Вместо Брайля применять шрифт Симметрица

Use the Symmetric font instead of Braille

Во французской  семье сапожника 4 января 1809 года родился мальчик Луи Брайль. В 3-х летнем возрасте, играя с кусочками кожи и инструментом сапожника, мальчик поранил глаз шилом и от воспаления, перекинувшегося и на другой глаз, в возрасте 5 лет полностью ослеп.

Тем не менее с любознательным и способным мальчиком занимались обучением. Но тогда не было специальной системы рельефных знаков для незрячих людей. Применяли рельефные линейные буквы как в алфавите для зрячих людей. Что было сложно технологически и сложно при чтении на ощупь, ещё сложнее в написании незрячими людьми. И такие знаки надо было делать досточно большими чтобы на ощупь можно было их распознавать.

В 1824 году, в 15-ти летнем возрасте, Луи Брайль вчерне разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих людей, отображающий буквы французской латиницы - несовершенного архаичного алфавита. В последующие несколько лет Луи Брайль совершенствовал и в 1837 году он доработал этот рельефно-точечный шрифт. И его стали применять во Франции для обучения грамоте незрячих детей.

Это изобретение распространилось по всем странам, с соответствующей адаптацией под отображение букв несовершенных архаичных алфавитов, принятых в этих странах. В том числе шрифт Брайля был привнесён в Российскую Империю в 1861 году, а в конце 19 века был адаптирован под отображение букв несовершенной архаичной русской кириллицы.

К сожалению, Луи Брайль и его последователи не стремились к тому, чтобы в 6-ти точечном рельефном шрифте использовать логику зеркального подобия знаков глухих и звонких согласных звуков речи, и не стремились применять логику соответствия типов отображаемых звуков речи с типом количества и конфигурации точек рельефно-точечного шрифта. Что значительно упростило бы и ускорило обучение письму и чтению незрячих детей и взрослых людей. И могло бы применяться не только незрячими, но и зрячими людьми в условиях темноты и плохой видимости, и для письменного общения зрячих и незрячих людей.

В общем, в течение многих десятилетий применения шрифта Брайля не нашлось исследователя и изобретателя, который по своей инициативе или по заданию правительства или общественной организации доработал бы до идеала это изобретение Луи Брайля. Потому что надо было, для начала, разработать общую классификацию согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления-мировоззрения, на что оказались не способны профессиональные лингвисты и физиологи.

В 1982 году в лаборатории шахмат Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Физической Культуры, где я работал младшим научным сотрудником, мне было поручено заносить в цифровую базу данных запись шахматных партий на первых в СССР моделях персональных компьютеров HP-800 и HP-1500. Чтобы успешно работать на клавиатуре компьютера, я прошёл курс обучения работе слепым методом на клавиатуре механической пишущей машинки на курсах повышения квалификации канцелярских работников, которые сам оплатил. Этот опыт в последующие годы пригодился в моём самодеятельном научном исследовательском и изобретательском творчестве.

В начале марта 1984 года я поставил перед собой задачу построить общую периодическую таблицу звуков речи. И я стал разрабатывать общую классификацию согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления. Одновременно я стал разрабатывать и графическое начертание новых форм букв, которые своим типом и формой были бы логически связаны с типом артикуляции и местом артикуляции звуков речи в ротовом отделе речевого аппарата, для чего проводил артикуляционные эксперименты на своём речевом аппарате. Я предположил, что периодическая таблица согласных и гласных звуков речи должна быть интуитивно понятной и удобной буквенной раскладной клавиатуры.

В качестве структурной основы периодической таблицы звуков-знаков речи-мышления я принял конфигурацию расположения по строкам и столбцам буквенных клавиш на клавиатуре механической пишущей машины, применяемой и для компьютеров в той же QWERTY/ФЫВАПР буквенной раскладке. Я переставлял буквы, увеличил количество строк с трёх до пяти, сгруппировал буквы глухих согласных в левой части, сонорных и гласных посередине, звонких согласных в правой части. Уменьшил соответствующий размер поверхности клавиш. В течение нескольких лет мне удалось построить общую классификацию согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления, и одновременно разработал плоский линейный алфавит для зрячих людей. А в 2010 году в течение полутора часов (на своём рабочем месте консьержа) просто переназначил значение звуковое значение рельефно-точечных знаков Луи Брайля по образцу разработанного мною алфавита Симметрица.

Понятно, что в предлагаемом здесь рельефно-точечном шрифте задействована логика.

Принцип отображения типов звуков-знаков речи-мышления типами конфигурации конкретного количества точек.

Верхне-нижние конфигурации точек отображают зоны артикуляции звуков речи в ротовом отделе речевого аппарата от передней зоны к задней зоне.

А лево-правое зеркальное отображение знаков, как правило, отображают глухие и звонкие согласные; одновременно зеркален вид буквенных знаков взрывных и щелевых согласных со стороны чтения на ощупь пальцами и со стороны его написания-выдавливания на специальной плотной бумаге в приборе для письма. Что очень облегчает понимание и запоминание конфигурации точек буквенных знаков.

Написание цифр становится намного проще и вдвое экономичнее, вдвое меньше надо выдавливать точек в знаках. Ведь не надо применять знак числа перед знаком буквы, обозначающей и число. Ведь в шрифте Брайля знаки первых 10 букв являлись и вторым знаком в написании и чтении чисел, поскольку первым был знак числа, отличающим данную букву, в качестве числа, цифры!

Современная полиграфия достаточно оперативно сможет переиздать все ранее изданные рельефно-точечные тексты, книги для незрячих людей на основе предложенного мною рельефно-точечного шрифта Симметрица.

А переучиться на новый шрифт не составит труда для владеющих шрифтом Брайля. Зато незрячие новички школьники, которым предстоит изучать рельефно-точечный шрифт, смогут освоить этот шрифт в течение всего лишь пары недель, а не многих месяцев тупой зубрёжки.

Обучать буквам можно сразу типами: сонорные (сомкнутого произношения) согласные; гласные (раздвинутого произношения); глухие и звонкие щелевые (шипящие) согласные; глухие и звонкие взрывные согласные.

На иллюстрации представлены:

Сверху слева направо - речевой аппарат в разрезе (плоскость разреза по средней оси спереди назад). Плоский линейный алфавит Симметрица в структуре общей классификации согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления-мировоззрения-идеологии. Клавиатура Симметрица.

Снизу слева направо - рельефно-точечный шрифт Симметрица буквы, числа и другие знаки. Шрифт Брайля в структуре таблицы букв алфавита Симметрица - показана неоднозначность отображения знаками шрифта брайля звукового состава звуков устной речи.

Intuitive six-point tactile font instead of orthodox Braille

An intuitive tactile font has been developed. The principle of mirror left-right similarity is used for letters displaying paired deaf and voiced consonants. The principle of upper-lower similarity is also used for letters displaying consonant and vowel sounds of speech produced in the corresponding one of the five zones of physiologically optimal articulations.

Logic is involved in this relief-dot Symmetry font.

Writing numbers becomes much easier and twice as economical, half as many characters need to be written.

Modern polygraphy will be able to quickly republish all previously published relief-dot texts, books for blind people based on the relief-dot font Symmetrica.

It will not be difficult to retrain to a new font for those who own Braille. But blind beginners, schoolchildren who will have to study the relief-dot font, will be able to master this font in just a couple of weeks, and not many months of stupid cramming.

You can teach letters at once by types: sonorous (closed pronunciation) consonants; vowels (extended pronunciation); deaf and sonorous slit (hissing) consonants; deaf and sonorous explosive consonants.


Рецензии