Стихи Ю. Живаго в контексте романа Б. Пастернака

Литературный проект 1000 дней и ночей с Поэзией и Прозой


Стихотворения Юрия Живаго в контексте романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

Анализ 2007 года (в редакции 2022 года)


Предисловие 2022 года

Как-то я написала, что стихотворение Бориса Пастернака «Гефсиманский сад» является для меня сокровенным, и это из-за многомерности смысла, который может содержаться в одном произведении. И более того, стихотворение «Гефсиманский сад» является еще и логическим завершением не только последней части, но и всего романа «Доктор Живаго», и через него автор старается приоткрыть завесу времени для взгляда и ума, устремленных в грядущее.

Литература с детства стала родной дисциплиной – это произошло естественно, - и в школе благодаря преподавателю-литератору в самые ранние годы я уже знакомилась с серьезными произведениями, например, лет в 11 – с психологией Фицджеральда, стала писать первые стихотворения, участвовать в олимпиадах по литературоведению. И не удивительно, что на выпускной экзамен в качестве предмета я выбрала литературу, а объектом анализа стали стихотворения из последней части романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». И в этой статье я привожу отрывок из анализа тех лет с отдельными правками и комментариями с учетом развития мысли человека и изменениями в самой жизни. Так, в стихотворениях жизнь сравнивается со стихией, то есть представлена теми силами, с которыми человек не может справиться. Но этот взгляд со временем должен смениться более позитивным, так как с эволюцией знаний и науки человек многое может - и трудности преодолеть, и доброе дело сделать. Об этом я стараюсь сейчас писать в одном из произведений, несмотря на то, что и в моей жизни многое было и происходит тяжелого, и сейчас одни из трудных времен, и всё же мы должны не только верить и надеяться на лучшее, но сами воплощать это в жизнь…


Отрывок из анализа 2007 года

Предисловие

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» состоит из двух частей – прозаической и поэтической. Поэтическую, семнадцатую часть романа можно считать кульминационной, так как сами стихотворения Юрия Живаго становятся завершением прозаической формы. В своей работе я постаралась объединить точки зрения различных критиков, писателей, сопоставила стихотворения с соответствующими частями произведения, провела анализ  ключевых стихотворений в контексте романа. Для написания анализа использовала текст романа «Доктор Живаго», биографические записи Бориса Пастернака, статьи и очерки других авторов, текст стихотворений и анализировала ключевые стихотворения романа. В анализе стихотворений я расположила их в такой же очерёдности, как и в части семнадцатой романа. (2007).

Отрывок из содержательной части

    « …эта вещь (роман) будет выражением моих взглядов
    на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории
    и на многое другое …»
    (Борис Пастернак о романе в письме 1946 года)

«Стихотворения Юрия Живаго» из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» являются частью произведения и одновременно его кратким содержанием и интерпретацией, в них заключается двойной смысл, как самого романа, так и отдельно взятых стихотворений при их самостоятельном рассмотрении вне контекста произведения. И не случайно Борис Пастернак избирает Юрия Живаго для роли поэта: герой Юрия фактически является автобиографическим образом самого писателя. (2007).

Герой романа Юрий Живаго умирает, но написанные от его имени стихотворения продолжают жизнь духа и мысли. Всего в цикле стихотворений можно выделить несколько важных тем, таких как человек и жизнь, природа, религия, культура, а также разделить все стихи на две крупные группы - стихотворения на религиозную тему и стихотворения, описывающие жизнь и переживания лирического героя.
Композиция цикла также обращает на себя особое внимание: все стихотворения расположены в хронологической последовательности, но в тоже время чередуются между собой в зависимости от темы. В целом, композиция цикла стихотворений напоминает композицию самого романа, и история, прожитая героями в романе, вновь возрождается и повторяется в стихотворениях Юрия Живаго. (2007).

Цикл стихов Юрия Живаго открывается стихотворением «Гамлет» и параллелью с цитатой «весь мир - театр». В сюжете узнается человек перед лицом человеческой жизни с ее моральным и нравственным выбором, истиной и преграждающими путь к ней фарисеями. И смирение со своей судьбой – «замыслом упрямым», и с тем, что главный герой «играть согласен эту роль», полностью отражает представления христианства о человеческом назначении в жизни. Упоминание чаши из библейского сюжета соединяет первое стихотворение «Гамлет» в цикле с последним стихотворением «Гефсиманский сад», таким образом, объединяя судьбы самих людей, человеческий удел тех, кто открывает истину («чашу эту мимо пронеси» - из «Гамлета», и «чтоб эта чаша смерти миновала» - из «Гефсиманского сада») (2007). И вот она, эволюция человеческой мысли, о том, что нужно всё же бороться – сама жизнь и мир не терпят поражений, как и правда, о которой многие из известных нам людей говорили, что в ней сила и «истина сделает вас свободным», также, как и сам писатель в стихотворении «На Страстной» пишет о том, что «смерть можно побороть усильем Воскресенья». (2022).

Стихотворение «Сказка» я полюбила с детства: его слог и использование устаревшей лексики приближает легенду к настоящему, и будто мантра звучат начальные строки «встарь, во время оно, в сказочном краю...». Полюбившийся слог я постаралась воплотить в своей сказке «Не-разлей-вода» («в давнюю пору, средние века, жил на свете мастер, твёрдая рука...». В сюжете «Сказки» заключена известная нам история о Георгии Победоносце, победившем змея и спасшем деву. Имя Георгий также имеет два современных обозначения, и одно из них наряду с Егором это Юрий, то есть в главном персонаже «Сказки» кроется герой Юрия Живаго. Таким образом, проведя параллели мы получаем следующее соответствие героев персонажам сказки-легенды: дева – это Лара, святой Георгий Победоносец – это сам Юрий Живаго, а змей-дракон – соответственно, Комаровский. Но связь стихотворения «Сказка» с романом более глубокая, чем просто параллели и отсылка к легенде: перед нами заключенная в образы борьба добра и зла. (2022)
Стихотворение названо «Сказкой», наверное, еще и потому, что счастье как постоянство возможно в мечтах или во сне, и главные герои «силятся очнуться, но впадают в сон», и даже сон этот всё же нельзя назвать сказкой, поскольку, хотя «в избытке счастья слёзы в три ручья», душа остается «во власти сна и забытья». И вот, сказка уже не является более воплощением счастья, а становится из сна действительностью, самою жизнью, и легендарное становится реальным, как и в строках «Гефсиманского сада» о том, что «ход времен подобен притче» - и всё вместе - в «Книге жизни». (2007, 2022).

И стихотворение «Зимняя ночь» со знаменитыми строками «Свеча горела на столе, свеча горела…». Представьте себе сравнение действительности не только с темнотой, но с самой ночью, да еще и зимней – сильнейшее противопоставление горячей и яркой, лучащей свет и дарящей тепло, но легко задуваемой, хрупкой свечке – нашей человеческой жизни, жизни в целом. (2022).

И вот цикл стихотворений завершается «Гефсиманским садом», соединяется начало и конец, а вместо главного героя романа в стихотворении речь идет об Иисусе. Писатель показывает, что это не просто судьба или стихийное стечение обстоятельств, а то, что это был осознанный выбор и добровольная жертва Христа за всех людей во имя истины. И это мысли о вечности, а Гефсиманский сад становится той точкой мира, в которой сошлись пересечения всех жизней, судеб, мыслей, и где-то «начинался Млечный Путь», а «простор Вселенной был необитаем, и только сад был местом для житья»… И написанное на той странице «Книги жизни», что «дороже всех святынь», сбылось, и стихотворение завершается пророческими словами, что теперь не отдельные виновные люди, но целые «столетья поплывут из темноты» на суд без вины осужденного. Так заканчивается цикл стихотворений Юрия Живаго и сам роман Бориса Пастернака, по своему замыслу заставляя нас задуматься о дальнейшем ходе истории через воскресение – к чему, как вы думаете? – к свету, истине… (2022).

Стихотворения Юрия Живаго утверждают одну из идей писателя о том, что смерти нет для того, кто оставляет после себя духовное наследие (2007), а в настоящем и будущем это может быть и целая жизнь наших умов (2022).

2007, Ксения Мира, 16 лет
(в ред. 2022 года)


Рецензии