Алые паруса про страхи пионеров
Помню, что одна девочка после рассказа про «чёрную руку» (уж не буду эту ерунду тут передавать!) сидела на кровати до глубокой ночи, карауля, как бы её кто ни схватил из разбитого окна, так как её кровать стояла именно возле него. Разбитое окно всю смену не беспокоило ни вожатых, ни пионеров (ночи тёплые!), пока не прозвучал этот рассказ. Девочка до истерики дошла, сидючи ночью в кровати и держа толстую книжку наготове, чтобы ею треснуть по этой «чёрной руке». И, конечно, на следующую ночь «рука» с ужасным завыванием голосами мальчишек из соседнего кубрика стала появляться в этой оконной дыре, вызывая визги девчонок. Утром наконец-то пришёл многофункциональный лагерный сторож дядя Яша и застеклил разбитое окно.
Этот дядя Яша много лет сторожил «Алые паруса», проживая и зимой, и летом на территории лагеря в своём домишке. Был он довольно мрачного и немного запущенного вида, давая пионерам повод его опасаться. Мальчишки нас пугали его фигурой, рассказывая разные небылицы. В одну из смен все упорно повторяли присказку: «Вон он идёт, Яков с лопатою!» Что к чему? Но дядю Яшу почему-то боялись, хотя я не помню, чтобы он нас гонял или кричал.
Мой личный страх от покойников, венков и кладбищ был усугублён именно одиночеством в пионерском лагере, когда меня со смены забрали родители на похороны дедушки (мне 9 лет!), а буквально на следующий день вернули в лагерь. Я проснулась ночью, ощущая ужас, страх и одиночество одновременно, хотя кубрик был полон спящих девчонок. Видимо, мне надо было уткнуться в мамины колени, а её рядом не было. Меня просто трясло всю ночь, и лишь под утро я забылась сном. С тех пор и на всю жизнь я стала бояться всего, что связано с похоронами. Дома я боялась даже венка в коридоре, который родители покупали перед визитом на кладбище. Дверь в туалет была расположена именно в коридоре, где на выключателе ежегодно висел этот венок, и надо было в темноте протянуть к нему руку, чтобы зажечь свет. Это было серьёзное испытание для меня во время ночного посещения туалета.
Ещё в пионерском лагере страшные истории любили рассказывать вожатые, передавая прочитанные книжки. Помню одну такую историю про «клон», которую несколько вечеров перед сном монотонно рассказывала вожатая. Суть была в том, что кто-то что-то вылил в сток водопровода и произошла химическая реакция, породившая разрастание субстанции под названием «клон». Это нечто быстро росло, заполняя всю систему стока в городе, а потом вылезло и наружу через водопроводные трубы, заполняя улицы города. Жуть! Так и не нашла позже авторства этой истории, но всю жизнь помню (не путать с бразильским сериалом с аналогичным названием). И в детстве я очень боялась что-то выливать в унитаз или в раковину мойки. А уж сколько опасливых обсуждений было в ту смену в лагере!
Ещё вожатые часто пересказывали пионерам истории из серии про Шерлока Холмса, так как знаменитый сериал отечественного производства ещё не был снят и мы не знали этих страшилок. Самой ужасной была история про собаку Баскервилей, так как у дяди Яши была крупная собака, с которой он по ночам ходил по периметру лагеря. Мальчишки нас ею пугали, сочиняя небылицы. Пугать девчонок – это был у мелких пацанов такой вид ухаживания, проявления симпатии. А девчонки, понимая этот подтекст, часто притворно преувеличенно реагировали на всякие пугалки, жеманясь и делая большие глаза, но иногда и реально пугались.
Все эти страшилки пугали и привлекали одновременно, повторяясь из смены в смену. Но гораздо страшнее было оказаться в изоляции, в ситуации непонимания и отчуждения в коллективе, а такое тоже бывало. Какие-то противостояния возникали между подростками в лагере, когда кучно приезжали на смену ребята из одной окраинной школы или из интерната. Мы, будучи из школ в центре города, держались разрозненно, образуя новые и непрочные лагерные коллективы. А ребята с окраин образовывали всегда одну команду, стараясь подчинить нас, немного презирая за пионерский активизм в лагере. Иногда эти столкновения были досадно-противно-обидными.
"Страшно жить на свете октябрёнку Пете: бьёт его по роже пионер Серёжа!"
Сталкивались при этом какие-то разные системы ценностей, разные представления о справедливости, о правильности поступков. Сейчас я понимаю, что и мы были не всегда правы в нашей борьбе за «справедливость». Но такого, что сегодня происходит в школах на уровне групповых избиений, и близко не было! Были споры, обзывательства, бойкоты, сплетни и т. д.
Свидетельство о публикации №222120100216