где что полезное для уроков можно достать.
     Помню день, когда  руководство ЦИУУ  пробило нам билеты  в Большой на «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина с участием Майи Михайловны  Плисецкой. Билетов было мало, поэтому кидали жребий. Я не могу передать вам свою радость, охватившую меня, когда обнаружилось, что один из билетов достался мне. Поехала в Большой задолго до начала постановки. Чтобы не томиться перед театром, я пошла в ЦУМ, который находится недалеко от Большого. И, о чудо! В отделе музыкальных товаров наткнулась на комплект ударных музыкальных  инструментов для школ. Этот набор учителям музыки настоятельно рекомендовал Д.Б.Кабалевский. Надо брать, пока есть. А до начала «Кармен-сюиты» осталось полчаса. Увезти весь набор в общежитие уже никак не получится. Тут бы успеть  в театр. А в наборе малый барабан, бубен, маракасы, тарелки, ложки и треугольник. Еле впихнула всю коробку в сетку. И со всем этим добром я лечу в театр. На улице ливень, моя коробка в сетке гремит и звенит, распугивая прохожих. Влетаю в фойе театра. Публика уже почти вся устроилась в зрительном зале. Бегу к гардеробу, а там мне объясняют, что мой гардероб находится на шестом этаже, поскольку мое место находится в шестом ярусе. И я с большим трезвоном  мчусь на шестой этаж. Гардеробщицы услышали меня, как только я появилась на этаже, и с готовностью вырвали из моих рук коробку. Слава богу, я успела! Как раз к тому времени, когда в оркестровой яме музыканты стали настраивать инструменты. Уже усевшись, я с радостью обнаружила, что мое место находится как раз над оркестровой ямой. Обозревать я могла сверху всю правую половину огромной сцены.
     Лия Михайловна пользовалась огромным авторитетом не только среди учителей и методистов школ, но и среди ученых-педагогов с мировым именем. С нею сотрудничали композитор Д.Б. Кабалевский, художник Б.М. Неменский, академик Д.С. Лихачев, писатель А.М. Мелихов, филолог С.В.Тураев, искусствовед А.Д. Чегодаев, педвгог Э.Б. Абдуллин и многие другие деятели культуры того времени.
     Лия Михайловна умела располагать к себе людей, заражать своими идеями. Самым главным своим предназначением она считала, по-моему, служить идее просвещения. Просветительством она занималась до последних своих дней. Не могу удержаться, чтобы не процитировать строки из её последнего письма, которое я получила в 1998 году: «Мы много толковали с тобой о нашем деле. Слава Богу, хоть со скрипом, но оно движется. В  условиях современных реалий даже это хорошо. Что бы ни препятствовало продвижению нашего предмета, оставлять его ни в коем случае нельзя…  Я благодарна Богу за то, что он дал мне вас, моих любимых учеников, всех, кого мы с Дмитрием Борисовичем называли «золотым фондом».
      После смерти  Лии Михайловны в 1999 году отечественные чиновники от образования предприняли все, чтобы загубить не только предмет, но и всю деятельность по культурно-эстетическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. В 2004 году Минобрнауки решил, что предмет «Мировая художественная культура» по программе Л.М. Предтеченской  «не соответствует требованиям нового стандарта». Сначала были урезаны отведенные для изучения дисциплины часы. Потом по заказу того же Минобрнауки скоротечно были состряпаны другие программы и учебники по МХК, которые соответствовали стандарту. В 2006 году ФЭС (Федеральный экспертный совет) не рекомендовал программу Предтеченской для преподавания в школах с формулировкой «несоответствие программы концентрическому подходу в построении учебных программ». Публикация учебников и пособий была остановлена. По мнению  ученого-педагога Л. В. Пешиковой, ученицы и  соратницы Лии Михайловны, специфика ситуации заключалась в том, что «предмет МХК сохранен, но рекомендованы к преподаванию другие программы и учебники, которые, заимствовав у Л. М. Предтеченской название „Мировая художественная культура“ и принцип интегративности в организации материала, представляют по своей сути программы и учебники совсем другого предмета, выполняют другую цель. Произошла подмена: уникальная по возможностям духовного воспитания и творческого развития школьников, новаторская программа художественного предмета <…> заменена на традиционные, научного типа программы, бесстрастно дающие объективную информацию по истории культуры, формирующие рациональное мышление и не способные эффективно решать задачи духовно-нравственного развития подростков. Это шаг назад для педагогической науки…».
     Возмущению преподавателей школ, ученых и деятелей культуры, действительно болеющих за развитие настоящей высокой  культуры в нашей стране, тогда  не было предела. Но чиновничья когорта, засевшая в кабинетах Министерства образования, осталась глуха к голосу народа.
     Людмила Валентиновна Пешикова не оставила дело всей жизни Лии Михайловны. В 2009 году она организовала Фонд «Социально-культурная инициатива» с целью вернуть в школы программу и методику преподавания МХК. Наконец, в 2013 году Федеральный институт развития образования присвоил программе гриф «Допущено для использования во внеклассной и внеурочной деятельности». Для этого, разумеется, Людмиле Валентиновне пришлось переработать программу в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Лия Михайловна сказала бы: «В условиях современных реалий даже это хорошо».
Сотни преподавателей в ходе внедрения предмета МХК, предложенного Лией Михайловной, успешно работали по программе, используя метод художественно-педагогической драматургии, тысячи учащихся и их родителей оставили  положительные отзывы о предмете и программе. Программа (как и сам предмет) органически вписалась в учебный процесс, обнаружив самое благотворное влияние на духовно-нравственное развитие подростков. Но наших доморощенных чиновников все это никак не убедило. Далекие от проблем образования тузы, засевшие в кабинетах Минобрнауки, видимо, настолько были далеки, что не сумели отделить зерна от плевел. Или не хотели, создавая видимость деятельности?
      Когда же, в конце концов,  реалии, о которых сокрушалась Лия Михайловна, повернутся лицом в сторону Великой Русской Культуры?


Рецензии