Описание танца Лезгинка этнографом Родерихом

Описание танца «Лезгинка» этнографом Родерихом фон Эркертом (1877)

Родерих фон Эркерт (1821–1900) — немецкий этнограф и офицер, находившийся на службе в России. Действительный член Русского географического общества.


Родерих фон Эркерт (нем. Roderich von Erckert) автор очерков по истории и этнографии западных губерний России и Кавказа, составитель этнографических карт и краниологических таблиц, участник составления монументального труда «Этнографическое описание народов России», вышедшего в 1862 году под редакцией Густав-Теодора Паули. В монументальном труде «Языки кавказских племён» опубликованы первые в европейском языкознании материалы по кавказским языкам и диалектам: Том 1 — включает словарь (545 слов), Том 2 — краткие грамматические очерки и перевод фраз (169 предложений и сочетаний) на 30 языках и диалектах трёх автохтонных семей кавказских языков: нахско-дагестанские («лезгинские»): аварский, андийский, каратинский, дидойский, лакский, варкунский, кубачинский, кайтагский, акушинский, хюркилинский, удинский, кюринский (лезгинский), рутульский, цахурский, агульский, табасаранский, будухский, джекский, хиналугский, арчинский и т. д.


Родерих фон Эркерт является автором сочинения под оригинальным названием «Der Kaukasus und seine V;lker» («Кавказ и его народы», 1887), в котором мы можем обнаружить интересующие нас свидетельство и возможно одно из первых описаний национального танца лезгин — «Лезгинка». Родерих фон Эркерт танец лезгин описывает следующим образом:


«…популярным и распространённым является национальный танец «Лезгинка», названный в честь лезгин, который распространен на Кавказе и обычно сопровождается барабаном и бубном или своего рода кларнетом, или просто аккордеоном, и исполняется два человека, обычно женщина и мужчина, со всеми наблюдателями, сопровождающими очень простую музыку в такт хлопками в ладоши».


«Popul;r dagegen und h;ufig ist der, nach den Lesghiern benannte, im Kaukasus allgemeine Nationaltanz, Lesghinka, der meist von einer Trommel und einem Tambourin oder einer Art Klarinette, oder bloss von einer Ziehharmonika begleitet, von zwei Personen, meist einem Weibe und einem Manne ausgef;hrt wird, wobei alle Umstehenden die sehr einfache Musik im Takte mit H;ndeklatschen begleiten».*


Как правило, «Лезгинка», — продолжает фон Эркерт, выполняется следующим образом: мужчины становятся в круг, стоя или сидя; в углу снаружи танцоры, одетые в общенациональный костюм, стоят вместе плотной группой, лица их отвернуты или покрыты большими белыми платками. Внезапно из этого круга выскакивает одна из танцовщиц с платком в руке и, подняв руку, кокетливо прикрывает наклонённое к земле лицо.


Поочередно мужчина выпрыгивает из прохожих и принимает самодовольную и неторопливую позу, обычно правая рука прижата к сердцу, локоть поднят, левая опирается на бедро или согнута в спине и с попеременным покачивающим движением обеих вытянутых рук преследует застенчивую и кокетливо убегающую женщину, которая спешит вперед и демонстрирует напоказ самоуверенность, чтобы заслужить аплодисменты. Передвижение состоит из очень быстрой манеры, похожей на женскую, что производит очень грациозное впечатление, так как кажется, что тело движется, как кукла, натянутая на проволоку, хотя на самом деле это происходит потому, что обе ноги в целом двигаясь боком с невероятной скоростью, совершая наименьший возможный шаг, при этом тело не делает ни малейшего движения вверх или вниз. Это великое искусство танца и делает его привлекательным и красивым в исполнении, — завершает своё описание фон Эркерт.


Автор: ‘Али Албанви


*Примечание: перевод текста осуществлялся с помощью сервиса «Google Переводчик».


Литература/ источники

1. R. von Erckert. Der Kaukasus und seine V;lker. С. 181–182 (201–202). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://access.bl.uk/item/pdf/lsidyv35d1f4bf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.12.2022). — Яз. нем.


Рецензии