ДАртаньян и Железная Маска книга 2 - часть 7

 Глава X. Размышления Кольбера

— Господин министр, к вам явился мсье Преваль, — сообщил секретарь Кольберу.
— Преваль? — удивился Кольбер. — Что ж, проси.
— Господин Кольбер! — обратился к своему патрону вошедший карлик. — Я узнал кое-что очень интересное и важное для вас.
— Что же именно? — спросил Кольбер.
— Вчера утром я узнал, что Короля посетила герцогиня де Шеврёз, — сообщил Преваль. — Я проследил за ней и понял, что она выполнила какое-то поручение Его Величества. Из этого я заключил, что она непременно прибудет с отчётом, поэтому я заранее запрятался в кабинете Короля.
— Ты посмел шпионить за Королём Франции?! — воскликнул Кольбер. — Не смей утверждать, что я поручал тебе подобное!
— Я сделал это исключительно по собственному почину, — ответил Преваль.
— А если бы тебя застали? — спросил Кольбер. — Что бы ты в этом случае сказал?
— Я сказал бы, что я погнался за кошкой, принадлежащей Королеве, но потом кошка убежала, а я не успел скрыться, и не решился выползать из своего укрытия на виду у Короля, — ответил Преваль.
— Я не думаю, что тебе бы поверили, — проворчал Кольбер.
— Это уж как повезёт, — согласился Преваль. — Я бы стойко держался этой версии, даже если бы из меня вытягивали жилы, одна за одной.
— Похвально, мой друг! — ответил Кольбер. — Итак, что же ты хотел мне сообщить?
— Герцогиня посещала Бастилию по просьбе Короля. Она виделась там с заключённым по имени Эсташ Доже, — ответил Преваль. — Она должна была опознать его. Узник содержался в маске, но по велению герцогини он её снимал.
— Так-так, очень интересно! — воскликнул Кольбер. — Дальше?
— Герцогиня сказала, что это другой человек, он не похож на ни брата Короля, ни на самого короля, — ответил Преваль.
— Двойник или родственник? — удивился Кольбер. — Я не подумал о такой возможности. Дальше?
— Король негодовал, он проклинал д’Артаньяна и д’Эрбле, говорил, что его провели.
— Дальше?
— Герцогиня сказала, что д’Артаньян просто не мог бы поместить в тюрьму человека такого ранга, и сказала, что это в иной ситуации было на руку Королю.
— Это пока не понятно. Дальше?
— Герцогиня назвала д’Эрбле иезуитом и рекомендовала не доверять ему.
— В этом ничего нового, дальше?
— Король сказал, что следовало отправить в Бастилию этого человека с другими лицами, на что герцогиня возразила, что в этом случае другие люди узнали бы страшную тайну.
— Дальше?
— Король сказал, что он может доверять только герцогу д’Эпернону, герцогиня не согласилась с этим.
— Дальше!
— Герцогиня сказала, что граф де Ла Фер не погиб, а спасся, однако, после этого она заявила, что ошиблась, а решила так только потому, что письмо от него пришло чуть позже известия о его гибели.
— Такое возможно, с этим надо было бы разобраться. Впрочем, это не важно. Дальше?
— Король потребовал, чтобы герцогиня описала заключённого под именем Эсташ Доже. Герцогиня описала его как обычного преступника, не из благородных, назвала его висельником.
— Дальше?
— Герцогиня предположила, что того человека, который должен был быть помещён в Бастилию под именем Эсташа Доже, вероятнее всего, увезли в Шотландию.
— Почему в Шотландию? — спросил Кольбер.
— Этот же вопрос задал и Король, — ответил Преваль. — Герцогиня объяснила, что в Шотландии у господина д’Артаньяна имелся небольшой домик, подаренный ему генералом Монком.
— Вот как? — удивился Кольбер. — Неучтённая недвижимость за рубежом у офицера, стоящего на службе Короля? Интересно! Дальше?
— Король обещал герцогине профинансировать расходы по содержанию её сада. После этого герцогиня сообщила, что селение называется Монквиль. Также она сказала, что речь идёт о небольшом домике на берегу реки Клайд.   
— Дальше?
— Это всё, господин министр, — ответил Преваль. — На этом аудиенция закончилась, герцогиня покинула Короля.
— Кто ещё посещал Короля после этого?
— Долгое время Король сидел молча в раздумье, а также ходил по комнате. После этого, я затаился, поджидая возможность скрыться. Я покинул кабинет, когда опустились сумерки.
— Ты уверен, что никто не заметил тебя? — спросил Кольбер.
— Я был очень осторожен, меня никто не видел, господин Министр.
— Разве двери королевского кабинета не запирают, когда в них нет Короля? — спросил Кольбер.
— Их запирают только если все уходят, включая секретаря, — ответил Преваль. — Иногда секретарь отлучается ненадолго, не запирая двери. Я знаю об этом, я воспользовался его отлучкой, чтобы попасть в кабинет, и чтобы покинуть его.
— Я не знал, что ты проявляешь инициативу в таких деликатных вопросах, как наблюдение за посетителями Короля и даже за самим Королём! — отметил Кольбер.
— Я никогда этого не делал, господин министр, но всегда изучал возможности для этого, — ответил Преваль. — Но на этот раз я решил, что необходимо рискнуть.
— Что ж, ты рискнул удачно, дорогой Преваль! — согласился Кольбер. — Ты рассказал мне всё? Ничего не пропустил, ничего не забыл?
— Я рассказал абсолютно всё, господин министр, — ответил Преваль.
— Хорошо, друг мой, — ответил Кольбер. — А теперь ты должен забыть обо всём, что рассказал мне. Это приказ. Вот твоя награда.
С этими словами Кольбер достал из выдвижного ящика стола один из кошельков и положил его на стол перед Превалем.
— Благодарю вас, господин министр, — сказал Преваль, забирая кошелёк и прикидывая его вес на руке. — Должен ли я и дальше в подобной ситуации проявлять инициативу?
— Боже мой, Преваль, дорогой мой! — воскликнул Кольбер. — Ты, кажется, хочешь получить от меня распоряжение на то, чтобы следить за Его Величеством? Я ни при каких обстоятельствах не даю тебе подобного распоряжения!
— Но вы не сердитесь на меня за мою инициативу, господин министр? — спросил Преваль.
— Я дал тебе деньги для того, чтобы ты забыл всё, что слышал, и, разумеется, чтобы никому не проговорился об этом досадном эпизоде, разве ты не понял? — спросил Кольбер. — Подумай сам, могу ли я поручить тебе повторять подобные исследования? Ни в коем случае!
— Но вы не осуждаете меня, сир? — спросил карлик.
— За что, мой друг? — спросил Кольбер. — За то, что ты искал любимую кошку Королевы? Это благородно и достойно всяческой похвалы. Надеюсь, кошку ты нашёл и водворил туда, где она должна была пребывать! Больше я не хочу ничего знать об этом деле. Если тебе представится случай ещё раз позаботиться о кошке Её Величества, ты поступишь благородно, если сделаешь это. Мы все чрезвычайно любим Королеву и не желаем, чтобы её кошка потерялась или заблудилась. Ты всё понял, надеюсь, мой дорогой?
— Благодарю вас, господин министр, я всё понял, — ответил Преваль с поклоном и вышел из кабинета Кольбера.

Оставшись один, Кольбер взял чистый лист бумаги и написал:

«Де Шеврёз знает многое и шпионит для Е.В. Эсташ Доже – узник в Б-и, висельник, помещённый вместо кого-то, кто должен быть похож на Е.В. или на Месье. Граф де Ла Фер жив? Проверить. Шотландия, Монквиль, домик на берегу реки Клайд».

Глава XI. Людовик

Между тем, Король, который догадался, что Филипп находится в Шотландии, раздумывал о том, что он может предпринять для того, чтобы обезопасить себя от возвращения Филиппа. Герцогиня намекнула, что герцогу д’Эпернону не следует доверять. Он и сам опасался этого. Послать в Шотландию было решительно некого. Два года Филипп не давал о себе знать, быть может, он смирился со своей судьбой и не претендует на французский трон? В этом случае можно было бы забыть обо всём, что он узнал.
Однако, Филиппом могли воспользоваться другие, втянув его в свою политику.
Больше всего Короля смущало то, что герцог д’Аламеда, известный как Арамис, не ушёл из политики. Этот деятельный человек знал великую тайну Короля, и он знал, где находится Филипп, он встречался с ним, он виделся с ним регулярно. Именно этот человек замыслил в своё время заменить Короля на Филиппа, именно он это проделал почти успешно. Правда, в последнем случае, когда он мог бы повлиять на дальнейшую судьбу двух принцев, на судьбу Франции, на его судьбу, Арамис принял сторону Людовика, он и его друг д’Артаньян единодушно решили арестовать Филиппа и оставить на троне Людовика. Но коль скоро они не поместили Филиппа в Бастилию, они могли вынашивать план государственного переворота. Итак, опасность не только и не столько в Филиппе, сколько в герцоге д’Аламеда!
Кроме того, Король подумал о том, что отправлять кого-либо за Филиппом – это большой дополнительный риск, тогда как арестовать герцога – это не риск, а всего лишь защита своей государственной власти, защита государства, защита Франции.
Итак, бороться с Филиппом трудно и бессмысленно, бороться против герцога д’Аламеда – необходимо!
Пребывание в Шотландии для герцога – временное явление. Рано или поздно он прибудет во Францию, и тогда его можно будет арестовать и поместить в Бастилию, а может быть даже и ещё более надёжно исключить его из числа опасных для государства лиц, исключить раз и навсегда. Король понимал по собственному опыту, что Бастилия – не окончательное решение проблемы. Окончательным решением проблемы может быть только эшафот.

(Продолжение следует)


Рецензии
Кольбер написан очень отрицательным. Разве он был таким?

Карл-Шарль-Шико Чегорски   19.12.2022 09:53     Заявить о нарушении
Дюма описал этого человека почти исключительно отрицательными красками. Фуке он описал почти исключительно положительным. Это не соответствует исторической действительности. Роман воссоздаёт не историю, а похождения героев, трое из которых - вымышленные.

Вадим Жмудь   20.12.2022 16:40   Заявить о нарушении