Ироничный постскриптум к хронике текущих дней-2
Я остался сценаристом и капитаном команды, все административные дела, в том числе, комплектацию команды взял на себя Кирилл. Он пригласил в команду Наташу Алимову, Ирину Леонтьеву и Элеонору Зинурову, которые в это время работали учителями в школах Намангана. И удалил из команды Тургунову Дилю. К моему стыду, я не поборолся за нее. Игоря я отстоял, Титель хотел убрать и его. Конечно, у Игоря не было актерского таланта, не было вокальных данных, но зато он обладал потрясающим чувством юмора – меня поражало его умение быстро и остроумно ответить. Эта способность Карпенюка могла пригодиться на разминке. А насчет Дили я могу сказать то, что в то время мы еще не были с нею такими близкими друзьями, чтобы я пошел на конфликт с Кириллом. Но повторяю, мне до сих пор стыдно за свое малодушие.
Над приветствием, темой которого было «Минуточку внимания!» работалось легко. Мало того, что многие шутки для приветствия придумались еще летом, но и само название конкурса предполагало свободу действия, что немаловажно для создания сценария. В самом начале приветствия я обыграл название конкурса. Выглядело это так. Улугбек под рокот моторов на самокате выскакивал на сцену и кричал: «Коканд, я вас не слышу!». Раздавалась автоматная очередь, Улугбек падал. Из автомобиля появлялись гангстеры, и один из них, посмотрев на лежащего, говорил: «Он больше ничего не услышит и не увидит», а другой добавлял: «Почтим его память минутой… внимания!».
Приветственную песню я написал еще летом, как говорится, впрок. С детства я обожал группу «Boney M», среди прочих любимейшей является «Bahama». И у меня все время на языке вертелась строчка: «Команда из Намангана, Влево, вправо, а затем назад и прямо!». Понемногу вокруг этих слов возник текст всей песни. Заключительную песню в приветствии предложил Валентин Цой. С его подачи я написал текст на мотив «Рулетки» группы «Кар-Мэн». В этой песне есть строчки, которыми я могу гордиться: «Нам от смеха умирать, Чтобы этим смехом жить!» и «В шутках порой бывает больше правды, Если, конечно, меру знать!».
Чтобы как-то задействовать в приветствии всех, была сделана вставка из песни на мотив очень популярной тогда песни «Made in India» певицы Алиши. Ее исполняла Зинурова Элеонора, все происходящее напоминало сам клип певицы, были даже слоны, которых изображали ребята, надевшие противогазы.
Я рассказываю так, как это было на сцене Дворца железнодорожников, хотя, в процессе подготовки сценария не совсем представлял, как это будет.
Был в этом приветствии и мой сольный: «Черепаший футбол». Я очень медленно читал текст, а за моей спиной все остальные двигались как в замедленной съемке.
Из других подробностей приветствия следует упомянуть о шутках, которые были написаны специально для Кирилла. Учитывая его «пятый пункт», все шутки про евреев достались ему. В приветствии была одна:
- А правду говорят, что еврей – это не национальность, а состояние души?
- Еврей – это состояние… Крупное состояние…
Мне лично больше всего нравилась две шутки, одну из которых произносила Ира Леонтьева:
- Женщины, помните, минута оплошности принести вам массу… удовольствия!
А вторая – это диалог Леонтьевой и Таджибаева:
- А меня вон тот парень в зале уже целую минуту глазами ест!
- Слушай – отвернись! А то подавишься!
Как комментарий к вышеупомянутой шутке – наманганские команды КВН всегда славились красивыми девушками. Так уж получалось!
Хуже дело обстояло музыкальным конкурсом. Хотелось сделать что-нибудь оригинальное. Песни были готовы, нужна была сюжетная линия. Идти по самому легкому пути – сделать концерт ведущими, которые просто будут объявлять номера, не хотелось. И само название «Музыкальный прогноз» никуда не вписывалось. Однажды на репетиции мы всей командой решили сделать ресторан, в котором сидят представители преступного мира и заказывают музыку.
В итоге получилась вроде неплохо. Нашлась роль даже для неартистичного Карпенюка. Он был официантом, который, в конце концов, оказывался сотрудником правоохранительных органов. Все время на сцене находились Кирилл, Амет и Ирина, которые заполняли паузы между песнями. Первые три песни шли одна за другой: в то время главной темой в эстрадном мире был брак Пугачевой с Киркоровым, и мы не могли пройти мимо этого.
Песню Пугачевой «Я его поцеловала» исполняла Алимова Наташа. Песня Киркорова «Ты» досталась Таджибаеву Руслану. И, наконец, песню Кристины Орбакайте «Почему?» пела Элеонора Зинурова. Все три песни касались перипетий «звездного» брака. И здесь я постарался, чтобы тексты были, как говорится, по уму:
Полюбила я болгарский,
Не табак, не перец тоже,
А народ – за песни-пляски –
Эх, была б я помоложе!
(песня «Я его поцеловала»).
В тексте Таджибаева Руслана были слова, вокруг которого разгорелись споры. Я написал так:
Глаз ты на меня положишь,
На тебя глаз положу.
Кое-кто хотел, чтобы пелось так:
Глаз ты на меня положишь,
На тебя я… положу.
Мне не хотелось излишней пошлости, но многие в команде полагали, что самый доходчивый юмор – это шутки «ниже пояса», а цель оправдывает средства. На мой взгляд, одна шутка не могла решить игру в нашу пользу, а с моральными принципами считаться надо. Самое интересное, что я до сих пор не знаю, как спел эти две строчки сам Руслан, притом, что пел он под «плюсовку».
Также в музыкальном конкурсе была затронута еврейская тема:
- Что у вас есть из еврейской кухни?
- Суп. Жиденький.
Конечно, от этой фразы веет антисемитизмом, но уж больно красивой была игра слов. К тому же и Кирилл не был против этой, мягко говоря, грубоватой шутки.
Лучшими песнями в этом конкурсе, если не считать финальной, были песня футболистов на мотив «Городка» Анжелики Варум и «Офицеры» Олега Газманова. Первую пело несколько человек: я, Улугбек и Леха. Я люблю футбол, и шутки на тему этой игры рождались у меня легко. В этой песне горе-футболисты жалуются на поражение. Сетует вратарь:
На воротах был вчера я,
Мне кричали, что дыра я –
Но есть «но»!
Были промахи в защите,
И наш гол был не засчитан –
Гад – судья!
Его стоны подхватывает следующий футболист:
Я вчера играл по краю,
Меня сбили, я не знаю,
Что потом!
И очнулся лишь в больнице,
Нет ноги, другая – в гипсе,
Перелом!
Затем о своих впечатлениях рассказывает центрфорвард:
У меня шестое чувство,
Я с трех метров промахнулся –
В небеса!
Ждали два часа мяча мы,
Оказалось, он – в Майами,
Чудеса!
И, наконец, мои любимые строчки из этой песни:
Быстро я бежал по флангу,
Тормознуть не смог. Об штангу
Прямо лбом…
Доктор мне сказал: «Ну, встань-ка!»
Я-то встал, а вот у штанги
Перелом!
Я не удержался и процитировал песню почти целиком. Но мне кажется, она того стоит.
А песня «Офицеры» стоит особняком. В ней исполнялся только припев, но и его было достаточно, чтобы текст получился по-настоящему квновским. Я так считаю по прошествии многих лет. Эту песню стоит процитировать целиком, иначе трудно будет по достоинству ее оценить.
Офицеры, пионеры!
Берегите ваши нервы,
Берегите руки, ноги и лицо!
Если вы не так уж глупы –
«Бленд-а-метом» чистьте зубы,
Ведь на нем уже проверено яйцо!
Депутаты, делегаты!
Вдруг затеяли дебаты,
Обожают очень это вот: «ля-ля!»
Коммунары, кому кресла,
Всем, увы, не хватит места.
Ну, а впрочем, это не беда.
Проститутки, протестантки!
«Менатепы», «Инкомбанки»!
На учет закрылись, и валюты нет.
Утюги за сапогами,
Сапоги за мишкой Гамми
Всем участникам забега мой привет!
Единственное, что меня огорчило, когда Алибаев Сергей, который исполнял эту песню, вышел на сцену в шинели на голое тело и смешных шортах, верхом на деревянном коне, и заявил: «А это я, и мой конь! Я сегодня не такой, как вчера, а вчера я был не такой, как позавчера, а позавчера я был не такой, как позапозавчера. И вообще, я какой-то не такой!», при словах «А это я, и мой конь», Кирилл подошел к нему и, заглянув в шорты, сказал: «Разве это конь? Это - лошадь». Это, конечно, вызвало бурю восторгов в зале, но было уже слишком.
С песней «Офицеры» связан и другой факт. После ее исполнения, по сценарию, Амет вставал из-за стола, и говорил: «Ай да Газманов, ай да Сюткин сын!». А через несколько лет эта фраза «Ай да Сюткин сын!» прозвучала в большом КВН. Никто, конечно, ее не воровал у нас, просто идеи витают в воздухе.
Про песню, которую пела Бережная Наташа, можно сказать то, что она была первой в череде песен, написанных в стиле абсурда. Я знал, что Наташа любит творчество Тани Булановой, и как мог, переделал песню «Лайнер приземлился». Мне лично песня нравится, а Наташа как-то сказала, что самые дурацкие песни в сценарии достаются ей. Я с нею согласен.
О финальной песне я хочу сказать, что до сих пор благодарен Таджибаеву Руслану, что именно он предложил переделать песню Сосо Павлиашвили «Знаем мы из книг». Из всех финальных песен написанных мной, эта самая любимая. Хотя в процессе написания ее я достаточно намучился. У этой песни сложный ритмический строй, и трудно было подобрать слова под мелодию. Но, как в награду, получилась классная финальная песня:
Прогноз, как не верти, такая вещь, что вряд ли
Когда-нибудь у нас в нем будет дефицит.
Язык пусть у судьбы непонятлив,
Но только этот факт нас ведь не смутит!
А завтра, может быть, подорожает сахар,
А Пугачева вдруг к Леонтьеву уйдет.
Но наша жизнь – игра! И однажды,
Нужно лишь рискнуть: может, повезет!
Мы играем в КВН, нас игра взяла всех в плен!
И прогнозам горьким всем назло –
Дарит радость всем игра, нам играть пришла пора!
И других не надо больше слов!
Нам чемпионом стать, наверное, не светит,
О грустном песни мне придется долго петь,
Что наша жизнь? Игра! И однажды
Нужно лишь рискнуть, может, повезет!
Одна строчка в песне оказалась пророческой: «Нам чемпионом стать, наверное, не светит…».
Отдельный рассказ хочется посвятить процессу записи фонограммы. Этим занимался Кирилл, Алибаев Сергей и Снежана, девушка Сергея, учившаяся в музыкальном училище. Фонограмма писалась по вечерам, а я не имел возможности оставаться в городе допоздна. Лишь под самый конец, когда я стал снимать жилье, мне довелось лицезреть процесс записи настоящей фонограммы. Специально выделяю слово «настоящей». На улице Чехова находилась студия звукозаписи Турсунова Романа. Я прямо сказать «обалдел», когда увидел звукозаписывающую аппаратуру, еще больше ошеломили меня возможности этой техники. Роман и предложил записать не только минусовку, но и плюсовку. Мы так и поступили, и правильность этого решения выяснилась уже в Коканде, на игре.
Конечно, такая фонограмма требовала денежных средств. Мы их нашли очень просто. Таджибаев Руслан пошел по факультету собирать деньги. Команда КВН защищала честь города, честь университета и честь факультета. За не очень большую сумму фонограмма была сделана.
Параллельно Валентин Цой изготовлял автомобиль. Вышел он громоздким и немного несуразным, но так было нужно по сценарию. А визитки для команды изготовил художник, знакомый Черниковой Оксаны.
Датой нашей игры было назначено 16 декабря 1995 года. На следующий играли другие команды, я предположил, что это будут «Первый в очереди», Андижан, УзГУМЯ-2 и хозяева. Именно эти команды приняли участие на фестивале.
Нужно было определяться с составом команды. В качестве звукорежиссера был приглашен Хайдаров Олим (однокурсник Таджибаева и Карпенюка), кроме того, я пригласил в команду Леху Щеголя с пятого курса, у которого была слава человека, не лезущего за словом в карман. На разминке такой человек мог пригодиться. В качестве вознаграждения за написание фонограммы в команду была включена Снежана Янковская. И с нами ехала одна болельщица – Енилеева Римма, которая согласилась жить за свой счет. Как и предполагалось ранее, все расходы по проживанию и питанию команд взяли на себя организаторы игр.
15 декабря мы прибыли в Коканд. Помню, что погода была пасмурной, дул какой-то неприятный ветер. Вечером должен был быть прогон. На месте уже выяснилось, что «Самаркандские мэтры» не будут принимать участия в игре, но меня это не успокоило; я думал, что последнее место наше, а какое – третье или четвертое – разницы нет. В тот же день впервые я увидел знаменитых «Женихов из Ташкента». Меня удивила их работа на сцене: участники команды стояли у микрофонов, а звукорежиссер команды настраивал их на каждого по отдельности. Для нас это было в новинку. Меня ободрил тот факт, что «Ташкентские каникулы» не привезли фонограмму, и выступали под фортепиано, которое было к тому же не настроено.
Мы решили на репетиции особенно не усердствовать. С музыкой проблем не было (у нас была плюсовка). В-общем, занимались тем, что приглядывались к будущим соперникам.
Поселили нас в гостиницу, вместе с другими командами. Вечером мы познакомились с ними поближе. Были и старые знакомые, и новые лица. Особенно приятно было встретить Тухтамирзаева Акрама. Его тотчас прозвали «белым лебедем». Дело в том, что незадолго до этого по каналу «Останкино» показывали музыкальный фестиваль, на котором прозвучала пародия на песню «Белый лебедь». Если не ошибаюсь, этот номер показывала команда ДГУ. В песне был запоминающийся куплет:
А белый лебедь на пруду
Справляет… малую нужду,
И всех имеет…он в виду
На том пруду.
Акрам все время напевал эту песню, за что и получил свое прозвище. Но на нее он вроде не обижался.
Еще помню, что кто-то из «женихов», показав на наш автомобиль, который еще был в разобранном виде, попросил убрать «это». Он так и не понял, что «это» такое.
Многие также обратили внимание на то, что вся наша команда была в кожанках. Наверное, думали, что в Намангане на них мода. У меня своей кожаной куртки не было, мне ее одолжил Валентин Цой.
Волнение перед игрой было. Меня успокаивало то, что я сделал все от меня зависящее – написал сценарий. Остальное в руках команды, жюри и, наверное, удачи.
Наше приветствие ошеломило зрителей. Оно стоило той порции оваций, которые достались нам. Мы обошли в приветствии даже «Женихов». Не повезло «Ташкентским каникулам» - произошла какая-то заминка с аппаратурой. Героем дня был Кирилл. Те, кто помнил его по фестивалю, недоумевали, почему он не участвовал в нашей программе. Я отшучивался, что мы его приберегли для серьезной игры.
В разминке «Женихи» показали, кто есть кто. У них был опыт, они действительно умели играть разминку. Леха Щеголь, которого мы взяли только ради разминки, потом жаловался, что ему не дали слова. Действительно, разминку «провалил» я. Все пытался придумать умный ответ. Как говорится, первый блин комом.
Наш музыкальный конкурс тоже прошел на «ура». Но у «Женихов» он был более оригинальным, более профессионально поставленным. По итогам трех конкурсов «Женихи» заняли первое место, второе досталось нам, третье – «Ташкентским каникулам». В полуфинал вышли две команды. Наши соперники пытались опротестовать результат игры, аргументируя это наличием у нас плюсовой фонограммы, но один из членов жюри ответил, что КВН – не конкурс музыкальных исполнителей, а юмора. Нас такой подход вполне удовлетворил.
На следующий день мы легким сердцем отправились гулять по Коканду, зашли на рынок, прошлись по улицам. А перед второй игрой, по дороге из гостиницы во Дворец культуры, стали прикалываться от души: с выключенной видеокамерой подходили к прохожим и пытались взять у них интервью.
Результат второй игры оказался неожиданным. Фаворитом считался «Первый в очереди», но ее капитан Игорь Кучмар не приехал (проходил службу в армии), и победила команда «Андижанские султаны». Второе место заняла команда УзГУМЯ-2, взяв как бы реванш за поражение УзГУМЯ-1. «Первый» оказался третьим. Мне игра запомнилась хамским поведением «Женихов», которые сидели в зрительном зале, и комментировали речь ведущего. Ведущим был Миша Вишняков, и когда он объявлял команду «Первый в очереди» Ташкентского института инженерОв железнодорожного транспорта, они громко поправляли его: «ИнженЕров!». В команде-победительнице запомнился Дима Переплетчик, который обладал не только необыкновенной фамилией, но также и потрясающим голосом.
По итогам двух игр выяснилось, что нашими соперниками в полуфинале будут андижанцы, а имя второго финалиста определится в противостоянии ташкентских команд. По моим раскладкам, в нашей паре явного фаворита не было, а в другой явное преимущество было на стороне «Женихов из Ташкента».
Вечером в гостинице творилось нечто невообразимое. Победители праздновали свой успех, проигравшие не отставали. Непонятно было, кто где проживает. Толпы веселых и находчивых кочевали из номера в номер, в фойе началась стихийная дискотека, кто-то кричал, кто-то пел – всего вспомнить невозможно. Для меня этот бедлам чуть не закончился печально: некто из местных зашел в наш номер, надел мою кожаную куртку (которую мне одолжил Валентин), ушел в другой номер и там ее оставил. Хорошо, что куртка нашлась.
В Наманган мы приехали героями. Потом из Коканда прислали видеокассету с записью нашей игры, и все участники команды по очереди ее просмотрели. В те времена видеомагнитофон еще был предметом роскоши, и мне долго пришлось ждать своей очереди. Конечно, в записи игра выглядит совсем не так...
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №222120301239