Ироничный постскриптум к хронике текущих дней

        Часть I. Новые люди – Коза Ностра – команда КВН НамГУ
Как это было? Зачем я об этом вспоминаю? Не скрою, хочется похвастаться этим замечательным периодом, надеюсь, не только в моей жизни.
В 1999 году я провел несколько занятий кружка КВН (было и такое) в 49-й школе. Пришли три или четыре девчонки, я раздал тексты со своими сценариями, и как мог, объяснял, каким образом пишется сценарий. За последней партой сидел Мамаджанов Ёдгор. Если можно так сказать – «боевой соратник по КВН». Наверное, про себя он думал что-то ироничное о происходящем. Но именно Ёдгор тогда в шутку назвал меня «папой наманганского КВН», и этот «титул» я с гордостью ношу.
Кто-то поспорит с моим заявлением, что я создал КВН в Намангане. Я не против подискутировать на эту тему. Но я не слышал никогда о том, что команда КВН из Намангана участвовала в регулярном чемпионате Узбекистана. А команды, руководимые мной, сыграли в четырех сезонах. Наверное, это веский аргумент в мою пользу. И я немного самоуверенно могу заявить: если я когда-нибудь останусь в анналах города Намангана, то, прежде всего, как создатель команды КВН и автор сценариев этой команды.
Что такое КВН? Каждая команда считает своим долгом высказаться на эту тему в своих выступлениях. Иногда делая это с пафосом, нередко с иронией, но всегда претендуя на оригинальность. Помнится, весной 1999 года я вместе  с сотоварищами сидел в жюри на игре КВН между школьниками Джумашуя и Туракургана. На разминке командой Джумашуя был задан вопрос: «Что такое КВН?». Конечно, предполагался какой-то оригинальный, смешной ответ. А участник от Туракургана вышел к микрофону и без тени сомнения выдал: «КВН – это Клуб Веселых и Находчивых». Мы в жюри просто грохнули от смеха, и – зааплодировали. Я бы многое отдал, чтобы так ответить. Не зря говорят, что все гениальное – просто.
Но все же, что такое КВН?
Однажды я попробовал пофилософствовать на эту тему. И придумал следующее: «КВН – это ироничный постскриптум к хронике текущих дней». Заумно? Ну, и пусть. 
С чего все началось? Если брать историю наманганского КВН, то, скорее всего, она началась 13 января 1995 года, когда на факультете русского языка и литературы произошло выступление «Новых людей».
А если говорить о моем КВН, то первую игру я хотел провести еще в школе, учась в десятом классе. Первый увиденный на телеэкране КВН поразил меня основательно. Я увидел в КВН спортивную игру, вроде футбола (который обожаю). В классе за мной закрепилась слава юмориста: я любил шутить по поводу и без, и однажды кто-то сказал мне, что умру не своей смертью, и что причиной этого будет мой язык. Учителя приводили на этот счет народную мудрость: «Язык мой – враг мой», но меня ни пророчества, ни народная мудрость не могли исправить.
Одним словом, я загорелся идеей провести игру в школе. В качестве соперника мы (а у меня уже появились соратники из числа одноклассников) выбрали класс на год нас меньше. Вызвали, дали им тему и стали готовиться. Что-то я там придумал, вроде приветствия – визитной карточки, придумали вопросы на разминку, а остальные задания должно было приготовить жюри. В назначенный нами день мы вывесили объявление, и пошли, предвкушая игру, в актовый зал. Ждали соперника долго, приходил кто-то из учителей. Потом я не выдержал и пошел звать соперника. В их классе никого не было – все разошлись по домам. Потом выяснилось, что они забыли о нашем вызове в тот же день. Это нас ужасно разозлило, и мы вывесили на доске объявлений плакат, на котором написали позорные слова в адрес несостоявшихся соперников. В ответ соперники вызвали нас на футбол, в котором мы проиграли то ли 7 – 2, то ли 8 – 2. И соперники вывесили свое объявление, где позорные слова касались уже наш класс. Мои одноклассники больше увлекались баскетболом, и было решено взять реванш именно в этом виде спорта. Реванш удался, и вскоре всю школу охватил дух соперничества: классы начали вызывать друг друга на различные матчи, в основном, футбольные и баскетбольные.
Вторая попытка сыграть в КВН получилась более чем удачной. Произошло это в армии.
Не поступив с первого раза в вуз, летом 1989 года я уехал служить. Попал в стройбат (уже смешно), в город Москву (уже приятно). У нас в части была заведующая библиотекой, замечательная женщина, которая стремилась как-то улучшить досуг солдат. Сначала по ее инициативе, мы приняли участие в смотре художественной самодеятельности, посвященного Дню советской армии. Она написала сценарий, где было все серьезно – стихи, песни. Тут на авансцену вышел парень из Белоруссии по фамилии Березень, который предложил немного разбавить программу шутливыми номерами. В-общем, выступление у нас получилось хорошее, и я кое-что добавил к сценарию. На смотре мы заняли первое место и в награду всех участников пригласили на выступление артистов эстрады. В концертном зале «Россия» я впервые увидел живьем Льва Лещенко, Владимира Винокура, Евгения Петросяна, Валентину Толкунову  и многих других артистов.
После этого заведующая библиотекой предложила провести КВН между первой и второй ротами.
Я уже и среди сослуживцев зарекомендовал себя юмористом, и потому сценарий для команды первой роты было поручено написать мне. Написал я его быстро, быстро придумались песни, помню, одна была на мотив песни «Звезда по имени Солнце», а ключевой фразой в ней стало «Звезда по имени Дембель». Конечно, в выступлении, мы вовсю поиздевались над соперником, были очень смелые шутки. К примеру, фамилия командира второй роты была Удовик, и я ее обыграл, как Людовик. Фамилия командира нашей роты была Нуждин, и ее «мягко» обыграли по аналогии со словом «нужда». В нашей команде был парень из Челябинска, которого все почему-то прозвали Францем. Фамилия у него была Придчин, а до армии он работал ди-джеем на дискотеке. Он обладал неплохими актерскими данными, на сцене Франц чувствовал себя как рыба в воде. Я, находясь немного в тени, довольствовался тем, что был автором сценария. В этой игре мы победили, а в награду командование части разрешило нам посетить любой концерт. К сожалению, большинство участников нашей команды являлись поклонниками «хэви метала», и выбрали концерт «Монстры рока», который прошел на Малой спортивной арене в Лужниках. Весь концерт я сидел на трибуне, подальше от этого шума, который приводил в неописуемый восторг моих сослуживцев.
После армии я два года проработал в котельной. Работа была нетяжелая – смотреть за показателями приборов. Времени свободного было много. Прочитал кучу книг, и благодаря этому, в 1993 году поступил на факультет русского языка и литературы Наманганского государственного университета.
На факультете существовала хорошая традиция: первокурсники при получении студенческого билета читали клятву студентов, а старшие курсы готовили концертную программу для них и всего русяза.
На этом концерте я впервые увидел звезд факультета. Заочно с ними меня знакомил мой земляк. Он показывал пальцем, называл имена: «Это Шкурпело. Это Алимова Наташа. Это Леонтьева Ирина». Выступление мне понравилось, но многие шутки были знакомы. В-основном, они были из журнала «Студенческий меридиан». Были также шутки «ниже пояса». Во время выступления, я сказал своему земляку (он учился на два курса старше): «Вот увидишь, я сделаю выступления не хуже этого». Он, конечно же, не поверил мне.
Первая возможность проявить себя выдалась весной 1994 года. Каждый курс должен был подготовить номер к Наврузу. Я написал сценарий «Навруз в семье Марии Лопес» (в это время шел мексиканский сериал «Просто Мария»). Почти половина первого курса участвовала в этой программе. Выступление получилось довольно удачным для первого раза, и мне даже предложили провести аукцион, на котором я продавал всякую мелочь, вроде тетрадей, шариковых ручек, сопровождая процесс торгов шутками.
Осенью 1994 года самодеятельность русяза осиротела, так как ведущие актеры закончили учебу. Но как говорится, свято место пусто не бывает. Роль лидера взяла на себя Ольга Маркова, учившаяся на четвертом курсе. Для подготовки концерта для первокурсников пригласили и меня. Но во время репетиций у нас возникли разногласия, и мне пришлось уйти.
Тут на авансцену вышел Таджибаев Руслан. Учился он на курс старше, а познакомились мы с ним на сельхозработах. У нас возникла компания единомышленников: он, Бекиров Амет, Карпенюк Игорь, Якуббаев Улугбек, я. После конфликта с Марковой, я решил не участвовать больше ни в каких мероприятиях. Тем более что почти все мои сокурсники перешли в ее команду. В конце декабря Руслан подошел ко мне и предложил сделать альтернативную программу. Официально новогоднюю программу готовила Ольга Маркова, все лучшие силы русяза были в ее команде. Таджибаев сагитировал меня, предложив сделать что-нибудь «этакое». Сначала надо было получить «добро» в деканате. Эту проблему взял на себя Руслан. Он поговорил с деканом, Олегом Александровичем Голубцовым. Это нужно было и для того, чтобы на время репетиций нас освободили от занятий.
В команду вошли также Игорь, Амет, Улугбек. Руслан предложил пригласить также девушек. К нам присоединились Тургунова Диля и Смирнова Лена. Из музыкального училища была приглашена Иванова Наташа. Сценарий был написан в краткие сроки, почти весь материал был оригинальным, но, не надеясь только на свое творчество, мы добавили кое-что чужого.
Мой зять предложил старый номер «Бросание в зал бутафорского кирпича». Бросить его доверили мне. Амету досталась роль американского Деда Мороза. Игорь был приходящим и уходящим персонажем. Девушкам достались какие-то реплики в адрес Деда Мороза и Игоря. Мы с Русланом решили импровизировать на сцене.
Каким-то образом  Таджибаеву удалось сделать так, чтобы мы выступали последними. Он же придумал и название для команды – «Новые люди».
Без лишней скромности, могу заявить, наше первое выступление произвело фурор. Уже первая фраза, когда я с кирпичами (один из которых ненастоящий) вышел к краю сцены и со словами: «Я – дурак, я брошу!», и бросил – вызвала многоголосый вздох, а потом и смех в зале. И пошло-поехало! Особенно, запомнилась зрителям фраза: «Игорь, иди на пары!», которая проходила рефреном по всему выступлению. На следующий день после нашего выступления, каждый посчитал нужным подойти к Игорю, и сказать эти слова. И сразу после выступления к нам подходили и поздравляли. Это была настоящая минута славы. Я был очень доволен, так как сдержал свое обещание сделать выступление не хуже тех, что показывались на факультете прежде.
По большому счету, из того сценария самой сильной шуткой был эпизод, когда американский Дед Мороз поинтересовался насчет Снегурочки, а девушки показали ему банку  водой и прокомментировали это словами: «Говорили мы Снегурочке: не прыгай через костер!». Амет в это время усиленно изучал английский и потому вставил в свой текст много общеизвестных фраз из этого языка.
Потом была игра КВН на узбекском языке между вузами Намангана, Андижана и Коканда. Сначала была идея насчет того, что «разогревать» перед игрой команды будет команда русяза  с программой на русском языке, но вовремя одумались. Я думаю, это было бы ни к селу, ни к городу. В команде нашего университета участвовали мои хорошие знакомые Мамажанов Баходир и Ибрагимов Музаффар. К сожалению, в этой игре победила команда из Коканда. Я сам не смог попасть на игру. Те, кто смотрел ее, рассказывали, что во время выступления нашей команды вдруг отключили электричество, и что кокандцы победили по делу.
Потом было выступление на празднике Наврузе. Здесь фишкой был Улугбек, который играл роль Отелло. Я написал песню на мотив «Я тебя никогда не забуду», где Отелло «обещал» Дездемоне всякие страшные вещи. Улугбек просто прочитал текст под музыку, так как музыкальный слух в команде был только у Таджибаева Руслана, Тургуновой Дили и Ивановой Наташи. Также в выступлении была фраза Отелло, которую я взял из фильма «Собачье сердце»: «Мы их душили, душили». Общим с предыдущей программой было наличие песни из репертуара «The Beatles». И Таджибаев, и я любили творчество ливерпульской «четверки», поэтому в новогодней программе финальная песня была на мотив знаменитой «Let it be», а в этой я написал текст под песню «All my loving». После выступления, на которое пришли не только студенты и преподаватели русяза, ко мне подошел парень, представившийся Алиддином. Он похвалил меня и обещал помощь в будущем. Я поинтересовался насчет него, мне сказали, что он – бахаист.
В апреле в Намангане проводилась олимпиада по русскому языку среди студентов, и нам доверили подготовку программы для гостей. Из «Новых людей» ушла Ира Смирнова (точнее, мы ее не пригласили), и присоединилась моя однокурсница Черникова Оксана. Это выступление было уже похоже на приветствие в КВН. Самой запоминающейся шуткой стала реплика в адрес кокандской команды КВН. Она ездила на фестиваль в Сочи (но ее не показали в гала-концерте), и мы от зависти решили подкольнуть их:
- А кокандцы такие молодцы! Они поехали на фестиваль в Сочи и получили там титул «Команда-
невидимка»!
- А почему?
- А потому что их там никто не видел!
Шутка задела гостей, они подошли к нам после выступления, чтобы защитить доброе имя своих квнщиков.
Ни одного из тех, первых сценариев, у меня не сохранилось. Я как-то небрежно относился к бумажкам, тексты разбрасывал куда попало. Из этой программы помню один куплет из песни на мотив «Оранжевый галстук» Валерия Сюткина:
Как для евреев Израиль,
Как для бразильцев футбол,
Так для студента, все знают,
Клёвый, и к месту прикол!
Впоследствии Наташа Бережная сказала мне, что хранит тексты моих песен. Может быть, только у нее и можно их найти.
Тогда же у Таджибаева Руслана родилась новая идея: вызвать команду КВН Коканда на игру.
Декан поддержал эту идею. Вскоре мы написали письмо и отправили его в Коканд. Примечательно, что на почте, когда мы получали квитанцию об отправке, я спросил у служащей: «Сколько дней будет идти письмо?», и она дала гениальный ответ: «Не знаю, я здесь остаюсь».
В ответ на наше письмо кокандцы решили к нам приехать, чтобы на месте обговорить все детали предстоящей игры.
На железнодорожном вокзале их встретил Улугбек. Приехали двое: Миша Адамов и Ахмад. Мы пригласили их в свою «штаб-квартиру» – пивбар, который находился через дорогу от русяза.  За бокалом пива были обговорены тема игры, регламент и прочее. Самое главное, что нам не удалось, сделать так, чтобы игра проходила в Намангане. За это нам потом досталось от декана...
Продолжение следует


Рецензии