Изобретения Вендора

*Убедительная просьба не читать вендорские тексты в этом кошмарном формате - здесь они просто для знакомства, а читать их неизмеримо лучше уже в заботливом пдф, который ждет всех по внешней ссылке на ВК и, разумеется, абсолютно бесплатно, как всегда было, есть и, очень надеюсь, будет с любыми вендорскими текстами. Сразу три таблицы, присутствующие в этом тексте и превращающиеся здесь в нечто бррр - делают просьбу особенно убедительной*

Под довольно чутким руководством титанов и богов Вендор развивался достаточно быстро, хоть и неоднородно. В «Уровне развития Вендора» уже говорилось, что разница между особыми умениями небольшой группы людей и возможностями остального народа – была огромной. Боги, жрецы, искатели – они имели дело с высокими технологиями, особыми сплавами, высокоточными орудиями труда (пусть, конечно, и совершенно другого направления, нежели современные устройства). Образная магия позволяла (и позволяет) создать почти любой материальный предмет только лишь силой мысли и воображения. Остальной же народ развивался постепенно, плавно и без резких скачков осваивая то, что когда-то было доступно лишь избранным.
Ну какая разница крестьянину, что в башне магов с помощью образов и алхимических лабораторий создают хрустальные шары? Что за дело столяру до гномьих успехов в области освоения взрывных веществ? Народ, как ни крути – это стадо, озабоченное насущными проблемами, и даже случайное знание высоких, секретных технологий ничего не даст обывателю или простому ремесленнику. Он просто не сможет найти этому применение, да и объяснить друзьям толком не сумеет. Тот же факт, что в мире полно чудес, известен каждому, просто каждый пытается отгородиться от чуда, чтобы спокойно жить. Вот и верит любому, даже самому абсурдному объяснению, лишь бы оно не меняло его привычную картину мира. Так и занимается народ себе обычными делами, простыми ремеслами, совершенствуя их постепенно, по мере готовности осознать это новшество…
И кстати, такие изобретения – понятные, имевшие предтечи – довольно быстро распространяются по свету. Несвоевременные же могут веками пролежать без дела, какими бы ушлыми ни были купцы, какими бы толковыми ни были мастера, в чьи руки это попало.
Понятно, что любопытные умельцы с изобретательской жилкой тоже существуют. Они-то и двигают прогресс, когда за счет собственной смекалки, когда – оттолкнувшись от случайно попавшего в руки артефакта, созданного чьими-то умелыми руками или могучей мыслью. Просто никогда не угадаешь, какое изобретение, как говорится, «зайдет», мигом разбежавшись по регионам, а какое, несмотря на все достоинства, останется невостребованным.

Табак
Это, конечно, не самое полезное изобретение с точки зрения здоровья, но по распространенности – точно не из последних. Начиналось все с храмовых ритуалов: жрецы и жрицы с удовольствием накуривались различными испарениями и дымами, которые помогали им быстрее и глубже войти в ритуальный транс. Ароматы, расширяющие сознание, стали известны еще в глубокой древности, где благодаря пробам разных трав, где по научению «старших товарищей», знающих в этом толк. Как и большинство других изобретений и явлений, накуривание со временем вышло из храмов в народ, подчинив себе изрядную его часть.
Правда, массового употребления курева долгие века не наблюдалось. Иногда фиксировались всплески моды на тот или иной вид дурманящих курительных средств, но они носили локальный характер, расширяя не столько круг потребителей, сколько ассортимент.
Такая ситуация сохранилась до МП. Сравнительно регулярно курительные вещества употребляет не более половины процента населения, что куда меньше, чем число употребляющих алкоголь. То ли экгрегор достался не особо сильному демону, то ли просто не время, но моды на курение нет. Это все еще индивидуальное желание каждого расслабиться с помощью дыма. Возможно, одна из причин еще и в том, что лучшие купцы и торговцы принадлежат к восточной, семитской культуре, которая не одобряет все виды курения, кроме кальяна. Поэтому купцы не желают вкладываться в рискованное с точки зрения прибыли дело, которое еще и противоречит культурным ценностям купеческой общины. Кальян же им хочется оставить как свою исключительную фишку, доступную лишь избранным… Поэтому кальяны – довольно дорогая штуковина, нечасто к тому же встречающаяся в продаже за пределами Нартекса. Хороших мастеров немного, работать они предпочитают на заказ, а дешевые подделки, попадающиеся в других регионах, только разочаровывают наивных романтиков, полагающих, что курение кальяна сделает их счастливее и капельку богаче…
Характерно, что сравнительно массовые очаги табакокурения наблюдаются среди низкоразвитых народов. Так, бермуды – наиболее курящий народ, возможно, потому, что на этом острове растет самый лучший табак, а может, и потому, что недалеко ушли (собственно, не ушли) от ритуального образа жизни. В некоторых регионах табак не то чтобы запрещен, но вызывает всеобщее презрение, как символ опускания до дикарских традиций. Правда, в других регионах об этом и речи нет, зато привычка гонять дым является символом оригинальности среди высших слоев общества. Любители прожигать жизнь в пирушках просто не могли пройти мимо курения.
Профессиональные воры табак не курят, чтобы не иметь лишних примет – мало ли где аукнется характерный запах, пока еще не распространенный в народе? А у всякого рода бичей тупо нет денег, чтобы покупать табак (ухаживать за ним нет еще и желания)… Зато искатели приключений как раз частенько потягивают дымок. Прожженные парни видят в этом способ расслабиться, начинающие приключенцы подражают прожженным парням, традиционно считая, что первый шаг к схожести – это копирование внешних атрибутов и маленьких слабостей, а не больших сил и внутренних резервов воли.
Есть несколько сравнительно популярных способов общения с табаком. Кальян уже упоминался, трубки пока воспринимаются почти как одна из разновидностей кальяна и тоже по карману не каждому герою; более популярны в центральных регионах. Нюхательный табак имеет слабый эффект, а моды на него не возникло. С жеванием – похожая история. Зато если что-то и можно назвать модным в разных слоях общества – так это сигары. Свернутые в фаллические трубки листья табака несут некую магию характерной формы и любопытного содержания. Сигары наряду с трубками – это как раз из репертуара крутых парней. Сигары тоже совсем не эконом-класс, но вполне по карману тем, кто любит приключения и не забывает брать всё, что лежит под руками. К тому же встречаются сигары чаще кальянов, ибо производить их наловчились во многих регионах.
Что еще важно, привычка курить есть только у тех, кто курит самый низкий класс табака, подходящий для самокруток. А может, у таких просто силы воли нет… Сложно сказать. Намного сложнее, чем уточнить, что для особо мнительных и просто чистюль придумали хлопковые фильтры-мундштуки, которые задерживают часть бяки в себе, создавая иллюзию безопасного курения.
Нельзя обойти и более веселые виды травы, которые любят курить искатели локальных приключений, разыгрывающихся внутри сознания. Дурманящие свойства конопли известны с давних времен, а потому к ее компании иногда прибегают уставшие от будничной суеты юноши и страдающие от тяги декаденса дамочки. Конечно, еще чаще курят коноплю те же бермуды, но для них это уже такой же стандартный ритуал, как поход в туалет или объедание мухоморами. Не берем и слой жрецов, для которых всевозможные расширители сознания – это рабочие инструменты… А вот начинающий философ, бегающий с расширенными зрачками по улицам Дориона – это уже интересно. Другое дело, что расслабляться вендорцам привычнее пока все-таки с помощью алкоголя.
В общем, курение табака никого в Вендоре особо не удивляет, хотя некоторых и смешит, а кого-то и раздражает. Как привычка это выражено только у людей низших сословий, курящих вонючие самокрутки. Как мода курение еще не оформилось и вряд ли успеет. Для расслабления существуют более традиционные способы, чем табак. А для расширения сознания – более привычные, чем конопля. Если искателю приключений захочется добавить себе шарма и оригинальности, он может завязать дружбу с сигарой или трубкой, но должен быть готов: во-первых, не в каждом регионе его привычка будет восприниматься без насмешки, а во-вторых, уже во рту первого же коллеги «по цеху» он рискует увидать еще более длинную и толстую сигару… Разве можно такое пережить?
Стекло
О стекле уже сказано в статье «Архитектура». Так что здесь просто отметим, что изобретено оно и отправлено в массы сравнительно давно. Гномы постарались, остальные не отстали, как в случае со светильниками. Причем промежутки времени между использованием стекла как красивой безделушки, как посуды и как полноценных окон – оказались небольшими.

Механизмы
Это отдельная тема. Изобретателей в Вендоре хватает, тех, кто подкидывает вдохновение – тоже. К тому же не слишком большое количество рабов в современном героям мире заставляет придумывать им замену. Некоторые механизмы получают признание и ложатся в основу для полезных устройств. Различные гидравлические приспособления уже давно вышли в тираж и помогают молоть зерно, взбивать масло, работать в кузнице, делать бетон, качать воду, штамповать книги (пока, правда, без изменяющихся матриц)… Да много всего, сразу и не перечислишь… Только отсутствие некоего бума в мышлении не дает Вендору погрузиться в небольшую НТР. Тормозят механический прогресс и маги, чьи способности нередко позволяют обойтись без громоздких механизмов. Карта магов проигрышна – Вендор быстрыми темпами расстается с астральной магией, и уже через пару сотен лет астральное волшебство почти полностью исчезнет: останутся только те, кто поднялся выше астрального волшебства. Другое дело, что этих двухсот лет у Вендора, видимо, нет. Зато есть не одна сотня полезных приспособлений и тысячи «полезных безделушек», вроде часов, музыкальных шкатулок и приборов, измеряющих расстояние до Луны.
Как бегущей строкой… Шестеренки, простейшие токарные и точильные станки, точные измерения малых единиц, сверхпрочные материалы для специальных инструментов… Все это и многое другое в Вендоре есть. Не у каждого мастера, но есть. Поэтому между штучными изделиями на заказ и штамповкой (ручной, конечно, но не мастерской) – огромная разница.

Водопровод и канализация
Первичные знания о водопроводе были у людей еще со времен Гипербореи. Гелиополис был одной большой системой, которая, питаясь от Урана, делала быт солнцеградцев легким и комфортным. Правда, то, что можно было мастерить, имея дармовую энергию Урана, уже с трудом прокатывало в других местах, где нужно было искать новые источники энергии, пускай, разумеется, и в миллион раз менее мощные…
Потому большинство секретов Гипербореи не нашло отображения в посткатастрофическом мире. С другой стороны, сами понятия водопровода, канализации, освещения, станков и пр. были уже заложены, и люди целенаправленно искали возможности, которые позволили бы все это воссоздать. Они здорово натренировались на различных каналах и прочих ирригационных сооружениях, которые использовали для развития земледелия, и самые первые из которых строились еще до ГГ – народами первых попыток (обычно, конечно же, под руководством богов или гиперборейских десантников)… Набравшись богатого опыта в общении с водой, люди решили близко познакомить с ней не только свои поля, но и, наконец, города.
Не прошло и пяти веков после ГГ, как в больших городах уже функционировали канализация и водопровод. Правда, поначалу они работали с перебоями – не везде удалось сразу рассчитать правильные перепады высот, состав и пропорции сырья для труб. Как итог – канализация часто засорялась, вода поступала неравномерно… Но со временем существующие водопроводы улучшались, а когда капитолийцы ввели в массовый обиход бетон, строить стало совсем легко. За три века использования бетона почти в каждом уважающем себя городе выстроили полноценные канализацию и водопровод. Понятно, что самый толковый водопровод получался в городах, расположенных в низине. Но и выстроенные на холмах полисы нашли выход, просто более затратный – приходилось искать естественные водоемы, расположенные как можно выше уровня города. Возле них делались внушительные углубления, а вода, которая там скапливалась, отводилась в нужные районы с помощью водопровода (когда поверху, когда под землей). Трубы были разные – где что в моде и достатке (глина, дерево, свинец и проч.). Подземные отводные каналы обкладывали камнем, сверху они были защищены сводами. Вода не застаивалась и даже не заванивалась (инженеры делали отверстия для поступления воздуха).
Чтобы вести воду через ущелья, строили акведуки. Там же, где глубина ущелья была слишком велика, делали сифон – изгиб вниз и вверх – такой себе трамплин, по которому вода разгонялась по пути вниз и потом поднималась на почти такую же высоту. Особо хитроумные инженеры умудрялись ставить на пути воды лопастные механизмы, которые приводили в действие насосы, помогавшие воде справляться с перепадами. Не вечный двигатель, разумеется, но приходилось жертвовать какой-то частью воды, отводящейся в сторону, чтобы остальная часть воды спокойно добиралась до города. Вода поступала в каждый дом в богатых районах, в бедных же кварталах ее могли набрать ведрами. Не редкость – ванны, в которых обожают плескаться аристократы. Правда, большая часть населения моется в термах и общественных купальнях, в последние лет двести построенных в большинстве городов. А так каждый любитель чистоты может построить летний душ: бак – под лучи солнца, вода ведрами из ближайшего источника, шторка, чтобы не подглядывали… В богатых домах вода обычно течет непрерывно, хотя кое-где уже стали делать подобия кранов. Но в других местах это никого не парит – лишняя циркуляция в канализации идет ей лишь на пользу.
С уборными система та же: у богатых свои личные туалеты, бедняки могут пользоваться общественными, либо выбрасывать отходы в ближайшее предназначенное для этого место, откуда отходы через большую трубу и сеть коллекторов попадали в «большую клоаку», постоянно промываемую потоками воды. Из клоаки все это, в изрядно разбавленном виде поступало, как полагается в реку, просто порядком ниже города по течению. Это, кстати, порождало издевки и обиды жителей городов, расположенных ниже других на одной реке… Говорят, один раз даже война началась из-за этого, причем захватчики, проникнув в город, первым делом разрушили канализацию… В деревнях и средних городках, не разорившихся на собственную канализацию, никого не смущают выгребные ямы. Это нормально: где-то фонтаны, где-то ведра и яма… Кстати, о фонтанах… Их немало в разных городах. И есть настоящие произведения искусства.
В общем, воды в городах хватает, а способы ее подачи позволяют большинству людей чувствовать себя мокро и комфортно.

Отопление
Но ведь не весь Вендор расположен в теплых широтах. Не везде круглый год достаточно солнца и можно с кайфом мыться прохладной водой из бака. Да и просто бывает откровенно холодно. Такие дома отапливаются. Причем с минимальными отличиями от частных домов конца двадцатого века.
Самый простой способ отопления – это печь. Она – неизменный атрибут в прохладных широтах. Надо сказать, что печи очень популярны и в других местах – ведь не стоит забывать, что на печи еще, в общем-то, и готовят. Но в северных широтах постарались использовать кирпичного друга многофункционально. Топят дровами, углем и торфом. В богатых домах предпочитают теплые полы, которые можно сделать, направив в полости в них тепло от расположенных в подвале печей. Если здания большие, и печами отапливать не получается, а теплые полы делать не хочется, то можно использовать и некоторое подобие современных батарей. Громоздкие, заразы, конечно, но и советские батареи изяществом не отличались… Еще на Руси очень популярны бани – русский ответ южным термам. Впрочем, они даже не современники: в то время как термы появились в Гиперборее, на Руси уже вовсю строили баньки.
Стоит еще разок коснуться темы горячей воды в теплых широтах и напомнить, что там существовали подобия современных котельных. Где-то лучше, где-то хуже, но к МП относительно богатые дома или такие учреждения, как гильдии магов, например, да гостиницы, имели свои котельные, которые нагревали воду. Не в огромных количествах, но горячая вода обычно присутствует в таких домах. Для этого на холме ставят «водяную башню», из которой горячая вода поступает в ближайшие дома.  Используют в водяных башнях котлы, которые нагреваются удобным для местности и места способом. Для ванной хватает, а душ предпочитали все же прохладный и правильно делали…
Те, кто жил в кварталах попроще, могли сделать небольшое подобие котельной у себя в доме. Не современный бойлер, но вполне пойдет.
Как итог всей водной части. Система водоснабжения в Вендоре хороша. Степень удобств зависит от положения в обществе и количества денег, но и рядовые вендорцы не страдают – воды хватает и им. Конечно, и без бичей не обходится, но они всегда и везде были. А те, кто хочет, зимой не мерзнут, и моются ежедневно. При желании, даже горячей водой… А если же система вдруг выходит из строя, то обычные речки еще никто не отменял, а выкопать колодец – много ума, в общем-то, и не надо…

Дороги, мосты
Может, дураков в Вендоре и достаточно, но другая беда не так ярко выражена, как в исторической России. Дороги в Гиперборее были отличными, и эти навыки быстро нашли выражение в развивающихся странах. Конечно, все развивалось со временем. Долгое время дороги были грунтовыми, и их качество поддерживалось регулярным ремонтом, осушением болот, своевременным засыпанием ям и разумной (хоть и простой) дренажной системой.
Постепенно строители пришли к новому типу дорог – их стали засыпать щебнем, что быстро переросло в настоящую методику. Основание дорог делалось из булыжников, поставленных торчком, которые затем засыпались в несколько слоев: от больших каменюк (с кулак размером) снизу до гальки вверху, поверх которой насыпался смешанный с мелкими камешками песок (иногда разбавленный известью). Весь этот торт достигал целого метра в толщину. Не везде, конечно. Но главные дороги выглядели именно так. Ширина тоже варьировалась по степени важности артерии: от 2,5 метров до десяти. Дороги были выгнутыми, чтобы вода радостно стекала в дренажные каналы, заботливо сопровождавшие дороги по всей протяженности.
Олимпийцы любили мостить дороги, соединяющие храмы. Такие дороги назывались «священными». Их отличала специальная колея строгой шириной 1,6 метров, рассчитанная на колесницы и коляски. Ланиста же, сделавшая большой вклад в развитие дорог, мостила обычно только расположенные около самих городов участки. Восточные дороги сделаны попроще, хотя та же Даоссия почти не отстает от юга материка. Русь сумела соединить пару главных городов, но в целом не противоречит сложившейся и в нашей цивилизации традиции. Викинги предпочитают морские путешествия. Особое место занимают транспортные линии в мировоззрении Гамилькара – от Нумидона идет целая сетка качественных, мощенных дорог, причем иногда даже в настолько невзрачные места, что дорогам, наверное, стыдно.
Перемещаться между городами Вендора – удобно. Искателям приключений, конечно, приходится встречать и заброшенные тропинки, и полное бездорожье, но это уже их выбор. Надо было летать учиться. Обычным же людям и странникам жаловаться попросту не на что.


Часы
Вот уж где полный разброд, так это в часах. С древних времен вендорцы знали карту звездного неба, были в курсе периодичности вращения небесных тел, владели календарем, очень точно отражавшим реальное положение вещей. С измерением более коротких промежутков времени было, как ни странно, сложнее. Титаны и боги, обладая острым чувством времени, не нуждались в часах. А людям (и особенно гномам) пришлось их изобретать.
Кратко перечислим несколько типов часов, стараясь не очень подробно на них останавливаться, пусть каждый тип все еще имеет своих пользователей.
Тип часов Солнечные часы Огненные Водяные Песочные Механические
Суть Палочка, бросающая тень от солнца на циферблат. Точнее, свечные. Свеча с делениями горит себе и горит. Иногда помогает запахом Водичка капает из одного резервуара в другой. Песочек сыплется из одного резервуара в другой Четкая работа кучи колесиков и пружинок. Первые придуманы гномами
Точность  Высокая Нормальная Хорошая Плохо Так себе
Регион Везде, где много солнца Восток и у любителей В любом регионе есть Везде Концентрация у гномов
Плюсы -Точность
-Простота -Вонный «будильник» -Надежность -Мобильность
-Статусность

Минусы Зависимость от солнца и дня -Одноразовость
-Зависимость от горения -Толком и нет -Короткий замер
-Недолговечность -Цена
Резюме Пусть стоят, конечно, на балконе где-нибудь, но обязательно надо иметь запасные другого типа. Почему бы и нет? Но водяные, конечно, удобнее: ведь то ли рычажок двинуть, то ли новую свечу купить… Лучшие из простых часов. Надежные, простые, независимы от многих факторов (ночь, ветер и т.д.) Песок куда быстрее воды сыплется, к тому же измельчается. Но зато часы очень просты. Механические часы еще не особо сбалансированы и часто нуждаются в доработке. Но время меряют терпимо, да и статусно это – такие часики иметь в доме
Хитрость в том, что тип часов – это одно, а модель – это другое. Все зависит от того, как сделаны конкретные часы. И цена, и качество, и долговечность, и временной замер, и популярность… Большинство часов очень просты, но можно и из солнечных сделать произведение искусства ценой в деревню.

Освещение
Проблема освещения помещений встала еще перед титанами древности. Правда, они тогда легко ее решали с помощью образной магии. Она была тогда такой силы, что даже ребенку не составляло труда материализовать светильник в виде какого-нибудь шара или большой капли, который работал бы сколько нужно. На то это и был Золотой век, что можно было делать все, на что фантазии хватит. Более поздние по времени древние святилища и Гиперборея были освещены массой светильников, созданных уже не только силой мысли, но и с помощью различных технологий, работающих на стыке материальных законов и астральной магии. Это были разного рода кристаллы, а иногда и просто различные предметы интерьера, наделенные свойством излучать свет. Сразу уточним, что с современным электричеством это не имеет ничего общего, хотя некая поверхностная схожесть и есть.
После ГГ с наибольшими проблемами в освещении столкнулись гномы, ушедшие в подземелье. Если для других народов создание ярких источников освещения было вопросом эстетики, то для гномов – вопросом выживания. Подземные ходы кишели всякой мерзостью, и без света справиться с ней не было никаких шансов. Лучшие умы взялись за создание осветительных кристаллов (заблаговременно об этом никто, конечно же, не подумал), и первым справился один из молодых инженеров Илич, придумавший отличный образец, который можно было создавать без магии (с этим у гномов совсем туго). Он назвал его «Лунный кристалл» за мягкий, интимный свет. Но, к сожалению, не дожил до массового производства своего творения, свалившись, по иронии судьбы, в плохо освещенный провал… Люди в это время тоже искали способы осветить замкнутое пространство, а также сделать времяпровождение в темное время суток более уютным. Но так как их поджимало меньше, а некоторые умельцы к тому же еще могли создавать огни с помощью остатков образной (и астральной) магии, не спешили совершать научную революцию в области осветительных приборов. И в итоге, как часто бывает, в скором времени были вынуждены перейти на факелы… Не все, конечно. Некоторые еще могли освещать себя с помощью магии, но главная беда – отсутствие способа создания доступного осветительного прибора – стала массовой. Ведь совсем скоро люди разбрелись по Вендору, не имея при себе других знаний освещения, кроме все менее понятных огней прошлого и примитивных факелов… Разумеется, боги не могли позволить своим «питомцам» жить впотьмах, и, выдержав рамки приличия в пару сотен лет, стали подсказывать изобретателям идейки. Однако для большинства народов они оказались несвоевременными, ибо гиперборейская десантура прибыла в места дислокации без нужных знаний, которые за это время и сама потеряла… Прогресс за два века случился несерьезный: от факелов до свечей. Менялся дизайн светильников, появлялись люстры… Но в этих люстрах горели все те же свечи, разве что менее коптящие, чем раньше.
И последующие несколько веков дальше горения мысль почему-то не шла, хотя боги и подсказывали интересные варианты... Масляные лампы были уже поинтереснее свечей, но идеально подходящее для них оливковое масло было доступно не в таких количествах, чтобы бедняки смогли преодолеть потемки родной хибары, довольно редко располагавшей таким понятием, как окно.
И очень вовремя началась вторая молодость лунного кристалла. Какие-то искатели приключений сумели тайком спереть у гномов несколько образцов и не сплавить на рынке, как обычно, а сделать поистине гроссмейстерский ход. Они позвали представителей Торговой гильдии (слабоватая, но по тем временам вполне весомая предшественница современной героям Купеческой Ложи), магов разных сфер, показали им свой улов и предложили заключить договор: они отдают кристаллы на исследование, та магическая гильдия, которая первой поймет строение кристалла, получает заказ и патент на дальнейшее производство этих кристаллов, продажу осуществляет Торговая гильдия, а искателям дается несколько процентов с каждого проданного кристалла…
Маги долго бились поодиночке, но не могли разгадать секрет Илича, пока не объединили усилия. В итоге через год начались массовые продажи «Лампочки Илича», как ее прозвали в народе, по всему Вендору. Производят их в каждой гильдии, делая при этом своего цвета. Воздушные светят белым как бы прозрачным цветом, водные – голубым, огненные – светят оранжевым, а земляные – затемнены пепельно-бурой дымкой. Спросом пользуются все, какие больше – неизвестно. Известно, что в народе больше всего любят кристаллы под оригинальной маркой «Лунный кристалл», подражающие матовому свету самой первой Лампочки Илича, которые потихоньку производят все гильдии магов.
Таким образом была решена проблема освещения. Лунный кристалл очень неприхотлив, его просто нужно изредка выносить на свет, чтобы он зарядился и мог бесперебойно светить еще месяц. Поначалу некоторые проблемы были с выключением, но выяснилось, что лунный кристалл самостоятельно гаснет, если его полить водой. Пришлось для уличных ночных фонарей придумывать небольшие крыши-зонтики, зато люди получили простой способ временно погасить лампочку Илича, если ее свет мешал отдыхать или просто смущал…
Да, совсем забыли упомянуть, что искатели, прозванные потом в народе «Светлячками», поставили еще одно условие: невысокая наценка. А так как в производстве лунные кристаллы оказались не такими и дорогими, возможность осветить свой дом прохладным огнем Лампочки Илича получило большое количество людей, включая так называемый средний класс. Понятно, что у них было по лампочке на комнату, в то время как в башнях магов и виллах богачей царила просто иллюминация. Но это уже мелочи: если у меня в доме стоит, скажем, плазма, то мне без разницы, что у кого-то их по две в каждой комнате…
Самое любопытное, что другой тип освещения был у людей почти перед глазами все это время. Нет, эльфы не имели особо теплых отношений с людьми, но в отличие от гномов не использовали и политику строгой изоляции. И каждый, кто попадал на остров ушастых, отмечал, что у них повсюду парят в воздухе чрезвычайно красивые, завораживающие глаз светильники. Но впечатление было столь сильным, что у большинства визитеров даже в мыслях не было, что такое получится воссоздать вне полусказочной Мефальи. Те же, кто мыслил рационально и решался позаимствовать у эльфов их летающие лампочки, сталкивался с вежливым, но строгим отказом, причина которого раскрывалась просто, если настойчивый гость пытался украсть светильник тайком – эти огоньки были живыми. Лесное королевство эльфов было наполнено всевозможными светлячками, блуждающими огоньками и светящимися пикси, которые громко возмущались при попытках их поймать… Некоторым удалось изловить подобных светлячков, но они еще на обратной дороге переставали светить, а вскоре умирали, оторванные от родного леса… Концентрация же подобных существ в человеческих лесах была слишком мала, чтобы этим воспользоваться…
К моменту повествования проблемы освещения в Вендоре нет. Все богатые дома освещены десятками и сотнями лунных кристаллов. Люди со средним достатком с их же помощью избавлены от полумрака комнат. Беднякам же остаются свечи и лампадки. Хотя последние-то, если прикинуть, в итоге из-за масла обходятся куда дороже, чем неприхотливые лампочки Илича. Просто не все еще до этого дошли и пока находятся в роли скупого, платящего реально десятикратно… Лунные кристаллы используются повсеместно, кроме разве что Мефальи, давно заброшенных подземелий и демонических сооружений. В заброшенных подземельях ЛК негде заряжаться (им хватает любых фотонов, но кто ж там будет ходить и подолгу держать рядом факелы?), а потому в них обычно царит темнота. Демоны же предпочитают свои светильники, использующие элементальную энергию. Некоторые люди не любят «холодный» свет принципиально, отдавая приоритет живому огню, но это уже частности…
«Спасибо Илич! Ты вечно живешь в свете каждой твоей лампочки!» - эти слова скандируют люди хором на «Празднике кристалла», отмечаемого каждый год в некоторых городах Вендора. Хм. А нужно ли Иличу такое бессмертие?..

Книги и письменность
В Вендоре есть некоторый перекос в области книг и письменности. Неравномерность изобретений привела к тому, что чтение доступно сравнительно немалому кругу людей, а вот письмо еще не столь распространено, как могло бы. И причина довольно смешна – это задержка в создании доступных средств для письма на бумаге. Сланцевые карандаши появились совсем недавно, а графитовые – хоть и давно, но непросты в производстве, а потому дороги и малодоступны обывателям. Чернила же требуют особой техники письма. Вот и получилось, что, когда эйфория, наставшая после массового распространения бумаги, была на пике и заставила людей массово (относительно массово, разумеется, очень относительно) учиться чтению, писать было еще дороговато. А когда эйфория спала, то не так много людей нашло в себе желание обучаться письму, нужному, в общем-то, ограниченному кругу людей.
Словом, если почитать может себе позволить даже какой-нибудь ремесленник, то пишут обычно только те, кому это необходимо: торговля, магия, указы и т.д. Общая грамотность составляет где-то 15-17%, но если читает примерно 20-25%, то пишет – 7-9. Впрочем, в отдельных регионах цифра может быть и под 50.
Книги
Надо еще заметить, что современные повествованию книги отличаются от тех, которые были в нашей древности. В первую очередь – содержанием. Ведь расцвет вендорского книгопечатания пришелся на пору активного засыпания богов и уменьшения роли их культов в жизни человека. Конечно же, все древние книги – религиозного характера. Это монументальные пергаментные издания с обилием рисунков и дорогущим переплетом. Воздействие письменным словом всегда понималось богами и жрецами как крайне сильное и в комплексе с другими видами искусства активно участвовало в пропаганде нужных богам ценностей.
В период же расцвета книгоделия люди как раз вздохнули свободно. И тут же взялись строчить книги на разные темы. Беллетристика и справочники любого характера заполонили Вендор. Причем особенности создания книг (а это в основном ксилография) повлияли на тиражи. Поскольку ксилографические штампы – одноразовые (в смысле неизменности символов), то неизмеримо легче выпускать одну книгу огромным тиражом, чем несколько – небольшим.
Так что книг, если присмотреться, не так и много, как могло было быть с учетом успехов в создании бумаги и существования множества рецептов чернил.
Что характерно, в последние годы снова пошла волна религиозных изданий. Служители Легиона ведут свою игру, печатая книги, способствующие выработке фатализма, отвлекающие от вопросов бытия и порочащие богов. Крестоносцы активно печатают книги о христианстве в их понимании, не забывая вручную писать и канонические версии, внушающие уважение одним своим видом.
В общем, книга остается средством воздействия на сознание, одним из способов внушения нужной информации. Одновременно с этим она выполняет и другие функции: просвещающую, развлекающую, консолидирующую (как, например, когда-то Тора)… Нельзя забывать, что очень много информации хранится в свитках, глиняных табличках и прочих носителях информации. Не так мало и библиотек – как императорского уровня, так и частных коллекций.
Тип книги Рукописная Ксилографическая
Основа Пергамент Бумага
Способ написания Рукописный Ксилография
Рисунки Делаются вручную художниками Цветные раскрашиваются толпой вручную по шаблонам (сильно сказывается на цене), простые печатаются, как и текст
Цена Очень высокая Доступная
Общее количество Тысячи Миллионы
Количество оригинальных книг Несколько сотен Более десяти тысяч и быстро растет
Тематика Обычно священные, религиозные, магические или государственной важности От беллетристики низкого пошиба до копий священных текстов
Авторы Боги, жрецы, маги, цари От тех же, кто пишет и рукописные, до любого писателя, сумевшего договориться с издательствами
Издатели Храмы, монастыри, академии, гильдии, царские канцелярии, независимые группы книгописцев Все перечисленное слева, плюс добрая сотня книжных контор, занимающихся созданием книг. А что? Дело прибыльное.
Письменность
Теперь уточним с письменностью. О ней более предметно сказано в статье «Языки Вендора», но кое-что уместно сказать и здесь, где – дублируя, а где – глядя под другим углом.
Письменность, как таковая, появилась уже после Золотого Века, когда демиурги взялись общаться с дикарями. Письменность эта, как и языки, была примитивной и одновременно довольно путанной, ведь богам и титанам, привыкшим общаться образами, было тоже непросто втолковывать дикарям суть мироздания с помощью средств, доступных их пониманию.
Вот почему языки народов, созданных в Первую Попытку, так кардинально отличались от той системы, которая возникла в Гиперборее и, как при ее существовании, так и после ее гибели, нередко в разных обличиях, распространилась на солидную часть Вендора. Правда, не все так просто, и далеко не везде, где распространилась несущая новые понятия арийская устная речь, прижилась еще далекая от унификации арийская письменность, формировавшаяся так долго, что почти весь восток успел принять и освоить другие виды письма…
Нужно понять, что как восточные народы ПП, так и южные колонии Гипербореи – развивались в довольно тесном контакте. И получался интересный переплет, когда народы демиургов, разительно отставая от жителей самой Тартарии, существенно превосходили в развитии рядовое население ее колоний. Боги в то время активно сотрудничали, перенимая опыт и дозированно подталкивая прогресс народов – понятно, что это проявлялось и в языковой сфере, и в зачатках письменности. Поэтому арии посткатастрофического периода чаще всего приходили отнюдь не на пустое место, а в уже живущее по собственным правилам общество, прочно завязанное на традиции и отношения с соседями. К тому моменту своя полноценная письменность уже имелась у эльфов, гномов, финикийцев, ханьцев, дравидов острова Аджи. Определенных успехов в этом вопросе достигли и наиболее развитые колонии: Осириан и Шумерия.
Арии, ассимилируя коренные племена востока и собственные колонии, очень сильно поменяли и обновили их языки, но не стали трогать письменность. Не стали по той простой причине, что арийские письменные системы того времени, в отличие от всего остального – не превосходили уже имевшиеся у местных народов . В итоге устная речь лидийцев и аджаров вполне близка к арийской, а вот письменность в корне отличается. Причем если трогать аджаров, то там и с устным языком не все просто – возникнув на стыке путанного древнего и стройного арийского, он корнями очень похож на праарийский, но насыщен шелухой прошлых веков и соседних влияний .
Финикийская система, эльфийская, ханьская, бермудская, осирианская, шумерская – они сильно отличаются от той алфавитной буквицы, в которую постепенно оформилась арийская письменность. Ханьская использует систему иероглифов, эльфийская – сложную идеографическую вязь, финикийцы – консонантное письмо (в форме упрощенной вязи – наиболее приближенный к буквице вариант), а бермуды – вовсе какую-то запутанную ерунду, имеющую мало общего с системой (это осколки аджарской вязи плюс крошки пиктографических отголосков Гипербореи). Шумеры же и осирианцы, хоть и развивались под руководством северных кураторов, успели глубоко пропитаться более ранними, нежели буквица или даже руны, типами письма (синтетическое письмо осирианцев, которое с натяжкой можно назвать лого-консонантным, и развившаяся из пиктографии и идеографии клинопись шумеров). Боги и сами арии не видели никакого смысла в том, чтобы переворачивать все с ног наголову – в эти сложные времена требовалось поскорее сохранить оставшиеся знания прошлого, и логично было делать это в той форме, в которой будет максимально близко и понятно конкретным народам. Поэтому шумерам оставляли таблички, осирианцам рисовали на стенах, а аджарам – спешно диктовали тексты будущих Вед под их мудреную вязь…
После этого устраивать письменные революции и вовсе было бы странно – даже ради более совершенной алфавитной системы, очертания которой стали наклевываться среди потомков ариев, чье письмо быстро эволюционировало от пиктографии через руны в алфавитную буквицу. К тому моменту, когда появился классический ахейский алфавит, на востоке уже не один век существовала более громоздкая, но зато глубоко внедренная в народ финикийская алфавитная же вязь, в которую рациональные финикийцы преобразовали пространное идеографическое письмо эльфов, когда-то послужившее им фундаментом. То есть вязь – это, в общем-то, лишь форма начертания знаков, а структурно и принципиально – финикийское письмо относится к алфавитному, отличаясь от западного аналога только изрядно увеличенным числом символов, их внешним видом и стойким нежеланием отображать гласные звуки.
Некоторым богам хотелось привести все народы к единой системе письма, но для этого пришлось бы либо отбрасывать проверенную веками восточную вязь, либо отказываться от свежей арийской буквицы, в условиях пониженной образной силы – наиболее совершенной формы передачи мыслей на плоских поверхностях. Было решено не вмешиваться в языковой порядок вещей, в результате чего восток и запад пошли собственными путями. Финикийцы еще глубже распространили свою вязь на весь юго-восток, так как торговали они активно, а письменность в этом вопросе являлась делом довольно важным. Позднеарийская же письменность, благодаря структурной легкости – закрепилась в западной части Вендора.
Она, если проводить параллели, чем-то похожа на ребенка кириллицы и латиницы. Правда, ребенка, более умного, чем оба родителя вместе взятые, и впитавшего руническую мудрость бабушки. Основы арийского языка лежат в большинстве западных диалектов Вендора, просто с севера на юг слова теряют длину, становятся проще, легче и… беднее. Они меньше выражают изначальную суть. Но об этом не здесь. Мы про алфавит, а он довольно похож, и, скажем, толковый кельт сумеет понять, что написал на своем родном языке ахеец или капитолиец. И русич при желании способен медленно прочитать не слишком мудреную поэму ахейского драматурга. А вот южанам, как и в устной речи – тяжелее понять северян (особенно русичей), дополнивших считающуюся классической ахейскую буквицу добрым десятком рунических знаков.
Итак, к МП основных систем письма две. Это арийская буквица и консонантная семитская (финикийская) вязь. Отдельные народы используют и другие системы (ханьские и бермудские иероглифы, эльфийская вязь, гномьи руны), но это уже исключения, зато большинство надписей можно прочесть (понять – это уже второй вопрос), зная всего две письменных системы. Понятно, что в большинстве случаев детей стараются обучить сразу обеим системам письма, чтобы они потом могли хорошо себя чувствовать почти на всей территории Вендора.
С точки зрения популярности буквица считается удобнее и моднее вязи, но это во многом следствие поражения лидийского востока от олимпийского запада, в результате чего ахейская культура хлынула завоевывать восток, что не могло не сказаться и на языковом балансе…
Еще можно добавить, что арийская система популярнее среди писателей, зато все маги пишут именно вязью.
***
Теперь о том, на чем писали и пишут… Начиналось все чуть ли не с камней – наверное, потому, что такому монументализму больше доверяли диковатые племена аборигенов разных областей. И даже когда были найдены более удобные способы письма, сами аборигены нередко возвращались к камню – может, ностальгия, может, важности добавить, но факт остается фактом. К слову, эта тенденция особенно четко наблюдалась на востоке, и некоторые считают, что именно она (на пару с глиняными табличками) породила привычку финикийцев пропускать гласные, без которых суть надписи вполне можно было понять и так. Ради одной гласной высекать камень лишних полчаса никому не хотелось …
Эпоха глиняных табличек на востоке продолжалась довольно долго и после широкого распространения папируса. Писать на папирусе было легче, но в изготовлении он обходился куда дороже. Наверное, поэтому экономные народы (вроде шумеров) еще много веков продолжали истыкивать клином тонны глины и героически перешли-таки на папирус уже незадолго до появления бумаги.
Хрупкий папирус не особо годился для долговечных священных книг, которые то тут, то там передавались людям, поэтому боги подтолкнули людей к изобретению и использованию пергамента. Это было очень дорогое удовольствие, но зато священники и жрецы на несколько столетий получили возможность сеять не всегда разумное, но всегда вечное среди людей. Маги тоже оценили материал при работе со свитками – если папирусные свитки не выдерживали даже побочного импульса, рассыпаясь после первого же использования, то пергаментные можно было привязать к новому образу и использовать многократно. Впрочем, это единственная сфера, где пергамент заменил папирус – в остальных они отлично уживались, проходя в разных ценовых и весовых категориях: заменив таблички, скрижали и пластины, пергамент на века стал элитарной поверхностью для письма, в то время как папирус, наряду с восковыми табличками и различными региональными аналогами прочно заполнял нишу относительно дешевого материала для письма вплоть до появления бумаги.
Поскольку широкое распространение грамотности интересовало богов меньше, чем внедрение их откровений и культов, то между пергаментом с папирусом и бумагой получилась серьезная временная пропасть. Спасибо демиургам Даоссии – бумага, наконец, была изобретена и дала толчок массовому книгопечатанию. Но не только в книгах дело – более доступным стало и письмо. Правда, уже упоминавшийся ступор с созданием пишущих средств помешал письму стать таким же доступным, как чтение, но все равно совершил небольшую революцию, ведь у тысяч людей появилась возможность оставлять свой след на плоских поверхностях…
Бумага быстро заменила не только папирус, но и восковые таблички, бывшие в широком ходу на материке, однако последние вскоре вернулись в быт писцов – ведь их удобство в роли черновиков неоспоримо…
Как обстоит ситуация на МП, покажет табличка письменности (см. ниже).
П.С. Были еще деревянные таблички эльфов, каменные гномьи скрижали, ханьский шелк, русская береста, стойкие аджарские краски на самых разных поверхностях, но это сугубо региональные материалы, пусть и вполне используемые до сих пор (шелк – как каприз богачей). Больше всех, конечно, Леле повезло. Алеф – это просто-таки идеальный ноутбук древности. Но это уже новая тема для разговора…


Тип поверхности Глиняные таблички Папирус Восковые таблички Пергамент Бумага
Чем пишут Клином Стилусом и водяными красками, но и просто давить можно Стилусом Чернилами и пером Сланцем (дешево, но не так удобно), графитом (дорого, но круто), чернилами (лучше дома)
Цена Низкая Средняя Средняя Огромная Ниже среднего
Редкость Почти вышли из употребления, используются только бедняками Почти вытеснен более удобной бумагой. Остался как ненадежное хранилище древних знаний в виде свитков Широко используется как черновик Купить можно почти всегда, если много денег. В виде свитков достаточно широко распространен Бумаги все больше, а деревьев-то еще мно-ого.
Вес Большой Маленький Средний Средний Крохотный
Плюсы -Легкость изготовления
-Цена -Легкость -Многоразовость
-Легкость письма -Долговечность
-Качество
-Престижность
-Легкость письма -Легкость
-Легкость письма
-Цена
Минусы -Тяжеловато писать
-Громоздкость -Хрупкость
-Сложность изготовления -Недолговечность записей
-Громоздкость всего комплекта
-Температурные капризы -Дикая цена
-Вес -Хрупкость
Статус Раритет. Дешевый вариант сохранить запись надолго. Только если под рукой нет бумаги или карандаша Удобный черновик для тех, кто не хочет понапрасну тратить бумагу и карандаши Пишут обычно свитки, важные указы и классические произведения. Иначе – это то же, что чистым шелком подтираться Идеальный вариант для записей средней важности. Большой шаг вперед.
Резюме Баланс опять сохранен. Всем сестрам по серьгам. Бедные могут использовать папирус и глину, те, кому надо по роду занятий – бумагу, поэтам рекомендуется воск, чтобы легче было править, священникам и царям – пергамент… Да и каждый искатель выберет то, что ему удобнее. Свитки для магии и важных записей, глиняные таблички – для архива, восковая табличка крайне удобна в виде вечного черновика, бумага – на все остальные случаи, а папирус – на всякий. Вдруг карандаши кончатся; не чернила же с собой таскать…



Единая система мер и весов
И напоследок – совсем кратко о еще одной важной теме. В Вендоре, на зависть нашему средневековью, существует единая таблица мер и весов, причем эта стандартизация пришла даже раньше олимпийской экспансии на восток, ее лишь окончательно закрепившей. Изначально стройных систем измерений было четыре: финикийская, гиперборейская, олимпийская и ханьская. Самой совершенной предсказуемо являлась гиперборейская, но это, как часто бывает, не дало бы ей победить просто так. И главной причиной именно ее вплетения во все регионы стал так называемый Ковчег Знаний – проект, который титаны и боги предусмотрительно реализовали, оставив людям «умные подарки» на случай своего ухода или ослабления.
Ковчег пригодился. Когда исследователи эры богов расшифровали данные пирамид и сопоставили их с дошедшими от гиперборейских колонистов знаниями, стройность системы мер и весов была признана изобретателями, мастерами и учеными из самых разных уголков Вендора. Кроме того, многие древние чертежи, рецепты и схемы опирались именно на гиперборейские же единицы измерения, и для точности расчетов явно шло на пользу отсутствие конвертаций в другие единицы. А когда передовые люди пользуются какими-то стандартами, ничего странного, что со временем на них переходит и остальная часть населения. Компактность Вендора, как и самосоотнесение большинства народов к арийскому корню, были этому только в помощь, и уже века с девятого прогрессивные люди Олимпии и бывшей Финикии вовсю использовали гиперборейскую метрику как основную, а ханьцы, верные традициям и своей – тоже довольно четкой – системе мер и весов – применяли их примерно поровну, ибо многое мастерили по именно континентальным лекалам.
В народе все эти милые аршины, локти, футы, ли и мили – вполне себе используются. Однако уже на уровне мастеров среднего звена стандартизация считается как нечто должное. Любопытно, что сами единицы в Вендоре носят совершенно иные, незнакомые нам названия, но, дабы не перегружать ваш внутренний конвертер мер и весов, а также по причине, изложенной в одной из книг, мы используем привычные «метры, граммы и часы». В ущерб аутентичности, конечно, но что уж тут поделать, при выборе из меньших зол. Вендорский эпос и так предостаточно нагружает читательский мозг, чтобы еще и непрестанно перегревать внутренний калькулятор.


Рецензии