Хазария. Ранняя история

   Хазарская держава складывалась в виде обширной федерации племен, сохранявших в неприкосновенности свою внутреннюю организацию и даже значительную часть внешнеполитической самостоятельности в пределах подчинения верховной власти хазарского кагана. (М. И. Артамонов)    


     Ранняя история хазар, как и ранняя история других народов, покрыта туманом. У историков нет единого мнения о происхождении хазар и о том, где находилась их прародина. В разное время были выдвинуты следующие гипотезы: хазары являются потомками правнука Ноя Фогармы1 (царь Иосиф), исчезнувших колена Симеона и полуколена Манассии (еврейские средневековые источники2), гуннского племени акацир (А. В. Гадло, О. Прицак), эфталитов (Д. Людвиг), уйгуров (Д. Данлоп), выходцами из племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками (П. Голден, М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев, Д. Немет).

     Не больше ясности и с языком хазар. Сам язык давно «умер», а единственная сохранившаяся руническая надпись на нем не расшифрована. В настоящее время лингвисты относят хазарский язык к булгарской группе тюркских языков, однако основания для такой классификации (сообщение арабских путешественников Ал-Истахри и Ибн Хаукаль, а также лингвистический анализ одного единственного слова!) весьма ненадежны. Нет единства в научном мире и по вопросу об этимологии имени «хазары».

     Что же касается «усредненной» схемы ранней истории Хазарского каганата, созданной историками с помощью имеющихся в их распоряжении источников и собственных догадок, то она выглядит примерно следующим образом. Нашествие гуннов коренным образом изменило этнический облик южной части Восточной Европы. Теперь хозяевами западной части Великой Степи стали тюркоязычные племена, истребившие, изгнавшие или инкорпорировавшие и ассимилировавшие ее старое ираноязычное население. И, если до распада империи Атиллы, эти этносы были известны под общим именем «гунны», то затем благодаря византийским авторам «обрели» собственные имена: авары, барсилы, болгары, савиры, сарагуры, уроги, утигуры, кутригуры и, интересующие нас в первую очередь, хазары, чье появление в равнинном Дагестане произошло предположительно в V веке. Первое упоминание о хазарах относится к 555 году – они перечисляются «Псевдо-Захарием» в числе кочевых народов, обитающих севернее Дербентских ворот.

     В середине VI века в Великой Степи появился новый хозяин – древние тюрки, которые под управлением ханов из рода Ашинов всего за 10 лет (545–555 годы) создали огромную империю, простиравшуюся от Хинганских гор до Волги. Затем темп расширения границ новой державы замедлился (лишь к концу 580-х годов тюрки подчиняют себе кочевников Предкавказья и захватывают Боспор), а в 581 году в каганате начинается гражданская война, закончившаяся в 593 году. После окончания первой волны междоусобиц ханам Ашина пришлось завоевывать регион заново.

     В начале VII века после поражения в войне с Китаем и новой волны междоусобиц каганат распался. В его западной части тюрки Ашина составляли ничтожное меньшинство населения, но им удалось удержать власть, объединив постоянно враждующие друг с другом степные народы общей целью – вторжениями в богатое Закавказье3.

     Однако вскоре гражданская война началась и в Западно-Тюркском каганате, распавшемуся в итоге на ряд крупных племенных союзов. (Тема прерванного лишь в позднем Средневековье степного цикла «консолидация–распад» будет раскрыта в четвертой части «Очерков».) Западнее Волги такими союзами стали болгары и хазары, борьба между которыми началась еще «в рамках» гражданской войны – хазары участвовали в ней на стороне племенного союза Нушиби, болгары поддерживали союз Дулу4.

     Победителями вышли хазары. Часть болгар откочевало на Среднюю Волгу, часть ушла на запад, основав Болгарское царство, часть приняла власть родственных им по языку и сходных по образу жизни хазар. Именно после победы над болгарами начинается доминирование хазар в степях между Волгой и Дунаем.
    
     Еще во время войны с болгарами состоялось «знакомство» хазар с новым врагом – завоевавшими Иран арабами. Сообщение источников о походе арабского войска на север от Дербентских ворот крайне противоречивы: согласно одним, арабы взяли город Беленджер5, а затем дошли до низовьев Волги, согласно другим – они потерпели сокрушительное поражение, и потеряв убитыми несколько тысяч воинов и полководца, отступили в Дербент. И, наконец, согласно третьим было два похода, первый из которых закончился успехом, а второй – неудачей6.

     Дальнейшее продвижение арабов на север прервали две гражданские войны в халифате (656–661 и 680–692 годы), что позволило хазарам перехватить инициативу. Средневековые авторы сообщают о вторжениях хазар и их союзников «дагестанских гуннов» (савиров) в 662, 664, 681, 685 годах.

     После окончания усобицы завоевательные походы арабов продолжились.  Главными направлениями их экспансии стали Магриб и Мавераннахр. С не меньшей интенсивностью велась и война с Хазарией, хотя этот фронт был для халифата второстепенным. Самого крупного успеха хазары добились в 730 году – в битве при Ардебиле им удалось едва ли не полностью уничтожить армию наместника халифа, после чего их отдельные отряды проникли далеко на юг, достигнув окрестностей Мосула, Тебриза, Диярбекира. (По сообщению ат-Табари хазары убивали мужчин-мусульман и производили в их гаремах «всякие неблагопристойности и бесчинства»7.)

     Неудача заставила арабов обратить на «хазарский фронт» большее внимание, поскольку он отвлекал их силы от главных противников. В 737 году большая армия Халифата, усиленная конницей армянских нахараров, вторглась вглубь степей. Поход проходил по классической схеме, известной еще со времен Кира и Дария. Не встречая сопротивления со стороны не успевших созвать племенные ополчения хазар, войско под командованием Марвана быстрым маршем продвигалась на север вдоль правого берега Волги. Параллельно по левому берегу двигалось армия хазар, беспечно полагавших, что полноводная река надежно отделяет их от врагов. На этом аналогии с неудачными походами персидских царей закончились – арабы навели понтонный мост (невиданное ноу-хау для степняков), перешли по нему через реку, и полностью уничтожили не ожидавшее нападение хазарское войско8.

     Лишившись армии каган был вынужден пойти на мирные переговоры, а, точнее, принять ультиматум победителей, согласно которому он должен был принять ислам. По принятым в «цивилизованном» мире того времени «правилам игры» это означало не только религиозную, но и политическую покорность халифу, как повелителю всех мусульман. Так, вероятно, рассуждал Марван. Однако для «дикаря» кагана требование арабского полководца вряд ли имело столь глубокий смысл, поэтому он с легкостью согласился… молится своему верховному божеству Тенгри по-новому. (Об особенностях тенгрианства будет рассказано в 19-м очерке, здесь же мы только приведем вошедшие в историю слова хана Мунке, выражающие отношение толерантных тюрок и монголов к другим культам: «...Все люди обожают одного и того же Бога, и всякому свобода обожать его как угодно. Благодеяния же Божии, равно на всех изливаемые, заставляют каждого из них думать, будто его вера лучше других.») Впрочем, арабы в любом случае не имели возможности закрепиться в Степи и поход Марвана был, скорее, не попыткой завоевания каганата, а полностью удавшейся акцией устрашения.
      
     Впечатление от похода Марвана было столь сильным, что хазары, опасаясь его повторения, перенесли столицу подальше от границы с Халифатом на Нижнюю Волгу в новый город Итиль, а также на четверть века отказались от походов в Закавказье. (Показательно, что даже во время очередной гражданской войны в Халифате 744–750 годов хазары не рискнули вторгнуться в Закавказье, да и за всю вторую половину VIII века они лишь дважды решились на это.)

     Сопоставляя скупые отрывочные сообщения источников с данными археологических исследований Салтово-Маяцкой культуры (ее возникновение археологи относят к 750-м годам, т. е. как раз после «быстрого рейда»), можно прийти к выводу о том, что после похода Марвана началось «переформатирование» хазарского каганата. На север переместилась не только столица, но и значительная часть земледельческого населения Дагестана и Алании, что привело к возникновению густой сети сельскохозяйственных поселений по берегам Кубани, Дона, Северного Донца. Здесь у хазар не было врагов. Болгары были побеждены еще в VII веке, Византия продолжала курс на союз с каганатом против арабов, славянские племена платили дань.

     Одновременно Хазария, бывшая доселе, как империи гуннов и тюрок, вождеством (или, пользуясь терминологией Н. Н. Крадина, суперсложным вождеством), начинает постепенно превращаться в государство. На смену племенному ополчению приходит относительно небольшая наемная армия, усложняется система управления, появляются первые города, начинается сбор налогов и таможенных пошлин. (Все детали этого процесса установить невозможно. Можно, основываясь на сообщениях арабских авторов Х века, лишь зафиксировать результат.)

     Не вызывает сомнения, что такая трансформация не могла не вызвать жесткой ответной реакции традиционалистов, оттесненных на второй план в управлении государством, и лишенных возможности вести прежний бизнес. Правда, о гражданской войне в каганате в начале IХ века и об откочевке части хазарских родов (кавары) к венграм сообщает лишь Константин Багрянородный, но не доверять ему нет оснований.9 Впрочем, у междоусобицы могли быть и другие «не столь научные» причины. Например, обычный среди кочевников «бытовой» конфликт из-за обладания пастбищами, в который в силу родовой солидарности втягивалось все больше и больше людей, и который, в итоге, разросся до масштабов гражданской войны. (М. И. Артамонов и его последователи считают гражданскую войну одним из главных последствий принятия иудаизма.)

     1. Фогарма (Тогарма) – внук Иафета, правнук Ноя. Библейская легенда считает, что его потомки жили на Кавказе. В своем письме хазарский царь Иосиф величает себя «царем Тогармским». В древнееврейской литературе Тогармой (Тогаром) именовали все тюркские народы. (Плетнева С. А. Хазары. http://hrono.ru/libris/lib_p/plet01.html)

     2. Три еврейских путешественника XI и XII в. СПб., 1881. С. 18—19.

     3. Одно из наиболее крупных вторжений состоялось во время затяжной (602–628 гг.) войны Византии с персами, когда тюркам – союзникам императора Ираклия – удалось взять Дербент и Тбилиси и даже на время овладеть Восточным Закавказьем. Во время этой войны многочисленное еврейское население Ближнего Востока и Египта активно выступало на стороне персов, и после окончания военных действий подверглась репрессиям.

     4. Дулу и Нушиби – два племенных союза, составлявших основу Западно-тюркского каганата. Именно их беки, формально возглавляемые ханами из рода Ашина, схлестнулись между собой в гражданской войне 630–651 годов.

     5. Согласно ал-Масуди Беленджер в то время был столицей Хазарии. Точное местонахождение Беленджера на сегодняшний день не установлено. Известно только, что он находился недалеко от Дербента.
      
     6. Артамонов М. И. История хазар. Ленинград: Изд-во гос. Эрмитажа, 1962. С. 178–179.

     7. Дорн Б. А. Известия о хазарах восточного историка Табари. // Журнал Министерства народного просвещения. — Ч.43. — № 7-8. — СПб., 1844. — С. 70.

     8. Л. Н. Гумилев считал, что военное искусство хазар не уступало арабскому, а численный перевес был на стороне армии Халифата. Между тем, из сообщений хронистов явствует, что численный перевес (за исключением похода Марвана) был на стороне хазар. А то, что военные действия велись с переменным успехом, автоматически приводит нас к выводу, что и военное искусство у арабов было выше.

     9. «Когда у них произошло отделение от их власти и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, — и одни из них (восставших) были перебиты, другие убежали и поселились с турками (так византийцы называли венгров) в (нынешней) печенежской земле (Трансильвании), заключили взаимную дружбу и получили название кабаров.» (Константин Багрянородный.)

 


Рецензии