О чистой молитве прозы
Родной стиль - он пушкинский, белкинский, рожденный внутренней потребностью автора достичь последней простоты - простоты чего? - молитвы, конечно. Ведь по природе своей творчество и есть молитва. И даже не сознавая сего предназначения, оно инстинктивно именно к молитве стремится.
Высшая молитва - она чистое, без слов предстояние разверстого, такого, как оно есть, сокрушенного и смиренного сердца Богу: "Доброе безмолвие добрых рождает чад: любовь, воздержание и молитву чистую " (авва Фалассий). "Когда же действием Духа душа подвигнута к Божественному, тогда излишни для нас и чувства, и их деятельность" (Исаак Сирин).
***
Разумеется, когда сердце, которое долгим духовным, крестоносным евангельским подвигом настолько очистилось от страстей, от самости, от душевно-плотяных эмоций и сопутствующей ей вакханалии чувств и настолько вошло в строй предельного смирения, скромности, чистоты-простоты - истинного плода безмолвия чувств и истинной последней собранности вовнутрь, - тогда у такого преображенного сердца нет (и не могут рождаться) "бурных потоков" слов. "Бурных" не в количественном выражении обилия букв, разумеется, а в качественном: в степени порожденности и пропитанности этих "букв" самостью и ее эмоциями, в степени зависимости от самых что ни на есть "духовных" смысловых задач, рационально поставленных самому себе автором. Зависимости от того, что когда-то именовалось "программным искусством", - рационально, намеренно направленных автором (что обычно трудно не заметить наметанному глазу) к донесению до публики его программы - рациональной и весьма возможно "правильной" задачи, поставленной им самому себе с помощью руководящей силы мозга... "Мозг" тут ключевое слово. Но мозг писателя или поэта не есть детородный орган, во всяком случае пока он полностью не уканет в чистом сердце, а не в плотском, душевном, исполненном страстей чувствилище, полностью подчиненном на самом деле тому же душевно-плотяному уму. Не в рассудке живет чистая молитва.
***
К прозе "чистой молитвы" духовным инстинктом гения и созревшего к своему преставлению духа подошел Пушкин. Разумеется, это была не стилистическая искусственная игра в минимализм, это было подлинное устроение приступающего к Богу смиренномудрого духа.
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
"Чистой молитве" прозы не были помехой и внезапные взлеты гоголевских отступлений - истинного молитвенного плача, - проявления чистого духовного эроса откровений Божиих в ответ на бескорыстный голос боли человеческой
о горьком мире и погибающих собратьях.
Чистоте молитвенной прозы не помехой были и семенящие, захлебывающиеся речи героев Достоевского - его образ мира несчастного, потому что в основании у него самого, его собственного авторского устроения сердца уже пребывало безмолвное сияние закатного луча солнца, - открывающегося исстрадавшемуся сердцу смиренного человека окно в Мир Божией милости, свободы, тишины и спасения.
***
Не случайно сказано св. Исааком Сирином: «Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие мира сего», - то молчание, в котором внутреннее слово, внутренний логос человека не нуждается в посредстве звука, разгорячений душевно-плотяных эмоций, но живет и звучмт как чистая безмолвная и бесстрастная ангельская речь. Это идеал, а путь к нему - в различении духа слов, способов их рождений и использований. Как чистую молитву смиренного сердца, как Божественный эрос, исполняющий человеческое сердце, как его скромную Песнь Песней любви к Богу или как самостные усилия человека все это изобразить через подражание, через стилизации, имитации. Вместо напряженного устремления к чистоте молитвы, - холодный, искусственный минимализм, вместо истинного восторга Божественного эроса Любви Божией - страстные, сентиментальные "восторги" самости и неочищенных от нее душевно-плотских (плотяных) эмоций... Но что в итоге? "Злое забвение находит на тех, которые, прежде достижения сердечной чистоты, покушаются взойти на самый верх молитвы чистой" (Илия Екдик). Добавим: и на тех, кто незаконным путем имитации хотят ею завладеть и подвергнуть обману наивные сердца.
Свидетельство о публикации №222120200972