80 лет бою у мыса Тассафаронге
Известный историк из Белоруссии Максим Токарев много изучал войну на Тихом океане и выступает с интересными беседами на канале TacticMedia. В одной из них он сказал, что война свелась не к череде генеральных сражений на море, а к столкновениям флотов воюющих стран на коммуникациях снабжения захваченных Японией территорий Юго-Восточной Азии, богатых природными ресурсами. С одной стороны, надо было защищать транспорта с везущими из захваченных территорий ресурсы, а в обратную сторону шли транспорта со свежими войсками, военным имуществом и продовольствием. Американцы старались прервать эти коммуникации, а японцы из-за всех сил старались препятствовать этим желаниям.
Императорский военно-морской флот Японии еще был очень силен, и хотя потерял стратегическую инициативу, еще время от времени огрызался и выиграл ряд сражений у американцев, даже не имею превосходящих сил. Ниже будет рассказано о таком сражении.
Ровно 80 лет назад, в ночь с 30 ноября на 1 декабря 1942 года, у мыса Тассафаронга произошло морское сражение между военно-морскими силами Японии и США. Найти этот мыс на мелких картах трудно, он находится на острове Гуадалканал.
В конце ноября 1942 года наступил переломный момент в битве за остров Гуадалканал, которая шла уже четвертый месяц. После поражения японского флота в сражениях 12 и 15 ноября японцы потеряли возможность доставлять подкрепления и боеприпасы войскам, сражающимся на острове. Попытки использовать подводные лодки не решили проблему. Так, 26 ноября японские войска на острове получили 1/3 выделенного им пайка, а некоторые тыловые подразделения не получали ничего в течение шести дней. Было решено, что эскадренный миноносец примет участие в пополнении запасов острова Гуадалканал. Грузы упаковывались в бочки с веревками и герметичные контейнеры, по прибытии выбрасывались в море и вылавливались японскими солдатами. Поставки осуществлялись на лодках и шлюпках. Для того чтобы загрузить больше груза, с кораблей были сняты запасные торпеды и демонтировано торпедо-погрузочное оборудование. 2-я эскадра контр-адмирала Райзо Танака взяла на себя миссию по снабжению острова Гуадалканал. Из восьми эсминцев, имевшихся в его распоряжении, шесть были переоборудованы для перевозки припасов, а оставшиеся два сохранили способность заряжать торпедные аппараты.
Подготовка к операции не ускользнула от внимания американских разведывательных самолетов. Для перехвата японской эскадры была сформирована 67-я ударная группа в составе тяжелых крейсеров "Миннеаполис" (флагман), "Нью-Орлеан", "Пенсакола" и "Нортгемптон", легкого крейсера "Гонолулу" и шести эсминцев. Контр-адмирал Карлетон Г. Райт только что прибыл в южную часть Тихого океана и был практически не знаком с ситуацией. Но он взялся за разработку плана, вернее, не он, а его штаб. И вот что получилось. План Райта был прост. Сначала использовать радар, чтобы обнаружить врага, затем отправьте торпеды на эсминцы, а затем использовать огонь крейсеров, чтобы добить выживших. У японцев не было радаров, поэтому, помимо подавляющего преимущества в огневой мощи, преимущество первого удара было на стороне американцев. Козырями японцев были хорошо обученный персонал и мощные 610-мм торпеды дальнего действия.
Японская торпеда Тип 93 в сравнении с американской Mark 15. Боеголовка весила 490 кг по сравнению с 230 кг у США.
Танака и его эсминцы отплыли с острова Сортланд в ночь с 29 на 30 ноября. Расшифровав план японцев по предстоящему походу, американцы заблаговременно вывели в море 67-ю оперативную группу. Корабли двигались со скоростью 27 узлов. Впереди находились четыре эсминца, за ними крейсер и два эсминца в конце. Японцы из докладов о воздушной обстановке также знали о присутствии противника на море и поэтому находились в полной боевой готовности. В 10.30 вечера 30 ноября японские корабли подошли к острову Саво с севера и снизили скорость до 12 узлов, прежде чем войти в узкий пролив. Только "Таканами" шел отдельно слева, прикрывая эскадру с самого опасного направления. Две эскадры шли навстречу друг другу узким проливом "Саво". Конфликт был неизбежен!
В 22:39 американская флотилия перегруппировалась во фронтальный строй, снизила скорость до 20 узлов и начала сканирование радарами западной части пролива. В 23:06 радар на флагманском крейсере «Миннеаполис» засек подозрительную цель в 21 километре впереди. Райт немедленно приказал повернуть "круто вправо" и уточнить цели. Свечение экрана радара разделилось на несколько знаков. Это был враг. Повернув налево, Райт почти параллельно Танаке направился к ним.
В 23.16 идущий первым в строю эсминец «Флетчер» запросил разрешение на запуск торпед. Это произошло потому, что его позиция была идеальной для противника, находящегося впереди в 6400 метрах слева. Райт дал разрешение после проверки данных. Однако в ходе переговоров были потеряны ценные минуты, и вместо выгодной позиции для атаки эсминцы оказались в неблагоприятной. В 23:21 «Флетчер» и три других эсминца во главе строя кораблей Райта выпустили 20 торпед, но не попали. После пуска торпед американские эсминцы повернули на север, чтобы не мешать огню, который начался через несколько секунд после запуска торпед. «Миннеаполис» выстрелил первым, затем остальные. Вскоре после этого американцам удалось подбить эсминец "Таканами", который загорелся. Американские крейсера продолжали вести стрельбу в поврежденный огнем эсминец, превратив его в горящие руины за считанные минуты.
Горящий эсминец "Танаками", ведя огонь из орудий, и все остальные японские эсминцы, имеющие на борту торпеды, начали торпедные атаки с расстояния около 5 км. В течение 10 минут, с 23:23 до 23:33, было выпущено в общей сложности 24 торпеды, шесть из которых нашли свои цели. Две торпеды попали во флагманский корабль "Миннеаполис". Первый попал в носовую часть крейсера, вызвав взрыв в бензобаке самолета ID. Носовая часть корабля сломалась и погрузилась в воду. Второй попал в район котельной, и "Миннеаполис" лишился электроэнергии.
Еще одна торпеда попала в крейсер "Новый Орлеан", вызвав взрыв боезапаса пушки в первой главной башне орудия. В результате сильного взрыва погибли 183 моряка, а вся носовая часть корабля утонула. К счастью, водонепроницаемые переборки выдержали силу напора воды, и судно осталось на поверхности. Крейсер «Персакола» был поражен торпедой в корму, в результате чего один из гребных валов был поврежден и отключилась возможность перекладывать руль, и загорелись топливные баки для самолета. Неподвижный крейсер ярко сиял и освещал воды сражения.
На заставке: 'Новый Орлеан после битвы при Тассафаронге.
Следующий в очереди "Гонолулу" отклонился вправо и избежал попадания торпед. Это был единственный из крейсеров Райта, не получивший повреждений. Через несколько минут освещенный горящим соседним крейсером "Нортгемптон" получил две торпеды. Оба торпеды взорвались один за другой на расстоянии 12 метров в районе машинного отделения. С большой пробоиной в левом борту машинное отделение вскоре было затоплено, крейсер, загорелся и начал крениться влево. Приток воды не удалось остановить, и через два с половиной часа Northampton затонул. Поскольку экипаж был вовремя выведен, потери ограничились 50 моряками, погибшими от взрыва торпед.
Что в этот момент делали американские эсминцы и крейсеры "Гонолулу"? Эсминцы 'Larson' и 'Lardner', шедшие в хвосте колоны, не пострадали от торпед, повернули назад и на восток, пытаясь избежать гибели. Выстрелив торпеды, шедшие впереди эсминцы во главе с 'Fletcher' повернули направо и обошли остров Саво с севера, через десять минут после полуночи вернулись на поле боя. Но битва уже закончилась, и им оставалось только принять участие в спасательной операции. Единственный уцелевший крейсер "Гонолулу" также ушел к северу от острова Саво, а затем вернулся, чтобы осмотреть поле боя, но не обнаружил противника.
Уже в 23:44 Танака приказал своим кораблям по радио выйти из боя и вернутся на базу. Два эсминца были посланы на помощь горящему "Таканами", но попытка спасения не была предпринята из-за присутствия американских кораблей. В 01:30 "Таканами" взорвался, в результате чего погибли 196 моряков, а оставшиеся 48 достигли берега, 19 из них были взяты в плен. Все остальные эсминцы адмирала Танаки вернулись на свои позиции через 10 часов без единой царапины. Эсминец «Наганами» был флагманским кораблем вице-адмирала Танаки.
Потеря японцами эсминца привела к уничтожению тяжелого крейсера американцев, а еще три были отправлены на ремонт, длившийся от восьми до десяти месяцев. На этот раз доставка припасов была прервана, но через два дня отряд "Танака" беспрепятственно переправил на Гуадалканал 1500 контейнеров с продовольствием и боеприпасами.
Интересно, как моряки подсчитывали потери противника. Танака утверждал, что потопил американский линкор и два крейсера. Адмирал Райт сообщил, что его группа уничтожила четыре японских эсминца и повредила еще два. Есть расхожая поговорка про бой в Крыму, где все в дыму, ничего не видно. Как раз про это сражение у острова Гуадалканал. В конце концов, побежденный американский адмирал даже удостоился военно-морского креста, но затем был списан на сушу.
Как говорится, и на солнце есть пятна, и у победивших в войне на Тихом океане американцев далеко не всегда и не все адмиралы действовали умело, да и удача далеко не всегда сопутствовала им. Хватало косяков и у японцев, и об этом не раз и не два говорил в своих беседах Максим Токарев. Были у японцев и стратегические подсчеты. Например, построенные к 1944 году катера-камикадзе в огромном количестве потопили очень мало десантных кораблей американцев и чуть больше повредили. Правда, по мнению Токарева, они были сосредоточены вокруг Японских островов для отражения десантов американцев, но, как известно, после вступления в войну СССР необходимость в этих десантах отпала. Япония капитулировала.
Свидетельство о публикации №222120100397