Ч. 45 Как готовились к десанту

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/12/01/1421

Об этой десантной операции писало множество авторов, в том числе и зарубежных. Самую громадную и превосходную работу по её исследованию проделал историк и писатель Роман Валерьевич  Талдыкин. Его труд обобщён в книге «Южно-Озерейская десантная операция».
 
Эта десантная операция отличалась от всех других тем, что её планировала Ставка Верховного Главнокомандования. Впервые давалось достаточно времени для  подготовки операции.

В случае успеха, в котором были уверены разработчики, обстановка на всём Таманском полуострове  изменилась бы в пользу советских войск.

Но обернулась она большой трагедией, как нередко случалось во время войны.
Подготовка к операции началась с получения директивы командующем Черноморским флотом вице-адмиралом Ф. С. Октябрьским. 

Её направил командующий Закавказским фронтом генерал армии И. В. Тюленев, которому в оперативном отношении подчинялся Черноморский флот.
 
В директиве присутствовало указание создать из моряков команды первых бросков и начать их повседневную тренировку, соблюдая особую секретность. Вице-адмирал Октябрьский доложил, что ведётся разведка Таманского полуострова и района Анапа–Новороссийск авиацией и высадкой на побережье разведгрупп.

Во всех последующих руководящих документах подчёркивалось соблюдение строгой секретности. Контр-адмирал Н. Е. Басистый и командующий эскадрой вице-адмирал Л. А. Владимирский предложили Октябрьскому  высаживать десант не в Южной Озерейке, а на Мысхако.

Там не было такой зависимости от погоды, и могла поддержать огнём береговая артиллерия. Но командующий Черноморским флотом приказал действовать, как предписывалось в директиве, но при этом сделать расчёты и для высадки в Мысхако.
 
Все командиры находились под неусыпным партийным контролем, политработники писали политдонесения, которые направлялись, минуя военное командование в ЦК, а за ними всеми следили особисты, которые тоже направляли свои донесения в Москву, минуя военное командование.

Так начальник Особого отдела НКВД по Черноморскому флоту Н. Д. Ермолаев докладывал: «Пункт высадки десанта – Мысхако – выбран весьма неудачно и не мог обеспечить  выполнение директивы Ставки Верховного Главного Командования». Оказывается, и особисты тоже были стратегами.

Начались тренировки десантников. Отрабатывалась посадка и высадка с десантных средств, обучали действиям на берегу. В этих тренировках участвовали и корректировочные посты. Одним из корпостов с крейсера «Молотов» командовал молодой лейтенант.

Тренировались в Поти на уединённом пляже в запретной зоне. Учился и мой отец метать гранаты и стрелять из автомата, когда крейсер пришёл в Поти и находился на ремонте, а моряков посылали воевать на суше.

В тот день, когда тренировались корпосты, он дежурил по кораблю. Матрос-дальномерщик, который наблюдал за тренировками в дальномер, с возмущением сказал: «Товарищ капитан-лейтенант, вы посмотрите, как они тренируются!»

День был тёплый, отец увидел в дальномер, что корпост во главе с лейтенантом расположился в кустах на берегу и отдыхает лёжа, греясь под солнцем. Когда моряки вернулись на корабль, отец спросил лейтенанта: «Устали?» Тот несколько смущённо ответил: «Да есть немного».

«Тогда отдохните трое суток под арестом в каюте!» - распорядился отец.

Спустя несколько десятилетий вице-адмирал Виктор Степанович Бабий на своём юбилее рассказал об этом случае и поблагодарил присутствовавшего там моего отца, его первого командира, за урок, запомнившийся ему на всю жизнь.

Навыки, которые Виктор Степанович потом получил во время тренировок, помогли ему сохранить жизнь.

Основные силы десанта, 83-ю и 255-ю бригады морской пехоты сняли с фронта и сосредоточили соответственно в Туапсе и Геленджике. Обе бригады понесли на фронте большие потери в людях и технике, поэтому их пополняли.

В частности, 255-ю  бригаду пополнили 500 моряками, снятыми с кораблей, расформированным 145-м полком морской пехоты, 613-й штрафной ротой и 558-м штрафным взводом начсостава.

В мемуарах и научных работах до появления книги Р. В. Талдыкина присутствие штрафников умалчивалось.

Даже командир штрафной роты  С. Т. Григорьев в своих воспоминаниях («Так сражались коммунисты» Краснодар. 1982) нигде не говорит о том, что его рота была штрафной. Мне отец, который высаживался с этими штрафниками, говорил, что то были настоящие головорезы.

В 613-й штрафной роте выявили несколько человек потенциальных предателей, которые  хотели сдаться. Четверых арестовали, а за остальными установили наблюдение. Офицерский состав роты состоял из опытных, проверенных боевых офицеров.

С. Т. Григорьев писал: «Весь командный состав роты был в сборе, когда начали прибывать рядовые бойцы. Это были «братишки» с кораблей и катеров, из береговых частей флота.  Многие уже успели понюхать пороху в сражениях, но были и совсем, как говорится, зелёные бойцы».

Шесть катеров провели тренировки в Туапсе и Геленджике по высадке в дневное и ночное время трёхсот человек штурмового отряда на необорудованный берег. Провели по десять тренировок и с тремя буксируемыми болиндерами.

Болиндеры, ещё дореволюционной постройки, когда-то были самоходными. В Первую мировую войну командование Черноморского флота готовило специальные десантные суда для высадки войск на необорудованный берег, о чём, к сожалению, не подумало советское военно-морское командование в довоенный период.

О них вспомнили, когда понадобилось высаживать на берег танки и морских пехотинцев. Болиндеры использовали раньше как баржи, двигателей на них уже давным-давно не было.

Носовая часть болиндеров имела наклонное плоское днище,  позволявшее этой десантной барже подходить к береговой отмели.

Кроме того, в носу болиндера имелась сходня шириной 4 метра, которая выдвигалась вперёд и опускалась на грунт с помощью ручных лебёдок. Название «болиндер» эти десантные баржи получили от названия шведской фирмы, которая до революции снабдила их двигателями.

При адмирале Александре Васильевиче Колчаке, командующим Черноморским флотом в Первую мировую войну, таких болиндеров было 50, в 1942 году их осталось три. Они вошли в состав отдельного дивизиона канонерских лодок под номерами 2, 4 и 6. Их обслуживал во время десанта 41 человек.

Эти три болиндера к эксплуатации были фактически непригодны, но их срочно отремонтировали, оборудовали носовыми сходнями для танков и установили по два 45-мм орудия.

Канонерские лодки типа «Эльпидифор» когда-то находились в составе Российского императорского флота. Три из них - «Красная Абхазия», «Красный Аджаристан» и «Красная Грузия» - доработали, установив носовые сходни и четыре бортовые сходни.

К другим десантным средствам относились тральщики «Арсений Раскин», «Щит». «Защитник», шесть сторожевых катеров, морские буксиры «Геленджик» (постройки 1890 года), «Алупка», СП-19, пять сейнеров и шесть моторных баркасов.

Тральщики «Норд», «Ост», «Заря» и «Лукомский» переоборудовали под санитарные суда.
 
Участвовали в десанте несколько отрядов кораблей: отряд огневого содействия, отряд высадочных средств, отряд корабельной поддержки, отряд десантных транспортов, отряд охранения транспортов и отряд кораблей демонстративного десанта -  всего около 70 кораблей и судов.

Продолжение http://proza.ru/2022/12/03/734
 
На фотографии: болиндер перед началом операции


Рецензии
Нравится мне, когда в 1942 году используется техника конца 19-ого века.... Вставила свои 5 копеек, пошла читать дальше.

Юля Рудакова   09.12.2022 18:04     Заявить о нарушении
Выбирать было не из чего, Юля.

Владимир Врубель   09.12.2022 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.