Пожалуйста, прости - часть 26

Первое сентября по обыкновению волнительно и суматошно. Много цветов, улыбки взрослых на улице, праздничное настроение! На линейке среди десятиклассников  выделялся Ярослав Тихонов, высокий, красивый, и я видела, как Лариса постоянно посматривает в его сторону, стараясь делать это незаметно. Урок мира и классный час проходили шумно, но замечаний Татьяна Сергеевна никому не делала. 

- Сейчас определимся, кто где будет сидеть, - у меня замерло сердце, - ребята, у нас двое выбывших, Иванов Максим и Оля Суркова. 

Я подумала, что ослышалась. Оля выбыла? Как, куда? Эти вопросы вслух произнесла Лариса Терентьева, и Татьяна Сергеевна спокойно ответила, что семья Оли переехала в небольшой городок на Дальний Восток, так получилось у её отца по службе. Я покосилась на Игоря Маркина. Он-то уж точно знает, что и как. Знает, но вот ответит ли на вопрос? Противный Маркин до ужаса. 

Не выросшая ни на сантиметр за лето Верочка оказалась на первой парте у окна, и тут же Таня уселсь сзади неё на вторую парту, утверждая, что стала хуже видеть. Её место со мной рядом занял Лёша Геворкян. Мишка наотрез отказался пересаживаться куда-либо и так и остался сзади меня на четвёртой парте. Маркин не вернулся на бывшую их с Олей третью парту и молча уселся в конец среднего ряда. Я же с трудом дожидалась конца урока, чтобы спросить…

- Ира, я же сказала - Суркова Оля выбыла из нашего класса. Её отец военный, они несколько раз переезжали. 

- И документы уже забрали?- уточнила я, подумав, что если забрать не успели, то кто-нибудь за ними придёт и получится расспросить про Олю и узнать их новый адрес. Честно, я ждала всё лето от Оли письма, хотя бы самого короткого. Адрес мой она знала. 

- Забрали, ещё в августе, - не глядя на меня, повторила классный руководитель и, подозвав к себе Ларису, заговорила о графике дежурств. Возвращаясь на своё место, я натолкнулась на взгляд Игоря Маркина. Внимательный, недовольный, и у меня отпала охота спросить у него о семье Сурковых. Потом как-нибудь, если получится. 

- Ира, а вы с Таней совсем больше не подруги? - полюбопытствовала Венера, когда мы вышли из школы. 

- Наверное, - после небольшой паузы грустно ответила я. 

- Давайте все вместе дружить! - предложила Лариса, - у нас компания отличная, давно уже. Из «Б» класса хорошие девчонки с нами. 

У меня отлегло от сердца: одна не останусь. А компания у нас действительно хорошая. Поговорили мы немного и про Олю. 

- Напишет. Обязательно напишет!  - воскликнула Лариса, - Ира, тебе уж точно. Жаль, что они уехали, сейчас бы вместе дружили. 

Несколько раз я порывалась рассказать девочкам, что виновата перед Олей. Наверное, она обиделась на меня. Но как ей объяснить всё и извиниться? Эти вопросы стали мучить меня чуть меньше, едва начался учебный год. Учёба, волейбол, общественная работа - последняя не только не уменьшилась, но и увеличилась в разы. Андрей Иванович, наш новый географ, секретарь учительской комсомольской организации, сообщил: меня вводят в комитет комсомола школы. 

- Ведь не зря же ты прошла школу комсомольского актива, правда? - улыбнулся учитель, - значит, ты и Стас Говоров из 8 «Б», прихОдите теперь на каждое заседание комитета комсомола. Первое назначено на сегодня, сразу после шестого урока. Не опаздывать! 

Мне очень понравилось на заседании, хотя в основном говорил там Андрей Иванович. О задачах, ближайших делах и планах. Мне поручили помогать «культмассовому сектору», Говоров стал помощником по организации спортивных мероприятий. Секретарь комитета комсомола, девятиклассница Света Горшкова, всегда улыбалась приветливо, когда мы встречались на переменах или заседаниях. Высокая, тоненькая, с белыми пушистыми кудряшками, она напоминала одуванчик, и мне очень хотелось походить на неё! Я даже стала копировать её походку и манеру разговора, незаметно для себя. Школьные дни наполнялись важными делами, которые не прекращались и после уроков; я чувствовала, что постоянно занята серьёзными вопросами, и мне это ужасно нравилось. Быть нужной и полезной - об этом я всегда мечтала! Об этом же мы часто говорили с Олей. Каждый день я с замиранием сердца отпирала почтовый ящик - а вдруг? Но письма так и не было. 

К концу первой школьной недели Лариса сделала потрясающее объявление: мы идём в поход! 

- Ой, там целый спор разгорелся! Не все учителя одобрили, говорили, что восьмиклассникам рано с ночёвкой, но Герман Николаевич поддержал нашего Андрея Ивановича! - Лариса горячилась у доски и то и дело оглядывалась на дверь. Шум стоял невообразимый. Однако, присмотревшись внимательнее, мне стало понятно - не все рады новости. Таня почему-то недовольна, Ленка Заволокина тоже. 

- Ребята, встречаемся в субботу в три часа у школы. Родители тех, кто пойдут, пусть заранее звонят мне или Андрею Ивановичу. Идут два класса, мы и восьмой «Б». В субботу утром список должен лежать у завуча. Ночи уже холодные, так что не забудьте…

Слушая Татьяну Сергеевну, я думала об одном: а пустят ли меня в поход? Должны пустить, ведь помимо Андрея Ивановича, пойдёт учитель физкультуры и оба классных руководителя, а также школьная медсестра. Интересно, а сколько всего будет человек? Мальчишки шумели так, что, казалось сейчас вылетят стёкла из окон. 

- Музыку надо обязательно, возьму магнитофон, - тарахтела Лариса, - кассеты не забудьте! 

- Пусть мальчишки несут магнитофоны! -  возразила Галя, - и так тяжело будет идти. Пойдём быстро, ведь ещё палатки ставить, обустраиваться, ужин готовить. 

В субботу выяснилось, что в поход идут сорок два человека. Мальчишки составляли свои какие-то тайные списки, мы - свои. Взбудораженные, еле доучились пятницу, а в субботу нас отпустили после четвёртого урока сразу, собираться. 

- Не опаздывать! - скомандовал Андрей Иванович, - семеро одного не ждут. 

Маршрут был проверен и проложен заранее физруком и старшеклассниками ещё в прошлом году, так что особых трудностей не возникало. Длиннющей цепочкой мы бодро двигались вперёд, хотя ноша у каждого была нелёгкая. Вещи, еда, всё это становилось невообразимо тяжёлым, стоило устать хоть чуть-чуть. Несколько мальчишек прихватили удочки и стали предметом постоянных насмешек. Вообще, шуток и подколок было немало, и то и дело раздавались громкие взрывы смеха. Мне нравилось всё, а вот Таня угрюмо помалкивала, видно было, что ей очень тяжело. Мой порыв помочь пресекла Лариса: 

- Свои силы береги, дел на сегодня много ещё. Будет нелегко, всех предупреждали. И брать надо было только самое необходимое. 

С Ларисой трудно не согласиться. Некоторое время мы двигались вдоль реки, затем свернули в лес, где идти стало тяжелее. 

- Привал! - выкрикнул физрук, идущий где-то далеко впереди. Все дружно повалились на свои рюкзаки. 

- Ничего, всё хорошо! Осталось немного; поставим палатки, устроим ужин, - подбодрил Андрей Иванович приунывших. Вскоре мы прибыли на большую поляну, окружённую с трёх сторон плотным лесом. Мальчишки поставили палатки, несколько «рыбаков» и Андрей Иванович отправились к озеру. В стороне развели большой костёр, где постепенно все и собрались. Запекали картошку, накрывали «на стол». Никто не отлынивал, каждый занимался делом. После ужина всё убрали и устроили танцы. Побывав на турбазе в «Школе Комсомольского актива», я научилась многому и ничему не удивлялась, а ещё видела - расторопность и деловитость проявили те, кто побывал в пионерских лагерях. Венера, почти всё лето проработавшая в детском садике нянечкой, сейчас отдыхала «по полной». Венька Грабов постоянно находился с ней рядом; он захватил с собой гитару и сейчас что-то негромко наигрывал, собрав возле себя кучку одноклассников. Мне вспомнилось, как он в прошлом году вёл себя плохо, общался с Морозовой и Заволокиной и кривлялся им на потеху. Обидел Олю, и Маркин вмазал ему за это хорошенько… и в это же время Заволокина наврала, будто я ударила её о стену после тренировки, а потом было собрание, но меня спас Мишка. Драку Маркина и Грабова осудили, Игоря поставили на учёт в милицию. Но причину драки так никто и не выдал учителям. Хотя, кажется, они давно всё как-то узнали сами. 

- О чём задумалась? - Мишка подкрался незаметно сзади, - все у костра собрались, пойдём? 

- Пойдём, - отозвалась я, направляясь вслед за Мишкой. Одноклассник пользуется успехом, недобро усмехнулась я, увидев, как Мишку зовут присесть в разные места у костра. Возле Тани осталось свободное место, рядом теснились Заволокина с Морозовой и их подружки-«бэшки». Кто-то позвал Мишку туда, но он и головы не повернул. Подвинув Маркина, он усадил меня и сам плюхнулся рядом. Ребята потеснились. Наконец все расселись. Андрей Иванович предложил каждому, кто пожелает, рассказать стихотворение, спеть, вспомнить интересную историю. Грабов откликнулся первым, и мы спели несколько «дворовых» песен. 

- Молодец, Вениамин, здорово! Гитару освоил, - похвалил Грабова физрук, и Венька, смутившись, добавил, что хочет научиться играть на гитаре по-настоящему. 

- Гимн педагогов! - обьявил Андрей Иванович, - кто знает, подпевайте, это очень известная песня. 

«Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.

И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа.

А если не решается вопрос –
Они спешат к тебе, ища подмоги,
Устраивая жизненный допрос,
Хоть мы с тобою, старина, не боги.

И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа…» * 

Мишка, к моему большому удивлению, прочитал стихи:

- Ну вот, отдружили, 
В футбол отыграли. 
Пожитки сложили 
И мусор убрали. 
Уплыли по речке суда из коры, 
Умолкли фанфары, погасли костры.
Остались на месте весёлых палаток
Четырнадцать ровных унылых заплаток.
Автобус подходит, прощально гудя,
И мачты - без флага.
И я - без тебя. **


Так трогательно произнёс Мишка последние две строчки, что все зааплодировали, а у меня сжалось сердце: скучает, что ли, по ком-то? Настроение испортиться не успело. Он спросил меня едва ли не в самое ухо:

- Нравится? Полька, это я для тебя выучил… специально…


* - неофициальный Гимн педагогов, полностью посмотреть или прослушать можно в интернете 

** - стихи из пионерского лагеря 80-х

(Продолжение следует

  http://proza.ru/2022/12/04/1218


Рецензии
Как хорошо устроили поход!
Это совсем другое общение, одноклассники как будто какие-то другие, совсем другими глаза их видишь. Как по-разному они раскрываются
Понравился гимн учителей. Надо сказать справедливости ради, что и сейчас есть такие учителя с большой буквы. И их немало. Молодежь не хочет идти в школу.

Лана Вальтер   19.04.2024 07:52     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Светлана. Да, школа - это одно, а свободное время совсем другое, также и пионерские лагеря. Отличное было время!
С уважением

Мирослава Завьялова   19.04.2024 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.