Замок у Олыни

ЗАМОК У ОЛЫНИ

 На живописном холме у западной окраины села Борки,среди замшелых валунов и необычного разнолесья,с загадочным «провалищем» и «чёртовым столом»,возвышается  серое каменное здание,напоминающее собой средневековый европейский замок. Иногда его называют дворцом.
 Об истории появления этого здания,и владения им,ходят разные слухи.Один из них проник в региональные краеведческие сборники, и даже в деловые бумаги липецких экологических служб.
 Из чего следует,что в селе Борки Тербунского района сохранилась усадьба помещика  Шереметьева, со старинным парком и замком готического стиля. Это утверждение ошибочно, потому, что село Борки основано потомками  служивых людей  и никогда не знало  зависимости от помещиков.
 Борковские однодворцы гордились своим положением и как икону берегли «Грамоту» царя Алексея Михайловича на дарение  почти 20 тысяч десятин земли с венными балками  и множеством барков (лесных островков) на широких просторах Дикого поля.
 Более того, не только жители Борок, но и люди подселившиеся к ним на правах близких и дальних родственников, и другие лица, в рабочих руках которых постоянно нуждались первооснователи, тоже не знали помещечьей.
 В прошлом веке эту истину знали очень многие крестьяне Билибеки, Слепухи, Котовки и других подселений, постепенно образовавших собой широкое (по масштабам края)  историко-географическое понятие «Село Борки».
 Их  свидетельства не противоречат архивным документам .Следовательно, замок-дворец не является частью усадьбы помещика Шереметьева. Владимир Фёдорович, этот последний отпрыск старинного дворянского рода Шереметьевых, владел деревней Малые Борки, находившейся в двух километрах южнее борковских Алешков.
 Так кому же принадлежал замок-дворец? Опираясь на многочисленные факты, смело можно сказать: после октября 1917 года он служил (а значит , и принадлежал) трудовому народу.
 Некоторое время его комнаты и залы занимали дети-сироты, в 1925 году в нём открылась первая в нашем крае (школа крестьянской молодёжи),в октябре 1941 года, ввиду приближения к к нашей местности немецко-фашистских войск, ШКМ закрыли до «особого распоряжения».
 А в тихую тёплую ночь ноября 1941 года здание школы спалили «добровольцы»- перестраховщики из местного истребительного батальона. Сгорело всё. Остались только мощные каменные стены. Замок вставал из руин долго – до начала 60- годов. 
 В 1999 году он опять опустел – в центре Борок наполнилось детскими голосами новое школьное здание.
 Заглянем  теперь  в досоветскую историю дворца. Правдана не такая яркая ,какой приходится её слышать в предвоенные годы, когда дворец для меня и моих сверстников был храмом знаний. Но, главное, о чём не раз приходилось слышать от старожилов, не выветрилось из памяти.
 Приведу сохранившиеся воспоминания: «…Дворцом владел один из великих князей Романовых. Появлялся он в Борках редко… В сопровождении конной охраны въезжал с Ливенского почтового тракта на кленовую аллею парка –и скоро его экипажи скрывались под сводами дворца.
 Ходила молва, что однажды великий князь приезжал с женой и ребёнком. Последний раз водели его, как будто бы, в 1913 году, когда Россия торжественно отмечала трёхсотлетие царствующей династии Романовых…».
 Этим скупым воспоминаниям нашлись дополнения у В.И.Ленина: «В Ливенском уезде - писал Владимир Ильич,- под хутора было  разбито 4 имения…»,- и называет владельцев этих имений: «Великий князь Андрей Владимирович, Поляков, Набоков, Корф…».
 Самым крупным было имение великого князя – 5о62 десятины .Оно простиралось от Захаровки Ливенского уезда (Ныне Воловский район) и заходило на правый берег Олыни у самого Дворца.
 В марте 1907 года великий князь продал это имение Крестьянскому банку, оставив для себя лишь небольшую территорию вокруг замка-дворца. Сделка оказалась не в пользу князя – потерял свыше 15 тысяч рублей.
 А теперь пора поделиться результатами поиска свидетельств  о великокняжеской семейной жизни Если кратко: судьба князя была тесно связана с Матильдой Кшесинской, дочерью обрусевших поляков…». Имя Матильды было самым известным  в истории мирового балета.
 Маленькая (160 сантиметров), черноволосая, с крупными, но выразительными, чертами лица,с тонкой талией, с сильными мускулистыми ногами, она владела филигранной балетной техникой…
 Она одна из первых балерин,превративших танец в живое экспрессивное действие,вдохнувшая в него энергию. Всё её подвижное тело «до кончиков ногтей» участвовало в спектакле; она отдавалась танцу целиком,излучая страсть,которая обжигала зрителей»
 Первым,кого покорила Мотильда своей женственностью и волшебством истинного танца, был царевич Никлай, будущий царь России. Она страстно любила своего Никки.
 Каждая страница ее «Дневника»дышит этим чувством. Но и Никки любил Мотильду и часто засиживался у неё до утра».
 Однако, цесаревич не мог жениться на балерине. Матильда для него – не того поля ягода. Родители и самые авторитетные  великие князья подыскали цесаревичу невесту за рубежом.
 Как известно, ею стала дочь великого герцога Гессенского Людвига четвёртого Алиса-Виктория-Елена- Луиза-Беатриса, которая после принятия православной веры стала именоваться Александрой Фёдоровной, императрицей Всероссийской.
 Матильда тяжело переживала измену Никки. Первым, кто успокоил её любовное сердце был двоюродный дядя Николая Второго – великий князь Сергей Михайлович. Он щедро осыпал её драгоценностями и даже подарил ей роскошный двухэтажный особняк, вошедший в историю России под названием №Дворца Кшесинской».
 Но подлинную любовь подарил Матильде другой великий князь – Андрей Владимирович (двоюродный брат Николая Второго) В 1902 году Матильда родила ему сына Володю.
 Я не верю сплетням,какие распускались среди петербургской знати о романах великих князей с Матильдой. Не перестаю восхищаться её жизненным подвигом. Как  она, маленькая танцовщица Мариинского театра, смогла покорить сердца трёх великих князей?!
 Как она стала «гражданской женой» одного из них,не потеряв семью в бурные те тревожные послеоктябрьские дни 1917 года, в суматохе гражданской войны?
 Убеждён, Матильда обладала огромной волей и незаурядным умом, и поэтому сумела не только спасти от репрессий своего «гражданского мужа» и его мать, великую княгиню Марию Павловну,сохранить сына, но и благополучно выехать с ними из России в 1920 году.
 Семья обосновалась в Париже. Её материальное благополучие поддерживалось трудом Матильды – она стала балетной легендой не только во Франции(но и в Европе) и вела занятия в балетной студии Парижа.
 Трудно сказать, как сложится дальнейшая судьба замка-дворца. Быть может, он станет приютом для малолетних сирот или межрайонным домом для одиноких ветеранов войны и труда…Не исключено, что в замок могут вдохнуть новую жизнь шустрые прихватизаторы – они уже приглядывались к нему не однажды.
 Но, какую бы роль ему ни определили – на самом видном месте в его зале должны быть портреты  кротко временных его обитатели – великого князя А.В.Романова, королевы танца М.Ф.Кшесинской. Их сына Владимира.
 История нуждается в сбережении.
А.А. Голубев,
Историк-краевед
2005.
Липецкая обл. Село Тербуны.   


Рецензии