Противостояние Запад Россия чем опасен русский чел

И.М. Титенко, Противостояние «Запад – Россия»: чем опасен русский человек для Запада


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Первопричина противостояния «Запад – Россия»

2. Кто мы и кто они

2.1. Близкие родственники
2.2. «Покорители» земного и космического пространства
2.3. Реаниматоры и могильщики народов
2.4. Стремление к господству над другими

3. Чем опасен русский человек для Запада

Некоторые выводы

Литература


ВВЕДЕНИЕ

24 февраля 2022 года Россия начала спецоперацию по принуждению Украины к денацификации и демилитаризации, а также к признания ею в будущем своего нейтрального статуса. В ответ Запад в состоянии, близком к истерике, «обрушился» на Россию беспрецедентными экономическими и финансовыми санкциями, санкциями в области культуры и спорта, а также в некоторых других областях жизнедеятельности человеческого сообщества. В результате, какие-либо контакты России с Западом во многом обнулились.

Естественно, что на произошедшее «откликнулись» многие.  «Схватка была неизбежной, нам не оставили свободы выбора. Рано или поздно все завершится, верю, что к лучшему. Мир совершенно точно уже не будет таким, каким его строили последние 30 лет. Но урок из происшедшего, болезненный для всех, уверен, окажется исцеляющим и долгоиграющим… В этом мире будет гарантировано международное право…, будут реально защищены банковские активы и имущественные права, будет безграничная свобода передвижения и неограничиваемая свобода слова, будут искусство и спорт без политики. А самое главное - не будет никакой избирательности в применении этих принципов и никакой экстерриториальности ни для одного из государств, даже самого сильного», - так [1] отреагировал один из сенаторов СФ России. Короче, в будущем и волки будут сыты, и овцы будут довольны, довольны прежде всего тем, что остались в живых. Но этого никогда не будет, потому что это просто не может быть! 

1. ПЕРВОПРИЧИНА ПРОТИВОСТОЯНИЯ  «ЗАПАД – РОССИЯ»

Упомянутое событие от 24.02.2022 – одно из частных проявлений имеющего место быть многовекового противостояния «Запад – Россия», которое порой трансформировалось в прямое военное противоборство. Так было и 1812 г., и в 1941. И в первом, и во втором случаях на стороне Запада были практически все страны Центральной и Западной Европы. О степени участия той или иной европейской страны в агрессии против, например, СССР можно, например, судить по числу пленных (см. табл.), взятых Красной/Советской Армией с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года.

Национальность Число пленных
Немцы         ~2 390 000
Венгры         ~510 000
Румыны         ~190 000
Австрийцы ~160 000
чехи и словаки ~70 000
Поляки           ~60 000
Итальянцы ~49 000
Французы ~23 000
Югославы ~22 000
Евреи          ~10 000
Голландцы   ~5 000
бельгийцы, люксембуржцы,
датчане, испанцы, шведы,
норвежцы, финны ~7 000 в совокупности

Столь же многонациональным, правда в других пропорциях, было воинство Наполеона в 1812 г.

Естественно, отмеченные и многие другие факты требуют соответствующего объяснения. В противном случае Россия может оказаться неготовой к очередному вторжению.

Достаточно глубоко в суть отмеченного явления удалось проникнуть А.С. Хомякову ещё в далёком 1845 г. В статье [2] «Мнение иностранцев о России» он отмечал:

«Трудно объяснить эти враждебные чувства в западных народах… 
Недоброжелательство…, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельною силою… Отказать нам в наших правах они не могут: мы для этого слишком сильны; но и признать наши права заслуженными они также не могут, потому что … всякое духовное начало, не вполне ещё проникнутое человеческою любовью, имеет свою гордость и свою исключительность. Поэтому полной любви и братства мы ожидать не можем, но мы могли бы и должны ожидать уважения. К несчастию … мы и того не приобрели».

До последнего времени каких-либо других причин, объясняющих ненависть Западной Европы или, учитывая современные реалии, Запада к России, по сути не было выдвинуто. Обычно, как на обыденном уровне, так и в серьёзных исследованиях, отмечается лишь тот или другой частный случай из объяснения, данного А.С. Хомяковым. 

ЧАСТНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ
Так, наиболее часто враждебность Запада к России объясняют неприятием Западом духовных начал России, в частности неприятием Православия. Действительно, подобное имело место на ранней стадии формирования Московии, когда Папы Римские неоднократно устраивали Крестовые походы на Северо-Западную Русь. Но Крестовые походы устраивались Западной Европой и на Ближний Восток – в «Святую землю», и на полабских славян, и на еретиков-гуситов. Поэтому целью Крестовых походов на Русь была, скорее всего, христианизация в духе католицизма тамошнего населения, которое относили либо к язычникам-варварам, либо к еретикам, отступивших от истинной веры.

Однако следует подчеркнуть, что уже тогда начали проявляться зачатки русофобии. Как отмечал Л.Н. Гумилёв, «во время столкновений русских с немецкими крестоносцами в Прибалтике немцы, захватив город, обращали местное население – латышей и эстонцев — в крепостных рабов, а русских, включая грудных детей, поголовно вешали. Против русских немцы вели истребительную войну» [3]. Через семьсот лет всё повторилось, но в гораздо большем масштабе: гитлеровцы планировали на 2/3 сократить численность славянского населения СССР.

В советское время враждебность Запада к СССР зачастую объяснялась идеологическими разногласиями, когда на Западе коммунистическая идеология была объявлена мировым злом. Коммунистическая идеология, действительно, была злом, но злом только для капиталистического мира.  Ведь её существование и, как следствие, существование Советского Союза позволило ликвидировать омерзительную по своей сути колониальную систему, которую ведущие страны Западной Европы «огнём и мечом» выстраивали на протяжении нескольких столетий. Соответственно, предположение, что ненависть Запада объясняется идеологией, которой придерживалась в то время Россия/СССР, можно оценивать обычным прикрытием, выдуманным Западом, чтобы сокрыть свои истинные цели.

Однако следует отметить, что основы коммунистической идеологии были разработаны на Западе – в Германии, в её идеалы поверили, прежде всего, жители России, а после победы СССР в Великой Отечественной войне - жители многих других стран. Но после поражения СССР в Холодной войне негатив Запада к прежним противникам обрушился, в основном, на Россию, т.е. на русских или, учитывая современные требования политкорректности, на россиян.
       
С развитием мировой системы появляются и новые объяснения ненависти Запада к России. Например, превращение России в «самостоятельную силу» по Хомякову, или, в соответствии с современной терминологией, – в геополитического актора. Вспоминается слова Ф.М. Достоевского из «Дневника …» за 1876 г.: «Трудно представить себе до какой степени она [Европа] нас боится. А если боится, то должна и ненавидеть» [4]. 

Однако следует подчеркнуть, что не всегда Запад испытывает неприязнь к сильным мира сего. Геополитическим актором Россия стала, скорее всего, в середине XVIII в., а до 1941 г. её основными геополитическими противниками были Франция, Англия, Германия… С появлением США - нового гегемона Франция, Англия и Германия стали «ходить у него в шестёрках». Но никакой ненависти к новому гегемону у шестёрок не возникло, а неприязнь к России осталась, хотя её «геополитическая мощь» значительно поубавилась. Значит, причина неприязни, наверное, в другом.

В целом, следует признать, что к настоящему времени не выдвинуто сколько-нибудь общего объяснения причин имеющей место неприязни Запада к России.

ПЕРВОПРИЧИНА

Все отмеченные факторы – Православие, большевизм или коммунизм,  геополитика и т.д. «в плане ненависти» или неприязни Запада к России «работают» только в том случае, если они соотносятся с таким понятием как «русский». В принципе, отсюда с неизбежностью следует вывод: первопричина неприязни Запада к России – это наличие в ней русского человека.

Таким образом, логика выявления причин, в силу которых возникло многовековое противостояние «Запад – Россия»,  показала, что этнический фактор и «обеспечивает», в основном, существование выявленного природного явления. Влияние данного фактора на  отмеченное Противостояние было проанализировано автором в работах [5 - 9]. Некоторые аспекты проведённого анализа будут использованы ниже.    


2. КТО МЫ И КТО ОНИ

Проникнуть в суть явления не всегда удаётся. Но даже тогда, когда то или иное объяснение считается общепринятым, нет гарантий, что оно верное. Пример тому – история с разработанной К. Птолемеем (~90 - ~ 160) геоцентрической системой мира, просуществовавшей до Н. Коперника (1473 – 1543) свыше тысячи лет…

В естественных науках проникновение в суть сложного явления часто  осуществляется через изучение внешних его проявлений. Это во многом и объясняет успехи, достигнутые в данных науках. В настоящей статье также делается попытка оценить «кто мы, а кто они» по внешним результатам действий суперэтносов – западноевропейского и русского. По сути, будет использован критерий «… по плодам их узнаете их» [Мф.7.20].

2.1. БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ

Согласно ДНК-генеалогии западноевропейцев и русских можно отнести к близким родственникам.

ДНК-генеалогия – наука, возникшая, по сути, в нулевые годы XXI в. Один из основных предметов её исследований – Y-хромосома ДНК. От отца к сыну Y-хромосома передаётся в неизменном, как правило, виде. Вследствие этого анализ мутаций Y-хромосомы позволяет оценить степень родства (по мужской линии) как отдельных людей, так и некоторых сообществ, а также пути миграций данных сообществ на протяжении тысячелетий. Ниже через R1a, R1b, I, I1…, обозначены сообщества (рода, гаплогруппы) людей, близкие по мутации Y-хромосомы, а под терминами «славяне», «русские», «западноевропейцы» и т.д. будут пониматься сообщества людей, близкие по языку, культуре, менталитету… Переплетения гаплогрупп, языка, менталитета … порой труднообъяснимы. Например, поляки и русские в большинстве своём являются носителями гаплогруппы R1a, однако по менталитету они резко расходятся.

И всё же, некоторые закономерности имеют место быть. Так, западноевропейцы в большинстве своём являются носителями гаплогруппы R1b, а русские в большинстве своём -носителями гаплогруппы R1a. Носителей гаплогруппы R1b часто называют «эрбинами», а носителей гаплогруппы R1a – «ариями». Гаплогруппа R1 появилась ~30 тыс. лет назад, но ~20 тыс. лет назад она разошлась на гаплогруппы R1a и R1b, произошло это событие в Южной Сибири, скорее всего на Алтае [10]. Поэтому эрбинов и ариев или – за некоторыми исключениями – западноевропейцев  и русских можно отнести к близким родственникам.

2.2. «ПОКОРИТЕЛИ» ЗЕМНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Гаплогруппы R1a и R1b – самые молодые среди гаплогрупп, существующих в настоящее время. Соответственно, некоторым носителям гаплогрупп R1a и R1b свойственен больший динамизм,  чем носителям других гаплогрупп, а в силу их молодости им свойственно стремление познать окружающий их мир и свои пределы возможного.

Достижения эрбинов несомненны.

Так, в 1492 г. экспедиция испанца Х. Колумба открыла Америку, в 1497 г. экспедиция португальца Васко да Гамы открыла морской путь в Индию, в 1519 – 1522 гг. экспедиция, возглавляемая испанцем Ф. Магелланом, совершила кругосветное плавание, непроходимые джунгли Африки в XIX в. были описаны экспедицией англичанина Д. Ливингстона... С ХХ в. Запад демонстрирует высочайшие возможности человека при освоении им земного пространства. Так, в 1911 г. норвежец Р. Амундсен покорил Южный полюс, в 1952 г. француз А. Бомбар на резиновой лодке и без запасов воды и продовольствия переплыл Атлантический океан, в 1953 г. англо-новозеландец Э. Хиллари (вместе с шерпом Н. Тенцингом) покорил Джомолунгму, в 1967–1968 гг. англичанин Ф. Чичестер совершил одиночное кругосветное плавание на яхте, в 1986 г. американцы Д. Рутан и Д. Егер совершили без дозаправки беспосадочный полёт на самолёте вокруг Земли, в 2002 г. американец С. Фоссет облетел Землю на воздушном шаре без посадок...

Исключительно динамичным является и русский человек. Свидетельство этому — беспрецедентно быстрое освоение бескрайних просторов Сибири в XVI–XVIII вв., открытие в 1648 г. экспедицией С. Дежнёва и А, Попова пролива между Азией и Америкой. Но ещё раньше, в 1639 г., землепроходец И. Москвитин вышел к Охотскому морю… И хотя по значимости освоение Сибири уступает открытию Америки, по сложности оба процесса сопоставимы. После выхода к тёплым западным и южным морям русскому духу оказалось подвластным всё земное пространство, включая Антарктиду, которая была открыта в 1820 г. экспедицией Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева. В ХХ в. динамичность русского/советского человека позволила в 1937 г. экипажу   В. Чкалова совершить беспосадочный полёт на самолёте АНТ-25 из Москвы в Северную Америку, а      в 1961 г. привела к прорыву Ю. Гагарина в космическое пространство.

Подобных достижений у «носителей» других гаплогрупп нет. Например, наиболее далёкие морские походы китайцами были совершены в XV в. под руководством Чжэн Хэ с 1405 по 1419 г. Без особого риска, постепенно увеличивая дальность походов, а их было семь, китайцы смогли достичь всего лишь берегов Восточной Африки.  Соответственно, познания об окружающем мире у них, а также у других «статичных этносов» были в определённой степени неполными. 

2.3. РЕАНИМАТОРЫ И МОГИЛЬЩИКИ НАРОДОВ

Но, «покоряя» земное пространство, точнее – расширяя своё жизненное пространство, западноевропейцы движутся к цели, несовместимой с целью, к которой идут русские. Западноевропейцы стремятся колонизировать это пространство вместе с проживающим там народом; при сопротивлении тамошнего народа его – по возможности – насильственно подчиняют. Русские же стремятся освоить это пространство вместе с проживающим там народом, а при сопротивлении последнего пытаются заключить с ним мирное соглашение. И, подчеркнём, отмеченное имеет место быть на протяжении практически всего последнего тысячелетия.

Приведём ряд фактов, подтверждающих высказанную гипотезу.               

В конце VIII века н.э. случилась война между Франкским королевством и Аварским каганатом, располагавшимся на территории, которую в настоящее время занимают Венгрия, Словакия и, частично, Хорватия, Румыния и Сербия. Конфликт вызревал долго. Авары часто вторгались на территорию, подвластную франкам, и занимались разбоем и грабежами. В 796 г. франки, разгромив Каганат, положили конец всему этому.

К сказанному сделаем примечание, необходимость которого будет видна из дальнейшего. В те времена за актом разгрома иноверцев зачастую следовал и второй акт – крещение поверженных. Поэтому правителем Франкского королевства Карлом Великим в Паннонию, основное место обитания поверженного противника, был направлен целый легион епископов и священников. Но, по словам современника, крестить было некого: «в Паннонии не осталось в живых ни одного ее обитателя, а место, в котором находилась резиденция кагана, не сохранило следов человеческой деятельности…» [11]. Однако не всё было так однозначно — многие, конечно, выжили. Но отмеченное показывает, до какой крайности может дойти западноевропеец при разрешении некоторых конфликтов

Через два столетия подобное повторилось на южно-балтийском побережье, когда германцы под руководством Оттона I, императора Священной Римской империи, приступили к захвату земель западных славян. Известный английский историк XX в. А. Тойнби следующим образом описывал [12] события: «венды [обобщённое название поморских, полабских … славянских племён] … в упорных сражениях продержались два столетия. … Окончательная победа была достигнута обращением [в христианство] вендов в Мекленбурге в 1161 г. и уничтожением непокорных в Бранденбурге и Мейсене. … К концу XIV в. континентальные европейские варвары [ободриты, вильцы, пруссы…] исчезли с лица земли». В итоге, они были либо уничтожены, либо ассимилированы. В дальнейшем на Западе подобное повторялось неоднократно. Так, например, североамериканцы в XVIII – XIX веках уничтожили несколько млн. индейцев, англичане в XIX в. истребили тасманийцев, гитлеровцы в ХХ в. «учинили» Холокост и планировали уничтожить до 2/3 славян, проживавших в СССР…

Однако Запад для подчинения народов не пренебрегает и более «тонкими» методами. Речь в данном случае пойдёт о пассионариях.

Становление народов, этносов, суперэтносов — дело рук пассионариев, составляющих меньшинство в обществе. Но, очевидно, наличие в народе сильных творческих личностей — необходимое условие для того, чтобы подвигнуть косное, в общем, большинство на созидательную работу. Народ становится этносом только в том случае, когда усилия его пассионарного меньшинства и остального большинства соединяются. Поэтому, истребив пассионариев, нетрудно подчинить и остальной народ. Этот «метод» часто использовал Карл Великий. После победы над тем или иным племенем или княжеством он либо истреблял его «правящую верхушку», либо, в лучшем случае, переселял её во внутренние области Франкского королевства, закрепощая её членов.

Подобное происходило позднее в Африке. Когда там господствовали сначала западные работорговцы, а потом — западные колонизаторы, пассионарная составляющая африканских народов беспощадно обнулялась, и тем самым уничтожалась в зародыше сама возможность превращения того или иного народа в этническую личность. Как следствие, в настоящее время большинство африканских государств зачастую беспомощно в плане строительства жизни на современном уровне.

Но и в современную эпоху этот метод широко используется, чему свидетельствует устранение С. Милошевича, С. Хусейна, М. Каддафи… 

В общем, многие народы, соприкоснувшись с Западом либо исчезли с лица Земли,  либо не смогли  создать свою государственность и, тем самым, явить миру, возможно, неповторимый облик человеческой личности.    

В России – всё наоборот: и пассионариев не уничтожают, и с автохтонным населением пытаются, как правило, придти к миру и согласию. Но обычно в этом не было необходимости: многие народы стремились к тому, чтобы Россия взяла их «под свою руку». И часто это «срабатывало»: в 1555 г. в её состав добровольно вошло Сибирское ханство, в 1654 г. – Левобережная Украина, в 1730 – 40 гг. - казахские Младший и Средний Жузы, в 1801 г. – несколько грузинских княжеств и царств. Но, заметим, в дальнейшем всё это было оплачено, по сути, кровью русского народа. Так, после воссоединения с Сибирским ханством России пришлось воевать с Кучумом, после воссоединения с Левобережной Украиной России - с Польшей, а после воссоединения с Грузией – с Персией… Элита же присоединившихся народов и, соответственно, её пассионарная составляющая инкорпорировалась, по возможности, в российское общество. Так, сыновья и внуки хана Кучума именовались в России Сибирскими царевичами. В конце XVII столетия царевичи Сибирские наряду с царями Имеретинскими и князьями Касимовскими были внесены  в родословные книги русского дворянства, а в 1718 г. по указу Петра I Сибирским царевичам было велено впредь именоваться князьями. Другой пример: один из сыновей имама Шамиля дослужился в России до генеральского звания…

Такая политика России выводила некоторые народы из небытия. Показательна история с Грузией. В состав Российской империи Грузия вошла в начале XIX в. Тогда численность её населения была на уровне 670 тысяч, но уже к концу XIX в. численность населения Грузии увеличилась в три раза, приблизившись к двум миллионам. Грузию подняли, по сути, с колен…. Заметим, что численность населения России в границах середины XVII в., то есть без учёта позже вошедших добровольно в Россию или присоединённых земель, за XIX в. увеличилась всего в 2,2 раза. Можно привести ещё несколько примеров, когда Россия реанимировала ряд народов. Но, думается, понимающим это не надо, а злобствующие всё равно не поймут …

В современной России все относительно крупные народы имеют «свою» территорию проживания, свой язык, органы местного самоуправления, их голос слышан и в Госдуме, и в Совете Федераций России. Процесс же ассимиляции малых народов практически обнулился, что подтверждается многими статистическими данными.

В общем, в современную эпоху действия России приводят, как правило, к сохранению числа народов и, соответственно, к сохранению этнического многообразия на Земле.

2.4. СТРЕМЛЕНИЕ К ГОСПОДСТВУ НАД ДРУГИМИ

Как отмечал А. Тойнби [12. с. 479], «человеческой природе свойственно пользоваться своим превосходством. Поэтому и цивилизация, осознавшая свое превосходство над соседями, не преминет прибегнуть к силе...». Однако вряд ли правомерно распространять данный тезис на все этносы или суперэтносы.

На протяжении последних веков Запад подчинил своему влиянию достаточно большую часть земного пространства. При осуществлении экспансии Запад пользовался всеми доступными средствами, прежде всего — силой. Сила использовалась так часто и так жестоко, что у народов, соприкасавшихся с западным миром, с неизбежностью возникает ощущение, что Запад, как неоднократно подчёркивал А. Тойнби, — «это архиагрессор современной эпохи».

Стремление к господству в основном свойственно тем этносам, чей образ жизни определяется протестантизмом. Как известно, многие из установок протестантизма вдохновляются Ветхим заветом, одним из тезисов которого является приведение избранного народа к владычеству над всем миром. Косвенным образом стремление к господству подтверждают  геополитические модели, разработанные в Англии, США и Германии: лейтмотив всех моделей — господство на море, суше и в мире. Теория избранничества одних по сравнению с другими с неизбежностью рождает расовые теории, евгенику, теорию о нордическом человеке и интеллектуальной неполноценности других...

Как следствие, население завоеванных стран рассматривалось западноевропейцами лишь как составная часть флоры и фауны стран. А если туземцы начинают «мешаться под ногами», то их можно и уничтожить.

Как всегда, в России – всё наоборот. Иногда это признают и наши противники. Так, вице-король Индии в 1899–1905 гг. лорд Дж. Керзон, посетив в начале ХХ в. азиатскую часть России, отмечал: «Россия бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила силой... Русский братается в полном смысле слова... Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами», [к чему] … «англичане никогда не были способны».

К отмеченному стоит добавить, что Россия не только браталась с другими народами,  но всегда, порой во вред себе,  стремилась поднять их с колен, сделать каждого из них,  образно говоря, «самодостаточным народом»..Наиболее ярко это проявилось в советское время. Вот хорошо известные данные (см. табл.) за 1990 г. по производству и потреблению на душу населения для некоторых республик Советского Союза [13].

Распределение производства и потребления
на душу населения для некоторых республик СССР

Республика Производство, $ Потребление, $
РСФСР         17 500         11 800
Белоруссия 15 600 12 000
Украина 12 400 13 300
Казахстан 10 100 17 700
Узбекистан 6 600 17 400
Литва 13 000 23 300
Латвия 16 500 26 900
Эстония 15 800 35 800
Грузия 10 600 41 900

За время «пребывания» в Российской империи и, особенно, в Советском Союзе резко вырос культурный уровень ныне независимых государств. В каждой союзной республике были созданы Академии наук, киностудии, Союзы писателей и композиторов …, открыты университеты и ряд новых ВУЗов. Сейчас в ныне независимых государствах многие достижения прежних лет  практически обнулены. Так, в феврале 2019 г. в Туркменистане была ликвидирована Академия наук, последний художественный фильм в Эстонии был выпущен в 1994 г., в Литве -  в 2007…              .      


3. ЧЕМ ОПАСЕН РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ЗАПАДА

В конце XX - начале XXI в. многие россияне, забыв многовековую историю России, мечтали о строительстве Общеевропейского дома от Лиссабона до Владивостока. Но реальная жизнь быстро развеяла мечты некоторых: Общеевропейский дом, вообще-то, возможен, но при двух, как оказалось, условиях: хозяином в этом доме должен быть «гегемон Запада» - США, все же остальные, включая русских, должны ходить у него, хозяина, в шестёрках. Отрезвление «пришло» в 2007 г. после Мюнхенской речи В.В. Путина. После этой программной речи многое пришлось корректировать как во внутренней, так и во внешней политике. Проведение специальной военной операции (СВО) на Украине – это одно из корректирующих мероприятий.

Однако СВО не снимает проблему обеспечения безопасности России, а отодвигает решение этой проблемы на неопределённый срок, ибо Запад может достичь мирового господства, лишь уничтожив  Россию.

Хорошо известны слова российского императора Александра III, что в борьбе с внешним врагом у России могут быть только два союзника: это
– Армия
и
- Флот.
Но последующее время показало, что у России появились ещё два союзника: это
- русский человек
и
- русская идея.

Жизнь показала, что Армия может быть разгромлена, Флот практически потоплен, как это случилось при Цусиме в 1905 г., но русского человека сломить трудно, а русская национальная идея уже дала корни и первые, правда робкие, ростки в человеческом сообществе.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РУССКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Русский человек, о котором пойдёт речь ниже, появился не сразу. Вначале появился, образно говоря, «русский по крови», который в силу определённых причин начал, не ссорясь с автохтонными народами, обустраивать своё житьё в междуречье Оки и Верхней Волги. Но в XIII в. «случилось» батыево нашествие, после чего началась многовековая борьба за освобождение от ига Орды. В этой борьбе у русского человека не было союзников. Например, когда великий князь Иван III в 1477 г. вёл переговоры с Новгородом о присоединении его к Московии, то Новгород, согласно В.О. Ключевскому, просил, чтобы Великий князь на службу в «Низовскую землю» новгородцев не посылал. Век спустя, в период агонии Казанского ханства, волжские народы - черемисы, мордва и чуваши - «били челом» русскому царю о принятии их в русское подданство, но при этом, как отмечается в летописи [14], просили, чтобы русский царь «воевати их не велел».

Однако со временем «автохтонные народы» постепенно стали впитывать в себя «дух русского человека по крови». В конце концов, на Восточно-Европейской равнине стал появляться человек, нерусский «по крови», но русский «по духу» или, если хотите, по менталитету. Этого человека, близкого по духу к «русскому человеку по крови» в дальнейшем будем именовать просто русским человеком. Зачатки отмеченного процесса уже проявились в 1612 г., когда казанские татары в ополчении Минина и Пожарского шли освобождать Москву от польских захватчиков.

В наиболее полной мере «единение по духу» народов России и многих постсоветских государств проявило себя во время Великой Отечественной войны.  В подтверждение приведём выдержки из дневника [15] немецкого солдата, участвовавшего в штурме Сталинграда в 1942 г.:
«1 октября. Наш штурмовой батальон вышел к Волге. Точнее, до Волги еще метров 500. Завтра мы будем на том берегу и война закончена.
3 октября. Очень сильное огневое сопротивление, не можем преодолеть эти 500 метров. Стоим на границе какого-то хлебного элеватора.
6 октября. Чертов элеватор. К нему невозможно подойти. Наши потери превысили 30%.
10 октября. Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, но каждый раз, когда мы к нему приближаемся, оттуда раздается огонь из-под земли.
15 октября. Ура, мы преодолели элеватор. От нашего батальона осталось 100 человек. Оказалось, что элеватор обороняли 18 русских, мы нашли 18 трупов» [в немецкой дивизии батальон насчитывал 800 - 900 человек].

Кто эти 18 советских ребят по национальности? Вряд ли найдётся ответ, но для немецкого солдата и для автора они - русские.

Объединение народов Восточно-Европейской равнины и Сибири в нечто единое целое – это удивительное, великое достижение русского человека по крови.

Брест, Севастополь, Сталинград … показали, что ситуация по сравнению с многовековой давностью принципиальным образом изменилась. Поэтому, если неприятель перейдёт черту под Смоленском, он непременно встретится с русским человеком… 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РУССКОЙ ИДЕИ

Русская идея…  Сколько копий было сломано в попытках осознать её!

Русская идея есть «идеология русского империализма», заявлял либерал А.Л. Янов. Известно [см. 16] негативное отношение Д.С. Лихачёва к этому вопросу: «Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед — это не просто глупость, это крайне опасная глупость».  С другой стороны, попытки некоторых исследователей дать понятное обществу определение, что же такое Русская идея, не всегда приводили к успеху. Причина этого – субъективизм, отсутствие соответствующей методологической основы и многозначность слова «идея». Например, какой смысл для россиянина может донести следующее [17] определение: «Русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении»?

Ниже, в попытке выявить, что же такое Русская идея в настоящее время, мы будем исходить из обруганной, но всё ещё живой марксистко-ленинской философии: как ни как, но основы данной философии ещё никто не опроверг, хотя некоторые её выводы вызывают сомнения. Согласно [18], идея  – это высшая форма познания внешнего мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование, которое может быть осуществлено лишь при наличии цели у общества. Отсюда недалеко и до более полного, как представляется, определения [19] понятия «Русская идея», предложенного С. Кочеровым: «Русская идея - это цель и идеал своего социокультурного мира в его историческом развитии». 

Иначе, идея выражает на данный момент времени цель объекта, вытекающую из его природы, которая может как сознаваться, так и не сознаваться субъектом.

Иногда утверждается, что национальная идея рождается вместе с народом. Это, конечно, ошибочно, ибо этим отвергается процесс развития той или иной составляющей человеческого сообщества. Как правило, национальная идея определяет цель, стоящую перед объектом в данный момент времени. Обычно цель эта – выживание объекта. Развитие и становление Русской идеи подтверждает отмеченное.

По-видимому, первая Русская идея – это утверждение: «Москва - Третий Рим». В послании великому Московскому князю Василию III старец псковского Трёхсвятительского Елеазарова монастыря Филофей писал: «.., Внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство уже иным не достанется». Как видно из послания, выживаемость объекта напрямую соотносится с сохранением православной веры.

События 1612 г. показали, что в новых условиях для выживаемости объекта этого недостаточно. Отмеченное сознавал Н.М. Карамзин, когда в Предисловии к своему основному труду в 1815 г. писал: «… правила мудрого Самодержавия и Святой Веры более и более укрепляют союз частей [России] …».       

Трагические события, случившиеся в России в 1830 – 31 гг., - эпидемия холеры, польское восстание - подвигли некоторых «государственных мужей» к мысли о необходимости поиска условий, при которых Россия могла бы с минимальными потерями выходить из подобных ситуаций. И такой государственный муж нашёлся – С.С. Уваров, товарищ министра народного просвещения. В марте 1832 г. С.С. Уваров в письме Николаю I сформулировал эти условия: «...чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила - нам осталось три великих государственных начала, а именно:
1. Национальная религия,
2. Самодержавие,
3. Народность».

Возникла так называемая «Уваровская триада» «Православие – Самодержавие – Народность», которая - по мысли её создателя - выражала идеал или принцип устройства бытия России.

Как положено, «семена» дали всходы через два поколения - лишь в 70-е годы XIX в. идеи, содержащиеся в триаде или вытекающие из неё, начали широко обсуждаться.  В дальнейшем эта поразительная по своей «смысловой ёмкости» триада  была определена Г. Федотовым как «государственный канон» Империи.

«Проверку боем» Уваровская триада, правда в модифицированном виде, выдержала в советское время. Советский Союз сохранил «конструкцию государственного канона» Российской империи, но «наполнил» её новым содержанием: Православие заменил коммунистической идеологией, Самодержавие – диктатом Генсека, а Народность – Советской властью. Это в определённой степени позволило не только превратить Россию/СССР во вторую в военно-экономическом отношении державу мира, но и высветить всемирно-историческое призвание русского народа. 

В 1837 г.  в «Апологии сумасшедшего» П.Я. Чаадаев заметил: «Настоящая история этого народа [русского] начнётся лишь с того дня, когда он проникнется идеей, которая ему доверена и которую он призван осуществить, и когда начнёт выполнять её с тем настойчивым, хотя и скрытым, инстинктом, который ведёт народы к их предназначению».

И этот день в истории России/СССР наступил – это 9 мая 1945 года, день Великой Победы Советского Союза над всемирным Злом. Через мгновение, по историческим меркам конечно, 4 октября 1957 года СССР запускает – впервые в мире – искусственный спутник Земли, а ещё через мгновение - 12 апреля 1961 года русский/советский человек Ю. Гагарин впервые в мире совершает космический полёт вокруг Земли.

Началась «настоящая история» России…

Найдётся ли нечто подобное у других народов за всю историю рода человечества? Думается, нет. Запомнит ли история эти события, занесёт ли их в свои летописи? Думается, да. Перевернёт ли история очередную страницу и этим всё кончится? Думается, нет.

Следует отметить, что эти события свершились в то время, когда ещё существовала колониальная система, а Запад продолжал обогащаться за счёт эксплуатации подвластных ему народов. В США, «светоче демократии», афроамериканцы не имели права на проезд в автобусе с «белыми», а их дети – учиться в одной школе с детьми «белых»…   Свершившиеся события «перевернули» у многих представления о Добре и Зле. Как следствие, в колониальных и экономически зависимых от Запада  странах начались «подвижки»: возникали национально-освободительные движения, происходили революции или просто перевороты… Некоторые страны сразу избирали социалистический путь развития, например Вьетнам в 1954 г., Куба в 1959, Мозамбик в 1975,  другие – через несколько лет после частичного освобождения от удушающей зависимости от Запада: Гватемала в 1954 г., Египет в 1962 , Алжир в 1965, Чили в 1970 …

Советский Союз стал удовлетворять всем признакам всемирной цивилизации. Возник, образно говоря, «Русский мир» который можно определить как «поле  тяготения» концепции социально-экономического развития, которую тогда выбрала метрополия этой всемирной цивилизации – Россия/СССР.

Таким образом, в 60 – 70 гг. ХХ столетия Россия в образе Советского Союза, «шедшая» в то время по социалистическому пути, стала для многих стран и народов «путеводной звездой»,  указывающей направление их социально-экономического развития,  к тому же, подчеркнём, у неё появились союзники – Куба, Вьетнам…. Казалось, что Запад не избежит катастрофы…

Но Русский мир просуществовал недолго. Для его активизации многим странам часто требовались военные и экономические «вливания» со стороны Советского Союза. Учитывая поистине всемирный размах национально-освободительного  движения стран и народов, осуществить это Советскому Союзу с его 280-миллионым населением было весьма затруднительно. К тому же, трудности усугублялись безудержной гонкой вооружения, возникшей во время Холодной войной, которую  миллиардный Запад объявил СССР в феврале 1946 г. К середине 1980-х гг. в СССР возникли серьёзные внутриэкономические и внешнеполитические трудности, которые он попытался преодолеть с помощью так называемой «Перестройки». Но реформаторы оказались не на уровне возникших проблем, при этом они явно не осознавали всемирно-историческую роль, которую на протяжении последних столетий играла Россия и в образе Империи, и в образе Союза. В итоге, Советский Союз не только потерпел сокрушительное поражение в Холодной войне,   но и прекратил своё существование как некое единое государство. Как следствие, Русский мир уменьшился до размеров своей бывшей метрополии, а некоторые из союзников  отошли от России…

Так. чем же опасен русский человек для Запада? Во-первых, своей несгибаемостью при защите Отечества от внешней угрозы; победить русского в открытом и честном бою практически невозможно. Во-вторых, своей способностью не только выдвигать, но и осуществлять на деле концепции социально-экономического развития человеческого сообщества, отличные от подобных западных концепций: русские концепции всегда предполагали равноправное сосуществование народов, западные же концепции всегда предполагали существование народов при обязательной главенствующей роли некоторых народов Запада. И эти концепции несовместимы.


НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Два предыдущих века показали, что одно из предназначений России – остановить экспансию антихристианского, вернее – бесчеловечного, Запада в попытке подчинить остальные народы мира. В ХХ в. России в образе Советского Союза реально удалось не только осуществить это, но и предложить человеческому сообществу новую альтернативу мироустройства на основе концепции Русского мира.

Современная Россия потеряла некоторые ориентиры в своём развитии, бездумно потратила время на строительство «Европы от Лиссабона до Владивостока», на попытки нормализовать отношения с ЕС… Сегодня ей трудно что-либо предложить народам мира, ибо сама она в социально-экономическом плане пошла по западному пути. На этом пути России с её населением в 145 млн. человек трудно бороться на равных с Западом. Это возможно лишь в том случае, если она предложит миру концепцию мироустройства, подобную концепции Русского мира.   Пока же она занялась укреплением метрополии существовавшего ранее Русского мира. На этом пути Россия осознанно или случайно использует принцип, выдвинутый [20] ещё в тяжёлые для России 90-е гг.:

слабейшая сторона при обеспечении своей оборонной достаточности должна исходить не из достижения своих целей, какими бы разумными и реальными они ни казались, а прежде всего из того, чтобы не допустить осуществление целей сильнейшей стороны.

Кое-кого удалось вернуть в «поле тяготения» Русского мира: Южную Осетию в 2008 г., Республику Крым в 2014, Сирию в 2015, Венесуэлу в 2018, а сейчас на пороге находятся Донецкая и Луганская народные республики. Есть чем гордиться! Но впереди, на многие десятилетия, у России много опасных испытаний. И если правящая российская элита не предаст Россию, как это случилось в 80 – 90 года ХХ столетия, русский человек выдержит все невзгоды и испытания.


ЛИТЕРАТУРА

1. Урок  от противостояния с Западом  будет исцеляющим, заявили в Совфеде /
             https://ria.ru/20220303/protivostoyanie-1776250630.html.
2. Хомяков А.С. Мнение иностранцев о России, «Москвитянин», 1845 //
             3.         Гумилев Л. Меня называют евразийцем // «Наш современник». 1991. № 1.
4.     Достоевский Ф.М. Политическое завещание. Сб. статей за 1861 – 1881 гг. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. С. 155.    
5. Титенко И.М. Стратегическая нестабильность и этногеополитика // «Москва». 2005. № 2.
6.         Титенко И. Противоборство «Запад – Россия». Этнический фактор //
            http://rusmirzp.com/2013/12/04/category/tribune/45184, 04.12.2013.
7.         Титенко И.М.  Истоки противостояния «Запад – Россия». Гипотеза Н.Я.
            Данилевского // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 20501,
            17.04.2015.
8. Титенко И.М. Неискоренимая ненависть Запада к России. попытка осмысления данного явления // «Движение за возрождение отечественной науки» 9.        Титенко И.М.  Сущность противостояния «Запад – Россия» // «Академия
           Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 26339, 25.04.2020.
10. Клёсов А.А. Происхождение славян. ДНК-генеалогия против «норманнской теории». - М.: Алгоритм. 2013. С.58, 59.
11.      Левандовский А. Карл Великий. Через Империю к Европе. – М.:
Соратник, 1995.
12.      Тойнби А. Постижение истории - М.: Прогресс. 1996. С. 119.               
13.      См., например, «Советская Россия». 1992. № 98 – 100.
14.      Пронина Н. Почему Иван Грозный взял Казань // «Молодая гвардия». № 9.
2001.
15.      http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/81149/.
16.      Межуев В.М. О смысле «Русской идеи» // «Русский эксперт». 2010. № 12.
17.      Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная проблема // Сб. «Русская
идея» - М.: Айрис-пресс. 2004.
18.      Краткий словарь по философии. М.: Политиздат. 1970.
19.      Кочеров С. Русская идея как предмет философского анализа: к вопросу о
необходимости философии идей // Credo New. 2010. № 1.
20.     Жеребин А.М., Попов В.А., Титенко И.М. Один подход к управлению
оборонной достаточностью государства // Известия РАН «Теория и системы управления», 1997, № 4.
         
Опубликовано:
И.М. Титенко, Противостояние «Запад – Россия»: чем опасен русский человек для Запада // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27853, 15.05.2022


Рецензии