1001. Хуторская чертовщина. Соседская зависть

                Попив узвару, Назар глянул на Володьку и сказал тому:
-Допивай и пойдём работать.
-Не когда рассиживаться, вон уже совсем светло стало.
                И Савич, отставив кружку, приподнялся, распрямился, глянув в поле и произнёс:
-По всем приметам должны были на второй круг зайти, а мы всё у брички топчемся.
              Пройдя к лошадям и встав со стороны плуга, взял в свои руки вожжи, да и говорить Алексею:
-Лексей! Чего скромничаешь!
-Выводи коней к пашне!
                Было бы сказано, а дело скоро сделается.
             По указанию Назара новый трудовой день решено было начать с крайней запашки, той самой первой, что была со стороны озимого поля.
              Подведя коней к борозде, Савич, проделав манипуляции с двумя рычагами плуга, выставил желаемую глубину вспашки, а в то же время к ним подошёл и Володька.
                Испытывая не большое волнение, а скорее всего азартное состояние в нетерпении заняться полезным делом, Назар отдаёт распоряжение:
-Вовка, подменяй деда Ерошку и веди коней вдоль борозды.
- А я следом пойду, проверю на сколько удачно получается отвал.
                Благословив коней, плуг на ратный труд, а заодно себя с Володькой, Савич прикрикнул на лошадей, шлёпнул их вожжами по спинам с почином начав новый трудовой день, который по всем приметам обещал был тёплым и солнечным.
                Заметное удовольствие получал Назар от вида вспаханной полоски земли, оставленной позади него и не передать того приятного волнения от весеннего запаха, дающего надежду на дальнейшую жизнь.
                А уж как она сложиться в дальнейшем, трудно предугадать, не зная, что может случиться завтра.
              Но много раз битый жизнью, Савич в тайне надеялся и желал, что в этот год у него всё выйдет как нельзя лучше, в итоге став одних из самых зажиточных хуторян.
                Для чего это ему нужно было?
            А всё довольно просто и без всяких признаков самодовольства, ведь с годами физическое здоровье ухудшается, да и ишачить, надрывая свой пупок тоже не выход.
             Хочется на старости лет прожить в сытости и спокойствии, а все свои хозяйственные дела переложить на работников, которых в любые времена было всегда с избытком.
               Нет, на печи валяться он не собирается, пока ходят ноги и голова соображает, а до этого следует выбиться в уважаемые люди и занять какое ни будь местечко в общественном управлении.
            И если Пал Андреич попусту не бросал своих слов на ветер, то ему как раз по душе пришлась бы должность управляющего всем поместьем.
               Думаете не справился и не осилил бы?
        Ещё как справился, да при его неугомонном характере и природном даре, такой бы распорядок устроил, что всё делалось бы только с его подачи.
                А уж вести большое хозяйство он сумеет, только дайте всесторонних полномочий и особо не мешайте. 

                С этими приятными мыслями не заметно добрались на другой край поля, здесь вернувшись в привычную действительность Назар дал указание Володьки:
- Вовка! Ты коней по круче заводи и чуток придерживай.
- Пройдёмся краем и обратным ходом пройдёмся с другой стороны.
               Работа вроде не сложная, ходи себе с края на край, да поглядывай, чтоб не особо кривизну дать, но в  том и утомительность такой ходьбы от её однообразия.
                Иной раз поглядывая себе под ноги и присматривая за плугом вдруг почувствуешь лёгкое головокружении, а это верный признак, что организм требует отдыха.
                Пройдя полностью круг и встав на следующий, Назар посчитал, что вполне удовлетворил свою потребность в вспашке поля, передал вожжи поджидающего их Алексея, а сам прошёл к бричке, где по случайности глянул в сторону поля двоедворцев и вначале не поверил своим глазам.
                Уж действительно, было чему удивится, создалось такое впечатление, что Петро с Марией вовсе не отдыхали, а всю ночь пахали своё поле.
               Вон и сейчас бредут друг за дружкой, оставляя за собой свежевспаханную полоску земли.
                Как такое могло случиться и произойти, что его, Назара, обошли по всем замерам или это обычный оптический обман?
                Да и какой может быть обман, когда совсем светло и видна вся степь до самого горизонта, уж не новшество какое сумели приобрести, а Назар об этом ни сном не духом?
                Савич зачерпнул в кружку ещё не остывшего узвара, взял кусок хлеба и прислонившись пузом к бричке внимательно вглядывался, не спеша вкушая хлеб и запивая настоявшимся напитком.
               В какой – то момент ему даже показалось, а возможно, это так и было, что двоедворцы чуть расторопнее двигались по полю.
                Ни в этом ли заключается весь секрет, подумал Савич, а для удовлетворения своего любопытства и возникшей завести решил самолично убедиться, когда соберётся сходить в хутор, то непременно заглянет и на вспаханное поле двоедворцев.
                Поев хлеба и допив узвар, Назар для интереса глянул в сторону Викешкиных артельщиков, но там как говориться, конь ещё не валялся, по всей видимости там без утреннего похмелья не кому было встать на ноги, а Конюсин скорее всего сам задрых, принеся с собой воды.
                Савичу до этого особого дела нет, если только его не обманет Конюсин своим обещанием привезти воды.
                Может так и случиться, но, когда именно, через час, через два, а возможно и в обед.
                А если с утра к артельщикам подъявится Викешка и с собой привезёт воды, то обещания для Назара останутся пустым звуком и тогда придётся позаботиться о воде самому.
                Но после этого к нему лучше не подходить с просьбами, Савич без всякого стеснения выскажет все свои претензии и припомнить ещё много чего не потребного.
                Ничего так не мучает Назара, как пустое безделье, вон дед с внуком присели у костра и им нет никакого дела до каких - либо забот, уставились на огонь и все дела.
               А чтоб развеять навалившуюся скуку, Савич взял топор и из остатка привезённых дров, где большей частью были не пригодные доски для каких - либо поделок в хозяйстве, старательно изрубил в мелкие дровишки, вполне пригодные для растопки самоваров.
                Немного сняв нервозное состояние порубкой дров, Савич обратился к Николаю:
-Селантич, а не скурить ли нам по цигарке?
                От такого приятного предложения разве мог отказаться Николай, он с превеликим удовольствием составит компанию Назару.
                Присев к костру и покуривая цигарку, Савич принимает решение возложить ответственность за привоз воды на Николая, всё одно без дела просиживает, а так будет ему забота: 
-Вот что я тебе скажу Николай.
-Ты поглядывай на дорогу, как увидишь Викешкиных пахарей едущих в хутор, так хватай корчагу и бегом им под перёд.
-Вручишь им корчагу с наказом от меня, что за ними должок имеется, воды нам завезти.
- Это на тот случай если меня рядом не окажется.
-Хочу пройтись к своим зеленям, глянуть, на сколько густо взошли.
-Если раньше времени сменишься, то Лексею передай о чём я тебе сказал.
-Надо будет ещё узвару заварить, чтоб не воду холодную хлебать, а горячего узвару попить, что намного полезнее для здоровья.
-А ты Васята, поменьше воды пей, она попервой жажду утоляет, да имеет большой подвох.
-Разогрелся после пахоты, посиди, поостынь, а уж потом пей.
- А то у тебя как получается, расхлебенил одёжу и дуешь воду не соображая, что она тут же потом выходит.
- А чуток взмокнешь, а тебя тут же и ветерком протянет, так не долго и заболеть.
-Весенний ветерок обманчив не на шутку, вроде как тепло несёт, а на самом деле с подковыркой бывает, тут тебе вроде солнышко пригревает, приятный воздух обдувает, после зимы так и проситься одежды снять, да не следует забывать, что в том и есть главная причина коварной болезни, как простуда.
-Слушай Васята что говорят старшие и мотай себе на ус, они прожили долгие годы и знают на собственном опыте, что да как.
-Так, болтовня болтовнёй, но надо бы ещё вскипятить узвару, а за одно и корчагу опорожнить.
-От кизека только зола и осталось, надо бы новый разрубить или нет, до обеда потерпим.
- Поставим казанок прямо на жар, а вокруг дровишек подложим.
- Вы вот что, допивайте узвар, освобождайте мне посудину.
-А я в него водички волью, да сушки пару жменей брошу, пусть фрукта варится, да цвет и вкус отдаёт.
                Было бы разрешено, Николай хоть и неуклюже, но сумел разлить по кружкам узвар с разваренной фруктой, а пустой котелок вручил Назару.

                Вода в казанке ещё не успела вскипеть, как были опустошены кружки, где в большом количестве осадка, присутствовали мельчайшие крупинки отходов жизнедеятельности шашели.
                Дело вполне привычное и поедая фрукту иногда приходилось отплёвываться от этой безвкусной примеси.
                Вскипевшую воду было брошено две Назаровых горсти сухофрукты, помешивая ложкой и вылавливая всплывший мусор, Савич дал продолжительное время прокипеть узвару, а затем накрыв сверху крышкой, сказал:
-Пусть теперь медленно доходит.
-Дров больше не подкладывать и так у нас вышел большой расход, а впереди ещё не меньше двух ночей, только бы погода не подвела.
               Сидя на присядках у казанка с узваром, а Николай с внуком уже переместились на дышло и уселись на него в ожидании очередной порции узвара, что те воробьи на жёрдочку, с сожалением подумал:
                «Вот же бестолочь старая, мозгов не хватило бросить в бричку или хотя бы в тележку стульчик, ведь удобства, они везде удобства, а сидеть на корточках большого удовольствия не доставляет, быстро затекают ноги».
                Приподнявшись и ладонями размяв себе лодыжки, Савич в слух сказал:
-Вы тут приглядывайте, да смотрите у меня, артельщиков не прозевайте, сами же без воды останетесь, а я пройдусь гляну, что у меня на озимых там пошло в рост.
               Шагая вдоль частично вспаханного поля, Назар всё чаще стал поглядывать в сторону востока, где вспашкой поля занимались двоедворцы.
                Если по - честному признаться, то Савича не столько интересовали собственные зеленя, сколько желание узнать с чего это его соседи по полю проявили такую прыть, сумев обогнать его по всем показателям.
               Дойдя до своего озимого поля, Назар только для вида прошёлся хозяйской походкой, окинул всё своим опытным глазом, отметив, что вполне приемлемо для этого весеннего времени, хотя могло выйти на много хуже.
                После чего не сдержав своего любопытства, от своего поля минуя дорогу прошёлся к вспашке двоедворцев, которые к этому времени были по другую сторону и оценил качества вспашки.
                Стоило ему только взглянуть на борозду, как всё стало понятнее понятного, по определению Назара пашут – то Петро то Марией не глубоко, чуток глубже чем по щиколотку.
                А вот тут как раз и возникает вопрос, а возможно, они в чём – то и правы, рыхлый слой почвы только и нужен, чтоб дружно взошли семена, а далее само решить растение, куда ей пускать свои корни, в глубь или ширь.
                Было над чем по размышлять Назару, да призадуматься, противопоставив факты своего давнего опыта.
                Ведь он всегда считал, что глубокая вспашка гарантировала надежду на больший урожай, а тому свидетельствовал ряд экспериментов, проделанных им за многие годы своего хозяйствования.
                Времена меняются, как и меняются с появлением новых сортов, более урожайных и не прихотливых, зерновые культуры, но главный враг и упорство крестьянина всё делать по старинке, так сказать надёжным и проверенным годами методом.
                После не продолжительных рассуждений и прикидок, за и против, Савич приходит к выводу, что заниматься гаданием пустое и не нужное занятие, результатом которого в обязательном плане станут сомнения.
                А чтоб развеять эти самые сомнения, следует дождаться лета и уже тогда в точности выяснить, какая вспашка земли даёт большую урожайность и только сравнение покажет, кто окажется прав и с большей выгодой по всем показателям.
               Не став дожидаться, когда двоедворцы доберутся на этот край, Назар косиной через поле пошёл к своей временной стоянке, в это же время происходила смена пахарей, только вот почему – то Николай шёл один, а где же Васятка?
                Может его специально оставил дед, чтоб не прозевать проезда в хутор кого – то из артельщиков и загрузить им в бричку корчагу?
               А нет, вон бежит следом в своих обрезках сапог на вырост, подволакивая ноги.
                А что же артельщики, они то чего?
               Всё не могут раскачаться после вчерашнего запоя?
         Хороши работяги, утро в полном разгаре, а они ещё и не думали заняться пахотой.
                А чего им торопиться, Викешки нет, не кому дать им пинка под зад, вот и не спешат, видимо ожидают его приезда и привоза сиводрала для похмелья. 

              Савич и Володька с дедом одновременно с двух направлений подошли к бричке.
                Назар, поглядывая на уставших пахарей, говорит им:
-Ну что пахари, умаялись?
- Вижу, славно потрудились.
-Берите кружки и набирайте из казанка горяченького узвара.
- Настоялся в самый раз.
- А я вам хлебца в придачу выдам.
                Подойдя к бричке, где хранились припасы съестных продуктов, Савич замечает не сколько упавших наземь суховруктин, а это уже не порядок, как это он не аккуратно завязал мешочек, что Володька мог просыпать, когда по его просьбе положил обратно.
               Разбазаривать продукты последнее дело, Назар нагибается и поднимает их, сдувая с них прицепившийся мусор, не пропадать же добру и протерев пальцами, кладёт себе в рот и в удовольствие жуя, было решил взять хлеба, да примечает, что мешочек с сухофруктой завязан совсем не так, как это обычно делает он сам.
                Вроде кто – то второпях и не умело завязал тесёмку, боясь быть застигнутым врасплох.
                Но и это оказалось не всё, вышло так, что из оставленных Назаром трёх кусков хлеба осталось всего два.
                А вот это уже было интересно, кто без его ведома подъедает продукты.
                Нет, попусту шум Савич поднимать не стал, да и зачем выдавать себя за раннее, отлично понимая, что тот, кто взял один раз, обязательно полезет и во второй раз, надеясь, что пропажа не была замечена и обнаружена.
               Оба оставшихся куска хлеба Назар вручил Алексею и Володьке, труженикам и пахарям они нужнее для пополнения сил, а сам он может потерпеть и до обеда, не велика забота, можно обойтись и узваром, составив компанию внуку с дедом.
                А для удобства посиделок Савич смастерил из доски подпорку для дышла, чем не лавочка, садись в ряд, всем места хватит и ещё останется.
               Вот и уселись все втроём на дышло попивая отменный узвар, Алексей с Володько ели хлеб и запивали приятного вкуса напитком сродни компота.
               Прихлёбывая узвар из кружки, Назар решил поделиться с Алексеем увиденной на поле глубиной пашни двоедворцев:
- Как ты думаешь Лексей, будет ли в том толк, если скажем пахать в половину мельче чем мы?
- Так это Лександрович смотря для чего.
- Ну скажем для тех же зерновых хлебов.
-  Сказать в точности не могу, если только предположить, что мягкость земли играет в этом важную роль, то да.
- Чего, да?
- Глубина проникновения корней вглубь позволить выдать более прочный стебель, что в свою очередь даст крупный колос, вроде как – то так,
                со знанием дела, сказал Алексей. 
-Вот и я о том же, а вот наши соседи двоедворцы совсем иного мнения.
-Уж не знаю кто из них заправляет Петро или Мария, но у них борозда настолько мелковата, что поставив в неё ногу, будет не выше щиколотки.
-Скажу тебе Лександрович без утайки, но ходят слухи, что в одно время Петро якшался с самим хуторским чёртом.
- Уж не знаю, утверждать не стану, продал он ему свою душу или нет, но после этого Петро пошёл в гору, за что не возьмётся всё у него с выгодой и прибытком.
- И ты Лексей туда же, ну какой там ещё может быть чёрт, когда Петро бросил пить и взялся за ум.
-Вот и весь мой сказ тебе.
-Может это и так, но хочу заметить, что к нему ни одна собака с реквизицией не зашла.
-Обрати внимание, с двух сторон у него останки пожарищ, а его опять не тронули, а ведь у него сыновья к Советам подались.
-Один правда по свой глупости погиб, здесь в степи, когда хотел с коня седло и уздечку снять, да поживиться казацкими цацками, а его родимого и подстрелил казак, притаившийся за убитым конём.
-Да чё я тебе рассказываю, ты не хуже меня об этом знаешь.
- Так ты Лексей хочешь сказать, что это Петро по чужой подсказке таким манером землю пашет?
- А то ещё как!
- Стал бы он Маруську слушать, не знай в точности всех мелочей.
- Интересное дельце, есть над чем по кумекать, но я тебе так скажу Лексей, соберём урожай, а там посчитаемся, кто оказался прав.
              Савич глянул в сторону артельщиков и заметив там движения и озабочено сказал:
- Ни как артельщики в хутор собираются?
-Надо будет корчагу приготовить.
- Пусть и на нашу долю воды подвезут.
                Назар допил узвар из кружки, остатки выплеснул в сторону, поднялся и прошёл к бричке, где стояла корчага с остатками воды.

01 -02 декабрь 2022г.


Рецензии