Иисусу было девять лет
«Империя, которую не задержало побережье
океана, была остановлена на берегу реки
Рейна».
Луций Анней Флор
Серую хмарь осеннего утра вновь будоражат хриплые звуки букцин. Под холодным, пробирающим до костей дождём, перестраивается в боевой порядок измождённая походная колонна.
На тяжёлом изнурительном марше она делала это бесчисленное количество раз. Падающие от усталости, центурионы обходят поредевшие ряды, смертная тоска и безысходность в их глазах леденят солдатскую кровь. Разбрызгивая грязь, с глухим стуком смыкаются разбухшие от влаги, ставшие неподъёмными, скутумы.
Вода вокруг, сплошная вода, она везде, от неё не укрыться. Ледяными ручьями стекает она под доспехами, чавкает в скользких, расползающихся калигах, струится по сжимаемым закоченевшими пальцами, гладиусам.
Выйти из каре нельзя, вне его поджидает смерть… Она, - в разлитой вокруг промозглой мгле, в утробном боевом кличе германцев.
Сменяя друг друга у спасительной стены щитов, легионеры едят, испражняются, бодрствуют, спят и... гибнут, гибнут от копий и стрел из дождливой пелены.
Гигантский четырёхугольник, в последний раз живой стеной окружил наполовину разбитый, разграбленный обоз, потускневших под дождём орлов.
Затравленно ощетинившись пилумами, каре тонет в земляной жиже на чужой и ненужной ему земле.
Двадцать тысяч закалённых в боях ветеранов Октавиана Августа, двадцать тысяч мужчин, оторванных от родины, домашнего очага и родных…
Грязные и продрогшие, измотанные и голодные,окружённые врагом, потерявшие всякую надежду на спасение, они приготовились к тому, чтобы дорого продать свою жизнь, они приготовились умереть.
Когорты выстроились для последнего боя...
Иисусу было девять лет…
(В сентябре 9 г. н.э. произошла битва, изменившая ход мировой истории. Объединёнными силами северо-германских племён в Тевтобургском лесу были разгромлены XVII-й, XVIII-й, XIX-й римские легионы и шесть вспомогательных когорт под предводительством Публия Квинтилия Вара. По оценкам историков, погибло до двадцати тысяч легионеров, - восьмая часть армии Римской Империи. События эти произведут неизгладимое впечатление, как на римскую власть, так и на народ римский, став для них национальной трагедией. Погибшие легионы в будущем уже никогда не будут воссозданы.Рим откажется от дальнейшей экспансии на северо-восток, от дальнейшего покорения и колонизации Германии. Территория между Рейном и Эльбой для римлян будет потеряна навсегда, Германия же, в отличие от большей части Европы, избежит романизации).
Свидетельство о публикации №222120101609