Андреа дель Сарто. Мадонна гарпий

          Андреа дель Сарто. Мадонна с Младенцем (Мадонна гарпий), Андреа дель Сарто, 1517г. Дерево, масло 207 x 178 см Галерея Уффици.( Одна из лучших работ художника).


          Андреа дель Сарто (1486-1531) работал в то время, когда живопись Ренессанса находилась в зените, поэтому творчество художника несет в себе все черты того искусства.

          Особенно это проявилось в гармоничности, возвышенности образов на картинах. Но в то же время в произведениях мастера видны признаки уже зарождавшегося маньеризма: вытянутые фигуры, явная «постановочность» сцен, подчеркнутое изящество поз и жестов и еле уловимая «сладостность», которой отмечена внешность персонажей.

        В 1517 году Сарто женился на Лукреции дель Феде, вдове, которая стала любимой женой и музой художника. Ее портреты демонстрируют, что Сарто использовал ее образ для многих своих мадонн (например, знаменитой «Мадонне с гарпиями» в Уффици).
Представленная работа была выполнена для церкви Сан Франческо во Флоренции, поэтому на полотне изображен также святой Франциск. Справа стоит святой Иоанн Евангелист. Название картины связано со странными крылатыми существами, высеченными в высоком рельефе на постаменте.

        Джорджо Вазари считал, что это гарпии - чудовища из греческой мифологии, птицы с головами женщин. Но скорее всего это изображение саранчи из Апокалипсиса, на что указывает и фигура Иоанна Евангелиста, в откровении которого сказано: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откровение, 9:3).

        Изобразив Богоматерь стоящей над символами грядущих бедствий, художник подчеркнул ее роль спасительницы праведных.
Мадонна выступает здесь матерью, не умиленной или скорбящей женщиной, но величавой Государыней, Хранительницей христианских догматов. Еще большую торжественность и мистичность» образу придает присутствие Иоанна Богослова, автора не только одного из четырех Евангелий, но и Апокалипсиса».

        Он также является как бы хранителем — в данном случае, откровения, данного о последних днях мира. Присутствие в композиции святого Франциска Ассизского объясняется проще: он был покровителем монастыря, заказавшего художнику Мадонну».
Эта картина, — писал Джорджо Вазари о Мадонне с гарпиями», — почитается исключительной и на редкость прекрасной среди всех произведений, созданных Андреа».
         
        Именно с легкой руки Вазари полотно получило то название, под которым оно известно сейчас. Описывая его, биограф указывал, что Богоматерь стоит на восьмигранном пьедестале, по углам которого изображены сидящие гарпии, как бы поклоняющиеся Мадонне».


Рецензии