3 Как я тонул

          Возможно, и не совсем тонул, но на опасной грани точно был. Вспоминаются три небольших эпизода, произошедших в разные годы.

                1
          Мне пять лет, но я уже настолько самостоятельный, что никогда не спрашиваю разрешения пойти погулять. А, может, потому что мать днём на работе, то и  разрешение спрашивать было не у кого? Старший брат, которому уже было десять, сам исчезал из дома, когда ему вздумается. Поэтому летом уже с утра я мог быть где угодно, в том числе и на речке. И даже один. Меня никогда не смущало одиночество. Во всяком случае раньше.
          У нас был очень мелководный пляж. И чтобы погрузиться в воду хотя бы до пояса, нужно было пройти приличное расстояние от берега. Возможно, из-за этого вода никогда не пугала. Мелко ведь!
          В тот день пляж почему-то был безлюдным - вокруг никого не было. И я пошёл. Сначала вошёл в воду до пояса, потом по грудь. Немного постоял в тёплой воде, переминаясь с ноги на ногу и уже ощущая, как песок вымывается из под пальцев. "Ну ещё чуть-чуть" - подумал я, и сделал пару шагов в глубь. Вода поднялась до шеи и стала медленно, но неотвратимо тянуть ещё глубже. Сделать хотя бы шаг в сторону берега не получалось. Страха утонуть не было. Какой страх в пять лет? Думал только, как буду выбираться. Я уже стоял на цыпочках, а вода достигала рта. Поэтому кричать я не решался. Стал пытаться прыгать, в надежде приблизиться хоть немного к берегу, но ничего не получалось. И вдруг я почувствовал, как невидимые руки подхватили меня и вынесли на безопасную глубину. Мельком взглянув на спасителя - откуда он взялся?! -  и не поблагодарив, я поскорее выбрался из воды и побежал не оборачиваясь. Больше всего боялся, что меня начнуть ругать, но вслед не было произнесено ни одного слова.

                2
          По пути на пляж можно было немного сократить дорогу, срезав приличный крюк, переплыв небольшой ручей. Мне было уже десять, но плавать я ещё не умел. Но мне было УЖЕ ДЕСЯТЬ, и я умел нырять, и даже немного  плыть под водой. Ширина ручья совсем не пугала. На вид она была даже меньше, чем я мог пронырнуть. А течения в ручье практически не было. Казалось, только нырну - и уже буду у того берега. Тем более, что я много раз видел, как это делают другие мальчишки. Правда, они были немного старше меня, но это уже не останавливало. Поэтому, совсем немного задержавшись у края воды, я смело нырнул в сторону противоположного берега. Проплыв какое-то расстояние под водой и решив, что уже достаточно, я хотел встать на ноги. Но дна не оказалось. "Где же дно? - подумалось, - Не может же такой узкий ручей быть таким глубоким?". Я даже как будто завис в воде. До сих пор не понимаю, почему я тогда не попытался всплыть? Вместо этого я согнулся и стал искать дно руками. И мне это удалось! Видимо, самую глубокую часть ручья я всё же пронырнул. Ощутив руками поднимающийся к поверхности склон, на четвереньках, хватаясь за траву, стал карабкаться вверх. Вскоре моя голова оказалась над водой, а рядом был желанный берег. Выбравшись из воды и оглядевшись, отметил про себя, что вполне мог утонуть, а спасти было бы некому. В тот день я решил, что обязательно должен научиться плавать.


                3       
          Мне уже 12 лет. Я неплохо держусь на воде и прилично плаваю. Ещё лучше, чем раньше, ныряю и плаваю под водой. В жаркие, и не очень, летние дни чаще всего провожу у реки. В этом году её перегородили бонами: это специальные плоты, связанные цепями в длинную ленту. Ими ловят плывущие по реке отдельные брёвна при лесосплаве. Мы, мальчишки и даже девчонки, уже несколько раз бегали по этим плотам на другую сторону реки и обратно. С них интересно прыгать в воду и играть в догонялки. Иногда мы даже высказывали предположение, что эти плоты специально для нас растянули. Если подойти к плоту со стороны, в которую давит течение, можно почувствовать, как вода затягивает под него. С другой же стороны очень тяжело было подойти к плоту из-за течения, которое казалось сильнее, чем на самой реке. А подплыть совсем не было возможности. Уже несколько раз возникала мысль пронырнуть под ним. Всего-то два метра по течению! И всё! Но каждый раз что-то удерживало от самой попытки.
          И всё-таки этот день настал! Окончательно решив нырнуть под плот, сделал несколько глубоких вдохов-выдохов, задержал дыхание и погрузился в воду. И тут же мысленно похвалил себя, что именно погрузился, а не нырнул. Оказалось, что плот состоял из двух рядов брёвен, и был погружён в воду примерно ещё на сорок сантиметров. Если бы я нырнул, как думал вначале, то непременно ударился головой о брёвна. Это могло плохо кончится. А так, нащупав нижний край, я осторожно согнулся и поплыл. Стараясь проплыть подальше от плота, выныривать не спешил. А когда стал всплывать, то упёрся головой в брёвна. "Что за чертовщина?" - подумалось. Но, долго не размышляя, поплыл снова. Попробовав ещё раз всплыть, опять упёрся головой в плот. "Но этого не может быть! Ведь всего два метра! - мелькали мысли в голове. - Не мог же я поплыть вдоль плота?". Перевернувшись под водой на спину и ощупав брёвна снизу заметил, что нахожусь правильно, поперёк плота. При этом меня совсем не сносило течением, а каким-то образом удерживало на месте. Мысли о подводной турбуленции, которая могла меня удерживать под плотом, пришли гораздо позже, а тогда в памяти возник случай, когда полз по дну ручья. Недолго думая, я стал перебирать руками брёвна, и подтягиваться к краю, который, как оказалось, был совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки. Выбравшись на поверхность воды и отдышавшись, подумал: "Какая же всё-таки опасная и коварная река!".


Рецензии