Синергия мировых духовных течений

         Ерошенко Т.И. Ерошенко И.Е.      
               Синергия мировых духовных течений ?
     СИНЕРГИЯ МИРОВЫХ ДУХОВНЫХ ТЕЧЕНИЙ?
                (Субъективные заметки)


    Под духовными течениями будем понимать идейные течения, как религиозные, так и светские, предлагающие человеку некоторый ориентир, показывающий: каким человеку должно быть. Но мы не можем ставить своей задачей: охватить всё многообразие существующих сегодня идейных течений.   
Мы, выбрали 4 мировых духовных течения, которые, на наш взгляд, противостоят в определённой степени антигуманным угрозам, исходящим в настоящее время, как и в период Второй мировой войны, от империализма, милитаризма и фашизма: буддизм, христианство, ислам и коммунизм или реальный гуманизм.
    Мы отдаём себе отчёт в том, что каждое из этих течений поливариантно.  И мы знаем, что как религиозные и идеологические силы они в истории по отношению друг к другу отнюдь не проявляли и в настоящее время не очень стараются проявлять даже терпимость. Мы не ставим знак равенства между идеологическим и духовным. В идеологическом присутствует и позитивный и негативный аспект. Идеология может и возвышать человека, и принижать его, Духовное только возвышает, совершенствует.
     Нам напомнят, что есть примеры и сотрудничества представителей буддизма, христианства и ислама с милитаристами и фашистами. Однако у нас речь идёт о гуманистической составляющей  духовных течений, а не о поведении отдельных представителей религиозных организаций.
     Каждое духовное учение можно обозначить как программу совершенствования мира и человека. Объектом анализа являются духовные течения,  за которыми следовали социальные изменения, вызванные их появлением и распространением (цивилизации, культуры, страны). Рассматривается  их возможность с целью совершенствования человека и его спасения вступить не просто  во взаимодействие друг с другом (это имело место в прошлом и имеет сейчас), а в соработничество  друг с другом или синергию для противостояния  развязыванию летальных войн на планете Земля, каждая из которых грозит превратиться в ядерную катастрофу.
     И светские, и мифолого-религиозные духовные течения мы рассматриваем как знание,  а заключённое в них знание как итог социального опыта. Разумеется, мы отдаём отчёт в важности для учения, коль оно принадлежит религии, религиозно-обрядовой стороны, мы не игнорируем её.   Мы только абстрагируемся от неё ( ритуальной, обрядовой стороны рассматриваемых учений), сосредотачиваясь только на социальном опыте, который стоит за этим течением, сконцентрированном в повелениях.     Критерием духовного учения, по нашему мнению, является, исходящее от него повеление, каким должно быть человеку, чтобы совершенствоваться и чтобы спастись самому и всему человечеству. Это повеление может опираться на волю Абсолюта, или/и научные, и ненаучные знания, но всё равно  в той или иной мере отражать социальный опыт. Религии не привлекали бы к себе внимания господствующих классов, если бы не отражали социальный опыт.    
     Мы считаем, что наука ещё недостаточно исследовала такой феномен как религия, его роль и место в жизни человечества. Да, в прошлом, как и сейчас, религиозное воздействие на человека могло и может быть использовано во вред ему (человеку) и обществу. Но и научные знания империалистическая буржуазия использует эффективно во вред человечеству, держа человечество под прицелом развязывания небывало истребительных войн. И это в то время, когда научно-исследовательская и творческая составляющая занимает всё больше места в содержании деятельности современных людей как  работников и в сфере производства, и  в непроизводственной сфере, подтверждая тенденцию превращения духовной деятельности в массовую профессию. (?)
      Синергия ведущих духовных течений на планете актуализируется нависшей над человечеством угрозой самоуничтожения.
     Да, эти учения появились в разные исторические эпохи, в разных социально-политических и географических условиях, но  если перечисленные выше духовные учения, являются действительно духовными, гуманистическими, то в их содержание должны быть, хотя бы некоторые перекликающиеся части.
    В буддизме человеку  предписывается не убивать всех живых существ и не причинять им вреда. Это одно из самых главных повелений, исходящих от этого духовного учения, все остальные выступают его следствием.
    В христианстве пастырями определяется в качестве основного повеления  человеку: любовь к Богу и людям. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8). Любовь к Богу проявляется через любовь. А действенно любовь на земле может проявляться только в любви к   людям, в заботе о людях.
      В исламе, «Кто убьёт душу не за душу и не за преступление [ ], тот [ ] подобен убийце всего человечества. (см. Св. Коран, 5:32); « а кто сохранит  жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура Аль-Маида).
      Коммунизм или реальный гуманизм, осуждая всегда «войны между народами, как варварское и зверское дело» ( Ленин В.И.), в тоже время ставит перед человечеством задачу создания такой системы общества, в которой для этого варварского и зверского дела будут отсутствовать условия, а у людей мотивы.
       Несмотря на громадные различия между этими учениями,  мы видим во всех них отражение напряжённых общечеловеческих поисков выявления перспективы, обретения спасения от природных и социальных катастроф.
    Прагматикам, скептикам, мизантропам со всех сторон отвечаем: «Если человечеству надо выжить и сохранить свой «островок жизни» в бесконечном пространстве Вселенной, оно и выживет и сохранит. А залогом такой возможности является появление, наличие и развитие гуманистических  духовных учений как самого главного богатства человечества.
    Здесь следует вспомнить не только  о расхождениях религиозных течений, но и поисках путей обратного возвращения их друг к другу. Весьма показательна попытка РПЦ преодолеть раскол, который возник в ней в ХV11 веке почти через 300 лет в ХХ веке в условиях «атеистической» советской власти: « 1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им….» (Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их (2 июня 1971 года) / Официальные документы / Патриархия.ru (patriarchia.ru)
      Конечно, это чисто внутреннее дело РПЦ как религиозной организации. Но здесь особое внимание привлекает «простота» решения вековой распри (за которой и преждевременные смерти, и страдания, и сломанные человеческие судьбы): признать оба обряда равно «спасительными» и «равночестными». И всё!
      Ко времени сейчас нам, гражданам России, вспомнить имя Хьюлетта Джонсона, доктора теологии, настоятеля Кентерберийского собора, известного английского  общественного деятеля,  который утверждал, что «Россия» (тогда Советский Союз), несмотря на все свои недостатки, основала свою экономику на христианской теории». И он же говорил: «Истинный христианин не может быть врагом коммунизма».
     По историческим меркам  теория реального гуманизма или коммунизма очень молода, но она не отвергает духовной составляющей мировых учений о том, каким должен быть человек и человечество, чтобы войны  и кровопролития прекратились. Человечеством накоплен опыт борьбы и состязательности без кровопролитий и убийств.
 


Рецензии